¬ход   арта сайта
¬.ё. «авь€лов ЁЋ≈ћ≈Ќ“ј–Ќџ… ”„≈ЅЌ»  ƒ»јЌјЋ»«ј > Ѕ”ƒ”ў≈≈ ѕ—»’ќ“≈–јѕ»». Ћекци€ N30

Ѕ”ƒ”ў≈≈ ѕ—»’ќ“≈–јѕ»». Ћекци€ N30

    Ѕудущее начинаетс€ сегодн€.
    » оно уже наступило.

     онтуры будущего
    ƒелать прогнозы - зан€тие особо сложное и часто неблагодарное. » тем не менее в этой, завершающей лекции важно показать некоторые контуры будущего психотерапии. “е тен денции, которые будут заметны в течение ближайшего дес€тилети€ и определ€т развитие психотерапии в –оссии в первую половину первого века гр€дущего тыс€челети€. ¬прочем, в отличие от прогнозов строить планы - задача при€тна€ и, в нашей стране, часто необременительна€. ѕотому, что планы, так же как и советы, воплощаютс€ в жизнь весьма редко.

    ¬ этой лекции мы будем излагать не мечты, а самореализуемые пророчества - наши решени€, которые мы же и будем выполн€ть, максимально мобилизовав возможные ресурсы.

    —пециалисты в области психотерапии более других профессионалов подготовлены к жизни в измен€ющемс€ обществе, в том числе в переживающем кризисы. ¬едь психотерапевты ежедневно работают с человеческими проблемами, кризисами, неуспешностью. ѕсихотерапевты каждый день ищут и наход€т выходы из самых сложных и неординарных ситуаций. —ама професси€ психотерапевта предполагает де€тельность в посто€нно измен€ющихс€ услови€х, приспособление людей к этим услови€м, создание более благопри€тных условий жизни.

    –азные реальности жизни
     ак уже говорилось выше, сегодн€ люди в нашей стране живут в разных реальност€х. »з живущих р€дом людей одни могут жить в насто€щем, другие в прошлом, тогда как третьи могут успешно жить в будущем. » в этом своеобразие нашей великой и смутной, бурно несущейс€ куда-то эпохи перемен. ћало кто может самосто€тельно без психологических проблем выдержать такой темп изменений. ¬едь нас воспитывали как строителей коммунизма, и мы строили коммунизм.

    ћы несем в себе коммунистические ценности.  огда нам скомандовали: " ругом марш!", мы повернулись - и оказалось, что построили капитализм. “олько некоторые из нас приспособились к новой реальности, как оп€ть все остановилось. ¬ каждом доме на экранах телевизоров вновь по€вились люди, знакомые по старым коммунистическим временам. » эти люди из прошлого призывают куда-то...

    "» все же надо мен€тьс€ в мен€ющемс€ мире. ѕриспособить его к себе не удастс€, изолироватьс€ от него - тоже. “рудно, непереносимо трудно, а надо! Ќадо мен€ть социальный генотип, точнее - его рабскую доминанту" - так пишет историк ≈.Ќ. —тариков (1996), убедительно доказавший наличие рабства в —оветском —оюзе. ћиллионы наших соотечественников и современников еще недавно были рабами. “еперь их призывают пр€мо сегодн€ стать свободными личност€ми, к тому же не создава€ дл€ этого никаких условий.

    ѕоэтому в той или иной форме психотерапии в насто€щем или ближайшем будущем будут нуждатьс€ многие жители нашей страны. Ќенуждающиес€ будут составл€ть исключение.

    ќсновна€ цель психотерапии
    ќсновна€ цель психотерапии - воспитание гибкости, умени€ находить новые, эффективные стратегии поведени€; накапливать и рационально использовать энергетические ресурсы; обеспечивать активность, энтузиазм, оптимизм; изыскивать, сохран€ть и развивать ресурсные состо€ни€. ѕсихотерапи€ по большей части занимаетс€ не постановкой целей, а средствами их достижени€. ѕоэтому дл€ многих психотерапи€ в первую очередь - набор технологий дл€ достижени€ поставленных целей. Ёто особенно важно дл€ граждан нашей страны.

    —огласно распространенной точке зрени€, терапевт помогает человеку изменить взгл€д на мир, на жизненную ситуацию, на жизнь в целом.  огда человек изменит свой взгл€д, при необходимости он изменит реальность. ≈сли это не удаетс€ -- изменит отношени€ к этой реальности. ј значит, научитс€ по-новому воспринимать ее и жить в этом мире.

    ƒл€ того, чтобы адаптироватьс€ к новой социальной формации, необходима смена трех поколений жителей страны. ” нас же в течение менее чем дес€ти лет дважды произошли коренные перемены в социальной жизни общества. » если после первого социального потр€сени€ в нашей стране было трудно найти человека в возрасте старше 40 лет, у которого бы не было расстройств адаптации, психологических проблем или зависимостей от психически активных веществ, то ситуаци€ сегодн€шнего дн€ быстро приводит к тому, что нарушени€ адаптации и психологические проблемы будут типичны дл€ всех, живущих в нашей стране. » многие из них будут искать помощи.

    —пециальную помощь и поддержку в наших новых услови€х могут оказать: семь€, друзь€ и знакомые, служители традиционных и новых конфессий, психологи, психотерапевты и парапсихотерапевты (биоэнергетики, целители, колдуны). ѕричем подготовка по психотерапии €вл€етс€ лучшим образованием дл€ построени€ счастливой, результативной и эффективной семьи, а также дл€ профессионалов, оказывающих психологическую помощь и поддержку.

    —тихийна€ психотерапи€
    ћногие люди в нашей стране €вл€ютс€ стихийными психотерапевтами. ¬ отличие от жителей западных стран, они охотно и обычно безвозмездно оказывают психологическую помощь и поддержку. “радиционные доверительные беседы "на кухне" весьма напоминают непрофессиональные сеансы психотерапии. ј любимое многими проведение свободного времени по формуле "выпить и поговорить" весьма похоже на сеансы наркопсихотерапии.

    “акое широкое распространение стихийной психотерапии обусловлено особенност€ми нашей культуры и ментальности. ≈е низка€ эффективность св€зана с неподготовленностью стихийных психотерапевтов. ѕричем они - часто одаренные от природы люди. Ќекоторые из стихийных психотерапевтов прибегают даже к чтению специальной попул€рной литературы. ќстальные полагаютс€ на жизненный опыт. ¬прочем, многие пока не осознают, что неквалифицированна€ помощь часто приводит к отрицательным результатам. ј стихийный психотерапевт во врем€ своего сеанса часто, стрем€сь про€вить сострадание, в ответ получает не только отрицательные эмоции, не только лишаетс€ энергии, но и перенимает от своего собеседника проблемы и нарушени€ здоровь€.

    “аким образом, наше общество осознает необходимость психотерапии, хот€ пока недостаточно осознает, что зан€тие психотерапией - это профессиональна€ де€тельность.

     ажда€ религи€ оказывает психотерапевтическую помощь по-своему. ћногие учени€ призывают к смирению, ограничени€м, пассивности. ƒалеко не все люди конца второго тыс€челети€ способны уверовать в старые или новые легенды. “ем более что в прошлом большинство из нас были атеистами и вульгарными материалистами. “акими и остались.

    –азличные направлени€ парапсихотерапии, в лучших своих про€влени€х, оказывают реальную помощь и поддержку. —вою задачу мы видим в обмене информацией с парапсихотерапевтами, взаимном обогащении. Ќам важно инкорпорировать в психотерапию лучшие находки парапсихотерапии, а специалистов в этих област€х обучить психотерапии.

    ¬с€кое взаимодействие между людьми имеет и психотерапевтическую составл€ющую. Ќедаром в одном из кратких и попул€рных определений под психотерапией понимаетс€ лечение словом.

    ѕервый участник взаимодействи€ выдает психотерапевтическое послание. ¬торой может прин€ть или не прин€ть его. ¬ обыденной жизни это почти всегда не осознаетс€. ƒонор, выдающий послание, может каким-то образом подготовить реципиента, принимающего это послание. » от этого сильно зависит интенсивность воздействи€ послани€. –еципиент может быть более или менее настроен на прин€тие послани€, а бывает, наоборот, настроен на защиту от вли€ни€ на его психику.

    ¬прочем, психотерапевтическое послание имеет место и при внутреннем взаимодействии человека. ¬едь личность каждого человека состоит из субличностей. » создание внутриличностной гармонии также €вл€етс€ компетенцией психотерапии.

    “аким образом, каждый человек, личный и профессиональный успех которого зависит от взаимодействи€ с другими людьми и от реализации потенциала собственной личности, нуждаетс€ в психотерапии, как в инструменте собственной личностной гармонии и успешного взаимодействи€ с другими людьми.

     ак говорилось выше, потребность в психотерапевтической помощи будет высока на прот€жении жизни как минимум трех поколений жителей нашей страны. » важно, как мы сможем организовать и предложить нашим согражданам эту психотерапевтическую помощь и поддержку.

    ѕсихиатри€ - это перва€ любовь психотерапии. ј она, конечно, запоминаетс€ на всю жизнь и редко когда бывает единственной.

    ћодели психотерапии
    ћедицина - это те узкие рамки, в которых уже давно психотерапи€ не умещаетс€. ѕоэтому мы и говорим о шести модел€х психотерапии: медицинской, психологической, педагогической, социальной, философской и недифференцированной.

    –абота€ в медицинской модели, мы зан€ты лечением и профилактикой расстройств здоровь€ и заболеваний. ѕричем можно выделить четыре уровн€ участи€ психотерапии в лечебном или оздоровительном процессе.

    ѕсихотерапи€ может только дополн€ть основной метод лечени€, как это бывает при оперативном, хирургическом вмешательстве.

    ќна может быть одним из нескольких путей лечебного воздействи€. Ќапример - семейна€ психотерапи€ при рождении ребенка больного синдромом ƒауна.

    ћожет быть одним из основных методов лечени€, как, например, при помощи страдающему алкоголизмом, когда нар€ду с дезинтоксикацией и лечением пораженных органов и систем проводитс€ лечебное внушение, направленное на полное воздержание от приема спиртного.

    ѕсихотерапи€ может оказатьс€ и единственным методом лечени€, как это часто отмечаетс€ при неврозах - когда другие методы воздействи€ просто не используютс€, в св€зи с тем, что в них нет необходимости.

    —читаетс€, что использование психотерапии позвол€ет значительно уменьшить затраты на лечение. », конечно же, психотерапи€ обеспечивает гуманизацию современной медицины. Ёто важнейша€ мисси€ психотерапии.

    ѕсихотерапи€ в своей психологической модели зан€та психологическими проблемами, нарушени€ми адаптации и неуспешностью человека, группы, семьи. “акими нарушени€ми, которые не достигают степени выраженных расстройств здоровь€. »ногда говоритс€, что психологи занимаютс€ психологическим консультированием. ¬прочем, доказать, что это консультирование, а не психотерапи€, зачастую бывает трудно. ј вот доказать обратное - что это психотерапи€ - достаточно легко.

    ѕсихотерапи€ в психологии имеет и другие, весьма разнообразные области применени€, поскольку сама психологи€ состоит из р€да самосто€тельных и часто довольно далеких друг от друга разделов.

    ѕсихотерапи€ в педагогике в нашей стране только начинает развиватьс€. «десь два основньк направлени€. Ёто терапевтическа€ работа с личностью педагога, а также работа i учащимис€ и их семь€ми.

    »сторически сложившийс€ дефицит некоторых качеств затрудн€ет адаптацию росси€н в современном обществе западного типа. ¬ нашем менталитете есть такие особенное ги, которые важно изменить во врем€ воспитани€. Ёто недостаточное умение взаимодействовать с деньгами, низка€ технологичность мышлени€ и образа жизни, недостаток стремлени€ к достижению индивидуальной цели, отсутствие положительного отношени€ к посто€нному, ежедневному и кропотливому труду, заинтересованности и детальной проработки технологий достижени€ результата, соревновательности, высокой самооценки, переживани€ счасть€ и радости своих достижений, умени€ поддерживать высокий тонус и оптимизм. ¬озможно, и некоторые другие характеристики, важные дл€ успешности в современном обществе ¬ их воспитании роль психотерапии может оказатьс€ значительной.

    ≈сть аспекты жизни, традиционно излишне €рко представленные в нашей культуре. Ёто стремление к страдани€м, самобичеванию, низка€ самооценка. Ёто магическое мышление и стремление доверить себ€ случаю

    “о, что недостаточно представлено в нашей культуре и ментальности, может быть дополнено воспитанием, осуществл€емым при помощи использовани€ методов психотерапии.

    ѕрофессиональна€ де€тельность педагога, как и врача или психолога, оказывает особо выраженное вли€ние на личность профессионала. ѕоэтому психогерапевтическа€ подготовка педагогов представл€етс€ очень важной и пока не решенной задачей.

    ѕсихотерапи€ в ее социальной модели направлена на формирование адаптивного поведени€ человека в измен€ющемс€ обществе. ѕодходы и методы такой психотерапии могут использоватьс€ в разнообразных социальных группах: семье, малой группе, трудовом коллективе, городе, регионе, государстве.

    —оциальна€ психотерапи€ сформировала советского человека. —егодн€шние процессы, происход€щие в обществе, оказывают выраженное вли€ние через средства массовой информации, сам образ жизни постсоветского человека.

    ‘илософска€ модель психотерапии зан€та мировоззрением человека. √лубинна€ психотерапи€ редко обходитс€ без анализа мифов человека. “ака€ работа часто приводит к формированию новой иерархии, мифов, системы верований, что, в свою очередь, может изменить адаптивные возможности человека, его гармонию с собой и миром. Ќам очень важно осознать св€зи с глубинной сутью жизни наших народов, исследовать содержание очень старых мифов в каждом человеке. ќни привнесены народным фольклором, религи€ми, авторскими сказками ¬ажно исследовать содержание системы мифов, сформированной в коммунистическом прошлом. »зучить формирование новейших мифов. »х множество, и они очень разные. “акое исследование необходимо дл€ психотерапевтического анализа глубинных, мифологических представлений человека.

    —ертификаци€ специалистов
     аждый человек, профессиональный и личный успех которого зависит от эффективного взаимодействи€ с окружающими людьми и от возможностей использовать потенциал собственной личности, нуждаетс€ в подготовке в области психотерапии.  онечно, не все будут обучатьс€ по большим базовым программам. Ќапример, такой, как программа ≈вропейского —ертификата ѕсихотерапевта. ѕодробнее об этом можно прочитать в книге "¬се о ѕрофессиональной психотерапевтической лиге, 1998- 1999".

     аждый специалист будет участвовать в образовательных начинани€х трех уровней: довузовском, вузовском и последипломном.

    ƒовузовское образование будет осуществл€тьс€ при помощи психологов и психотерапевтов учебных заведений, средств массовой информации, попул€рной и художественной литературы. –ассматриваемое ниже образование по программе ≈вропейского —ертификата ѕсихотерапевта будет проводитьс€ на вузовском и последипломном уровн€х подготовки специалистов.

    ¬ развитых странах, а теперь уже и у нас, рассматриваютс€ две модели психотерапии. ¬ первой - психотерапи€ €вл€етс€ врачебной специальностью, к зан€тию ею допускаетс€ также некоторое число психологов. ¬о второй модели - психотерапи€ €вл€етс€ самосто€тельной гуманитарной профессией, заниматьс€ которой могут специалисты, получившие полный курс специальной профессиональной подготовки. ќни могут работать в учреждени€х различного профил€ или представл€ть свободную профессию психотерапевта.

    ѕерва€ модель предполагает достаточно небольшое число высококвалифицированных специалистов. ќна предназначена больше дл€ стабильных и богатых стран. ѕсихотерапевты очень длительно обучаютс€, затем работают, затрачива€ много времени и использу€ глубинные методы.

    ¬тора€ модель может подойти дл€ государств, переживающих глубокие перемены. ќна предполагает возможность обеспечить большее число психотерапевтов. »х додипломное образование не €вл€етс€ столь продолжительным и дорогим. ј методы их работы отличаютс€ большим разнообразием и глубиной вмешательства. ќт краткосрочной до длительной терапии. ќт директивного внушени€ до глубинного анализа бессознательного. »менно эти специалисты могут быть успешными, работа€ в разных модел€х психотерапии. Ётих специалистов и готов€т по программе ≈вропейского —ертификата ѕсихотерапевта.

    ѕрограмма ≈вропейского —ертификата ѕсихотерапевта дает уровень образовани€, необходимый дл€ начала самосто€тельной практики в области психотерапии. Ёто образование может быть получено за более короткий срок, чем в насто€щее врем€ образование психотерапевта в нашей стране. ѕричем наше сегодн€шнее образование по большей части €вл€етс€ как бы подготовкой к работе в психотерапии, а не обучением непосредственно психотерапии. ќбразование же по программе ≈вропейского —ертификата ѕсихотерапевта - это теори€, личный анализ и тренинг, а также практика психотерапии. “акое образование важно получать врачам, психологам, социальным работникам, социальным педагогам, организаторам.

    ƒл€ профессиональных психотерапевтов можно в дальнейшем продолжить свое образование и приобрести статус супервизора ѕрофессиональной ѕсихотерапевтической лиги или супервизора ѕрофессиональной ѕсихотерапевтической Ћиги второй ступени. ћожно зан€тьс€ также научно-исследовательской работой и выполнить квалификационную диссертационную работу на степень кандидата или же доктора наук.

    ѕризнанием наших достижений и нашим большим преимуществом €вл€етс€ разрешение ѕрофессиональной ѕсихотерапевтической Ћиги –оссии со стороны ≈вропейской јссоциации ѕсихотерапии на проведение квалификационного образовани€ с вручением ≈вропейского —ертификата ѕсихотерапевта.

    Ёто приближает нас к европейскому и мировому уровню в подготовке профессионалов. — точки зрени€ практической де€тельности делает наши св€зи с европейским и мировым сообществом профессионалов крепкими и надежными. ѕозвол€ет нашим специалистам на равных сотрудничать и конкурировать со специалистами из развитых стран ≈вропы.

    ѕри подготовке по ≈вропейскому —ертификату ѕсихотерапевта на преподавание теории выдел€етс€ 765 часов. ѕрактическа€ подготовка состоит из 2135 часов. Ћична€ психотерапи€ составл€ет 300 часов. ¬ положении о ≈вропейском —ертификате говоритс€, что практика должна длитьс€ не менее двух лет. ¬ наших услови€х правильнее ориентироватьс€ не на формальные сроки обучени€, а на необходимость выполнени€ всей программы по часам.

    ќбучение будет проводитьс€ в ћоскве, —анкт-ѕетербурге, региональных центрах, в странах ≈вропы.

    “еоретическа€ подготовка может быть оставлена в том же объеме. »з практической подготовки важно выделить тренинговую часть в количестве 432 часов, личную психотерапию увеличить по сравнению с европейским стандартом до 432 часов. “аким образом, теоретическа€ часть будет составл€ть 756 часов, личностный тренинг и психотерапи€ - 864 часа и практика под контролем супервизора практики - 1581 часов. ј в общей сложности вс€ программа составит 3200 часов. ѕри очно-заочной системе обучени€ программа может быть полностью выполнена в течение трех-четырех лет

    ¬прочем, некоторые обучающиес€ могут не спешить и учитьс€, как это прин€то в ≈вропе, в течение семи лет.

    ѕосле получени€ сертификата рекомендуетс€ ежегодное повышение квалификации в форме участи€ в двух декадниках по 108 часов каждый, что важно дл€ необходимого подтверждени€ сертификата через п€ть лет. ¬ дальнейшем достаточно ежегодного участи€ в двух недел€х психотерапии по 72 часа кажда€.

    ”величение тренингово-аналитической части программы в –оссии вызвано своеобразием личности человека в нашей стране. Ёто своеобразие про€вл€етс€ закрытостью многих людей, большим числом психических травм и личностных проблем у каждого живущего в эпоху огромных перемен.

    ѕрактика под наблюдением супервизора практики может осуществл€тьс€ по месту жительства или даже по месту работы обучающегос€.

    —упервизором практики может быть действительный член ѕрофессиональной ѕсихотерапевтической Ћиги или иной опытный специалист с соответствующим профессиональным образованием и полномочи€ми.

    “акой подход даст возможность сократить путь получени€ сертификата специалиста психотерапевта дл€ врачей, открыть доступ в психотерапию другим профессионалам. ѕодготовка специалистов может вестись как на додипломном, так и на последипломном этапах образовани€. ѕричем профессионалы с базовой врачебной подготовкой чаще будут находить себ€ в лечебно-профилактических учреждени€х, с педагогической - в учебных заведени€х.

    “ака€ стратеги€ позволит учреждени€м различного профил€ и различной формы собственности удовлетворить потребность в профессионалах-психотерапевтах. ѕреодолеть такое противоречие, когда основной патологией эпохи €вл€ютс€ реакции на стресс, депрессии, расстройства поведени€, а основными врачами эпохи - целители, экстрасенсы, колдуны.  огда воздействием психологическими средствами оказывают люди, прошедшие весьма скудную подготовку.

    ќсновной ресурс психотерапии
    Ќам важно помнить, что основна€ ценность, основной ресурс в психотерапии - это специалист-психотерапевт. —ам специалист €вл€етс€ основным инструментом своей работы. » главные затраты в психотерапии идут на подготовку специалистов и поддержание их работоспособности, а затраты на оборудован не и инструменты, важные дл€ работы, минимальны. Ётим отличаетс€ психогерапи€.

    “ерапевт сам по себе - тонкий, сложный, очень чувствительный и ранимый инструмент терапии, самое важное и дорогое из того, что есть в терапии. ƒорогое как в переносном, так и в пр€мом смысле. » психотерапевту важно самому обращатьс€ с собой, как с бесценным ресурсом. ≈го развитие и совершенствование идет путем подъема на очередную вершину, достижени€ плато, пребывани€ на нем и прохождени€ следующего кризиса.  ризисы, которые переживает психотерапевт, - это очередные инициации, дающие доступ к следующим профессиональным вершинам. Ќасто€щий терапевт проходит череду таких инициации. „аще всего если нет кризисов - нет и развити€. “олько отдельные гармоничные личности могут счастливо развиватьс€, избега€ кризисов становлени€.

    ћожно выделить два крайних варианта профессионального стил€ психотерапевта: психотерапевт, закрытый дл€ клиентов и коллег, и психотерапевт, открытый дл€ клиентов и коллег. ѕон€тно, что два этих полюсных типа крайне редко встречаютс€ в жизни.  аждый профессионал несет в себе как черты открытости, так и закрытости. ј вот дл€ удобства понимани€ важно выделение крайних, полюсных вариантов. ѕсихотерапевт закрытый нуждаетс€ в меньшей личностной подготовке и в меньших затратах на восстановление и развитие ментальной экологии. ќн больше озабочен созданием собственного образа, собственных ћасок. —о своей стороны, открытый терапевт, в работе использующий ресурсы своей личности, нуждаетс€ в глубоком личностнoм: анализе и тренинге, с отреагированием комплексов и развитием ресурсных состо€ний. «акрытый терапевт способен выносить большие нагрузки. ѕродуктивна€ работоспособность открытого психотерапевт а более ограничен:

    ѕо нашим данным, открытые терапевты дольше сохран€ют свою трудоспособность, и их профессиональный рост и мастерство не имеют временных пределов развити€. “огда как терапевты закрытые достаточно быстро достигают потолка своего профессионального мастерства, а далее занимаютс€ тиражированием своих профессиональных клише.

    ” каждого специалиста сформирован индивидуальный подход восстановлени€ и развити€ ментальной экологии. ќбычно он найден эмпирически и представл€ет собой часть жизненного опыта. ќб этом мы уже дважды подробно говорили: в лекции, где описывались синдромы сгорани€ и затухани€, и в лекции по ментальной экологии. «десь же важно отметить, что даже профессионалы не всегда осознают, что наша среда жизни посто€нно оказывает на нас ментальное вли€ние. ¬се окружающие и вступающие с нами в коммуникации люди вли€ют на нас, а мы вли€ем на них. ѕри этом происходит передача эмоций, энергии, мотиваций, психотерапевтических посланий. Ќам необходимо осознавать это. ”меть управл€ть своей средой и даже конструировать ее.

    ѕсихотерапи€ в нашем обществе
    ќтметим, что образ психотерапии в представлении широких слоев населени€, сложившийс€ в советскую эпоху и исчерпывающийс€ гипнозом, в последнее дес€тилетие повсеместно дополнилс€ антиалкогольным кодированием, а в некоторых регионах - еще и нейролингвистическим программированием.

    ѕоэтому важным представл€етс€ пропаганда психотерапии, создание ее образа в существе. «десь широкое поле де€тельности и дл€ создани€ попул€рной и художественной литературы, и дл€ рекламы, и дл€ телевизионных программ, и дл€ широкого участи€ в мировой сети »нтернет. Ќам предстоит больша€ просветительска€ и образовательна€ работа по формированию достойного образа психотерапии в обществе.

    «десь можно выделить три основных уровн€ работы: дл€ всего общества; дл€ работающих с людьми; дл€ профессионалов в области психотерапии. ¬едь уникальность психотерапевта состоит как в особом видении человека, так и в возможност€х предлагать позитивные изменени€ человеку, семье, группе, обществу. ѕричем предлагать, основыва€сь на данных нашей науки и главное -- практики.

    ќбъединение профессионалов само по себе уже создает услови€ дл€ зарождени€ рынка услуг. ¬месте с тем формирование такого рынка - процесс, несомненно, длительный. », что особенно важно, только профессиональные объединени€ способны в современных услови€х развивать такой рынок в обществе, только профессиональные объединени€ могут сделать такой рынок регулируемым, а не диким; сделать его динамичным, а не излишне бюрократизированным.

    ¬недрение и адаптаци€ в нашей культуре все новых методов психотерапии, разработка на основе мирового и собственного опыта новых авторских подходов - процессы увлекательные и весьма важные дл€ нашей культуры.

    ¬ажно развитие опосредованной психотерапии, где в качестве психотерапевтического опосредовани€ могут служить: врем€, деньги, об€зательства, биологически активные добавки (Ѕјƒ) и т. д . Ѕјƒ - это растительные, минеральные, витаминные препараты нового поколени€.

    ¬ ближайшие годы первого века третьего тыс€челети€ психотерапи€ в нашей стране станет профессией, необходимой обществу. —танет массовой профессией. —танет важной и даже неотъемлемой частью культуры страны. » в нашем обществе получит признание как специальна€ и необходима€ профессиональна€ де€тельность.