¬ход   арта сайта
¬.ё. «авь€лов ЁЋ≈ћ≈Ќ“ј–Ќџ… ”„≈ЅЌ»  ƒ»јЌјЋ»«ј > √Ћј¬ј 3

√Ћј¬ј 3

    ѕ≈–¬џ… √ќƒ ∆»«Ќ»

    ѕосле рождени€ начинаетс€ быстрое развитие организма в разных направлени€х.
    —читаетс€, что широта и разнообразие развити€ на первом году жизни играют огромную
    роль в формировании личности. Ёти особенности косвенным образом облегчают организацию излагаемого в книге материала. —ейчас мы можем прин€ть схему, в рамках которой будут представлены периоды развити€ личности, включа€ юношеский возраст.

    ‘ормирование эго и супер-эго
    ѕсихосексуальное развитие
    ќтношени€ с другими людьми
    ѕсихологические механизмы

    ‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ Ё√ќ » —”ѕ≈–-Ё√ќ ќ–“ќƒќ —јЋ№Ќќ≈ ќѕ–≈ƒ≈Ћ≈Ќ»≈: ј–’ј»„≈— ќ≈ Ё√ќ

    ¬оспри€тие младенца. ” новорожденного, как мы знаем, отсутствует эго. Ёго младенца дифференцируетс€ только под вли€нием внешнего окружени€. ќн не осознает мира, в лучшем случае просто испытывает удовольствие и боль, а также изменение в степени напр€жени€.  огда младенец накормлен, находитс€ в тепле и комфорте, он засыпает. ¬ этот период релаксаци€ сопровождаетс€ отключением сознани€. ѕро€вление зачатков функции эго совпадает с началом осознани€, что дл€ уменьшени€ напр€жени€ во внешнем мире должны произойти какие-то событи€. ¬ результате возникает стремление к объектам (люд€м, вещам) с целью удовлетворени€ желаний - состо€ние, описываемое как "потребность в стимул€ции". ѕротиворечие между стремлением к релаксации и желанием обладани€ объектами считаетс€ недифференцированным предвестником взаимоотношени€ между любовью и ненавистью (см. прим. 1).

    —пособность к различению между собственной личностью и окружением сосредоточиваетс€ вокруг попустительства и депривации в удовлетворении потребностей младенца матерью. ƒо тех пор пока потребности младенца удовлетвор€ютс€, он продолжает мыслить исключительно эгоцентрически. Ќачало выделени€ внешнего мира св€зано с опытом депривации. “еоретически, если бы люба€ потребность удовлетвор€лась, возможно, никогда не развилось бы представление о внешнем мире. ƒруга€ крайность, интенсивна€
    деприваци€, тоже тормозит развитие эго (см. прим. 2). —огласно √артману,  рису и
    Ћевенштайну (39), оптимальным соотношением дл€ созревани€ перцептуального аппарата
    €вл€етс€ сочетание выраженного попустительства с умеренной депривацией. Ёти авторы
    подчеркивают, что способность выделени€ младенцем внешнего мира зависит, в свою
    очередь, от стадии развити€ самой системы перцепции.

    ‘енихель (18) уподобл€ет перцептивные процессы младенца воспри€тию психотиков (см. прим. 3): объекты различаютс€ не четко; образы большие и неточные; воспри€тие и движение не раздел€ютс€; воспри€ти€ многих органов чувств перекрывают друг друга.
    ѕревалируют примитивные ощущени€ типа кинестетических. ¬оспри€тие младенца отличаетс€ не только по форме, но и по содержанию. ќдной из причин содержательного отличи€ €вл€етс€ маленький размер младенца и отсутствие опыта ориентации в пространстве. ¬тора€ и более важна€ причина искажени€ воспри€ти€ заключаетс€ в одностороннем рассмотрении мира как источника удовлетворени€ или угрозы. ѕоиск удовольстви€ несовместим с правильной оценкой, котора€ основываетс€ на размышлении и отсроченных реакци€х.

    —амоуважение. ѕервым регул€тором самоуважени€ €вл€етс€ снабжение питанием (в широком смысле) из внешнего мира. ѕроцесс осуществл€етс€ следующим образом: перва€ устремленность к объектам представл€ет по своей природе желание избавитьс€ от тревожащих стимулов; получение удовлетворени€ устран€ет желание и восстанавливает
    первичный нарциссизм или, другими словами, самоуважение. Ёто возможно в раннем
    возрасте при обусловленности ощущени€ всесили€ сн€тием инстинктивного напр€жени€.
    ¬ последующем, когда ребенок вынужден отказатьс€ от чувства величи€, он стремитс€ разделить величие взрослого. Ќа этой стадии инстинктивное удовлетворение дифференцируетс€ от величи€, и каждое доказательство любви более могущественного
    взрослого имеет тот же эффект, как прежде кормление молоком. ћаленький ребенок тер€ет
    самоуважение при утрате любви и обретает самоуважение при возвращении любви. Ётот
    период, следующий за стадией величи€ первичного нарциссизма, характеризуетс€
    "пассивно-рецептивным господством", так как трудности преодолеваютс€ путем побуждени€ всесильных внешних объектов доставл€ть желанное.

    –азвитие чувства реальности. ѕо мере созревани€. ребенка его интеллектуальные способности возрастают и выход€т за пределы простой заинтересованности в удовлетворении потребностей. ѕринцип удовольстви€ замещаетс€ принципом реальности.
    Ёто обучение, в процессе которого возникают осознание возможных перемен в окружении и
    способность предсказани€ будущего. Ќа данном этапе ребенок может представить себе:
    " огда € веду себ€ определенным образом, окружение реагирует соответствующим образом", - и регулировать поведение приемлемым путем. ѕринцип реальности поэтому
    св€зан со способностью отдавать предпочтение будущему вместо немедленного удовлетворени€. Ќа €зыке психоэнергетических терминов, произошла трансформаци€
    либидной энергии в либидную энергию вытесненной цели.

    ‘еренци (19) в 1913 году выделил четыре стадии, предвар€ющие развитие чувства реальности:
    1. "Ѕессознательное величие" - состо€ние, предшествующее рождению, когда удовлетвор€ютс€ все желани€ ребенка.
    2. "ћагическое галлюцинаторное величие" -период сразу после рождени€, когда ребенок чувствует, что стоит ему чего-то пожелать, и все это по€витс€.
    3. "ћагическое величие жестов" - несколько позднее ребенок обучаетс€ преодолевать
    разочарование криком и жестами.
    4. "ћаги€ мыслей и слов" - наконец, он придает магическое значение мысл€м и
    словам (см. прим. 4).

    “≈ќ–≈“»„≈— »≈ ѕ–≈ƒ—“ј¬Ћ≈Ќ»я ћ≈ЋјЌ»  Ћ≈…Ќ

    ќртодоксальна€ психоаналитическа€ теори€ характеризует первый год жизни в качестве периода начального формировани€ эго. —упер-эго в это врем€ полностью отсутствует. ћелани  лейн (50, 51, 52), лидер Ѕританской школы психоанализа, допускает функционирование хорошо развитых эго и супер-эго на первом году жизни. —истема  лейн
    основываетс€ на предположении о бессознательных фантази€х, сделанном при психоаналитической работе с детьми, страдающими неврозами. Ёти бессознательные фантазии, по ее мнению, €вл€ютс€ первоначальным содержанием всех психических процессов, они лежат в основе бессознательного и сознательного мышлени€.  лейн видит
    доказательства широкого спектра высокодифференцированных отношений к объектам, отчасти либидных, отчасти агрессивных, в первые мес€цы жизни. –ебенок шести мес€цев
    уже любит, ненавидит, желает, атакует, хочет разрушать и готов разорвать мать на части. ¬ страхе перед своими деструктивными влечени€ми он приписывает их внешнему объекту и в фантази€х проглатывает объект, чтобы разрушить его.  ак противовес деструктивным влечени€м выступает строгое супер-эго или сознание. ¬ результате возникают многие осложнени€, например, расщепление супер-эго или его непри€тие; но у нас нет необходимости останавливатьс€ здесь на этом вопросе. ƒетали системы  лейн мы обсудим в последующем: при рассмотрении психосексуального развити€, отношений с окружающими и анализе психологических механизмов (прим. 5).

    —јЋЋ»¬јЌ: ѕ–ќ“ќ“ј —»„≈— »… ћќƒ”—

    —алливан (64) описывает три модуса, которые вовлечены в формирование эго: прототаксический, паратаксический и синтаксический. Ќа первом году жизни действует
    прототаксический модус. ѕрежде всего у младенца отсутствуют эго и самосознание. ќн
    смутно различает предшествующее и последующее состо€ни€, не способен устанавливать
    взаимосв€зь событий. ќтсутствуют ориентаци€ во времени и пространстве. ¬се, что младенец знает, -это сиюминутное состо€ние, он обладает "космическим опытом " в смысле неопределенности и неограниченности существовани€. „ерез некоторое врем€ младенец начинает выдел€ть "материнский образ". Ёто очень не€сный образ, постепенно
    приобретающий отличие как нечто не €вл€ющеес€ собственной частью. ћатеринский образ,
    принос€щий чувство благополучи€ или эйфорию, представл€ет "’орошую ћать".  огда образ причин€ет младенцу беспокойство, возникает другой "комплекс впечатлений", станов€щийс€ "ѕлохой ћатерью". —осок груди - атрибут "’орошей ћатери", в туманной пелене он €вл€етс€ ее представителем. “акой сиюминутный опыт прототаксического модуса
    формирует основу пам€ти. ѕо словам —алливана (63, с. 52), "пам€ть - относительно продолжительна€ запись сиюминутных состо€ний. Ќа менее абстрактном €зыке, живые существа фиксируют все переживаемые событи€ не в форме "перцепций" или "возбуждений коры", а как существующие в определенный момент паттерны взаимосв€зи организма со значимыми факторами окружени€" (см. прим. 6).

    ѕ—»’ќ—≈ —”јЋ№Ќќ≈ –ј«¬»“»≈

    ќ–“ќƒќ —јЋ№Ќџ… ѕќƒ’ќƒ: ќ–јЋ№Ќјя —“јƒ»я

    Ќеотъемлемой частью ортодоксального психоаналитического мышлени€ €вл€етс€ теори€ детской сексуальности (24). —читаетс€, что маленький ребенок "полиморфно перверзен", т.е. представл€ет собой инстинктивное создание, управл€емое недифференцированной пространно организованной сексуальностью. ƒетска€ сексуальность отличаетс€ от взрослой в трех отношени€х: 1) гениталии не обладают наибольшей чувствительностью, на первый план выдвинуты другие эрогенные зоны (области, доставл€ющие удовольствие), например, рот; 2) инфантильна€ сексуальность не приводит к сексуальному акту, ее цели св€заны с активностью, котора€ у взрослых играет роль в удовольстви€х, предшествующих сексуальному акту; 3) инфантильна€ сексуальность имеет тенденцию быть аутоэротической.
    ѕрегенитальный период может быть охарактеризован несколькими стади€ми развити€. Ёти фазы не четко отграничены, они постепенно переход€т одна в другую и перекрываютс€. ¬начале следует оральна€ фаза, охватывающа€ первый год жизни и выход€ща€ за его пределы. —ексуальный инстинкт изначально выражен в акте сосани€. ћатеринска€ грудь считаетс€ первым объектом сексуального желани€ ребенка.  роме удовлетворени€ голода, собственно акт сосани€ доставл€ет удовольствие. –ебенок узнает это впервые во врем€ кормлени€, но вскоре открывает, что возбуждение рта и губ при€тно и без пищи. »ллюстрацией служит сосание большого пальца. —осание пальца показывает, что удовольствие при сосании груди или кормлении из бутылки основано не только на удовлетворении голода, но также на стимул€ции слизистой рта. »ными словами, младенец
    убирает палец, так как он не обеспечивает его молоком (см. прим. 7).

    ќсновна€ цель этого периода состоит поэтому в наслаждении аутоэротической стимул€цией эрогенной зоны. ¬ последующем добавл€етс€ еще одна цель, заключающа€с€ в желании инкорпорировать объекты. “е, кто рассматриваютс€ как кормильцы, в фантази€х младенца объедин€ютс€ с пищей и заглатываютс€ (инкорпорируютс€), чтобы таким образом стать его частью. ‘енихель (18) цитирует в качестве доказательств этого типа алогичной
    ассоциации различные религиозные ритуалы, согласно которым происходит магическое превращение человека в материальное подобие съедобной пищи, или веровани€, что человек приобретает качества съеденного объекта. ¬ соответствии с инкорпоративными
    цел€ми возникают специфические оральные страхи, такие, как страх быть съеденным.
    ќбщеизвестное выражение: "“ы настолько привлекателен, что € могу пр€мо съесть теб€!"-€вл€етс€ иллюстрацией значимости инкорпорации.

    ƒумаетс€, оральный период, следу€ примеру јбрахама (1), можно разделить на две фазы. ѕерва€ фаза только что описана, она выражаетс€ в удовольствии от сосани€ и в оральной инкорпораци. ¬тора€ фаза начинаетс€ с прорезыванием зубов. –еакцией на фрустрацию в этот период, обычно в сфере кормлени€, €вл€етс€ попытка младенца кусатьс€. ∆елание повредить или разрушить объект указанным способом называетс€ "оральным садизмом" в противоположность раннему оральному эротизму. ќсложнени€ в результате таких влечений мы обсудим при рассмотрении проблемы отношений на первом году жизни с другими людьми.

    ѕозици€  Ћ≈…Ќ

    ћелани  лейн (50, 53) считает, что психосексуальное развитие разворачиваетс€ до первого года жизни в отличие от ортодоксальных аналитиков, приписывающих его всему
    периоду раннего детства. — середины первого года жизни оральна€ фрустраци€ вместе с
    нарастанием орального садизма служат причиной возникновени€ эдиповых влечений.
    Ќепосредственным следствием оральной фрустрации €вл€етс€ желание инкорпорировать отцовский пенис. Ќо это сопровождаетс€ фантазией, что мать уже совершила инкорпорацию и обладает отцовским пенисом. “огда возникает побуждение различными примитивными способами разрушить тело матери. ѕозыв к разрушению тела матери у девочек вызывает страх перед разрушением их собственного тела, эквивалентный страху кастрации у мальчиков. ќральна€ фрустраци€ пробуждает бессознательное знание о совместном сексуальном наслаждении родителей (первоначально мыслимом в оральных пон€ти€х), и оральна€ зависть вызывает желание ребенка протолкнутьс€ в тело матери. Ёти фанта-зируемые нападени€ в особенности направлены на оральную инкорпорацию пениса отца. ћальчик, например, боитс€ материнского тела, потому что оно содержит пенис отца.
    ћодификаци€ ранней тревоги осуществл€етс€ посредством либидо и отношений к реальным объектам. ƒаже самый ранний поворот от материнской груди к отцовскому пенису €вл€етс€ маленьким продвижением либидо от тревожной ситуации, хот€ вначале не очень успешным шагом. —тадии в развитии либидо реально представл€ют позиции, завоеванные либидо в борьбе с деструктивными импульсами (например, внимание девочки к пенису отца считаетс€ предтечей эдипова комплекса).

    ѕозици€ ёЌ√ј

    “очка зрени€ ёнга (45) на раннее психосексуальное развитие радикально отличаетс€
    от фрейдовской. ћы уже знаем, что ёнг отвергает пон€тие либидо как сексуальной силы.
     роме того, он определ€ет инфантильную сексуальность в гораздо более узком смысле.
    ёнг раздел€ет жизнь индивида на три фазы развити€: 1) пресексуальна€ фаза продолжаетс€ до п€тилетнего возраста; 2) препу-бертатна€ фаза длитс€ от позднего детства до пубертатного возраста; 3) фаза зрелости начинаетс€ со времени полового созревани€.
    —огласно ёнгу, до конца пресексуальной фазы не про€вл€етс€ половых признаков. —ама€
    ранн€€ фаза развити€ характеризуетс€ почти исключительно питанием и ростом. Ћибидо
    постепенно и с трудом переходит от питани€ к сексуальной функции. ѕоследовательность
    представл€етс€ следующей: первоначально пища принимаетс€ посредством сосани€, с
    определенным присущим ему ритмическим движением. ѕостепенно сосание, помимо функции питани€, становитс€ способом получени€ наслаждени€ и удовлетворени€ ритмической активностью самой по себе. —о временем зоны наслаждени€ измен€ютс€, и ритмический аспект становитс€ составл€ющим генитальной активности. Ћибидо, продвига€сь от функции питани€ в сексуальную область, привносит в нее черты предшествующей функции, чем объ€сн€етс€ тесна€ св€зь обеих функций (прим. 8).

    ¬ќ««–≈Ќ»я Ќ≈ќ‘–≈…ƒ»—“ќ¬

    Ќеофрейдисты в отличие от ортодоксальных теоретиков психоанализа отвод€т сексуальности незначительную роль в раннем развитии и отдают предпочтение культурным
    вли€ни€м. ќни считают, что ‘рейд был прав в наблюдени€х за общим ходом развити€, но
    его интерпретации должны подвергнутьс€ переоценке. ќтносительно оральной стадии
    “омпсон пишет (65, с. 35-36): "ќральна€ стади€ детерминируетс€, главным образом, биологическим развитием. Ќоворожденный в основном представлен "ртом". Ќаиболее развита€ при рождении область головного мозга управл€ет оральной зоной. ћы согласны, что первоначально младенец контактирует с миром и воспринимает его в оральных пон€ти€х. ћы, однако, ставим под вопрос решающую роль эротического наслаждени€.  ажетс€ более веро€тным, что новорожденный контактирует с миром посредством рта, так как это его наиболее адекватный орган. “аким образом, оральна€ стади€ имеет органическую детерминацию, но не в силу первичности наслаждени€.

    Ѕолее того, характер мира, с которым "контактирует рот", не повсеместно единообразен, существующие различи€ оказывают на развитие личности большее вли€ние, чем собственно органический фактор. ¬ разных культурах варьирует срок кормлени€ ребенка грудью и частота кормлени€. ¬ некоторых культурах кормление продолжаетс€ несколько лет в противоположность нашей, направленной на сокращение срока кормлени€ до минимума. —реди многих народов распространено кормление, когда ребенок закричит, мы же до недавнего времени придерживались строгого расписани€, счита€ такой режим полезным ребенку. ћолоуни, провед€ обследовани€ жителей ќкинавы, делает вывод, что отсутствие регламентации в кормлении грудью приводит в последующем к таким качествам, как гибкость, любвеобильность, мала€ тревожность. ѕоэтому, хот€ существует органическа€ основа оральной стадии, ее вли€ние на личность ребенка преломл€етс€, главным образом, через культурные факторы" (прим. 9).

    Ё–» —ќЌ: ќ–јЋ№Ќјя «ќЌј, »Ќ ќ–ѕќ–»–”ёў»… ћќƒ”—

    Ёриксон (16) разрабатывает ортодоксальную теорию психосексуального развити€, он
    вводит пон€ти€ "зон" и "модусов". ¬ыдел€ютс€ три зоны:
    1) орально-сенсорна€, котора€ включает апертуры лица и верхний отдел пищеварительного тракта;
    2) анальна€, включающа€ органы выделени€ экскрементов; 3) генитальна€. Ётим зонам соответствуют четыре модуса: инкорпорирующий (вбирающий), задерживающий, элиминирующий (выдел€ющий), интрузивный (вторгающийс€).

    ¬ течение первой стадии в орально-сенсорной зоне доминирует инкорпорирующий модус. –ебенок не только сосет и глотает соответствующие объекты, но всматриваетс€ глазами в то, что находитс€ в поле зрени€, сжимает и разжимает кулак, как будто держитс€ за вещь, и даже, кажетс€, прикасаетс€ к предметам, чтобы вызвать при€тные тактильные
    ощущени€. ƒругие модусы в это врем€ функционируют в качестве вспомогательных: сжатие
    челюстей и десен (поздний инкорпорирующий модус); плевание (элиминирующий модус);
    сжатие губ (задерживающий модус); у энергичных младенцев имеетс€ тенденци€ набрасыватьс€ на материнский сосок (интрузивный модус). Ёти вспомогательные модусы
    "нос€т подчиненный характер, если не нарушаетс€ совместна€ регул€ци€ зоны при утрате
    младенцем внутреннего контрол€ или неадекватном поведении со стороны матери".
    ѕримером первого случа€ €вл€етс€ пилороспазм, когда ребенок отрыгивает пищу вскоре
    после ее прин€ти€. «десь орально-элиминирующий модус приобретает важность и может
    иметь последствием чрезмерно сдержанное отношение к миру. "ќральное закрытие" приобретает окраску генерализованного недовери€ к чему бы то ни было: все преход€щее
    недостойно оставатьс€. ¬о втором случае примером служит отдергивание матерью соска из
    страха быть укушенной. Ёто может €вл€тьс€ причиной преждевременного рефлекса кусани€, который в последующих межличностных отношени€х переходит в рефлексивную попытку удерживани€ и вз€ти€ из недозволенных источников.

    ¬тора€ оральна€ стади€ характеризуетс€ как модус инкорпорации посредством кусани€. –азвитие зубов сопровождаетс€ удовольствием от кусани€ твердых предметов, откусывани€ кусочков предметов. ƒругие виды активности тоже относ€тс€ к этой категории: происходит обучение фокусировке глаз и "схватыванию" объектов, особенности изменени€ положени€ тела свидетельствуют о по€влении способности к локализации звука,
    руки схватывают более целенаправленно. ћежличностные отношени€ концентрируютс€ в
    социальной модальности вз€ти€ и удержани€ вещей, как свободно предлагаемых, так и
    недозволенных.

    ќ“ЌќЎ≈Ќ»я — ƒ–”√»ћ» Ћёƒ№ћ»

    ќ–“ќƒќ —јЋ№Ќјя “ќ„ ј «–≈Ќ»я: ћј“№  ј  ѕ≈–¬џ… ќЅЏ≈ “

    “реть€ основна€ категори€ в описании развити€ личности - это "отношени€ с другими
    людьми" или, на специальном €зыке, - "объект-отношени€". —огласно ортодоксальной
    теории, первым объектом каждого индивида €вл€етс€ мать. (—лово "мать" используетс€ в
    широком смысле, имеетс€ в виду человек, опекающий младенца.)  ак уже упоминалось,
    новорожденный не различает между собой и другими. ” него отсутствует мысль о матери
    как индивидуальности. ѕроцесс узнавани€ осуществл€етс€ постепенно. ѕредполагаетс€, что первые идеи возникают о вещах, принос€щих удовлетворение, и моментально исчезают.
    —юда относ€тс€ материнска€ грудь или бутылочка, мать, области собственного тела ребенка. ¬ действительности воспри€ти€ человека еще не существует. ¬ последующем
    младенец научаетс€ различать впечатлени€, прежде всего, веро€тно, дифференциру€ их на
    вызывающие "доверие" и "чуждые". „уждые воспринимаютс€ как опасные; питание, наоборот, ожидаетс€ от источников, заслуживающих довери€. Ћюбимыми оказываютс€ вызывающие доверие части тела матери, и мать постепенно начинает узнаватьс€ как целое.

    ќральное единение с матерью становитс€ целью.
    –ебенок научаетс€ различению между собой и матерью, у него развиваетс€ способность к пониманию исход€щей от нее информации. ќ детал€х процесса формировани€ этой способности известно мало. ƒолжно быть, играют роль реагирование ребенка на прикосновение, телесное давление. ѕостепенно нарастает способность ребенка к пониманию выражений материнского лица. ¬се когнитивные особенности считаютс€
    частью либидной св€зи между матерью и младенцем.

    Ќа втором этапе оральной стадии, когда про€вл€ютс€ садистские влечени€, утверждаетс€ новый тип отношений с окружающими. ќн называетс€ "амбивалентным" и выражаетс€ в двух противоположных направленност€х: дружеской и жестокой, действующими одновременно по отношению к люд€м. “аким образом, ребенок в период стадии кусани€ получает наслаждение от единени€ с матерью, и в то же врем€ из-за фрустрации он готов уничтожить ее. —читаетс€, что это орально-садистическое отношение €вл€етс€ крайней формой амбивалентности. ѕоследующие любовь и ненависть представл€ютс€ дериватами предшествующего процесса.

    ‘рейд видит возможное объ€снение происхождени€ амбивалентности в необходимости защиты младенца от собственных деструктивных импульсов. Ёкстернализаци€ этих импульсов посредством нападени€ на объект представл€ет поэтому предпосылку дл€ выживани€. √артман,  рис и Ћевенштайн (39) выдвигают гипотезу дл€ объ€снени€ амбивалентности. Ќа ранней стадии жизни младенца любой переход от попустительства к депривации вызывает агрессивное реагирование. јмбивалентность ребенка к первым объектам любви соответствует позиции объектов в пределах континуума - от попустительства к депривации. ¬се человеческие отношени€, с этой точки зрени€, неизменно несут отпечаток ранних любовных отношений, сформировавшихс€ во врем€, когда любимые ребенком люди вынуждены были сочетать попустительство и депривацию.

    “≈ќ–»я  Ћ≈…Ќ

    ¬ соответствии со своей позицией по формированию эго и психосексуальному развитию  лейн постулирует раннее становление взаимоотношений ребенка с окружением.
    ќна утверждает (53):
    "√ипотеза, что начало кормлени€ младенца и присутствие матери инициирует "объект-отношение" к ней, - основополагающа€ концепци€ этой книги. ¬начале орально-
    либидные и орально-деструктивные влечени€ направлены на часть объекта, в особенности
    на материнскую грудь... (53, с. 199).

    ≈сть основани€ предполагать, что, как только младенец переключает свои интересы от материнской груди к другим объектам, таким, как части ее тела, предметы вокруг него, части его собственного тела и o.a., начинаетс€ фундаментальный процесс сублимации и "объект-отношений". Ћюбовь, желани€ (агрессивные и либидные), тревоги перенос€тс€ от первого и уникального объекта - матери к другим объектам; развиваютс€ новые интересы, замещающие отношение к первичному объекту. Ётот первичный объект, однако, €вл€етс€ не только внешним, но также представл€ет интернализованную "хорошую грудь". ќбращение эмоций и чувств к внешнему миру св€зано с проекцией. ¬о всех указанных процессах функци€ формировани€ символов и активность фантазии имеют огромное значение.  огда возникает тревожна€ депресси€, особенно с наступлением депрессивного состо€ни€, у эго возникает побуждение к проекции, o.a. перенесению желаний, эмоций, вины на новые объекты и интересы. Ёти процессы, на мой взгл€д, €вл€ютс€ основой дл€ сублимации на всю последующую жизнь. —уществует, однако, предпосылка дл€ успешного развити€ сублимации (как и дл€ "объект-отношени€" и либидной организации), котора€ заключаетс€ в сохранении любви к первичному объекту во врем€ изменени€ направленности желаний и тревог. ≈сли преобладают обида и ненависть к первым объектам, подвергаютс€ опасности сублимаци€ и отношение к замещающим объектам" (53, с. 224-225).

    —јЋЋ»¬јЌ: Ёћѕј“»я » «Ќј„»ћџ… ƒ–”√ќ…

    "«начимый другой" - это пон€тие, которое —алливан (64) использует дл€ обозначени€ наиболее вли€тельной личности в мире ребенка, обычно матери. ¬ разделе, посв€щенном
    формированию эго, мы уже описали процесс возникновени€ у младенца первых впечатлений о материнском образе и постепенную дифференциацию впечатлений на "’орошую ћать" и "ѕлохую ћать". ћежличностные отношени€ младенца —алливан трактует с помощью пон€ти€ "эмпати€".
    ѕод эмпатией подразумеваетс€ "особа€ эмоциональна€ св€зь" между младенцем и значимыми другими. "Ёмоциональна€ общность" существует задолго до того, как младенец способен пон€ть происход€щее. ѕримером эмпатии служит ситуаци€ кормлени€, когда испуг матери имеет следствием беспокойство со стороны ребенка. ”станавливаетс€ порочный круг: тревога матери уменьшает чувство эйфории у младенца, что, в свою очередь, заставл€ет мать еще больше тревожитьс€.
    ƒумаетс€, этот не вполне €сный способ эмоциональной коммуникации имеет биологическую основу, так как и у животных наблюдаетс€ подобный феномен. —оздаетс€ впечатление большой важности данного процесса в понимании аккультурации (прим. 10).

    ѕ—»’ќЋќ√»„≈— »≈ ћ≈’јЌ»«ћџ

    ¬¬ќƒЌџ≈  ќћћ≈Ќ“ј–»»

    ѕсихологические механизмы €вл€ютс€ четвертой категорией в описании развити€ личности. ѕод психологическими механизмами подразумеваютс€ специфические образовани€, которыми оперирует индивид. ¬ какой-то мере остаетс€ дискуссионным вопрос, следует ли термин "динамизм" замен€ть на "механизм". ’или, Ѕроннер, Ѕауэрз (40) стрем€тс€ примен€ть термин "динамизм", так как они считают, что механизм просто упор€дочивает некоторые составл€ющие, но не об€зательно действует, в то врем€ как динамизм св€зан со специфическими силами, действующими в определенном направлении. ќднако термин "механизм" используетс€ более широко, хот€ —алливан тоже предпочитает
    пользоватьс€ выражением "динамизм". ћеханизмы, функционирующие на первом году жизни, €вл€ютс€ предшественниками последующих защитных механизмов. ¬ число первых механизмов вход€т интроекци€, проекци€, отрицание, фиксаци€ и регресси€. ƒл€ большинства из них имеетс€ определение только в ортодоксальной теории.

     ак мы знаем,  лейн предлагает в отношении некоторых механизмов свою точку зрени€, но
    неофрейдисты не внос€т особого вклада. —алливан дает определение динамизма, которое
    мы можем здесь привести. ѕод динамизмом он понимает "относительно устойчивые формы
    организации и канализации энергии, специфическим образом про€вл€ющиес€ в межличностных отношени€х".

    »Ќ“–ќ≈ ÷»я, ѕ≈–¬»„Ќјя »ƒ≈Ќ“»‘» ј÷»я, ѕ–ќ≈ ÷»я

    ќртодоксальное определение. ѕервое суждение эго касаетс€ съедобности или несъедобности объектов: соответственно следует заглатывание или выплевывание.
    »нтроекци€ - дериват первого образа действи€, проекци€ - второго. Ќа ранней стадии
    развити€ эго все доставл€ющее наслаждение воспринимаетс€ как принадлежащее эго (что
    следует заглотать), в то же врем€ все болезненное воспринимаетс€ как не принадлежащее
    эго (что необходимо выплюнуть).

    ѕервоначально поэтому интроекци€, или инкорпораци€, €вл€етс€ оральным механизмом, предназначенным дл€ инстинктивного удовлетворени€. ¬ последующем, когда ребенок уже не чувствует величи€, оральна€ интроекци€ могущественного взрослого служит средством возобновлени€ этого чувства. ≈ще позднее, когда инкорпораци€ видитс€ как разрушение независимого существовани€ другого человека, механизм функционирует жестоким образом в качестве исполнител€ деструктивных влечений.

    «десь неплохо попытатьс€ разъ€снить термины: "интроекци€", "инкорпораци€" и "идентификаци€". »нтроекци€ и инкорпораци€ обычно используютс€ как синонимы; в
    таком смысле некоторые используют и термин "идентификаци€". ќднако под идентификацией прин€то иметь в виду тип отношени€ к объектам, другими словами, скорее состо€ние, чем процесс. “аким образом, оральна€ интроекци€ считаетс€ осуществлением "первичной идентификации". »нтроекцией, или инкорпорацией, достигаетс€ состо€ние идентификации. ѕервична€ идентификаци€ св€зана с первичным отношением к объектам, в то врем€ как вторична€ идентификаци€ €вл€етс€ более поздним ее повторением.

    ѕроекци€ зарождаетс€ в качестве способа избавлени€ от боли посредством приписывани€ непри€тных стимулов внешнему миру. ќна противоположна интроекции: вместо воспри€ти€ эго как имеющего характеристики объекта, окружение воспринимаетс€ как имеющее характеристики эго. Ќа ранних фазах развити€ механизм может функционировать без труда. ¬ последующем, если он играет большую роль, то серьезно нарушаетс€ чувство реальности. јрхаическую, по существу, природу проекции иллюстрирует ее выдающа€с€ значимость в анимистических мифологи€х (см. прим. 11).
    ќпределение  лейн. ƒействи€ интроекции и проекции на первом году жизни описываютс€  лейн (53, с. 200) следующим образом:
    "¬ дополнение к опыту удовлетворени€ и фрустрации в результате воздействи€ внешних факторов различные эндопсихические процессы - прежде всего интроекци€ и проекци€ - играют роль в двойственном отношении к первичному объекту. ћладенец проецирует свои любовные импульсы и приписывает их удовлетвор€ющей (хорошей) груди; он проецирует свои деструктивные импульсы вовне и приписывает их фрустрирующей (плохой) груди. ќдновременно посредством интроекции хороша€ грудь и плоха€ грудь упрочиваютс€ во внутреннем мире*. “аким образом, картина объекта, внешнего и внутреннего, искажаетс€ в разуме ребенка его фантази€ми, которые св€заны с проекцией побуждений на
    _____________________________________________________________________
    *"ѕервые интроекцированные объекты формируют сердцевину супер-эго. ѕо моему мнению, супер-эго зарождаетс€ с первыми процессами интроекции и строитс€ из "хороших" и "плохих фигур, которые интернализовались, соответственно при любви и ненависти, на
    разных стади€х развити€ и постепенно ассимилировались и интегрировались эго".
    ---------------------------------------------------------------------

    объект. ’ороша€ грудь - внешн€€ и внутренн€€ - становитс€ прототипом всех помогающих и удовлетвор€ющих объектов; плоха€ грудь делаетс€ прототипом всех внешних и внутренних преследующих объектов. –азличные факторы, способствующие удовлетворению младенца, такие, как устранение голода, удовольствие от сосани€, свобода от дискомфорта и напр€жени€, т.е. от деприваций, и ощущение себ€ любимым, - все это атрибуты хорошей груди. Ќаоборот, все фрустрации и дискомфорт приписываютс€ плохой (преследующей) груди".

    ќ“–»÷јЌ»≈

    ќтрицание €вл€етс€ очень примитивным механизмом, который считаетс€ столь же древним, как и чувство боли. —пособность к отрицанию непри€тных сторон реальности служит своего рода дополнением к галлюцинаторному выполнению желаний. ¬ известном смысле этот механизм равносилен закрытию глаз на реальное положение дел. Ќаподобие проекции, отрицание представл€ет нормальную фазу в развитии эго младенца, но €рка€ его выраженность в более позднем возрасте указывает на прогрессирование психического
    заболевани€. ќтрицание и реальность несовместимы, поэтому, когда улучшаютс€
    воспри€тие и пам€ть, отрицание затрудн€етс€.

    ‘» —ј÷»я » –≈√–≈——»я

    ќртодоксальные концепции. ƒва других механизма, действующих на первом году жизни, - это фиксаци€ и регресси€. ѕсихосексуальное развитие никогда не совершаетс€ полностью, так как сохран€ютс€ характеристики низших его стадий. Ќарушени€ в развитии могут вызвать задержку на любой стадии, что называетс€ "фиксацией". ¬ результате этих нарушений сохран€етс€ р€д характеристик ранних стадий, которые в последующем будут
    про€вл€тьс€ при возникновении трудностей. ¬озвращение к поведенческим про€влени€м
    ранних стадий носит название "регресии". “аким образом, фиксаци€ и регресси€ комплементарны. „ем сильнее фиксаци€, тем более легко при затруднени€х происходит
    регресси€.

    —огласно ‘енихелю (18), фиксации способствуют малоизученные конституциональные факторы и особенности переживаемого опыта (см. прим. 12).   фиксации привод€т переживани€ следующего характера:
    1. Ќаиболее распространенна€ причина заключаетс€ в одновременном удовлетворении инстинктивного влечени€ и потребности в безопасности, другими словами, когда инстинктивное удовлетворение уменьшает тревогу. ѕримером, предрасполагающим к оральной фиксации (имеет место в этом периоде), €вл€етс€ предоставление ребенку бутылочки с молоком когда бы он ни захотел, даже посреди ночи.

    2. —тади€ преодолеваетс€ с неохотой из-за сверхпопустительства в удовлетворении
    потребностей.

    3. —ильна€ фрустраци€ или деприваци€, привод€щие к тому, что потребность в удовлетворении принимает зат€жную форму.

    4. „ередование чрезмерного удовлетворени€ с чрезмерной фрустрацией.

    5. Ќеожиданный переход от чрезмерного удовлетворени€ к выраженной фрустрации.

    ¬ результате фиксации происходит задержка в развитии. ќральна€ фиксаци€, возникающа€ на первом году жизни, св€зывает большое количество либидо, в результате становитс€ невозможным адекватное преодоление трудностей на других фазах.

    –егресси€ на первом году жизни €вл€етс€ только предтечей последующей формы
    регрессии, котора€ представл€ет собой вид защиты. ¬ младенчестве регресси€ имеет
    отношение к регул€рной трансформации функционировани€ психики, сопровождающей
    ежедневный цикл пробуждени€ и бодрствовани€ (см. прим. 13).

    ѕредставлени€  лейн. ћелани  лейн св€зывает фиксацию и регрессию с инфантильной тревогой. — ее точки зрени€, деструктивные влечени€ ребенка на оральной и анальной фазах сопровождаютс€ тревожной депрессией и страхом преследовани€, и это служит основной причиной фиксации либидо. “аким образом, фиксаци€ понимаетс€ отчасти как защита против тревоги. –егресси€ имеет место в результате неспособности либидо справитьс€ с деструктивными влечени€ми, и фрустраци€ вызывает тревогу. »нтроецированные объекты и супер-эго играют существенную роль в процессе регрессии.  лейн (53, с. 222-223) суммирует сложную функцию тревоги в следующем пассаже:
    "Ќа либидное развитие, таким образом, на каждом шагу вли€ет тревога. “ревога приводит к фиксации на прегенитальных стади€х и способствует регрессии к ним. — другой стороны, тревога и вина усиливают либидные желани€ и стимулируют развитие либидо, так как удовлетворение либидо уменьшает тревогу и компенсирует стремление к возмещению. “ревога и вина поэтому то тормоз€т, то содействуют развитию либидо. ¬арианты существуют не только между индивидами, но и у отдельного индивида, в соответствии со своеобразием соотношени€ внешних и внутренних факторов в данный момент".

    «ј Ћё„≈Ќ»≈

    —огласно ортодоксальной психоаналитической теории, новорожденный ребенок не осознает внешнего мира и испытывает только изменени€ напр€жени€ в собственном состо€нии. Ёго начинает функционировать, когда возникает желание удовлетворени€ из внешнего мира. —читаетс€, что различение между собственной личностью и окружением происходит в контексте попустительства и депривации, при этом дл€ развити€ необходима некотора€ деприваци€. —амоуважение, одно из досто€ний эго, первоначально регулируетс€ получением питани€, магический источник кормлени€ позвол€ет младенцу ощущать величие. ѕозднее следует период пассивно-рецептивного господства, при котором младенец раздел€ет недавно обнаруженное величие взрослых, побужда€ их выполн€ть свои желани€.
    ѕо мере роста ребенка ранние формы поиска удовольстви€ в чистом виде постепенно замещаютс€ принципом реальности -способностью замещать сиюминутное удовлетворение будущими благами.
    ћелани  лейн отклон€етс€ от ортодоксальной теории и постулирует активное функционирование эго и супер-эго в течение первого года жизни. ≈е теории опираютс€ на предположение о выраженных бессознательных фантази€х в этот период. —алливан, из неофрейдистской школы, описывает первый год жизни в аспекте прототаксического модуса. ѕервоначально младенец знает только сиюминутные состо€ни€, не ориентируетс€ во времени и месте, воспринимает мир только в пон€ти€х "хорошего" и "плохого".

    ¬ отношении психосексуального развити€ ортодоксальна€ теори€ изображает младенца как "полиморфно перверзного". —читаетс€, что на ранней орально-пассивной стадии сексуальный инстинкт выражаетс€ в акте сосани€. ¬скоре младенец обнаруживает удовлетворение от сосани€ независимо от ситуации кормлени€, поэтому первую психосексуальную цель представл€ет аутоэротическа€ стимул€ци€ слизистой рта. ѕозднее прибавл€етс€ желание инкорпорации людей и предметов. ќкружающие рассматриваютс€ в фантази€х об инкорпорации прежде всего в качестве пищи или поставщиков пищи, антазии часто сопровождаютс€ оральными страхами, наподобие страха оказатьс€ съеденным. ¬торой этап оральной стадии, начинающийс€ с прорезывани€ зубов, €вл€етс€ садистским: ребенок кусанием мстит за фрустрацию.
     лейн описывает широкий р€д сексуальных и агрессивных фантазий первого года жизни, включа€ эдиповы влечени€, желание инкорпорировать отцовский пенис, желание разрушить тело матери и т.д. ƒл€ ёнга сама€ ранн€€ фаза характеризуетс€ почти исключительно питанием и ростом. ѕредполагаетс€, что св€зью между функцией питани€ и позднейшей сексуальностью служит ритмическа€ активность.

    Ќеофрейдисты минимизируют эротический компонент и подчеркивают роль культурных факторов в особенност€х кормлени€. Ёриксон стоит ближе к ортодоксальной позиции, он добавл€ет пон€ти€ зон и модусов. Ќа ранней стадии преобладают оральна€ зона и инкорпорирующий модус.

    ¬ области межличностных отношений ортодоксальна€ теори€ прослеживает переход от вещей, принос€щих удовлетворение, к различению вызывающих доверие и чуждых впечатлений и, наконец, к узнаванию матери как целостного объекта. ѕон€тие амбивалентности вводитс€ на орально-садистической стадии, когда периоды наслаждени€
    единением с матерью смен€ютс€ стремлением атаковать ее вследствие фрустрации.  лейн
    утверждает, что мать, веро€тно, существует в качестве целостного объекта с самого начала, но в не€сных очертани€х. ќна подчеркивает страх ребенка перед потерей любимого объекта. —алливан сосредоточивает свое описание ранних отношений на процессе эмпатии - особой невербальной, эмоциональной коммуникации между родителем и ребенком, наиболее сильной между шестью и двадцатью семью мес€цами.
    ѕсихологические механизмы, используемые на первом году, включают интроекцию, проекцию, отрицание, фиксацию и регрессию. »нтроекци€, основанна€ на глотании пищи, первоначально служит инстинктивному удовлетворению, позднее - восстановлению величи€ и еще позднее - разрушению ненавистного объекта оральной инкорпорацией.
    ѕроекци€ ведет происхождение от выплевывани€ непри€тного и подразумевает приписывание болезненных стимулов внешнему миру. ќтрицание тоже очень примитивный механизм, означающий избегание непри€тной реальности путем простого закрыти€ глаз на нее и притворства, что она не существует. ‘иксаци€ и регресси€ св€заны с ненормальным сохранением р€да характеристик более ранних стадий и с предрасположенностью возвращени€ к ним в случае трудностей. ¬се механизмы, действующие на первом году жизни, €вл€ютс€ предшественниками защитных механизмов.

    ѕ–»ћ≈„јЌ»я

    1.Ћюбовь и ненависть. ¬ышедшие из моды противопоставлени€ ‘рейдом любви и ненависти, жизни и смерти и т.п. €вл€ютс€ особенно необоснованными в этом контексте. «десь данна€ позици€ нашла отражение в очень нат€нутой интерпретации голода как представл€ющего "недифференцированный предшественник любви и ненависти".

    2. ¬оздействи€ интенсивной деприваци и. ѕроведенные Ўпиц и –иббл наблюдени€ широко цитируютс€, так как €рко показывают вредные последстви€ недостаточной материнской опеки. Ўпиц сравнивала младенцев в приюте, где семеро или больше детей опекаютс€ одним взрослым, с теми, о ком в детской комнате забот€тс€ собственные матери, наход€щиес€ в заключении. ¬ первой группе про€вл€лась больша€ смертность, заболеваемость, чаще имели место нарушени€ питани€, интеллектуальное отставание и т.д., несмотр€ на отличные медицинские услови€. ¬ дополнение Ўпиц описала паттерн
    "анаклитической депрессии", случающейс€ у детей, разлученных с матер€ми во вторую половину первого года жизни. –иббл на основании своих наблюдений за 600 младенцами
    приходит к заключению, что тесные, нежные отношени€ между матерью и ребенком играют
    существенную роль в его физическом и психическом здоровье. ќна подчеркивает важность
    таких действий, как прижатие к себе, качание, тихое пение (баюкание), в формировании
    функциональной системы, способствующей сн€тию мышечного напр€жени€, прежде всего в
    механизмах дыхани€ и вообще дл€ поддержани€ чувства безопасности. Ќесмотр€ на специфическую критику качества доказательств в этих наблюдени€х, они выражают общеприн€тую точку зрени€, что интенсивна€ деприваци€ на первом году жизни оказывает
    отрицательное воздействие.

    3. »сточники доказательств. ‘енихель высказывает мнение, что наши знани€ о примитивном уровне развити€ эго выведены, главным образом, на основании психоанализа
    регрессии у взрослых психотиков. –еконструкции при лечении взрослых невротиков считаютс€ очень уклончивыми в силу недифференцированности природы ранних психических реакций. ¬ то же врем€, чтобы вылечить больного, необ€зательно изучать самые ранние уровни его развити€. Ќаблюдени€ младенцев оказывают некоторую помощь.

    Ќо ‘енихель дополнительно отмечает отсутствие в большинстве случаев психоаналитической направленности исследований. — последним за€влением мы искренне согласны. ƒо последнего времени психологи были больше воодушевлены изучением моторных навыков, чем развитием эго. ¬озрастание интереса к ранним межличностным отношени€м, стимулированное такими исследовател€ми, как –иббл и Ўпиц, кажетс€ гораздо более плодотворным в этой области, чем малозначимые выводы об инфантильном поведении взрослых психотиков. јнна ‘рейд подчеркивает об€зательность пр€мого продолжительного наблюдени€ детей в свете различных отношений с родител€ми (т.е. разлучени€ с родител€ми в разных возрастах).

    4. —тадии в развитии чувства реальности по ‘еренци. ¬ыделенные ‘еренци стадии вызывают разную степень довери€. "Ѕезусловное всемогущество" пренатального существовани€ вызывает сомнение у теоретиков, занимающихс€ этим периодом, что обсуждалось в первой главе. “рудности в прин€тии стадии "магического галлюцинаторного
    всемогущества" св€заны с тем, что она подразумеваетс€ сразу после рождени€ и по
    существу не подлежит проверке. ƒве последующие стадии: "всемогущество магии жестов" и
    "маги€ мыслей и слов" - могут быть подтверждены каждым, кто когда-либо наблюдал за
    детьми.

    5. ћелани  лейн и бессознательные фантазии. ≈сли клинические доказательства существовани€ фантазий у детей полностью признаютс€, то допущение их значимости в
    первые мес€цы жизни -вопрос доверчивости. Ќекоторые бесцеремонные индивиды
    стрем€тс€ охарактеризовать шестимес€чного младенца как неблагодарного негод€€,
    готового "расчленить маму на части". Ѕольшинство из нас, однако, предпочтет подождать с этим прозвищем один или два мес€ца, пока намерение младенца не вы€витс€.

    6. ѕрототаксический модус по —алливану. ќписани€ √арри —алливана, хот€ некоторые вид€т в них старые мысли в новых одеждах, внос€т в объ€снени€ больший
    колорит и €сность.   сожалению, этого нельз€ сказать о его объ€снении пам€ти, данном в тексте.

    7. јкт сосани€. Ћитература содержит многочисленные ссылки, предполагающие существование влечени€ к сосанию, которое про€вл€етс€ независимо от процесса питани€.
    Ћеви сообщает о двух исследовани€х на эту тему. —начала он обнаружил, что частота
    сосани€ у младенцев выше среди тех, у кого из-за быстрого отн€ти€ от груди или бутылочки меньша€ возможность сосани€ в процессе самого кормлени€. ¬ его классическом
    эксперименте по изучению сосани€ у щенков животные, которые сосали из бутылочки с
    широким горлышком (кратковременное кормление), в большей степени сосали и жевали
    тело между кормлени€ми, чем животные, которых кормили дольше, искусственно или
    грудью. –обертс наблюдал схожий феномен. ” сосущих палец младенцев врем€ ежедневного кормлени€ в минутах меньше, чем у несосущих. ѕозднее –осс изучал сосание
    у только родившихс€ щенков, отделенных от самки и вскармливаемых из бутылочки. —нова
    результаты показали, что сосание, не св€занное с питанием, в большей степени имело место у этих животных, чем у опекаемых самками.

    –ешающий теоретический вопрос, однако, относитс€ к генезису так называемого "орального влечени€". ќртодоксальна€ психоаналитическа€ теори€, как мы видим, предлагает объ€снение в пон€ти€х физиологического удовольстви€, происход€щего от стимул€ции слизистой рта. ¬ поддержку этого утверждени€ о первичной "инстинктивной" реакции могут быть процитированы сведени€ об очень ранних фактах сосани€, не св€занных с кормлением. ѕратт, Ќелсон и —ан, Ѕлантон и ’алверсан сообщают об акте сосани€ вскоре после рождени€. —ирзом и ”айзом предлагаетс€ альтернативное объ€снение на основе теории научени€. ќни утверждают: "¬ обсуждении сосани€ большого пальца фрейд выдвигает гипотезу, что губы и рот станов€тс€ эрогенными, т.е. способными давать при€тные ощущени€ при стимул€ции вследствие св€зи сосани€ с прин€тием пищи. ќн признает затруднение в методичном объ€снении, как сенсорный аппарат губ и слизистой приобретает в результате св€зи такую способность. «атруднение исчезает, если отбросить концепцию эрогенности и св€зь между сосанием и кормлением описывать в пон€ти€х инструментальных (посредствующих) действий и целевых реакций. Ћюбой инструментальный акт, последовательно привод€щий к целевой реакции (совершенный поступок, удовлетворение, награда), утверждает цель в ее собственных правах. ÷ель становитс€ конечным действием в последовательности мотивируемого поведени€. ƒругими словами, делаетс€ вторичным или приобретенным влечением, осуществл€ющим реакцию.

    “огда гипотеза ‘рейда может быть переформулирована следующим образом: сосание почти
    универсальный инструментальный акт в кормлении младенца, тесно св€занный с целевой
    реакцией кормлени€, поэтому сосание приобретает характер вторичной целевой реакции.
    –ебенок, можно сказать, обладает оральным влечением, которое побуждаетс€ сосанием и
    родственными про€влени€ми.

    ќстаетс€, однако, вопрос, €вл€етс€ ли оральное влечение врожденным или приобретенным. ќтветить на него трудно. —осание, не св€занное с питанием, имеет место вскоре после рождени€, но такое поведение само по себе не гарантирует наличи€ орального влечени€. ќно может возникать вследствие случайного соприкосновени€ руки и рта.

    Ќаконец, реакци€ сосани€, возможно, рефлекторно побуждаетс€ контактом губ или голодом.  унст недавно показал, что даже в возрасте от дев€ти до двенадцати мес€цев
    сосание случаетс€ чаще, когда ребенок голоден". ¬ собственном исследовании —ирза и
    ”айза обнаружена тенденци€ орального влечени€, измер€емого посредством сосани€, к
    наращиванию при удлинении кормлени€ грудью или из бутылочки. ¬опрос о генезисе влечени€ остаетс€ в значительной мере без ответа. ≈сли прин€ть кажущеес€ более
    щепетильным объ€снение сосани€ как не св€занного с питанием вторичного
    приобретенного влечени€, то теори€ либидо существенно утратит свою привлекательность.

    8. ёнг о ритме. ёнг добавл€ет третью возможную интерпретацию удовлетворени€ от
    сосани€, св€занную с ритмическим движением. ’от€ существует мнение, что "все дети
    Ѕога" имеют ритм, не просто вообразить, как насыщенное ритмом либидо передает
    особенности, свойственные питанию, в сексуальную зону.

    9. јнтропологические сведени€, относ€щиес€ к практике кормлени€.
    Ќеофрейдистское подчеркивание важности культурных различий в практике кормлени€
    €вл€етс€ общепризнанным. ќкинавцы, щамбулы, команчи и арапахо, например, про€вл€ют
    крайнее попустительство в кормлении младенцев. –ебенок мандугаморов, наоборот, вынужден боротьс€ за получение достаточного количества пищи, а у маркизцев он во врем€ кормлени€ лежит спиной на холодной земле. јлорцы отнимают ребенка от груди в раннем возрасте и сразу, в пр€мую противоположность этнической группе моту. ¬ли€ние
    культурных особенностей на физические функции представл€етс€ очень значимым в построении личностной теории. –оль воспитани€ в формировании характеристик личности у
    взрослых будет обсуждатьс€ в главе 8.

    10. »сследование эмпатии. «а исключением нескольких ограниченных наблюдений и некоторых антропологических описаний, эта интригующа€ область невербальной коммуникации остаетс€ малоизученной. ƒанные ‘райз указывают на более выраженную
    реакцию испуга у младенцев, когда их взвешивали и купали активные, склонные к
    принуждению н€ни, чем при уходе спокойными н€н€ми. Ёскавона отмечает, что восемь из
    дес€ти младенцев, отказывающихс€ от пищи в возрасте четырех недель, имели напр€женных и возбудимых матерей. »з исследований этого автора, доказывающих эмпатию, наиболее широко цитируютс€ сведени€ о пищевых предпочтени€х младенцев.

    ѕристрастие и предубеждение младенцев в отношении апельсинового и томатного соков
    совпадали в 15 случа€х со вкусом взрослых кормилец. ќпыты проводились в исправительном учреждении. ¬ трех случа€х передачи ребенка к кормилице с противоположным предубеждением младенец измен€л предпочтение. Ёмоциональные
    страдани€ матерей, которых лишали права освобождени€ на несколько дней, отражались на
    аппетите младенцев. »з антропологических данных убедительны наблюдени€ за арапахо.
    ≈сли мать, запачканна€ ребенком, приходит в €рость, в последующем у взрослых арапахо в услови€х эмоционального стресса происходит утрата контрол€ за сфинктером.

    Ѕолее развернутые эксперименты в русле "пищевых предпочтений" представл€ютс€ весьма достойными затраты времени. ѕредположительно, дальнейшие исследовани€ подтверд€т существование эмпатии у маленьких детей. “огда возможно продолжить анализ способствующих и не способствующих эмпатическим реакци€м условий, а также установить возрастной период (по —алливану, от шести до двадцати семи мес€цев) активности процесса эмпатии. ¬ любом случае объ€снение эмпатии бессознательным вли€нием удовлетворительнее, чем подчеркивание —алливаном биологической основы.

    11. »зучение проекции. ћеханизм проекции полностью подтвержден клинически в случае параноидного типа и так же обширно проиллюстрирован анимистической мифологией. Ёкспериментальные данные снова немногочисленны и разбросаны. —ирз изучал самооценку и оценку других почти у ста студентов колледжа мужского пола по таким чертам, как скупость, упр€мство, дезорганизованность, робость. ќн обнаружил, что те, кто отличаетс€ оценкой черты выше среднего показател€, склонен приписывать этой черте оценку выше средней другим, при условии недостаточного инсайта. ƒефицит инсайта измер€лс€ приблизительно по степени расхождени€ между самооценкой и оценкой другими.
    ѕроекци€ фиксировалась, однако, как на позитивном, так и на негативном конце шкалы, т.е. в равной мере относилась к щедрости и скупости. Ётот результат противоречит теоретическому утверждению о проекции на других неприемлемых побуждений. Ѕеллак, использу€ тест "“ематической апперцепции", обнаружил, что субъекты, чьи рассказы подвергаютс€ критике, выражают в последующих рассказах большую агрессию посредством проецировани€ жестокости на исследовател€. –айт просила восьмилетнего ребенка отдать одну из двух игрушек (различающихс€ по предпочтению) при€телю. —разу же дет€м задавалс€ вопрос, какую игрушку при€тель отдал бы даром.  оличество ответов, свидетельствующих о щедрости при€тел€, оказалось многим меньше, чем в контрольной
    ситуации, где ребенок не должен был расставатьс€ с игрушкой. Ќаблюдение приводит к
    выводу, что чувство вины может способствовать проекции.

    ƒругой эспериментальный подход направлен на вы€вление отношени€ между паранойей и гомосексуальностью, котора€, согласно психоаналитической теории, содержит механизм проекции в качестве промежуточной переменной. √ардрер отмечает, что 47% из группы госпитализированных параноиков про€вл€ют очевидную гомосексуальность.
    ќднако ћиллер,  лейн и √орвиц сообщают о незначительном про€влении гомосексуальности у наблюдаемых ими параноиков. ѕейдж и ¬аркентин обследовали 50 параноиков на "мужественность-женственность" тестом “ермена-ћайлза. –езультат оказалс€ в большей степени схожим с показател€ми пассивных гомосексуалистов, чем с показател€ми нормальной мужской группы и активных гомосексуалистов. Ёронсон предъ€вл€л батарею психологических тестов параноидным шизофреникам, контрольной группе нормальных и непараноидным шизофреникам. ћногие данные подтверждают широко распространенную точку зрени€ о св€зи между паранойей и гомосексуальностью.
    ќсобенно показательными оказались результаты по методике " артинки „ерныша" и признакам гомосексуальности ”илера в тесте –оршаха.
    ѕоследн€€ группа исследований, конечно, открыта дл€ критики ввиду отсутстви€ пр€мого доказательства действи€ проекции. ƒалее, јнна ‘рейд подвергает нападкам способ изучени€ —ирза на основании, что проекци€ в ее оригинальном значении не имеет места в норме у взрослых. Ѕудучи примитивным механизмом, она может быть обнаружена только у маленьких детей или психотиков, поэтому такие эксперименты совершенно не соответствуют концепции. ќднако, по мнению автора, все не об€зательно столь мрачно в
    исследовательском плане, в области проективного тестировани€ возможно предложить путь
    выхода из дилеммы. ќписание проективного подхода к механизмам защиты (включа€ проекцию) сделано в главе 5 (прим. 13).

    12. "—тр€пн€" о конституциональном факторе. ѕсихоаналитическа€ литература переполнена ссылками на важность "очень малоизвестных конституциональных факторов".
    Ќельз€ освободитьс€ от чувства, что в насто€щее врем€ не оправдано повторение пустых
    слов о специфической значимости в психоаналитических концепци€х фактора конституции,
    который €кобы продемонстрируют будущие исследовани€.

    13. Ёксперименты по регрессии. Ѕольшинство экспериментальных работ по регрессии
    проведено на животных. —ирз сделал обзор многих таких исследований и озаглавил его
    "»нструментальный опыт регрессии". ¬озможно, наиболее известный эксперимент осуществлен ¬улфом. ќн закрывал одной группе крыс в период младенчества уши, а другой
    - глаза. ѕозднее блокировка снималась и животные росли нормально.  огда животные вырастали, они ставились в ситуацию соревновани€ с контрольной группой за пищу.
    ∆ивотные, которых в младенчестве ослепл€ли, испытывали трудности в соревновании с
    использованием световых стимулов; животные, у которых прежде блокировали слух, проигрывали в соревновании с применением слуховых стимулов. ≈сли эксперименты на
    животных, нарушающие функционирование органов чувств, проводились позднее младенческого возраста, это не сказывалось на взрослом поведении.

    ѕеред переходом к работам, проведенным на люд€х, автор склонен выразить отношение к ценности экспериментов на животных в построении личностной теории. ¬се такие исследовани€ несут опасность искусственности и сверхупрощенности, так как невозможно воспроизвести сложность межличностных отношений в лаборатории на животных. “ипичным аргументом в защиту исследований на животных €вл€етс€ их рассмотрение в качестве отличного источника гипотез, догадок и т.п., которые в последующем возможно проверить на человеке.  онтраргумент заключаетс€ в том, что, затратив равное количество времени и энергии на непосредственное изучение людей, легче собрать более богатый урожай. Ѕез сомнени€, эксперименты на животных необходимы дл€ прогресса теории научени€, а так как теори€ научени€ и теори€ личности должны в конце концов объединитьс€, любой, кто болезненно реагирует на высказанную точку зрени€, может использовать непр€мой путь получени€ фактов.

    Ѕарбер, ƒембо и Ћевин провели эксперимент на дет€х, привлекший широкое внимание. јвторы наблюдали, что в процессе переживани€ фрустрации, вызванной недоступностью наиболее привлекательных игрушек из-за сеточного барьера, снижаетс€ творческий уровень игры. јнна ‘рейд приводит здесь те же критические замечани€, что в опытах с проекцией. »менно, она говорит о несоответствии используемых определений психоаналитической концепции и огромных различи€х между преп€тстви€ми в игре и
    нарушени€ми в результате значимого эмоционального событи€, такого, как утрата матери.
    –азличи€, по ее мнению, не могут рассматриватьс€ в форме только количественных.  рис
    высказывает возражение на основании отсутстви€ ответа в результате эксперимента, при
    каких услови€х индивид будет реагировать на фрустрацию регрессией. –еакци€ ребенка на
    слова матери: "Ќет, нет, не бери этого", - продолжает  рис, зависит от сложного
    отношени€ ребенка к матери, его толерантности к депривации и собственных чувств матери в ситуации. ¬ любом случае концепци€ "упрощени€", выдвинута€ Ѕаркером, ƒембо и
    Ћевиным, как представл€етс€, ближе к фрейдовскому пон€тию "эго-ре-грессии" и не
    относитс€ к психосексуальной или "либидо-регрессии", при которой позднейшие
    затруднени€ €вл€ютс€ причиной возвращени€ к поведенческим характеристикам раннего
    уровн€ развити€.

    —овершенно другой подход состоит в попытке экспериментально воспроизвести регрессию с помощью гипноза. »сследовани€ в этой области обычно провод€тс€ с применением интеллектуальных тестов дл€ точности измерени€ возраста гипнотической регрессии. ѕлатонов гипнотизировал троих взрослых, внуша€ им, что они дети трехлетнего возраста. ќн обнаружил выполнение испытуемыми теста приблизительно на уровне трехлетних детей. ¬последствии янг выразил сомнение в полученных результатах на основании своих собственных экспериментов. “е же инструкции снижали интеллектуальный возраст до шести, а не до трех лет. ƒополнительно членов контрольной группы просили сознательно симулировать поведение трехлетних детей. ќни демонстрировали психическое развитие на уровне около п€ти с половиной лет. —арбин подверг критике замысел янга за отсутствие объективных данных, позвол€ющих установить достоверность ответов по тесту —танфорда-Ѕине, не проводилось также систематического контрол€ за вли€нием различий в глубине гипноза. ¬ своих собственных исследовани€х —арбин тоже не наблюдал подлинную регрессию к рол€м более раннего возраста, но гипнотизируема€ группа выполн€ла роли точнее, чем контрольна€. √лубина гипноза сильно повышала степень регрессии.
    ћногообещающую область исследовани€ регрессии представл€ет изучение детей и взрослых в психотическом состо€нии. ѕо крайней мере, о двух второстепенных попытках сообщаетс€ в литературе.  амерон показывает, что процессы мышлени€ у шизофреников не аналогичны мышлению детей. ƒюбуа и ‘орбз обнаружили относительно редкое использование кататониками во врем€ сна позы плода. ѕо всей веро€тности, однако, замысел исследовани€ следует строить в пр€мой св€зи с зар€женными аффектом составл€ющими, которые, согласно теории, вызывают регрессию.