¬ход   арта сайта
¬.ё. «авь€лов ЁЋ≈ћ≈Ќ“ј–Ќџ… ”„≈ЅЌ»  ƒ»јЌјЋ»«ј > √Ћј¬ј 7

√Ћј¬ј 7

    ѕ–≈ѕ”Ѕ≈–“ј“Ќџ… ѕ≈–»ќƒ » ёЌќ—“№

    ≈сли в латентном периоде царит относительный мир и спокойствие, то с наступлением пубертатного периода этому состо€нию приходит внезапный конец.
    ƒостижение полового созревани€ поднимает волну беспокойства не только в сексуальной сфере, но также в широкой области социального поведени€. —огласно психоаналитической теории, юноша, переполненный возрождающимис€ побуждени€ми, в попытке противосто€ть новой атаке должен перегруппировать защитные силы эго.

    ќ–“ќƒќ —јЋ№Ќџ≈ ¬ќ««–≈Ќ»я

    ѕ—»’ќ—≈ —”јЋ№Ќќ≈ –ј«¬»“»≈

    »нтервал между латентным и пубертатным периодами известен как препубертатный или предъюношеский возраст. ¬ указанном интервале происходит подготовление к физической сексуальной зрелости. јнна ‘рейд утверждает, что происход€т не качественные изменени€, а количественное наращивание инстинктивной энергии (см. прим. 1). Ќаращивание не ограничиваетс€ сексуальной жизнью. ¬ распор€жении ид оказываетс€ большее количество либидо и катектирование энергии производитс€ весьма неразборчиво. ѕо словам јнны ‘рейд (21, с. 159):
    "јгрессивные побуждени€ интенсифицируютс€ до полной неуправл€емости, голод становитс€ обжорливостью, непослушание переходит в криминальное поведение юности. ќральные и анальные интересы, долго подавл€вшиес€, снова выход€т на поверхность. ѕривычка к чистоплотности, с трудом приобретенна€ в латентный период, уступает место наслаждению от нечистот и беспор€дков. ¬место скромности и симпатии мы обнаруживаем тенденцию к эксбиционизму, грубость и жестокость к животным. –еактивные образовани€, которые, казалось, твердо утвердились в структуре эго, разлетаютс€ вдребезги. ќдновременно старые исчезнувшие тенденции вход€т в сознание. Ёдиповы желани€ осуществл€ютс€ в форме фантазий и грез, в которых они мало искажаютс€; у мальчиков мысли о кастрации и у девочек зависть к пенису снова станов€тс€ центром интересов. ¬о вторгающихс€ силах очень немного новых элементов. Ёто вторжение просто еще раз выносит на поверхность знакомое содержание ранней инфантильной сексуальности маленьких детей" (см. прим. 2). ƒойч (14) выражает другое мнение о препубертатном периоде у девочек. ќна считает его временем возрастани€ свободы от инфантильной сексуальности и агрессивности.

    Ќарастающа€ активность про€вл€етс€ не в агрессивности, а в адаптации к реальности и в управлении окружением; эта активность превосходит пассивность пубертатного возраста. Ўпигель (62) в обзоре о вкладе психоанализа в изучение юности сомневаетс€ в выводах ƒойч, основыва€сь на ее собственном материале. ќна указывает, что трудно согласовать
    предположение о свободе от инфантильной сексуальности с доказательствами сильного интереса к функции сексуальных органов, озабоченностью фантази€ми о проституции и садомазохистской интерпретацией полового акта. ƒевочки препубертатного возраста также описываютс€ как наполненные €ростью, ненавистью и одновременно зависимые, эмоционально ориентированные на мать.
    — наступлением физической сексуальной зрелости (собственно пубертатного возраста), согласно јнне ‘рейд, происход€т дальнейшие изменени€ качественного характера (см. прим. 3). ѕовысившийс€ инстинктивный катексис прежде был повсеместным и недифференцированным; теперь либидо, особенно у мужчин, концентрируетс€ специфическим образом на чувствах, цел€х, мысл€х, касающихс€ гениталий. ѕрегенитальные тенденции отход€т на задний план, что приводит к €вному улучшению в поведении. √руба€ агрессивность предъюношеского возраста уступает место более рафинированной генитальной мужественности. —оздаетс€ впечатление о спонтанном излечении от прегенитальности, хот€ и во многом обманчивое. ¬ременный триумф генитальности над ранними фиксаци€ми оказываетс€ несосто€тельным во взрослой жизни: когда давление инстинктов спадает до нормального уровн€, все старые тревоги и конфликты по€вл€ютс€ в неизменном виде.

    √етеросексуальна€ реализаци€, однако, ограничена фактом, что общество строго преп€тствует сексуальным отношени€м в течение юности (см. прим. 4). —огласно ‘енихелю, конфликты между влечени€ми и тревогами осознаютс€ современными юношами
    главным образом в виде конфликтов, св€занных с мастурбацией. ѕовышенные генитальные
    устремлени€ рано или поздно наход€т выражение в мастурбаторной активности, если не
    слишком интенсивны инфантильные регрессии. —трахи и чувство вины, изначально св€занные с сопутствующими эдиповыми фантази€ми, перемещаютс€ к мастурбации.
    ёноши реагируют на эти страхи и чувство вины, принима€ сторону влечений и вступа€ в
    борьбу с тревогой и родител€ми, или более часто они могут принимать сторону тревоги и
    родителей, пыта€сь боротьс€ с инстинктивными соблазнами. Ќередко происходит и то и
    другое (см. прим. 5).

    ƒл€ мальчика сексуальное развитие в пубертатном возрасте считаетс€ пробуждением
    и продолжением инфантильной сексуальности. ќн сохран€ет интерес к пенису, тогда как
    девочка мен€ет направленность. ¬ течение юности она осознает влагалище в качестве
    источника удовольстви€, хот€ прежде интересовалась только клитором и хотела быть
    мальчиком. ¬ пубертатном возрасте должны быть прин€ты женска€ функци€ и соответствующа€ пассивна€ роль. ѕри сильной зависти к пенису это переключение серьезно тормозитс€. Ўпигель (62) утверждает, что перва€ менструаци€ играет важную роль в процессе поддержани€ женской направленности с фантази€ми относительно садомазохистского удовлетворени€, беременности, рождени€ ребенка, или, наоборот,
    приводит к отклонению женственности с нарастанием зависти к пенису и усилением
    кастрационного комплекса (см. прим. 6). Ѕуксбаум (13) описывает бессознательное
    переживание первой менструации как повреждение гениталий посредством кастрации и
    наказание за мастурбацию. ƒойч (14) также подчеркивает двойственность сексуальной роли матери и возлюбленной, котора€ у девочки должна полностью сынтегрироватьс€.
    Ўпигель обобщает в своем обзоре половые различи€ в нарциссизме в пубертатном возрасте, впервые сформулированные ’арник. —читаетс€, что мужчина сохран€ет нарциссическую оценку пениса на прот€жении почти всей жизни. ∆енщина, достигша€ зрелости в пубертатном возрасте, склонна ценить красоту лица и фигуры. ќснова сдвига женского либидо от гениталий к телу как целому обнаруживаетс€ в вытеснении, имеющем место в пубертатном возрасте, которое особенно относитс€ к сексуальности, св€занной с клитором. ћужчина претерпевает подобный, но менее значительный сдвиг, выраженный в утверждении телесной силы и мужественности.

    ‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ Ё√ќ » —”ѕ≈–-Ё√ќ

    ¬ предшествующем юности возрасте, как мы видели, разрушает, баланс между эго и ид, достигнутый в латентный период. ‘изиологические силы стимулируют инстинктивные процессы и нарушают баланс. Ёго, уже усилившеес€ и укрепившеес€, отча€нно боретс€ за восстановление равновеси€, использу€ все имеющиес€ у него в репертуаре силы.  онфликт отражаетс€ в поведении.  огда одерживает победу ид, происходит бегство в мир антазий,
    скатывание к прегенитальному сексуальному удовлетворению, возрастание агрессивности и даже имеют место криминальные поступки.  огда в выигрыше оказываетс€ эго, про€вл€ютс€ заторможенность, различные формы тревоги, невротические симптомы.

    ¬ юности возможны две крайности в разрешении конфликта. ≈сли усилившеес€ ид преодолеет эго, возврат к прежнему характеру индивида будет неосуществим и вхождение во взрослую жизнь, по словам јнны ‘рейд, будет отмечено "бунтом незаторможенного удовлетворени€ инстинктов". ¬ случае победы эго сохранитс€ характер, установившийс€ у индивида в латентный период.  огда происходит последнее, побуждени€ юноши ограничены в пределах, предписываемых инстинктивной жизнью ребенка. ѕри неспособности использовать возросшее либидо необходим посто€нный расход контр-катексиса, работа защитных механизмов, веро€тно возникновение симптомов. Ёго остаетс€ ригидным и негибким в течение всей жизни. ¬ результате конфликта сил личность юноши характеризуетс€ такими противоречивыми чертами, как альтруизм и эгоизм, общительность и уединенность, снисходительность и аскетизм.

    “ри фактора определ€ют, будет ли результат решени€ конфликта односторонним или успешным: 1) сила побуждений ид, обусловленна€ физиологическим процессом полового созревани€; 2) устойчивость или неустойчивость эго по отношению к инстинктам, котора€ зависит от специфики формировани€ в латентный период; 3) сущность и эффективность защитных механизмов, имеющихс€ в распор€жении эго (см. прим. 7).

    ¬ период юности эго также отчуждаетс€ от супер-эго. ¬виду близкого отношени€ к родител€м супер-эго рассматриваетс€ в качестве инцестного объекта. √лавный результат разрыва эго с супер-эго состоит в наращивании опасности, исход€щей от инстинктов. ” индивида возникает склонность к асоциальности, так как союз эго и супер-эго приходит к концу. «ащитные меры, подсказываемые тревогой супер-эго, станов€тс€ недейственными, и эго отбрасываетс€ к уровню чисто инстинктивной тревоги с сопутствующими примитивными защитными средствами (см. прим. 8). ¬ этих случа€х возникают услови€ дл€ развити€ того, что ‘енихель описывает в качестве "импульсивного характера". ƒругую крайность, согласно комментарию Ўпигель (62), представл€ет подчеркивание обществом в период юности формировани€ супер-эго. “енденци€ максимизировать послушание юноши может быть ответственна за частое про€вление псевдозрелости. ёноша как бы соглашаетс€ с серьезными требовани€ми современного общества, но эмоционально очень близок к протесту против этих требований. Ўпигель добавл€ет, что революционный тип юноши не часто встречаетс€ в наши дни.

    Ѕернфелд (7, 8, 9, 10) в серии публикаций пытаетс€ классифицировать реакции юношей на либидные перемены в пубертатном возрасте и сдвиги в отношени€х эго и супер-эго. ќн различает два типа реагировани€: невротический и простой, или неосложненный. Ќевротическа€ группа пытаетс€ отрицать пубертатные перемены и живет как будто ничего не произошло. “ревога и защита против тревоги характеризуют поведение. — другой стороны, неосложненна€ группа поддерживает идеал взрослости и, следовательно, приветствует про€вление сексуальной зрелости. „то касаетс€ вариантов в отношени€х эго и супер-эго, Ѕернфелд дифференцирует юношей на крайне уступчивых желани€м окружающих и склонных к м€тежному поведению, а также тех, у кого имеют место смешанные реакции. ¬иттелз (66) предлагает выдел€ть фазы юношеского возраста: вторичный фаллический период, вторичный латентный период и, наконец, стадию зрелого эго.

    ќ“ЌќЎ≈Ќ»я — ƒ–”√»ћ» Ћёƒ№ћ»

    ¬ предъюношеской фазе либидо снова направл€етс€ к любовным объектам детства. »нцестные эдиповы фантазии занимают видное место. ѕервостепенна€ задача юношеского эго - любой ценой отразить эти тенденции. ќбычно молодой человек изолируетс€ и ведет себ€ среди членов семьи словно чужой (см. прим. 9). —в€зи с родител€ми он замен€ет новыми прив€занност€ми. »ногда его привлекают сверстники, тогда отношени€ принимают форму страстной дружбы или насто€щей любви; иногда привлекает человек постарше, кто воспринимаетс€ как лидер, - €вна€ замена оставленных родителей. ѕока отношени€ продолжаютс€, они страстные и единственные, но дл€тс€ недолго. “е, кто избран в качестве объектов, покидаютс€ без каких-либо размышлений об их чувствах. ¬замен выбираютс€ другие. ѕокинутые объекты быстро и полностью забываютс€, но форма отношений к ним сохран€етс€ до мельчайших деталей и в общем воспроизводитс€ почти с нав€зчивой точностью в отношени€х с новыми объектами. Ўпигель отмечает, что реанимаци€ эдипова комплекса не про€вл€етс€ в чистой форме, особенно по прошествии юности с истечением времени. ѕо мере созревани€ заместители родителей выбираютс€ все в меньшем соответствии с оригинальным родительским образом.

    —огласно јнне ‘рейд, эти скоротечные фиксации не €вл€ютс€ действительными отношени€ми к объекту, а скорее самыми примитивными идентификаци€ми. ѕеременчивые характеристики пубертатного возраста не указывают на внутренние перемены в любовной ориентации или убеждени€х индивида. ‘енихель говорит, что многими способами объекты используютс€ просто как инструменты в сн€тии внутреннего напр€жени€, в качестве плохих или хороших примеров, доказывающих собственные возможности, всел€ющих уверенность. ќбъекты легко оставл€ютс€, если утрачиваетс€ их успокаивающа€ значимость.

    ƒалее јнна ‘рейд утверждает, что юноша регрессирует в своей либидной жизни от любви к объекту в нарциссизм. ќн избегает полного крушени€ посредством судорожных попыток снова установить контакт с внешними объектами, хот€ бы путем серии нарциссических идентификаций.

    ¬ контексте ортодоксальной теории фаза гомосексуального выбора объектов описываетс€ как временна€ и нормальна€, возникающа€ на волне нарциссизма (см. прим. 10). ‘енихель разрабатывает данную тему, утвержда€, что гомосексуальные предпочтени€ соответствуют одновременно социальным и нарциссическим запросам. ёноши предпочитают встречатьс€ на гомосексуальных сборищах, чтобы избежать возбуждающего присутстви€ противоположного пола и в то же врем€ избегают одиночества. “аким способом они надеютс€ обрести искомое успокоение. ќднако дружеские отношени€, формируемые в надежде избежать сексуальных отношений, часто сами приобретают сексуальный характер.

    ќбсужда€ развитие девочек, ƒойч (14) говорит о переменах в выборе объекта: от гомосексуального в предъюношеском возрасте к бисексуальному в раннем пубертатном периоде и гетеросексуальному в поздней юности. √омосексуальное отношение временами приобретает садомазохистское качество. “ипична безудержна€ влюбленность в девушек старшего возраста, сочетающа€с€ с тесной дружбой со сверстницами. Ѕисексуальность ранней юности акцентируетс€ частотой любовных треугольников. Ќар€ду с возрастанием сексуальных желаний имеют место многочисленные фантазии, наиболее распространенные из которых касаютс€ беременности и проституции и, в меньшей степени, изнасиловани€.

    ѕсихологически выступает нарциссизм, €вл€ющийс€ одной из составл€ющих женской сущности, совместно с пассивностью и мазохизмом. –азвитию пассивности способствует факт, что женщина не может быть активной и агрессивной из-за двойного стандарта. “равма, св€занна€ с отсутствием активного органа, пениса, тоже приводит к поиску пассивных способов сексуального удовлетворени€. ¬виду невозможности выражени€ активности и агрессивности во внешнем мире женщины обращаютс€ внутрь в мазохистской
    манере. —амовлюбленность в качестве идентификации служит защитой против мазохистских влечений.

    ѕ—»’ќЋќ√»„≈— »≈ ћ≈’јЌ»«ћџ

    «ащитные механизмы в препубертатном периоде. ѕредпринима€ усили€ к восстановлению равновеси€ латентного периода, эго мобилизует все имеющиес€ в его распор€жении защитные механизмы. Ћандер (54) считает, что даже прорывы прегенитальных тенденций вследствие безуспешной защиты в этом возрасте служат регрессивным ограждением против правонарушений. √ринейкр (35) описывает специфическую защиту прегенитального периода под названием "препубертатной травмы", при которой молода€ девушка играет провоцирующую и содействующую роль в сексуальном акте со взрослым. Ќа уровне сознани€ предоставл€етс€ возможность воспринимать и использовать случившеес€ в качестве "реальной защиты" против половой зрелости, так как чувство вины перемещаетс€ на взрослого. Ўпигель (62) цитирует указанный факт в доказательство, что внешн€€ реальность изначально может служить защитным цел€м.

    јскетизм. ќбщеизвестным механизмом в юности €вл€етс€ отрицание всех инстинктивных побуждений, так называемый "аскетизм". »ндивид с подозрением относитс€ к наслаждени€м вообще и ограничивает желани€ суровыми запретами наподобие воспитани€ строгими родител€ми в раннем детстве. Ќепри€тие инстинктивных желаний имеет тенденцию распростран€тьс€ даже на обычные физические потребности. ѕримерами €вл€ютс€ избегание общества сверстников, уклонение от участи€ в любых меропри€ти€х, отказ от всего касающегос€ спектаклей, музыки, танцев. Ѕолее крайние формы представл€ют поступки, св€занные с ненужным риском дл€ здоровь€: хождение в несоответствующей одежде, отказ от вкусной пищи, ограничение в сне и т.д.

    јнна ‘рейд (21) отличает аскетизм от вытеснени€ на двух основани€х: 1) ¬ытеснение св€зано со специфическим инстинктивным отношением и касаетс€ природы и качества инстинкта. јнально-садистические тенденции могут быть вытеснены, а оральные удовлетворены. — другой стороны, аскетизм затрагивает количественный аспект нстинкта, и все инстинктивные побуждени€ рассматриваютс€ как опасные. 2) ѕри вытеснении в некоторой форме имеет место замещение, например, истерический симптом; в то же врем€ аскетизм может быть замещен только неожиданным переключением на выражение инстинкта. ¬ целом аскетизм более примитивный и менее комплексный процесс.

    »нтеллектуализаци€. ¬торым защитным механизмом в юности €вл€етс€ интеллектуализаци€. ÷ель аскетизма - просто держать ид в определенных пределах, накладыва€ запреты. ÷ель интеллектуализации состоит в тесном св€зывании инстинктивных процессов с идейным содержанием, чтобы допустить их в сознание и вз€ть под контроль.
    «арождаетс€ этот механизм в результате повышени€ эффективности функционировани€ интеллекта. »нтересы мен€ютс€ от конкретных в латентном периоде к абстрактным (см. прим. 11). »меют место все виды абстрактных рассуждений по таким темам, как брак, политическа€ философи€, религи€, профессии и т.д. ќднако преобладание интеллектуальной де€тельности в это врем€ накладывает очень малый отпечаток на реальное поведение юноши. Ќесмотр€ на высокомерные взгл€ды, он остаетс€ озабоченным повседневными проблемами. »нтеллектуализаци€ ориентирована не на действительность, а скорее служит защитой против инстинктов. ¬место аскетического бегства от инстинкта происходит обращение к нему, но только в мышлении. јнна ‘рейд описывает ситуацию следующим образом (21, с. 177-178):
    "јбстрактные интеллектуальные дискуссии и размышлени€, которыми наслаждаютс€ молодые люди, не €вл€ютс€ истинными попытками разрешени€ задач, поставленных реальностью. ѕсихическа€ активность скорее представл€ет указание на напр€жение инстинктивных процессов и их перевод в осознанное абстрактное мышление. ‘илософи€ жизни, выражающа€с€ в требовани€х революционных перемен во внешнем мире, €вл€етс€ реакцией на воспри€тие новых инстинктивных требований ид, угрожающих революционизировать всю жизнь юношей. »деалы дружбы и вечной преданности просто отражают беспокойство эго, когда воспринимаетс€ исчезновение новых страстных отношений к объекту. —тремление к покровительству и поддержке извне в часто беспомощной битве против собственных могущественных инстинктов может быть трансформировано в искусные аргументы о неспособности человека принимать независимые политические решени€. ћы видим, что инстинктивные процессы перевод€тс€ в пон€ти€ интеллекта. ѕричина такого внимани€ к инстинктам заключаетс€ в попытке сдерживани€ и контролировани€ их на другом психическом уровне".

    “ворчество в качестве защитного механизма. Ўпигель (62) обобщает работы нескольких психоаналитиков, интерпретирующих юношеское творчество в качестве защиты против восстанавливающих эдипов конфликт побуждений. Ќаиболее распространенной формой творческих усилий в это врем€ €вл€ютс€ дневники, которые содержат в дополнение к действительным событи€м все виды размышлений, планов, воспоминаний. ѕоэтические и другие попытки в этой св€зи тоже изучались. Ѕернфелд утверждает, что инцестные либидные влечени€ отклон€ютс€ к другим допустимым объектам: фантази€м, ценност€м, иде€м, так называемым "псевдообъектам". “ворчество в такой форме одобр€етс€ эго-идеалом. –анк указывает, что драмы, написанные в юности, изначально относ€тс€ к проблемам инцеста. „астота неожиданного прекращени€ творческой активности к концу
    юности объ€сн€етс€ неспособностью вз€ть под контроль инцестный конфликт.

    “рансформаци€ творчества в качестве защиты в истинное творчество осуществл€етс€, когда юноша жертвует собственными нуждами в пользу требований сообщества и таким образом происходит возврат от фантазии к реальности. ћотив отказа от удовлетворени€ личными грезами, раскрываемый в дневниках, основываетс€ на амбициозных устремлени€х юноши к славе и власти, приобретаемых посредством впечатлений широкой аудитории. √ерой литературной продукции, воплощающий эго-идеал автора, служит завоеванию симпатии, признани€ и любви.

    ћЌ≈Ќ»≈ –јЌ ј: ’јЌ »Ќ«

    Ѕланчард (11) описывает воззрени€ –анка на юность, основыва€сь на материале публикации ’анкинз. —огласно точке зрени€ –анка, период юности придает новое развитие непрерывной борьбе самости за независимость и значимость. —ексуальное влечение представл€ют силы, которые угрожают самоутверждению и сознанию собственного отличи€. ёноша боитс€ сексуальных побуждений и оказывает сопротивление, так как они могут захлестнуть его и вынудить к отказу от действий в соответствии с целостной самостью. ѕримирение между сексуальными влечени€ми и индивидуальным самовыражением, обусловленное культурой, состоит в любви к другому человеку. ќднако юноша не склонен входить в такое отношение ввиду необходимости утраты полного самоконтрол€ и допущени€ частичного контрол€ другим человеком.
    ’анкинз считает нормальным исходом юности обогащение личности новыми переживани€ми и отношени€ми, несмотр€ на элемент самопожертвовани€. ќна критикует объ€снение юношеского аскетизма јнной ‘рейд, котора€ видит главным образом в аскетизме механизм сохранени€ индивидуальности за счет отрицани€ сексуальности или удержани€ ее под строгим контролем. —ексуальную неразборчивость, по мнению ’анкинз, тоже следует рассматривать как попытку сохранени€ самости, а не в качестве незаторможенного стремлени€ к сексуальному удовлетворению.

    “ранзиторные отношени€ могут быть использованы с целью доминировани€ над другим человеком с помощью его сексуальных потребностей, в то же врем€ не жертву€ частью
    самости.

    Ќ≈ќ‘–≈…ƒ»—“— »≈ ¬ќ««–≈Ќ»я: —јЋЋ»¬јЌ

    ¬ предъюношескую эру, по —алливану, формируетс€ способность к любви. Ћюбовь существует только тогда, когда удовлетворение и безопасность любимого так же важны, как собственные. ¬ это врем€ мальчики чувствуют себ€ более непринужденно друг с другом, чем с девочками. —пособность любить сначала про€вл€етс€ по отношению к близкому при€телю.  огда это случаетс€, сильно возрастает установление согласованности в употреблении символов. ѕроисходит обучение видеть себ€ глазами других. “ак осуществл€етс€ консенсуальна€ вали-дизаци€ собственной личной ценности. —ловами —алливана (64, с. 20-21):

    "¬ это врем€ подлежит познанию реальный социальный мир.  ак только некто открывает, что вс€ огромна€ искусственна€ и чем-то обоснованна€ структура психики, мышлени€, личности доступна дл€ некоторого контрол€ и контрконтрол€, человек начинает чувствовать себ€ человеком в ином, чем прежде, смысле. Ѕолее полное становление человека выражаетс€ в по€влении способности к оценке общности людей независимо от их чувственного присутстви€ или опосредованного географическими знани€ми и o.i. ƒругими словами, чувство человечности €вл€етс€ одной из сторон личностной экспансии в юности. ќбучение на этой стадии начинает приобретать его подлинный аспект - обеспечени€ безопасности человека в удовлетворении потребностей и поддержани€ безопасности в межличностных отношени€х на прот€жении всей остальной жизни".

    ¬озраст, предшествующий юности, дл€ большинства людей в нашей культуре представл€ет наиболее безм€тежный период жизни (см. прим. 12). ∆изненные проблемы уменьшаютс€ до "маленьких карикатур того, чем они могут оказатьс€". “рудности юности концентрируютс€ вокруг созревани€ "механизмов генитального вожделени€". ѕроисходит собственно окончательное сексуальное развитие, но конфликты относительно сексуальности €вл€ютс€ функцией двух культурных факторов: 1) порицани€ добрачных сексуальных св€зей и 2) неодобрени€ ранних браков. ѕоэтому пропасть между пробуждением юношеского вожделени€ и соответствующими браку обсто€тельствами постепенно расшир€етс€.

    ѕри столкновении сексуальных побуждений с системой самости вожделение не может быть легко диссоциировано. ” большинства людей оно вообще не может быть диссоциировано; у некоторых это возможно, но только за счет риска дл€ полноценной жизни. ќбычно сексуальные чувства возникают снова и снова, создава€ угрозу безопасности и продуциру€ беспокойство. ћетодом, который может работать или не работать, €вл€етс€ сублимаци€ или, по терминологии —алливана, "сублимативное переформулирование межличностных отношений". ќн описывает сублимацию следующим образом (64, с. 62):
    "ћотив, вовлеченный в болезненный конфликт, комбинируетс€ с социальным (культурно обусловленным) стилем жизни, который искажает наиболее провоцирующие аспекты конфликта и, как правило, оставл€ет некоторую представленность в конфликте противоборствующего мотива". »ллюстрацией служит молода€ женщина с фантази€ми, касающимис€ проституции, посв€щающа€ свое врем€ филантропической работе с падшими женщинами в районах трущоб. ћаллахи за€вл€ет, что —алливан использует пон€тие "сублимаци€" гораздо шире, чем ортодоксы, так как сублимаци€ может быть отнесена к любой тенденции системы или влечени€ (см. прим. 13).

    ≈сли в юности затруднени€ успешно преодолеваютс€, у человека про€вл€етс€ в любой
    ситуации адекватное самоуважение. Ќар€ду с самоуважением имеют место уважение к другим и свобода личной инициативы, которые позвол€ют приспосабливать личностные характеристики к социальным пор€дкам.

    «ј Ћё„≈Ќ»≈

    јнна ‘рейд описывает препубертатный возраст как фазу, в которую бессознательные побуждени€ снова осуществл€ют прорыв, сопровождаемый агрессией, прегенитальными симптомами, эдиповыми фантази€ми. ƒойч, с другой стороны, говорит, что дл€ девочек этот период €вл€етс€ наиболее свободным от инфантильной сексуальности и агрессии. — наступлением пубертатного возраста, согласно ортодоксальной теории, либидо особо концентрируетс€ на генитальных чувствах, цел€х и мысл€х, одновременно €вно улучшаетс€ поведение. √етеросексуальный выход, однако, не одобр€етс€ обществом, поэтому распространены конфликты вокруг мастурбации. —читаетс€, что юна€ девушка осознает влагалище в качестве источника удовольстви€, тогда как прежде она про€вл€ла интерес исключительно к пенису и хотела быть мальчиком. ¬ это врем€ происходит столкновение с необходимостью прин€ти€ женской функции и пассивной роли. Ќарциссизм в течение юности сильно про€вл€етс€ у обоих полов.

    ’арактерен конфликт между эго и ид. ¬озможны два крайних результата: если одерживает победу ид, происходит "необузданное удовлетворение инстинктов", если выигрывает эго, побуждени€ заключаютс€ в узкие пределы, посто€нно расходуетс€ энерги€ контр-катексиса, действуют защитные механизмы, возникают симптомы. Ёго в этот период отчуждаетс€ от супер-эго, что еще больше наращивает опасность от инстинктов и склон€ет индивида к асоциальности.

    ¬ области отношений с другими людьми юноша должен боротьс€ с эдиповыми фантази€ми, снова пробуждающимис€ в препубертатный период. —в€зи с родител€ми он замен€ет новыми прив€занност€ми. Ќовые любовные отношени€, будь то с человеком его возраста или представл€ющим замену родител€м, €вл€ютс€ страстными и исключительными, но скоротечными. ƒругие люди выбираютс€ в качестве объектов и покидаютс€ без размышлений об их чувствах. ћимолетные любовные фиксации такого рода, по мнению јнны ‘рейд, высоко нарциссичны и в действительности представл€ют примитивные формы идентификации. ¬ соответствии с этой волной имеет место нормальна€ временна€ фаза гомосексуальных отношений. ¬ случае девочек, согласно ƒойч, происходит смена объекта от гомосексуального в препубертатном периоде к бисексуальному в раннем пубертатном возрасте и гетеросексуальному в поздней юности.

    «начимыми элементами женской сути считаютс€ нарциссизм, пассивность и мазохизм.
    ¬ препубертатный период эго без разбора призывает все защитные механизмы, имеющиес€ в его распор€жении. ¬ течение юности наиболее часто используютс€ два механизма: аскетизм, отвергающий все инстинктивные желани€, и интеллектуализаци€, св€зывающа€ инстинктивные процессы с идейным содержанием. ёношеское творчество, такое, как дневники, тоже интерпретируетс€ в качестве формы защиты.

    ¬ позиции –анка по поводу юности подчеркиваетс€ продолжающа€с€ борьба за независимость и значимость самости. »ндивид страшитс€ сексуальных побуждений и оказывает сопротивление, так как они могут завладеть им и заставить отказатьс€ от способности действовать как целостна€ самость. —алливан описывает препубертатный возраст в качестве наиболее безм€тежной фазы человеческой жизни, когда созревает способность к любви. «атруднени€ в юности случаютс€ в отношении "механизма генитального вожделени€". —ексуальность переполн€етс€ конфликтами, потому что досупружеский сексуальный опыт не одобр€етс€ и ранние браки не рекомендуютс€. ≈сли юность благодар€ сублимации проходит успешно, то в последующем, по —алливану, человек про€вл€ет адекватное самоуважение почти в любой ситуации.

    ѕ–»ћ≈„јЌ»я

    1.≈ще раз о сложност€х проблемы инстинктивной энергии. ”поминание јнны ‘рейд о нарастании инстинктивной энергии в препубер-татном возрасте, как представл€етс€, расходитс€ с ортодоксальной концепцией замкнутой системы с фиксированным количеством энергии. ¬озможно, она имеет в виду количество мобилизуемой в это врем€ энергии. ¬ любом случае концепци€ психической энергии со всей сопутствующей путаницей и ограничени€ми не €вл€етс€ панацеей от недостатков личностной теории.

    2. ѕроблема индивидуальных и классовых различий. “рудность, присуща€ многим психоаналитическим определени€м, состоит в неизвестности, в какой мере они приложимы к целой попул€ции. Ћучшим примером в этой главе €вл€етс€ описание јнной ‘рейд непослушани€ и грубости в предъюношеском возрасте. ¬опрос, сколько подростков соответствует такой картине, не рассматриваетс€, поэтому у читател€ остаетс€ впечатление типичности характеристик. Ќесомненно, существуют широкие индивидуальные различи€.

    —оциологами очерчена решающа€ роль в данный св€зи принадлежности к определенному социальному классу. Ёллисон ƒэвис, например, описывает юношескую агрессию как одобр€емую, социально награждаемую форму поведени€ в низших классах. ѕока не будут получены соответствующие нормативные данные, следует воздержатьс€ от суждений о частоте различных поведенческих про€влений.

    3. Ќачало физических сдвигов в юности.  инзи и др. утверждают, что начало физических сдвигов у мальчиков в юности происходит более или менее резко между одиннадцатью и четырнадцатью годами. ” девочек развитие считаетс€ более постепенным, раст€гива€сь на длительный период, и достигает своего пика многими годами позднее созревани€ мальчиков. √.—толз и Ћ.—толз выдел€ют три фазы в юношеском становлении: препубертатную, пубертатную и постпубер-татную. ѕерва€ фаза имеет место до тринадцатилетнего возраста у мальчиков и до одиннадцатилетнего возраста у девочек. ≈е продолжительность у мальчиков приблизительно п€тнадцать мес€цев, у девочек несколько короче. ѕубертатна€ фаза, котора€ выражаетс€ в наиболее заметном быстром росте, протекает между тринадцатью и п€тнадцатью годами у юношей и между одиннадцатью и четырнадцатью годами у девушек. “реть€ фаза у девушек продолжаетс€ полтора года и несколько короче у юношей. ”законенным определением половой зрелости, согласно словарю ”эбстера, считаетс€ четырнадцатилетний возраст дл€ юношей и двенадцатилетний возраст дл€ девушек.

    4. —ексуальна€ активность. ќбзоры сексуальных привычек юношей подтверждают широкое распространение мастурбации и гомосексуальных наклонностей.  инзи и др. сообщают о мастурбации до п€тнадцатилетнего возраста у 82% мальчиков. ћальчики в 60% случаев вспоминают о некоторых про€влени€х гомосексуальной активности и в 40% случаев о гетеросексуальной активности в предшествующем юности периоде. —редний возраст начала первой активности - 9,2 года; второй - 8,8 года. „астота гомосексуальных игр, согласно сообщению, от двенадцати до п€тнадцати лет варьирует в пределах от 20 до 29%; частота гетеросексуальных игр составл€ет соответственно от 16 до 23%. ќбзор научной литературы за 1937 г., сделанный ”иллоби, показал большую характерность мастурбации дл€ юношей, чем дл€ девушек. ќтносительно гомосексуальности автор обзора делает вывод, что у многих имелась к этому склонность, но главным образом в результате ограниченных гетеросексуальных отношений. Ќа основании изучени€ нормальных и страдающих психозом женщин Ћандиз и его соавторы указывают на частоту мастурбации и
    эмоциональных прив€занностей к другим женщинам в юности.

    ‘орма выражени€ сексуальности, конечно, культурно обусловлена. ћалиновский и ћид описывают примитивные культуры, в которых юноши сексуально намного более свободны, чем в нашей. ћид подчеркивает непоследовательность американских обычаев по отношению к гетеросексуальной активности. јктивность начинаетс€ с препубертатного периода и следует правилам игры, особенно в средних классах общества, соответству€ скорее социальным, чем сексуальным мотивам. ѕозднее, когда сексуальные влечени€ доминируют, их выражение в юности допускаетс€ в искаженной форме, что создает потенциальное преп€тствие приспособлению в браке.

     эттелл противопоставл€ет западную культуру, котора€ не дает ориентиров в новой роли и вызывает замешательство у юноши, примитивным культурам аранта, адаманцев, квуома с
    утешительными, €сными ожидани€ми и ритуалами посв€щени€.

    5. ёношеские фантазии. —аймондз предъ€вл€л 42 картины наподобие картин теста "“ематической апперцепции" 20 нормальным юношам и 20 девушкам. ƒавалось задание по каждой картине составить рассказ, при этом говорилось, что тест провер€ет способность к творческому воображению. ¬ 1680 рассказах среди других сюжетов часто встречалась тема "эдипова желани€ и конфликта".  роме того, почти каждый составил, по крайней мере, три рассказа, вращающиес€ вокруг агрессии и любви. “ипичные темы относились к депрессии, тревоге, амбиции, вине, независимости, повреждению, попул€рности, наружности, доминированию. ’от€ само исследование не может считатьс€ определенным в силу небольшой группы испытуемых и отсутстви€ сопоставлени€ результатов с другими возрастными группами, проделанна€ работа предлагает плодотворный метод в дальнейшем изучении фантазии.

    6. ѕерва€ менструаци€. ћид подчеркивает значение в примитивных культурах первой менструации (менархе) как отчетливой границы между детством и женской зрелостью. ќна описывает разнообразие обычаев вокруг этого событи€. ѕуританские женщины этнической группы ману обставл€ют первую менструацию юной девушки в важной праздничной форме, но все последующие менструации держатс€ в большом секрете. —реди арапахо перва€ менструаци€ девушки, через несколько лет после помолвки, тоже повод дл€ праздника. ѕриход€т ее брать€ и стро€т специальную хижину на окраине поселени€, чтобы держать жителей в безопасности от сверхъестественных сил, прив€зывающихс€ к женщине во врем€ менструации. — другой стороны, иатмулы, щамбулы, мандугаморы и самоанцы акцентируют мало внимани€ или не придают социального значени€ менструации.

    Ќезависимо от антропологических источников —тоун и Ѕаркер провели статистически достоверное сравнение интересов и отношений девушек в предшествующий и последующий за началом менструаций периоды. ѕоловозрела€ группа независимо от возраста отличалась более выраженными гетеросексуальными интересами и активностью, чаще предавалась мечтани€м, избегала физических усилий, про€вл€ла больший интерес к своей наружности. ѕодобное исследование на юношах провел «олленбергер. ќн отбирал более или менее зрелых юношей на основании содержани€ мужских половых гормонов в моче. ѕоловозрела€ группа оказалась активнее в гетеросексуальном отношении, про€вл€ла более выраженные интересы к силовому соперничеству в спорте и своей наружности.

    7. ‘акторы, определ€ющие исход юношеской борьбы. јнна ‘рейд пропускает четвертый фактор, вли€ющий на юношеское развитие, помимо силы побуждений, толерантности эго и эффективности защитных механизмов. –ечь идет о степени и типе стресса, обусловленного окружением. ≈сли предположить, что перечисленные факторы равноценны, реагирование будет различатьс€ при недоброжелательном социальном климате и благопри€тном окружении.

    8. ќбъ€снени€ асоциального поведени€. ѕуть рассмотрени€ асоциального поведени€, отличный от представлени€ о расщеплении эго и супер-эго, заключаетс€ в обращении к маргинальной социальной позиции юноши. ќн больше не ребенок, но еще не мужчина. ёноша поставлен обществом в очень напр€женную ситуацию. ¬озможной реакцией на эту аномальную роль €вл€етс€ уединение.

    8. ёношеское бунтарство против родителей. ƒоллард и др. интерпретируют общеизвестное юношеское бунтарство, направленное против родителей и вообще авторитетных фигур, как реакцию на фрустрацию. ѕричина фрустрации заключаетс€ в ситуации, описанной в прим.

    9. ќднако, согласно этой группе авторов, агрессивные реакции наиболее типичны дл€ ранней юности, так как замещающие удовлетворени€ вырабатываютс€ постепенно посредством проб и ошибок. “район приводит наблюдение, что пик сопротивлени€ взрослым приходитс€ на средний юношеский возраст, когда происходит наиболее быстрый рост. “аким образом, если обобщить наши знани€ о юношеских отношени€х по этому отдельному разделу, то обращает внимание недостаток фактов, не говор€ уже о понимании подлежащих причин.

    ѕо данной проблеме было проведено несколько отдельных исследований, но даже поверхностно их трудно охватить. ƒанные  айти, полученные с помощью опросника, свидетельствуют о чувстве понимани€ родител€ми у детей от одиннадцати до четырнадцати лет, тогда как после п€тнадцатилетнего возраста возникает сильное чувство непонимани€ родител€ми. —тотт, усредн€€ оценки по нескольким личностным тестам, отметил худшую приспособл€емость у юношей, сильно критикующих своих родителей.  эттелл сообщил об исследовании ”отсона, подтверждающем предположение о наличии св€зи между нарушением приспособлени€ и бунтарством. »ндивиды с радикальным настроением против авторитетов чаще и суровее остальных наказывались своими родител€ми.

    10. √омосексуальное поведение. ¬ прим. 4 суммированы существующие данные о гомосексуальности в период юности.

    11. »нтересы и отношени€. Ётой области исследователи удел€ют значительное внимание, за исключением подчеркиваемой јнной ‘рейд проблемы абстрактности-конкретности мышлени€. —ведени€ о предшествующем юности периоде мы можем почерпнуть из зарубежного исследовани€ (÷иллиг), подытоженного в обзоре  эттелла.

    »сследование строилось на записывании спонтанных разговоров большого количества мальчиков и девочек в возрасте от дев€ти до двенадцати лет. ” группы про€вл€лс€ хвастливый, нереалистический стиль, прин€тие желаемого за действительное, недостаток скромности и этики. ћальчики разговаривали, главным образом, о физической силе,
    дерзновенных открыти€х, тогда как девочки вели разговоры о наружности, имуществе,
    социальной известности. »нтересно отметить конгруэнтность данного исследовани€
    наблюдени€м јнны ‘рейд за поведением детей предъюношеского возраста в јвстрии. »
    здесь снова ощущаетс€ необходимость более экстенсивных кросс-культурных проверок.
    “район, ÷елиге, ƒжонс, ƒжеймс и ћур и др. рисуют картину ранней юности, показыва€ страсть к развлекательным заведени€м, наподобие секс-клубов, стремление собиратьс€ в компании, склонные к правонарушени€м. Ёти клики, несколько раньше формирующиес€ у девочек, во взаимоотношени€х акцентируют внутригрупповые секреты, используют сленг, цен€т верность и в общем подавл€ют индивидуальность.
    ƒвенадцатилетние мальчики ведут себ€ в активной, агрессивной, конкурентной, шумной манере. ƒевочки обычно про€вл€ют аккуратность, послушание, чопорность, хот€ некоторым доставл€ет удовольствие демонстраци€ мальчишеской манеры поведени€. »нтересы мальчиков сосредоточиваютс€ на политике, социальных вопросах, личном развитии, приобретении имущества и получении удовольствий. ƒевочек волнует семейное благополучие. ¬ суждении о функционировании супер-эго Ѕак отмечает, что двенадцатилетние и тринадцатилетние в сравнении с двадцатилетними признают почти на 50% больше поступков ошибочными в моральном отношении.

    “район придерживаетс€ мнени€ о средних годах юности как времени стремлени€ к социальному конформизму. ѕ€тнадцатилетние парни станов€тс€ менее шумными, они про€вл€ют большую социальную уравновешенность. –аньше созревающие девушки в этом возрасте акцентируютс€ на искушенности в житейских делах, утонченности манер, дл€
    некоторых из них важнее человеческие качества, способность к дружеским отношени€м.
    ќсобую привлекательность приобретают вечеринки. “ейлор на основании исследовани€ с
    помощью опросника на "”стойчивость профессиональных интересов" отмечает большую стабильность интересов в последние годы середины юности, чем в первые годы. “район
    говорит, что ближе к возрасту семнадцати-восемнадцати лет юноши придают значение
    социальной зрелости, зан€ти€м спортом, лидерству, тогда как девушки поглощены
    женскими идеалами и сосредоточены на социальных гаранти€х. ƒжеймс и ћур, анализиру€
    записи в дневниках, указывают на увеличение в этом возрасте гетеросексуальных и социальных интересов. —аймондз характеризует старших юношей как прежде всего заинтересованных в социальном успехе, девушки представл€ютс€ более пассивными, восприимчивыми, про€вл€ющими интерес к люд€м.

    12. ѕротиворечие взгл€дов на предшествующий юности период. ќписание —алливаном этого периода как почти безм€тежного этапа человеческой жизни находитс€ в остром противоречии с мнением јнны ‘рейд. ќна, как мы видели, подчеркивает неуправл€емость, грубость, эксбиционизм, прорыв прегенитальных побуждений. ƒойч обрисовывает девушку на пороге юности как наиболее свободную от инфантильной сексуальности и агрессии, -что соответствует взгл€дам —алливана. ¬ то же врем€ Ўпигель по-иному интерпретирует данные ƒойч, следу€ за јнной ‘рейд. Ёто различие взгл€дов указывает на необходимость статистически надежных наблюдений за поведением.

    13. Ќова€ формулировка межличностных отношений в свете сублимации. „тобы считать заслугой попытку —алливана по-другому определить сублимацию, пон€тно, требуютс€ большие доказательства, чем предоставл€ет ћаллахи. ќдно только высокое мужество часто не €вл€етс€ добродетелью.