¬ход   арта сайта
¬.ё. «авь€лов ЁЋ≈ћ≈Ќ“ј–Ќџ… ”„≈ЅЌ»  ƒ»јЌјЋ»«ј > √Ћј¬ј 2

√Ћј¬ј 2

    ѕќ“≈Ќ÷»јЋ Ћ»„Ќќ—“» Ќќ¬ќ–ќ∆ƒ≈ЌЌќ√ќ

    ќртодоксальна€ психоаналитическа€ теори€ надел€ет новорожденного инстинктами, либидо, по€вл€ющейс€ дифференциацией уровней сознани€, интригующим резервуаром, называемым "ид", и, наконец, состо€нием, описываемым как первичный нарциссизм. ¬ главе рассматриваютс€ традиционные определени€ этих пон€тий нар€ду с воззрени€ми психоаналитически ориентированных теоретиков.

    »Ќ—“»Ќ “џ »  ќЌ÷≈ѕ÷»я Ћ»Ѕ»ƒќ

    ќ–“ќƒќ —јЋ№Ќјя Ѕ»ќЋќ√»„≈— јя ќ–»≈Ќ“ј÷»я: ‘≈Ќ»’≈Ћ№ » —“≈–Ѕј

    ќртодоксальна€ психоаналитическа€ теори€ объ€сн€ет психические феномены как результат динамического взаимодействи€ сил.  онкретно взаимодействие осуществл€етс€ между побуждающими силами, или инстинктами, и контрсилами, представленными внешним окружением. ƒелаетс€ различие между внутренними стимулами организма, такими. как голод, жажда, сексуальное влечение, и стимулами из внешнего мира (см. прим.
    1).

    –ичард —терба (63) определ€ет инстинкт как "психическое отображение посто€нно
    активного стимула, возникающего в теле и переход€щего в психику из соматической сферы". »нстинкт €вл€етс€ пограничным пон€тием между психическим и соматическим,
    так как он св€зан с вли€нием на психику, обусловленным соматическими изменени€ми.
    »ллюстрацией может служить пищевой инстинкт. Ќедостаток пищи вызывает химические изменени€ в организме или органические стимулы. Ёти стимулы по-разному про€вл€ютс€ в
    психике, например, в виде перемены настроени€. »нстинкт поэтому описываетс€ как сила,
    Ѕездействующа€ на психику в цел€х произведени€ психических изменений. ¬ыражение "посто€нно активный" основываетс€ на факте, что соматические стимулы посто€нно поступают в мозг и не могут быть приостановлены. ¬нешних стимулов, с другой стороны, можно избежать. »ными словами, если идет дождь, вы и без зонтика не промокнете, спр€тавшись в дверной проем; если же вы голодны, проблема разрешима только пр€мым путем - необходимо поесть.
    ‘енихель (18) описывает три характеристики инстинкта: 1) цель; 2) объект; 3) причина. ÷елью инстинкта €вл€етс€ удовлетворение, наступающее в процессе устранени€ состо€ни€ возбуждени€. ѕри достижении цели потребность удовлетвор€етс€. ќбъект инстинкта принадлежит к внешнему миру и достигаетс€ во взаимодействии с ним. ѕища, например, представл€ет объект пищевого инстинкта. ѕричиной возникновени€ инстинкта считаютс€ малоизученные химические изменени€ в организме. —терба добавл€ет четвертую характеристику: влечение или движуща€ сила инстинкта. ќн определ€ет влечение как
    количество энергии, заложенной в инстинкте. —ила инстинкта оцениваетс€ степенью и
    количеством преп€тствий, которые могут быть преодолены на пути к удовлетворению
    потребности. ¬ случае голода влечение к пище становитс€ настолько сильным, что
    отметаютс€ все условности.

    ‘енихель классифицирует инстинкты на две группы: 1) имеющие отношение к простым физическим потребност€м; 2) св€занные с сексуальными влечени€ми. ѕримерами из первой категории €вл€ютс€ дыхание, голод, жажда, дефекаци€ и мочеиспускание. ѕроцесс удовлетворени€ таких потребностей относительно несложен. —оматические изменени€ вызывают соответствующие переживани€, которые привод€т к специфическим действи€м дл€ уменьшени€ напр€жени€. ќбща€ особенность этой группы инстинктов состоит в необходимости быстрого удовлетворени€, допускающего малое индивидуальное разнообразие. ‘енихель поэтому говорит о небольшой важности первой категории инстинктов дл€ психологии.

    ƒруга€ группа - сексуальные инстинкты - функционирует в более свободной и сложной манере. ≈сли не происходит удовлетворени€ изначальным путем, эти инстинкты способны измен€ть цели и объекты, исчезать из сознани€ и вновь ѕо€вл€тьс€ в замаскированном виде. ѕодобно первой группе инстинктов, они функционируют от рождени€, и формы сексуальности у взрослых представл€ют продолжение детской сексуальности.
    Ёто приводит нас к концепции "либидо ", которое определ€етс€ как энерги€ сексуальных инстинктов.  аждый обладает количеством энергии, служащим, в широком смысле, резервуаром дл€ сексуального выражени€. ѕредполагаетс€, что количество либидо фиксировано и наличествует от рождени€. ¬ процессе развити€ либидо прив€зываетс€- к
    различным органам тела и претерпевает разнообразные трансформации. описанные ‘рейдом как "превратности либидо" (направленность вовне и внутрь, фиксаци€, регресси€, вытеснение, сублимаци€).

    Ќ≈ќ‘–≈…ƒ»—“— јя  ”Ћ№“”–ќЋќ√»„≈— јя ќ–»≈Ќ“ј÷»я: “ќћѕ—ќЌ » —јЋЋ»¬јЌ

    ¬оззрени€ на проблему либидо существенно варьируют от позиции ёнга до точки зрени€ неофрейдистов. ƒл€ ёнга (45, 46) либидо представл€ет первичную энергию, лежащую в основе не только сексуальной, но всей психической жизни ("фундамент и регул€тор психического существовани€"). Ёто фундаментальное влечение, движуща€ жизненна€ сила, вбирает питание, рост, сексуальность, интересы и т.д. Ќеофрейдисты, с другой стороны, полностью отбрасывают инстинкты и либидо. ќни допускают значение биологических потребностей и их вли€ние на процесс развити€, но отказываютс€ от признани€ либидо в качестве движущей силы, преследующей эротические наслаждени€. ¬замен они пытаютс€ истолковать биологическое развитие ребенка в свете культурных вли€ний и обусловленных культурой межличностных отношений. —огласно “омпсон (65), теори€ либидо ‘рейда оказываетс€ неудовлетворительной в объ€снении агрессии, перверзий и нарциссизма. –азличие между школами станет €снее, когда мы рассмотрим всю генетическую последовательность формировани€ личности.

    Ќеофрейдисты, однако, имеют определенное мнение относительно потенциала личности новорожденного. √арри —алливан (64), например, следу€ за јдлером, утверждает, что человек рождаетс€ с "неким побуждением к власти". ѕри рождении влечение не вполне
    сформировано, но способно к развитию. ѕервые фрустрации биологической устремленности к обладанию порождают направленность на преодоление внутреннего чувства бессили€. —алливан иллюстрирует свою мысль рассуждением о ребенке, неспособном достичь впервые увиденную луну. Ќеудача приводит к фрустрации чувства власти и компенсаторному поиску способов приобретени€ могущества. ”стремление к могуществу, таким образом, считаетс€ важнее, чем чувство голода, жажды или сексуальное вожделение, потому что лежит в основе всех этих влечений. ”стремление к власти €вл€етс€ настолько существенным, что степень его удовлетворени€ или фрустрации определ€ет развитие личности. ѕо словам —алливана (64), "полноценное развитие личности нар€ду со стремлением, к безопасности в основном базируетс€ на открытии ребенком своего бессили€ в достижении определенных желаний имеющимис€ в его распор€жении средствами.

    –азочарование первым опытом постнатальной жизни (в отличие от внутриутробной жизни,
    где все доступно) приводит к началу грандиозного развити€ действий, мышлени€, предвидени€ и o.a., ограждающих от чувств опасности и беспомощности в противосто€щих
    услови€х" (прим. 2).

    ¬ќ««–≈Ќ»я Ќј »Ќ—“»Ќ “ —ћ≈–“»

    ‘–≈…ƒ

    ‘рейд первоначально разделил инстинкты на две категории: 1) инстинкты самосохранени€ или эго-инстинкты; 2) сексуальные инстинкты. »сторические особенности развити€ взгл€дов ‘рейда подробно очерчены “омпсон (65), и здесь нет надобности касатьс€ этого вопроса.  онечным итогом стало разделение на инстинкт жизни - Ёрос и инстинкт смерти - “анатос. »нстинкт жизни включал либидо и часть инстинктов эго; инстинкт смерти представл€л новую отдельную концепцию, такую же важную, как теори€ Ёроса. »нстинкт смерти активируетс€ сразу при рождении и выражаетс€ в тенденции к возвращению органической жизни в предшествующее неорганическое состо€ние. ѕроцесс жизни подразумевает напр€жение, а влечение к смерти преследует цель освобождени€ от напр€жени€. Ќова€ концепци€ помогла ‘рейду объ€снить самодеструктивные побуждени€
    (напр., самоубийство), агрессию по отношению к другим (напр., война) и компульсивные
    наклонности повторени€ ранее болезненного опыта. ¬се психические феномены, таким образом, получали объ€снение в пон€ти€х сли€ни€ или смешени€ двух инстинктов.

    ‘≈Ќ»’≈Ћ№

    ‘енихель допускает существование деструктивных влечений и их противоположность сексуальным желани€м любви. ќднако в отличие от фрейда он утверждает, что оба вида влечений дифференцируютс€ из одного источника. ¬ обоих случа€х имггт место стремление
    к релаксации путем разр€дки напр€жени€ или осуществл€етс€ закономерность, названна€
    ‘енихелем "принципом посто€нства". ƒл€ иллюстрации действи€ принципа посто€нства в
    случае эротических инстинктов он приводит аналогию с голодным ребенком: ребенок просыпаетс€, чтобы удовлетворить голод, и оп€ть засыпает.
    јгрессивные влечени€, с другой стороны, не имеют своей собственной цели, но скорее представл€ют способ реагировани€ на фрустрацию. ≈сли устойчивость к фрустрации недостаточна и возникает напр€жение, то агресси€ способствует избавлению от него. ¬ заключение ‘енихель повтор€ет, что нет необходимости предполагать дихотомию инстинктов. ѕо его мнению, адекватна€ детальна€ классификаци€ инстинктов станет возможной только тогда, когда физиологи€ представит лучшую информацию об их происхождении.

    “омпсон

    Ќеофрейдисты тоже не признают врожденности инстинкта смерти. “омпсон (65) высказывает несколько возражений фрейдовской теории: 1) самоубийство и агресси€ по отношению к другим вызываютс€ в основном жизненными фрустраци€ми и трудност€ми в межличностных отношени€х; 2) так называема€ деструктивность ребенка может быть не преднамеренной, а €вл€тьс€ следствием любопытства и простого неведени€; 3) согласно теории ‘рейда, ребенок, родивщийс€ в благопри€тном окружении, все равно несет в себе выраженные деструктивные силы; по мнению “омпсон, деструктивность развиваетс€ в неблагопри€тном окружении (см. прим. 3).

    Ѕ≈——ќ«Ќј“≈Ћ№Ќќ≈ » »ƒ

    ќ–“ќƒќ —јЋ№Ќџ… ѕќƒ’ќƒ

    ѕоследующие соображени€ о потенциале личности новорожденного изложены в концепции бессознательного. —читаетс€, что расщепление психической сферы на уровни - бессознательный, предсознательный и сознательный - происходит в раннем детстве; веро€тно, по мнению Ёрнеста ƒжонса (44), на первом году жизни. ѕсихическа€ жизнь новорожденного поэтому может быть охарактеризована как недифференцированное состо€ние, из которого быстро начинают возникать уровни сознани€.

    ќпределение и значение бессознательного. Ѕессознательное определ€етс€ как огромна€
    область психической жизни, котора€ никогда не была сознательной или прежде была сознательной и подверглась вытеснению. Ёто динамическа€ концепци€ в том смысле, что
    бессознательные импульсы посто€нно самым активным образом стрем€тс€ к сознательному
    выражению. ƒействие бессознательного гораздо могущественнее, чем сознаваемого, оно
    может глубоко измен€ть идеи, эмоции и даже соматическое состо€ние, при этом человек не сознает его вли€ни€. ¬ажность данной концепции дл€ теории суммировал ‘енихель (18):
    "ѕредположение о существовании бессознательного способствует психоаналитическим исследовани€м в поиске научного объ€снени€ и понимани€ феноменов сознани€. Ѕез такого предположени€ данные сознани€ в их взаимодействии остаютс€ непон€тными; такое предположение делает возможным предсказание и систематическое воздействие, что характеризует успешность любой науки".
    ƒоводы ‘рейда в пользу бессознательного: "...а) ¬ постгипнотическом состо€нии выполн€ютс€ внушени€, удерживаемые в бессознательном, б) доказательства, полученные посредством интерпретации сновидений, в) раскрытие причины ошибок пам€ти, речи, действий, г) факт неожиданного по€влени€ в сознании неизвестно откуда вз€вшихс€ идей
    или даже решение проблем без участи€ сознани€, д) небольшой объем содержани€ сознани€
    по сравнению со скрытым содержанием психики, е) факт, что посредством психоаналитической техники обнаруживаютс€ различные психические и физические симптомы, свидетельствует о скрытой стороне психической жизни, и, вообще, аналитическое исследование раскрывает процессы, имеющие характеристики и особенности, которые кажутс€ нам чуждыми, незаслуживающими довери€ и пр€мо противоречат известным атрибутам сознани€, ж) наконец, доказательство от противного основано на том, что признание бессознательного позвол€ет построить высоко успешный практический метод дл€ оказани€ воздействи€ на процессы сознани€" (40, с. 22, 24) (см. прим. 4).

    —войства бессознательного. Ѕессознательное имеет определенные специфические характеристики, которые отличают его от предсознани€ (уровн€, близкого к сознанию, с
    содержанием, способным стать сознательным) и самого сознани€.

    1. ∆елани€, основывающиес€ на инстинктивных влечени€х, наход€тс€ в бессознательном и существуют независимо друг от друга. ѕо словам ‘рейда, "они свободны от противоречий".  огда два желани€, чьи цели кажутс€ несовместимыми, одновременно про€вл€ют активность, они не умал€ют и не аннулируют друг друга. ѕроисходит их комбинаци€ и формируетс€ компромиссна€ цель.

    2. ѕроцессы в бессознательном существуют вне времени. ќни не измен€ютс€ по истечении времени и не имеют временной последовательности. ¬ременные отношени€ €вл€ютс€ функцией сознани€ (см. прим. 5).

    3. Ѕессознательному не свойственны отрицание, сомнение. Ёто скорее функции цензуры, котора€ существует между бессознательным и предсознательным.

    4. Ѕессознательные процессы имеют очень незначительное отношение к реальности. ќни регулируютс€ собственной силой и принципом удовольстви€, т.е. поиском удовольстви€ и избеганием боли. ƒругими словами, бессознательное - аморально.

    5. Ёнерги€, св€занна€ с бессознательными иде€ми, гораздо мобильней, чем энерги€ предсознани€ или сознани€. Ёта свободно плавающа€ энерги€ направл€етс€ в соответствии
    с "первичным процессом". ќн не подвержен требовани€м реальности, времени, упор€доченности, логики; легкость сгущени€, перемещени€ обусловлены только веро€тностью разр€дки. "¬торичный процесс", которым характеризуетс€ предсознание, отличаетс€ большей дифференцированностью.

    ѕроисхождение содержани€ бессознательного. ¬опрос о происхождении бессознательного остаетс€ очень спорным. ‘рейд говорит о "первичных фантази€х", которые обнаруживаютс€ настолько часто, что складываютс€ в типичные формы. ѕоначалу ему казалось, что их происхождение можно проследить в опыте раннего детства, но позднее он перешел на "филогенетическую" позицию. »ндивид посредством расовой наследственности преодолевает "пределы своей жизни и становитс€ обладателем опыта древности, его собственный опыт носит только рудиментарный характер". ‘рейд добавл€ет, что фантазии бессознательного "были реальностью в первобытном существовании человечества, и воображение ребенка просто заполн€ет пропасть между индивидуальной и доисторической истиной" (см. прим. 6).

    —ущность содержани€ бессознательного. —огласно ‘рейду, бессознательное состоит только из идей. Ќеверно говорить о бессознательных инстинктивных влечени€х, эмоци€х, чувствах. »нстинкт не может быть объектом сознани€ -только иде€, представл€юща€ инстинкт. ѕодобным образом дело обстоит с бессознательным, так как, если инстинкт не
    св€зан с идеей, мы ничего не можем знать о нем. –ассуждени€ о бессознательных или
    вытесненных инстинктивных влечени€х не более чем безвредное несовершенство €зыка.
     ак не бывает бессознательных инстинктивных влечений, так не может быть и бессознательных эмоций. –ассмотрение на практике бессознательных - любви, вины,
    тревоги - основано на трудно распознаваемом процессе, который не противоречит общему
    принципу. —лучаетс€, что некотора€ эмоци€ переживаетс€, но неправильно интерпретируетс€. Ёто искажение €вл€етс€ результатом св€зи эмоции с иной идеей. Ёмоци€ расцениваетс€ сознанием как выражение вторичной идеи. ¬ данном случае первоначальна€ иде€ может быть описана в качестве бессознательной, она и была реально вытесненным идеаторным представлением.
    ‘енихель, с другой стороны, считает, что закономерно говорить о бессознательных эмоци€х. —осто€ни€ напр€жени€ в организме, если не блокируютс€, вызывают специфический настрой. ќн может рассматриватьс€ как бессознательна€ предиспозици€.
    ѕоэтому то, что неведомо индивиду, возможно, €вл€етс€ установками - на гнев, сексуальное возбуждение, тревогу или вину.

    ќтношение бессознательного к »ƒ. ‘рейд впоследствии применил свое представление об уровн€х к топологическому делению структуры личности на ид, эго и супер-эго. — точки зрени€ последовательности нашего изложени€ в данном разделе необходимо рассмотреть только ид.
    “очное отношение между бессознательным и ид никогда не было €сно сформулировано. Ќекоторые авторы используют оба пон€ти€ поочередно, в то врем€ как другие, включа€ ‘рейда, считают плодотворным их разделение. ¬еро€тно, наилучшим €вл€етс€ представление об ид как части бессознательного. ƒругими словами, ид целиком принадлежит к бессознательному, но не исчерпывает бессознательное.
    »д может быть описано следующими характеристиками:
    1. »д - источник инстинктивной энергии дл€ индивида, формирующий резервуар его либидной энергии (прим. 7).
    2. »д служит удовлетворению либидных побуждений, повину€сь принципу удовольстви€.
    3. »д - аморально и алогично, не отличаетс€ единством намерений.
    4. »д обладает филогенетической пам€тью.

    ёЌ√: " ќЋЋ≈ “»¬Ќќ≈ Ѕ≈——ќ«Ќј“≈Ћ№Ќќ≈"

    ёнг (46) предлагает собственную версию концепции бессознательного, котора€ лишь частично совпадает с подходом ‘рейда. ѕрежде всего ёнг раздел€ет бессознательное на
    две сферы: личное бессознательное и коллективное бессознательное. Ћичное бессознательное содержит забытые впечатлени€, вытесненные т€гостные мысли, подпороговые апперцепции и, наконец, материал, еще не "созревший" дл€ сознани€. ќсновные отличи€ от фрейдовской интерпретации следующие:
    1) меньшее подчеркивание вытеснени€ - личное бессознательное дл€ ёнга не столько
    результат вытеснени€, сколько следствие тенденции каждого индивида к одностороннему
    развитию, кака€-то часть возможностей вытесн€етс€, открыва€ простор реализации других
    возможностей;
    2) бессознательное не об€зательно содержит неприемлемые черты, положительные особенности оказываютс€ в бессознательном в силу одностороннего развити€.

     оллективное бессознательное св€зано с наследованием человеческих первообразов.
    ќно содержит "вторжение из самых глубин бессознательного" в ту область бессознательного, котора€ никогда не станет осознаваемой. ёнг пишет (40, с. 27): "”
    каждого индивида имеетс€ (помимо его личной пам€ти) множество "первобытных образов".
    Ёто прообразы представлений человека о мире, нос€щие непреход€щий характер и наследуемые посредством мозговых структур из поколени€ в поколение". „то касаетс€
    наследовани€ идей, ёнг говорит (40, с. 29): "я никогда не делал утверждений о
    наследовании идей, но предполагал наследование предпосылок к возникновению идей, их
    зачатков, а это нечто совершенно другое. ћне еще не доводилось обнаруживать бесспорных доказательств наследовани€ образов пам€ти, но € не исключаю, что, кроме коллективных хранилищ, не содержащих ничего индивидуального, психикой может наследоватьс€ опыт с индивидуальным отпечатком" (см. прим. 8).
    ѕервобытные образы, или архетипы, станов€тс€ известными благодар€ интерпретации символики сновидений. ћетод ассоциаций раскрывает в значении сновидений не только личное, но и коллективное бессознательное. јрхетип - универсальна€ познавательна€ категори€, обща€ дл€ целой нации или даже эпохи. Ёто наследуема€ организаци€ психической энергии. ћифы - излюбленные носители расовых архетипов.
    ѕримерами €вл€ютс€ архетипы матери и отца. —обирательный прообраз матери, оказывающий вли€ние на любого человека, выражен в паттерне всего защищающего, обогревающего, корм€щего. «ащищающа€ мать одновременно ассоциируетс€ с корм€щей землей, плодородным полем, теплым очагом, пещерой, окружающей растительностью, дающей молоко коровой, травой. —имвол матери обращен к месту рождени€, твор€щему пассивно, такому, как природа, матери€, бессознательное, инстинктивна€ жизнь. јрхетип отца, с другой стороны, означает такие вещи, как сила, мощь, авторитет, творческое вдохновение и вообще все движущеес€ и динамичное. ќтцовский образ ассоциируетс€ с реками, ветрами, штормами, битвами, разъ€ренными животными наподобие быка, порывистыми и мен€ющимис€ €влени€ми мира, он в то же врем€ €вл€етс€ причиной всех изменений.

    Ётот особый аспект системы ёнга, касающийс€ первобытных образов, имеет нечто общее с фрейдовским представлением о филогенетической наследственности, как в примере размышлений о первобытной орде. ёнг, однако, приписывает совершенно другую роль
    функции бессознательного. ќн считает, что коллективное бессознательное €вл€етс€
    хранилищем мудрости времен, скрытым в мозге. ¬ бессознательном не прекращаетс€ активность по созданию из его составл€ющих комбинаций в цел€х указани€ будущего
    индивида. –езультат де€тельности бессознательного, по мнению ёнга, превосходит в
    утонченности и масштабе работу сознани€. ѕоэтому ёнг расценивает коллективное
    бессознательное в качестве "непревзойденного руководител€" человеческих существ...
    могущественной духовной наследственности в развитии человека, возрождающейс€ в
    каждом индивиде".

    Ќ≈ќ‘–≈…ƒ»—“— »… ѕќƒ’ќƒ

    Ќеофрейдисты считают концепцию бессознательных психических процессов величайшим достижением ‘рейда. “омпсон, например, стараетс€ показать, что отбрасывание пон€тий либидо и инстинктов никоим образом не преп€тствует допущению различных уровней осознани€ как ключевого теоретического построени€.
    ќсновна€ критика сосредоточиваетс€ на рассмотрении ‘рейдом бессознательного в качестве места размещени€ инстинктов и их психических заменителей; его последующее
    представление об ид еще у€звимее в этом отношении. ’от€ ‘рейд за€вл€ет, что ид просто
    речева€ конструкци€ и не может размещатьс€ в какой-либо части тела, “омпсон, читающа€
    между строк, чувствует актуальность дл€ ‘рейда идеи локализации.

     ритика более частного характера относитс€ к мнению ‘рейда о совместном нахождении в
    бессознательном вытесненного опыта и сил ид, которые как-то соедин€ютс€ в цел€х
    получени€ сознательного выражени€. —огласно ‘рейду, вытесненный материал, например,
    может занимать энергию у ид, чтобы получить выход. “омпсон считает это утверждение
    очень спекул€тивным и не поддающимс€ достоверному изучению.

    ѕ≈–¬»„Ќџ… Ќј–÷»——»«ћ

    ‘–≈…ƒ: ќ–“ќƒќ —јЋ№Ќјя “ќ„ ј «–≈Ќ»я

    —осто€ние первичного нарциссизма €вл€етс€ еще одной особенностью новорожденного. ѕод нарциссизмом понимают обращенность либидо в большей степени на себ€, чем на объекты внешнего мира. ѕервичный нарциссизм представл€ет изначальное состо€ние новорожденного, неспособного проводить различие между собой и внешними объектами. —ексуальные цели этого периода целиком аутоэротичны, т.е. св€заны с любовью к себе. Ёго еще не отдифференцировалось, и ребенок ощущает себ€ всемогущим, так как его потребности удовлетвор€ютс€ как само собой разумеющеес€. —читаетс€, что он обладает "океаническим чувством". ¬ последующей жизни перед лицом серьезных стрессов
    индивид испытывает соблазн возвратитьс€ к первоначальному идиллическому чувству
    безопасности -иллюстрацией служит кататонический шизофреник. Ёто возвращение к
    самовлюбленности вследствие неудовлетворенности социальными св€з€ми называетс€ "вторичным нарциссизмом".
    ‘рейд в работе под заглавием "ќ нарциссизме" (1914) пытаетс€ обосновать концепцию первичного нарциссизма дедуктивным методом из наблюдений за родител€ми. ќн пишет (28, с. 48-49):
    "ѕри наблюдении отношени€ люб€щих родителей к ребенку мы не можем не заметить оживлени€ и воспроизведени€ их собственного давно оставленного нарциссизма. »х чувства, как известно, характеризуютс€ переоценкой объекта, что достоверно указывает на нарциссическое происхождение. ќни приписывают ребенку все совершенства, которые не подтверждает трезвое наблюдение, и пренебрегают его недостатками - с этой тенденцией св€зано отрицание сексуальности ребенка. –одители отказываютс€ в пользу ребенка от культурных приобретений и воскрешают в его личности свои былые прит€зани€. –ебенку покупаютс€ лучшие, чем у родителей, вещи; он не должен подвергатьс€ необходимым требовани€м жизни. Ѕолезнь, смерть, безработица, неизбежное ограничение желаний не должны касатьс€ ребенка, в угоду ему следует изменить законы природы и общества. ќн сердцевина вселенной: "≈го ¬еличество –ебенок", как нам самим когда-то мечталось быть. –ебенку предназначено осуществить несбывшиес€ мечты и желани€ родителей - вместо отца стать героем или выйти замуж за принца в качестве запоздалой компенсации устремлений матери. Ќарциссическую позицию ослабл€ет эго, наход€щеес€ под давлением реальности, тогда безопасным способом удовлетворени€ нарциссических побуждений становитс€ ребенок. –одительска€ любовь, така€ трогательна€ и по существу реб€ческа€, ничего более чем возобновление нарциссизма, трансформированного в любовь к объекту, но безошибочно себ€ обнаруживающего" (прим. 9).

    √–»Ќ≈… –: ќ“ЌќЎ≈Ќ»≈ Ќј–÷»——»«ћј

      “–≈¬ќ√≈ » –ќ∆ƒ≈Ќ»ё

    √ринейкр (34) св€зывает концепцию "первичного нарциссизма" с введенным ею пон€тием "первичной тревоги" и самим процессом рождени€, фигурально говор€, она
    рассматривает первичный нарциссизм в отношении к тревоге как "поверхностное" напр€жение, которое может быть больше или меньше в соответствии с потребност€ми
    организма. ”величение тревоги вызывает нарастание нарциссизма; избыток нарциссизма
    развиваетс€ отчасти в качестве попытки организма преодолеть повышение тревоги. ќдной
    из иллюстраций €вл€етс€ крик новорожденного, выражающий тревогу и в следующий момент служащий сохранению "могущества" посредством призыва родителей на помощь.
    ѕроцесс рождени€ способствует трансформации расслабленного, относительно дремлющего нарциссического состо€ни€ плода в первичный нарциссизм новорожденного. ѕервичный нарциссизм, по мнению √ринейкр, не исчерпываетс€ океаническим чувством величи€. ќн также несет в себе начала активного психического влечени€, основанного на биологической потребности выживани€. ¬ периоды последующих психических стрессов,
    таких, как травма или деприваци€, происходит наращивание нарциссизма, описанного как
    либидный зар€д побуждени€, которое направлено на атаку или защиту. √ринейкр проводит
    аналогию с голодной амебой, выкидывающей псевдоподии дл€ захвата пищи.
    –удиментарна€ форма этого влечени€ имеет место у новорожденного.

    ‘–ќћћ: Ќ≈ќ‘–≈…ƒ»—“— јя “ќ„ ј «–≈Ќ»я

    Ќеофрейдисты критикуют концепцию нарциссизма за пон€тие фиксированного количества либидо. ќни отмечают, что, согласно ‘рейду, чем больше любви направлено на внешний мир, тем меньше остаетс€ самому себе, и наоборот. ‘ромм (30) возражает против этой формулировки, так как она приводит к неприемлемой позиции: нарцисс представл€етс€
    обогащенной личностью по сравнению с человеком, способным к любви. ¬ действительности, по мнению ‘ромма, человек, испытыва€ любовь к окружающим, не
    истощаетс€, а обогащаетс€. „еловек, способный по-насто€щему любить себ€, любит других.
    „еловек, неспособный любить других, не способен любить себ€. ѕервичный и вторичный
    нарциссизм всецело отличаютс€ друг от друга. ѕервичный - говорит о самоуважении;
    вторичный -служит защитой против осознани€ утраты самоуважени€. ¬торичный нарциссизм, про€вл€ющийс€ в тщеславии, повышенном внимании к своему телу, общем эгоцентризме, €вл€етс€ не самовлюбленностью, а ненавистью к себе вследствие чувства безуспешности и отсутстви€ любви со стороны окружающих (прим. 10).

    «ј Ћё„≈Ќ»≈

    ќртодоксальна€ психоаналитическа€ теори€ объ€сн€ет психические феномены как результат динамического взаимодействи€ между побуждающими силами, или инстинктами организма, и контрсилами внешнего окружени€. »нстинкты описаны как представленные в психике побуждени€, возникающие в теле и существующие уже у новорожденного.  аждый инстинкт имеет цель, объект и причину (источник). ‘енихель классифицирует инстинкты на две большие группы: простые физические потребности и сексуальные побуждени€. ѕерва€ группа, к которой относ€тс€ голод, дыхание, жажда, менее важна дл€ развити€ личности,
    так как вход€щие в нее инстинкты требуют немедленного удовлетворени€ и, ледовательно,
    допускаютс€ малые индивидуальные различи€. —ексуальные влечени€, понимаемые в широком смысле, функционируют от рождени€, поэтому взросла€ сексуальность €вл€етс€ продолжением детской. ѕредполагаетс€, что у новорожденного имеетс€ фиксированное
    количество энергии сексуальных инстинктов, так называемого "либидо". ёнг определ€ет
    либидо более широко: в качестве первичной энергии, детерминирующей всю психическую жизнь, а не только сексуальную. Ќеофрейдисты, с другой стороны, отвергают пон€ти€ инстинктов и либидо, хот€ —алливан говорит о "влечении к власти".
    ¬ последующих работах ‘рейд дл€ объ€снени€ агрессии и влечений к саморазрушению выдвигает пон€тие врожденного инстинкта смерти. ‘енихель ставит это пон€тие под вопрос и предпочитает объ€сн€ть агрессию как способ реакции на фрустрацию, возникающий, наподобие сексуальных инстинктов, из потребности уменьшени€ напр€жени€. Ќеофрейдисты предлагают в качестве наилучшей интерпретации агрессии и самоубийства трудности в межличностных отношени€х.
    ≈ще одной важнейшей составл€ющей личности новорожденного €вл€етс€ бессознательное - краеугольный камень психоаналитической теории. ¬ли€ние бессознательных психических процессов существеннее, чем сознательных, так как бессознательные влечени€ посто€нно, очень активным образом стрем€тс€ к сознательному выражению. ѕроцессы в бессознательном протекают вне времени и мало св€заны с реальностью; несовместимые желани€ наход€тс€ р€дом, и это не вызывает сомнений., отрицани€, неуверенности. “ермин "ид" был введен позднее, чтобы обозначить часть бессознательного, котора€ функционирует в качестве источника инстинктивной энергии, формирующей резервуар либидо. ‘рейд придерживалс€ филогенетической точки зрени€ на происхождение бессознательного, т.е. исходил из унаследовани€ в каком-то виде расового опыта. ѕодобное мнение в известной степени совпадает с определением коллективного бессознательного ёнгом, считавшим, что в коллективном бессознательном заложены
    информаци€ о значимом опыте предшествующих поколений и зачатки идеи. ѕервобытные
    образы, или архетипы, коллективного бессознательного станов€тс€ известны посредством
    интерпретации символики сновидений. ѕримерами служат архетипы матери и отца, св€занные соответственно с кормлением и силой. ¬ дополнение к коллективному бессознательному каждый индивид, по мнению ёнга, обладает личным бессознательным -
    забытым прошлым опытом, который не столько результат вытеснени€, сколько следствие
    одностороннего развити€. Ќеофрейдисты приемлют функцию бессознательного в принципе,
    но критикуют представление о бессознательном как месте, где, например, могут вступать в комбинацию вытесненный опыт и силы ид.
    ќртодоксальна€ теори€ приписывает новорожденному также состо€ние, называемое "первичный нарциссизм". Ќоворожденный не способен отличать себ€ от бъектов внешнего мира, поэтому его сексуальные цели аутоэротичны и обращены на себ€. »з-за магического характера удовлетворени€ его потребностей у него вскоре развиваетс€ чувство величи€, которое в последующей жизни он ищет возможность восстановить. —огласно √ринейкр, первичный нарциссизм представл€ет не только "океаническое чувство". ќна считает, что процесс рождени€ активирует нарциссизм, содержащий начала влечени€, основанного на биологической потребности выживани€. ”величение тревоги приводит к соответствующему защитному возрастанию нарциссизма. ‘ромм оспаривает представление о фиксированном количестве либидо. ќн критикует фрейдовское определение нарциссизма и утверждает, что только человек, способный по-насто€щему любить себ€, способен любить других.

    ѕ–»ћ≈„јЌ»я

    1. “ермин "инстинкт". —ледует отметить, что термин "инстинкт" считаетс€ плохим переводом фрейдовского "Trieb". »нстинкт означает нечто врожденное, ригидное, неизменное, тогда как "Trieb" на самом деле относитс€ к чему-то измен€ющемус€,
    подверженному исход€щим из окружени€ силам. ¬озможно, термины "влечение" или "мотив" в качестве используемых в насто€щее врем€ в психологии представл€ют более удачный выбор.

    2. "¬лечение к могуществу" по —алливану. Ќеофрейдисты отвергают пон€тие "инстинкт" и теорию "либидо" как преп€тстви€ к научному исследованию. ћожно удивл€тьс€, почему "влечение к могуществу" не подвергаетс€ подобной критике.
    "Ѕиологическое влечение к могуществу" довольно трудно продемонстрировать. Ћогика
    —алливана состоит в см€гчении пон€ти€ и представлении его в качестве способности, а не полноценного влечени€. “ака€ попытка не кажетс€ продуктивной.

    3. Ќепри€тие “омпсон инстинкта смерти. ¬ то врем€ как мы можем чистосердечно согласитьс€ с непри€тием “омпсон представлени€ об инстинкте смерти, три ее аргумента
    различаютс€ степенью убедительности. ѕервый - трудности в межличностных отношени€х
    в качестве предпочтительного объ€снени€ агрессивности - вполне обоснован; второй -
    простодушна€ деструктивность - представл€етс€ сомнительным; и третий - ребенку не
    свойственны деструктивные устремлени€ - слишком гипотетичен, чтобы его можно было
    вообразить, так как "совершенно доброжелательное окружение" €вл€етс€ в наше врем€
    весьма маловеро€тным.

    4. ƒоводы ‘рейда в обосновании бессознательного. —уществование некоторого рода бессознательных процессов достаточно общеприн€то, чтобы вдаватьс€ в дальнейшую дискуссию. ќднако мы можем проанализировать относительные достоинства семи пунктов
    доказательств, представленных ‘рейдом. ѕервые три доказательства, касающиес€ постгипнотического внушени€, латентного значени€ сновидений, речевых оговорок и т.п.,
    получили достаточное подтверждение в клинических и экспериментальных работах.
    —ледующие два: о роли осознани€ при решении проблем и небольшой объем осознаваемого
    содержани€ в любой данный момент - допустимые за€влени€. ќднако они не пр€мо соответствуют психоаналитическому постулату, что бессознательный материал посто€нно
    стремитс€ пробитьс€ в сознание; вместо этого указанные утверждени€ просто поддерживают некоторое представление о сознательной и бессознательной перцепци€х.
    ѕункт седьмой о бессознательном значении симптомов тоже подтвержден клиническими
    данными. ѕоследнее доказательство имеет некоторое основание, хот€, в конечном счете,
    оно спорно. ћожет ли успешность психоаналитической терапии (предполагаетс€, что ‘рейд
    подразумевает именно это) быть интерпретирована как доказательство правильности
    психоаналитической теории? јвтор отстаивает отрицательный ответ, по крайней мере, по
    двум причинам: прежде всего, мы пока не располагаем доказательством большей успешности психоаналитического лечени€ по сравнению с другими методами; второе - не
    существует способа определени€, даже в €вно успешном случае, в какой мере теоретическа€ ориентаци€ способствовала сложным межличностным отношени€м, приведшим больного к улучшению.

    5. ¬невременной характер бессознательного. Ёту концепцию трудно пон€ть, возможно, в силу нашей ограниченности временным эталоном. Ћюбое заключение о безвременности должно основыватьс€ на дериватах, наблюдаемых в поведении, которое подвержено временной регул€ции. “рудно также было бы утверждать, что вытесненные идеи перед проникновением в сознание не имеют некоторого, пускай алогичного, отношени€ по времени друг к другу.

    6. ‘илогенетическое происхождение содержани€ бессознательного. — точки зрени€ современной науки передача "первобытных фантазий" через расовую наследственность может представл€ть только исторический интерес. ќбъ€снение подобного рода достаточно
    неправдоподобно и не подлежит проверке, чтобы его обсуждать. “о же относитс€ к теории
    ёнга о коллективном бессознательном.

    7. »ƒ: источник, резервуар или что? –анее мы говорили, что источником инстинкта €вл€етс€ химико-физическое состо€ние самого организма. “еперь ид определ€етс€ в качестве источника инстинктивной энергии, формирующей резервуар либидо. ѕредставл€ет
    ид в таком случае физико-химическое состо€ние или вместилище либидо? ћетафорическа€
    путаница заставл€ет заинтересоватьс€ полезностью концепций, подобных "ид" и "либидо".
    ќправданием в прошлом было использование этих пон€тий в качестве удобных €рлыков, значение которых раздел€етс€ всеми гор€чими поклонниками теории. Ќо если даже определенность значени€ находитс€ под вопросом, возможно, следует отказатьс€ от самих слов.

    8. ёнг о коллективном бессознательном.  омментарии, сделанные по поводу филогенетических объ€снений ‘рейда (см. прим. 6), прило-жимы и здесь. –азличие в
    большем подчеркивании ёнгом данной концепции в теории и на практике, в то врем€ как
    построени€ ‘рейда не сильно пострадают от устранени€ этих представлений.

    9. ѕервичный нарциссизм. ќбъ€снение ‘рейдом родительского нарциссизма очень пон€тно, но не оправдывает определени€ первичного нарциссизма в период младенчества.
    ѕоследнему, кажетс€, предопределено остатьс€ постулатом.

    10. —опоставление представлений ‘рейда и. ‘ромма о самоуважении. —оздаетс€ впечатление, что ‘рейд и ‘ромм использовали то же самое слово в разных значени€х.
    ‘рейд говорит о вторичном нарциссизме как отн€тии катексиса от других людей. Ќарцисс
    больше не желает одаривать объекты в окружении и сжимаетс€, сосредоточива€сь на восстановлении нарушенного самоуважени€. ‘ромм рассматривает самоуважение в качестве положительной самоактуализации, котора€ обогащает индивида, позвол€€ одновременно больше любить себ€ и объект любви. Ётим отличием в подходах к концепции нарциссизма частично объ€сн€етс€ противоречивость утверждений.