¬ход   арта сайта
¬.ё. «авь€лов ЁЋ≈ћ≈Ќ“ј–Ќџ… ”„≈ЅЌ»  ƒ»јЌјЋ»«ј > 3.2.2. ѕ–ј¬ќћ≈–Ќќ Ћ» ¬ќ«¬–јў≈Ќ»≈   »Ќ—“»Ќ “јћ —ќ÷»јЋ№Ќќ√ќ ѕќ¬≈ƒ≈Ќ»я?

3.2.2. ѕ–ј¬ќћ≈–Ќќ Ћ» ¬ќ«¬–јў≈Ќ»≈   »Ќ—“»Ќ “јћ —ќ÷»јЋ№Ќќ√ќ ѕќ¬≈ƒ≈Ќ»я?

    У¬се согласны с тем, что человек, - писал автор первого У¬ведени€ в социальную психологиюФ англичанин ”иль€м ћак-ƒауголл, - произошел от доисторических предков, жизнь которых управл€лась инстинктами; но некоторые считают, что, по мере развити€ человеческого ума и способности мышлени€, его инстинкты атрофировались, и у цивилизованного человека остались только в виде т€желых следов его доисторической жизниФ (1908). ƒругие исследователи отвод€т инстинктам более видное место. ќни вид€т, что, хот€ интеллект человека и развивалс€ в ходе эволюции, однако он не мог заменить собой всех инстинктов. »нтеллект, по их мнению, скорее, контролирует и видоизмен€ет функции инстинктов. »ные же (√. Ўнейдер и ”. ƒжемс), утверждают, что у человека столько же инстинктов, сколько и у животных, и отвод€т им, по-прежнему, решающую роль в определении человеческого поведени€.

    ѕод инстинктом ћак-ƒауголл и другие исследователи понимали и понимают некоторую наследственную предрасположенность к воспри€тию определенных объектов внешнего и внутреннего мира, способности обращать на них внимание, Уиспытывать особое чувственное возбуждение при воспри€тии такого объекта и производить соответственные акты или, по крайней мере, испытывать импульс к нимФ.
    ”. ћак-ƒауголл выдел€ет 4 вида сложных инстинктивных процессов.

    1. »нстинктивные реакции, допускаемые не только непосредственным воспри€тием стимульных объектов, но и представлением о них, а так же объектами (представлени€ми) Удругого родаФ.
    2. –еакции, осуществл€ющие инстинктивный акт, могут до бесконечности видоизмен€тьс€ и усложн€тьс€.
    3. “ак как человеческое поведение (инстинкты) могут запускатьс€ сложными представлени€ми. „асто несколько инстинктов запускаютс€ одновременно, образу€ сложную структуру (Унесколько процессов тесно переплетаютс€ один с другимФ).
    4. »ногда инстинктивные стремлени€, более или менее, систематически группируютс€ около некоторых объектов или представлений о них.

    ќн считает, что пр€мо или косвенно инстинкты €вл€ютс€ первопричиной человеческой де€тельности. У»нстинктивные импульсы определ€ют цели вс€кой де€тельности и составл€ют ту движущую силу, котора€ поддерживает душевную активность. ¬есь сложный интеллектуальный аппарат наиболее развитого человеческого ума служит только (целью) средством к достижению этой цели, только орудием, с помощью которого эти импульсы ищут своего осуществлени€Ф (“огда же). »мпульсы не €вл€ютс€ силами, которые поддерживают и формируют жизнь индивидов и обществ.

    ”. ћак-ƒауголл выдел€ет несколько основных инстинктов, которые можно разбить на следующие большие группы.

    I. »нстинкты, способствующие самосохранению отдельного индивида. ќни €вл€ютс€ непосредственным продолжением первичных эмоций:
    1) инстинкт бегства и эмоци€ страха;
    2) инстинкт отталкивани€ (отвращение);
    3) инстинкт любопытства (удивление);
    4) инстинкт драчливости (гнев);
    5) инстинкт самоунижени€ или самоуверенности (отрицательное или положительное самочувствие).

    II. »нстинкты, направленные на сохранение рода (вида), то есть социальные инстинкты:
    1) родительский инстинкт;
    2) половой инстинкт (инстинкт воспроизведени€). ќн тесно св€зан с родительским. Ёту св€зь ћак-ƒауголл считает врожденной и биологически оправданной тем, что облегчает совместную работу самца и самки.  ак часть, в половой инстинкт включен инстинкт ревности, возникающий при любой угрозе помешать де€тельности сексуального импульса;
    3) стадный инстинкт. ∆ивотных этот инстинкт спасает при нападении и защите. ” человека он про€вл€етс€ в том, что дл€ большинства основным условием отдыха служит пребывание в толпе. ѕричем, толпа, в которой люди объединены общим интересом (как это бывает на массовых праздниках, футбольных матчах и т.п.) , более привлекательна.

    III. —оциальные, присущие только человеку, инстинкты, не несущие особо важного значени€:
    1) инстинкт приобретени€;
    2) инстинкт строительства, лежащий в основе любой творческой де€тельности человека.

    IY. ѕрирожденные тенденции, имеющие большое значение дл€ социальной жизни, обладающие общим характером и не имеющие посто€нного €дра-возбудител€ (псевдо-инстинкты).
    1. —импати€. ќна предполагает совместное переживание определенной эмоции с другим человеком, существом. ¬ животном мире она полезна в борьбе за существование, например, при быстром распространении страха и его импульса убегать, когда одно животное издает тревожный крик. Ёто груба€ форм симпатии, Услужит цементом, который св€зывает общество животныхФ, согласует их действи€. ћеханизм симпатии следующий. ѕрактически всегда пусковой механизм инстинкта имеет особый смысл (чаще звуковой). —игнал может служить заменой непосредственного стимула. Ётот механизм про€вл€етс€ не только у животных, но и точно так же у человека.
    2. ¬нушение - Упроцесс передачи, в результате которого получаетс€ убежденное усвоение переданной мысли при отсутствии логически-адекватных оснований дл€ этого усвоени€Ф. ¬нушаемость зависит от аномальных состо€ний мозга (истери€, сон, гипноз и т.п.); от недостатка знаний или убеждений, или недостаточной их систематизации; от силы впечатлени€; от силы характера или природных склонностей субъекта. “аким образом, мы можем выделить Увнушение престижаФ, в основе которого лежит инстинкт самоунижени€. »ногда человек склонен на любое обращение к нему отвечать противоположно. “огда мы имеем УконтрвнушениеФ, основывающеес€ на инстинкте самоуверенности.
    3. ѕодражание - Укопирование одним индивидом действий, телесных движений другогоФ. ќно может про€вл€тьс€ следующим образом:
    - по механизму симпатии (например, когда ребенок плачет потому, что плачет другой и т.п.);
    - по механизму идеомоторных реакций, основывающихс€ на том, что иде€ стремитс€ перейти в действие. Ётот механизм €вл€етс€ врожденным и служит дл€ ускорени€ процесса научени€ движением;
    - социальное подражание, оно основываетс€ на инстинкте приобретени€, так как позвол€ет получить новые способы поведени€ без лишних энергетических и прочих затрат.

     ак достигаютс€ высшие формы социального поведени€? Ќа этот вопрос ”. ћак-ƒауголл отвечает, оп€ть-таки, с точки зрени€ инстинктивности поведени€.

    ѕо типу подражани€ ребенок усваивает сначала нормы, прин€тые в семейном кругу. «атем он обнаруживает, что часть этих норм поддерживаетс€ всем обществом, друга€ часть - в определенных кругах, в третьих же - прин€ты другие нормы и правила. ≈сли человек живет в обществе, богатом разнообразными мнени€ми, его собственное мнение становитс€ очень внушаемым. Ќо, вместе с тем, это дает больший простор дл€ развити€ высших типов поведени€ и характера и, следовательно, ведет к прогрессу традиций.

    Ќовые же, необычные нравственные традиции возникают на основе эмоций.
    “аким образом, мы можем говорить о том, что, сотворив детальное описание инстинктов, ћак-ƒауголл свел к ним и их сложным комбинаци€м почти все формы индивидуального и социального поведени€ индивида.

    јналогичным образом, к поведению человека подходил и ”. ƒжемс. ƒл€ него инстинкт - это Успособность действовать целесообразно, но без сознательного предвидени€ цели и без предварительной выучки производить данное действиеФ. ¬с€кий же инстинкт - это импульс. ” человека же импульсов больше, чем у любого из низших животных, а, следовательно, больше и инстинктов. ќтличие от животного состоит только в том, что, благодар€ наличию пам€ти, рефлексии, человек способен осознавать каждый из этих импульсов в отдельности, после того, как он однажды испытал их, узнал их результаты и может их предвидеть. ¬следствие этого, конечные результаты инстинктивных действий могут, в соответствии с личным опытом, значительно измен€тьс€.

    ќчень важно заметить, что анализируемые теории инстинктов констатируют следующее: с физиологической точки зрени€, между инстинктивными и разумными действи€ми нет антагонизма. –азум может задерживать инстинктивные импульсы, но дл€ того, чтобы нейтрализовать их новые, более сильные импульсы в противоположном направлении.
    „асть инстинктов через некоторое врем€ отмирает, то, так как мы привыкаем действовать определенным образом, внешнее про€вление остаетс€.

    ”. ƒжемс называл множество инстинктов человека. ¬ начале жизни, по его мнению, про€вл€ютс€ простейшие рефлексы: крик, чихание, сопение и т.д., сосание, склонность вешатьс€ на руках. Уѕозже возникают другие рефлексы: кусание, хватание,... умение сидеть, ползать и ходитьФ (1912). ” человека есть инстинктив-на€ способность к подражанию, а также к соревнованию, драчливости. »нстинк-тивно он испытывает страх, чувство симпатии, застенчивость - общительность, наклонность к приобретению; охотничий азарт, скромность, любовь, прив€занность к родител€м и т.д. ”. ƒжемс указывает, что все инстинкты достигают своего развити€ к 15-16 годам.

    ќбе рассмотренных выше теории инстинктов и их авторы считают поведение человека про€влением совокупности инстинктов или импульсов. Ќо, если ”. ћак-ƒауголл полагал, что имеетс€ довольно ограниченный круг инстинктов, и разнообразие в поведении есть результат их изменчивости и комбинаций, то дл€ ”. ƒжемса - последнее достигаетс€ существованием их бескрайнего множества.

    —о времени работ ”иль€ма ћак-ƒауголла и ”иль€ма ƒжемса, опубликованных в начале ’’ века, прошло немало времени. Ќо число сторонников инстинктивного поведени€ в мире ученых не уменьшаетс€. –азумеетс€, совершенствуютс€ группировки инстинктов, утончаютс€ варианты их интерпретации, однако, суть остаетс€.

    ѕриведу точку зрени€ на эту проблему упоминавшегос€ уже в данной книге современного французского ∆оржа √ерина. ¬ своей книге У¬заимоотношени€ людей на предпри€тииФ, изданной в ѕариже во второй половине ’’ века, он спрашивает: У„то движет людьми, что, собственно, руководит их поступками?Ф.

    √лавный интерес дл€ индивида - это его потребности, то есть Ќужда, нужда не только биологическа€, но и социальна€Ф («десь и далее перевод автора данного пособи€ - ¬.Ќ.).

    У¬се инстинкты „еловека вообще, а индивида, в частности, - утверждает ∆. √ерин, - биосоциальны, ибо он неотделим от других людей из собственного —тада и без них жить не может. »нстинкты врожденны и сопровождают человека-индивида всю его жизнь. »х всего п€ть, называютс€ они глаголами, но охватывают почти все стороны жизни каждого из людейФ.
    ƒалее ∆. √ерин приводит таблицу, которую € формирую по подобию авторской и предлагаю ниже, сделав к ней некоторые замечани€.

    Уѕервые 4 группы инстинктов - эгоцентрические. ¬ основе их - утверждение собственного УяФ. ѕ€та€ группа - альтруистическа€, включающа€ бескорыстие, доброжелательность и жертвенность, заботу о других, даже не близких индивиду людей. ќб€зательно надо видеть в каждом и то, и другое. ѕричем, - говорит ∆орж √ерин, - сегодн€ все более и более человек стремитс€ присоединитьс€ к другим, объединить свои усили€, действовать в содружестве, часто даже жертву€ собою дл€ другихФ.

    ¬ годы моей юности, как многие мои сверстники, € немало времени отдавал спорту. ћы были воспитаны патриотами, горели желанием быть полезными своей –одине, быть готовыми ее защищать и прославл€ть. ” каждого из нас имелись свои тайные и €вные кумиры - образцы дл€ подражани€. ќни имели конкретные имена, иногда очень трагические и весьма печальные. Ќо мы жили только их подвигами и ничего не знали, да, наверное, и не хотели знать о дальнейшей, часто совсем не героической судьбе своих героев. ќдним из таких

    ќсновные социально-биологические инстинкты, определ€ющие жизнеде€тельность и общественное поведение индивидов

    єєп/пЌазвание инстинкта’арактеристика содержани€ инстинкта
    1—уществовать≈сть, пить, дышать, сохран€ть жизнь, иметь кров в соответствии с историческими услови€ми, искать комфорта, при€тных ощущений, отдыхать, наслаждатьс€, быть счастливым, ибо каждый рожден дл€ счасть€.
    2–асти‘изически, духовно, интеллектуально. —тановитьс€ сильнее, умнее, расшир€ть свои владени€, увеличивать имущество, доходы, увлечени€. «аводить семью, растить детей, внуков, добиватьс€ собственной неповторимости. ¬оспитывать себе подобных, передавать им свой опыт, знани€.
    3”тверждатьс€¬з€ть свое место под солнцем. Ѕыть заметным, уважаемым, добиватьс€ чина, признани€, возвышатьс€ над более слабыми, соревноватьс€ с более сильными, добиватьс€ их уважени€, обладать чувством собственного достоинства.
    4«ащищатьс€Ќе допускать вторжени€ других в свою жизнь, семью, собственную личность. ќберегать свое плем€, –одину, веру, свободу, защищать их секреты любой ценой, вплоть до собственной жизни. »збегать ударов судьбы, природы, людей.
    5¬заимодействовать—ливать свою жизнь с другими. —оздавать группы единомышленников, партнеров, вступать с ними в св€зь. ƒелитьс€ знани€ми и опытом не только со своими детьми, но и партнерами, соплеменниками, прив€зыватьс€ к ним, делитьс€ радост€ми и горест€ми, быть патриотом, преданным своей вере, партии, посв€щать себ€ любимому делу, сохран€ть верность идеалу и добру. ∆ертвовать собой ради других.

    образцов самоотверженного, героического поведени€ был дл€ нас мастер спорта ———– по подводному плаванию Ўаварш  арапет€н. Ёто был далеко не р€довой спортсмен, а многократный рекордсмен мира, чемпион многих самых престижных соревнований. » вот сама судьба устроила ему неверо€тное испытание. Ќа его глазах в глубокое озеро оборвалс€ троллейбус, набитый пассажирами. Ў.  арапет€н и его младший брат на этом озере (дело было в ≈реване) заканчивали тренировку. ќба устали, но, не раздумыва€, бросились выручать людей, попавших в беду. —тарший ныр€л в глубину, вытаскивал задыхающихс€ под водой детей, женщин, стариков, помогал выныривать тем, кто был еще в сознании и умел плавать. Ќадо сказать, что двери и окна упавшего в воду троллейбуса были заклинены и практически обнаженный спортсмен сильно порезалс€, разбива€ стекла и каждый раз пролеза€ внутрь троллейбуса. ћладший брат, безусловно, тоже про€вил геройство, вылавлива€ этих обессиленных людей и втаскива€ их в лодку, отвоз€ их на берег и оказыва€ им первую помощь. Ќо подлинным героем был, конечно же, мировой рекордсмен. јбсолютное большинство фактически утонувших пассажиров спас именно он. » если кого-то потом привести в чувство не удалось, малейшей его вины в этом не было. ¬идимо, и сам потер€л силы, да и времени было затрачено слишком много.

    ѕодвиг Ўаварша  арапет€на и его брата с восхищением обсуждал весь мир. Ќо скромные герои утверждали, что так, по их мнению, поступили бы все советские спортсмены, если бы оказались на месте происшестви€. “ака€ самооценка поступка сыграла роковую роль. –ечь о подвиге больше не велась: хорошие спортсмены помогли люд€м, сами остались живы. » на их месте так же повели бы себ€ и другие. »х наградили серийной медалью У«а спасение утопающихФ. ѕропагандистский стереотип, по существу, развенчал подвиг. Ќе утверждаю за других, но мне было искренне обидно за такое отношение правительства. »м€ брата Ўаварша скоро забылось, а сам мировой рекордсмен исчез из моего пол€ зрени€.  ак оказалось потом, подвиг без вс€ких кавычек и условностей, все-таки подорвал его силы и большой спорт пришлось оставить...

    „ерез много-много лет € увидел по телевидению небольшой документальный фильм, сн€тый одним из пассажиров тонущего американского самолета, рухнувшего на взлете в обледеневшую реку.  амера запечатлела молодого пассажира (без имени и фамилии), который в полынье, образованной падением крупного УЅоингаФ, посто€нно ныр€л в глубину, вылавлива€ тонущих людей и выталкивал их на краешек льда. ƒелал он это довольно долго, а потом вода поглотила и самого геро€. ¬еро€тно, обессилев, он уже не смог сопротивл€тьс€ течению реки и был зат€нут под льдину. “ак никто и не сосчитал, сколько жизней спас этот юноша. ’орошо хоть его лицо осталось на пам€ть спасенным.

    ѕодвиги героев, какими бы УбезумнымиФ они не были, все-таки, на мой взгл€д, объ€снимы.

    » брать€  арапет€ны, и этот американский юноша, суд€ по тому, как он держалс€ в одежде на плаву, как мощно и умело выталкивал, по существу, бездвижных людей на лед, были незаур€дными спортсменами. ¬семи ими в высший момент жертвенности руководила, конечно же, не идеологическа€ детерминанта. ќни жили до своего подвига установкой на формирование готовности сильного человека оказывать помощь слабому. » эта установка в решительный час сработала безотказно! —работал биосоциальный инстинкт! ѕо ∆оржу √ерину, именно последний - альтруистический....

    Ќа мой взгл€д, такое объ€снение нисколько не умал€ет величие жертвенного подвига этих героев. » очень плохо, что власть имущие, имеющие официальные полномочи€ называть подобные действи€ героическими, часто оказываютс€ неспособными оценить по достоинству подобное социальное поведение человека.

    јвтор многие годы изучал подобные поступки, собирал имена героев и пришел к твердому убеждению, что почти все подвиги героев не случайны. ƒействительно, в критические моменты жизни каждого из нас УсрабатываетФ то, что накоплено нами в предшествующие периоды. » все они могут быть истолкованы именно социальной психологией как наукой. ¬ первую очередь, с помощью теории инстинктов социального поведени€ и доминанты С”хтомского. Ќо и та , и друга€ теории только подчеркивают необходимость воспитани€ человека в стремлении именно человеческих про€влений своей сущности!

    —огласно ј.ј. С”хтомскому, доминанта на лицо другого принадлежит к числу социально значимых доминант потому, что она определ€ет взаимоотношени€ человека с другими людьми и с обществом, в целом. ¬ ее воспитании можно оперетьс€ на имеющийс€ у человека социальный инстинкт.

    „еловек всегда, иногда даже неосознанно, страдает от одиночества и всеми силами стремитс€ его преодолеть.

    ∆. √ерин считает, что сегодн€ человек все более и более стремитс€ присоединитьс€ к другим, объединить свои умени€ с ними, действовать в содружестве, часто даже жертву€ собою ради других.

    Ќе правда ли, замечательна€ точка зрени€ и как она совпадает с тем, что мы знаем по работам русского американца ѕитирима јлександровича —орокина [см. —. 82-88 ].
    –аскрыва€ студентам тему социальных инстинктов на лекци€х, € часто привожу примеры благородных поступков людей, воспитанных в разных социально-психологических, экономических и даже географических услови€х. „аще всего, эти примеры св€заны с самопожертвованием, оканчивающимс€ гибелью тех, кто в экстремальных услови€х, не раздумыва€, бросаетс€ на помощь другим. “аких людей кто-то называет геро€ми, кто-то - неразумными и нерасчетливыми. — точки же зрени€ теории социально-биологических инстинктов ”. ћак-ƒауголла, ∆оржа √ерина или ј.ј. С”хтомского - это закономерное поведение сильных людей, воспитанных в обществе с доминантой социально значимых поступков. ќт конкретного политического стро€ и экономического положени€ страны обитани€, даже от социального статуса жертвующей собой личности, это, оказываетс€, не так уж много и зависит. „еловек действует в экстремальной ситуации в жесточайшем цейтноте времени, в дефиците информации, не раздумыва€. ¬ такие моменты в конкретном индивиде срабатывает то, что накоплено не только им как личностью, но и человечеством в целом. ( стати, в случа€х с брать€ми  арапет€нами, американским юношей и другими подобными подвигами - нельз€ забывать о том, что многие другие оказались просто свидетел€ми их подвигов!). Ќаивно полагать, что названный социобиологический или биосоциальный инстинкт УсрабатываетФ всегда и у всех индивидов. Ётого, к сожалению, не наблюдаетс€, может быть, даже в большинстве экстремальных случаев. „асто люди ведут себ€ трусливо, спаса€, прежде всего, свою собственную жизнь или даже свою частную собственность.

    Ѕезусловно, прав ј.ј. С”хтомский, говор€: Уприрода человека делаема!Ф.
    Ќаличие социобиологических инстинктов не избавл€ет общество, семью и все человечество от проблем воспитани€.