¬ход   арта сайта
¬.ё. «авь€лов ЁЋ≈ћ≈Ќ“ј–Ќџ… ”„≈ЅЌ»  ƒ»јЌјЋ»«ј > √Ћј¬ј 8

√Ћј¬ј 8

    —“–” “”–ј ’ј–ј “≈–ј ” ¬«–ќ—Ћџ’

    ќпыт первых двух дес€тилетий жизни способствует постепенному по€влению у человека характерных способов мышлени€, чувствовани€ и поведени€.  аждый взрослый мужчина или женщина приобретают особое сочетание черт характера, уникальный стиль жизни. ¬ психоаналитических теори€х личности, однако, в отличие от теорий психопатологии имеетс€ склонность к рассмотрению распространенных структур. ѕоэтому различные теоретические взгл€ды, представленные в этой главе, касаютс€ главным образом типов характерологической структуры.

    ќ–“ќƒќ —јЋ№Ќјя ѕќ«»÷»я

    ќѕ–≈ƒ≈Ћ≈Ќ»≈ »  Ћј——»‘» ј÷»я “»ѕќ¬ ’ј–ј “≈–ј

    ‘енихель описывает характер как "привычный способ приспособлени€ эго к внешнему миру, к ид и супер-эго, а также специфический тип сочетани€ этих приспособлений друг с другом" (см. прим. 1). ¬ основе происхождени€ наиболее молодой ветви психоанализа, так называемой "эго-психологии", имеетс€ два фактора: первый - возрастающее в психотерапии понимание необходимости анализа сопротивлени€ больного и защитных механизмов эго; второй - увеличение выраженности защиты в клинической картине неврозов. »сторическое развитие, замечает ‘енихель, легко пон€ть, так как психоанализ начинает с изучени€ бессознательных феноменов, чуждых эго, и только постепенно начинает учитывать характер или привычный способ поведени€.

    ’арактер более масштабное образование, чем защитные механизмы. ќн включает позитивные организующие функции эго. «ащитные механизмы эго охран€ют организм от внешних и внутренних стимулов посредством блокировани€ реакций. Ёго одновременно служит фильтром и организует стимулы и побуждени€: некоторым позвол€етс€ пр€мое выражение, другим - непр€мое. √артман (37) включает в функции эго оценку реальности, контроль за процессами движени€, воспри€ти€, мышлени€, торможение аффектов и отсрочку в их выражении, предупреждение об опасности, синтез и организацию психических процессов.
    »нстинктивные потребности, согласно ‘енихе-лю, всегда вплетены в структуру характера. ”становки эго составл€ют организаци€, направление и фильтраци€ побуждений с целью их соответстви€ внешнему миру. ѕодобным образом супер-эго играет существенную роль в формировании характера, так как индивид строит привычные шаблоны поведени€, основыва€сь на представлении о "хорошем" и "плохом". ¬ последней св€зи прин€тие и модификаци€ идеалов в позднем возрасте тоже важны. –ешающее вли€ние на формирование характера оказывает внешний мир. ѕрин€то считать, что характер социально детерминирован. ‘енихель пишет (18, с. 406):
    "ќкружение усиливает специфические фрустрации, блокирует определенные способы реакций на эти фрустрации и облегчает другие; реальность предлагает определенные пути компромисса в конфликтах между инстинктивными потребност€ми и страхом последующих фрустрации; окружение даже создает желани€ посредством установлени€ и формировани€ специфических идеалов. –азные общества подчеркивают разные ценности и предлагают неодинаковые воспитательные меры, способствующие возникновению различных аномалий. Ќаше современное нестабильное общество характеризуетс€ конфликтом между идеалом индивидуальной независимости (возникшей при капитализме и все еще эффективной) и регрессивным желанием пассивной зависимости (порождаемой беспомощностью в обеспечении безопасности и удовлетворении потребностей, а также активным воспитанием, представл€ющим социальную необходимость подчинени€ авторитетам)".
    ќтносительное посто€нство характера обусловлено трем€ аспектами: частично наследственной составл€ющей эго, частично природой инстинктов, но главным образом базируетс€ на специфической установке эго, обусловленной давлением внешнего мира. ‘енихель классифицирует характеры на две обширные категории: сублимирующие и реактивные. ¬ случае сублимации инстинктивна€ энерги€ свободно разр€жаетс€ ввиду изменени€ цели. √ениталь-ный характер принадлежит к этой категории. ”слови€, способствующие формированию черт сублимации, не вполне €сны. ¬ общем такие черты возникают при отсутствии фиксации и благопри€тных факторах окружени€,
    обеспечивающих альтернативные каналы выражени€.

    ѕри реактивном характере инстинктивна€ энерги€ посто€нно сдерживаетс€ контр-катексисом. ¬ установках про€вл€ютс€ избегание (фоби€) или оппозици€ (реактивное формирование). –аспространенными особенност€ми эго €вл€ютс€ утомл€емость, заторможенность, ригидность, безде€тельность. √ибкость индивида ограничена, он не способен ни к полному удовлетворению, ни к сублимации. ” одних защитна€ установка развиваетс€ только в определенных ситуаци€х, другие наход€тс€ в этом состо€нии посто€нно. ќ последних говор€т, что они пребывают "в обороне", защитные механизмы перестают быть специфическими и используютс€ по отношению ко всем. Ёти люди, например, могут быть всегда дерзкими или вежливыми, эмоционально опустошенными или готовыми порицать других. –еакции на конфликт в сфере самоуважени€ про€вл€ютс€ в надменном поведении с целью спр€тать глубокое чувство неполноценности; амбициозное поведение направлено на сокрытие неадекватности и т.д. —читаетс€, что формированию
    реактивных черт способствует ранн€€ психосексуальна€ фиксаци€.

    –айх (60), пионер в области анализа характера, описывает реактивные черты как специфический "панцирь". ѕосто€нные изменени€ эго защищают от внешних и внутренних опасностей. ѕанцирь первоначально возникает в результате конфликта между инстинктивными потребност€ми и внешним миром. ¬ дальнейшем его укрепление и причина существовани€ обусловлены продолжающимис€ конфликтами тех же сил.

    —тановление характера происходит из попытки разрешени€ эдипова комплекса, и последующему закаливанию эго содействуют три процесса: 1) идентификаци€ с основным человеком, кто представл€ет фрустрирующую реальность; 2) агресси€, направленна€ внутрь в качестве тормоз€щей силы; 3) эго формирует установку, противосто€щую сексуальным побуждени€м. “аким образом, панцирь усиливает эго и облегчает давление вытесненных либидных импульсов. ¬ то же врем€ он способствует изол€ции индивида от внешних вли€ний и делает его менее восприимчивым к обучению (прим. 2).

    “»ѕџ ’ј–ј “≈–ј

    ќртодоксальна€ психоаналитическа€ литература содержит описани€ широкого разнообрази€ характерологических типов: орального, анального, уретрального, фаллического, генитального, компульсивного, истерического, фобического, циклоидного, шизоидного и др. ќднако построение этих типов в осмысленную классификацию остаетс€ трудно-осуществимым. ‘енихель выразил свое замешательство в следующих словах (18, с.
    527):
    "–азделение индивидуальных характерологических черт на черты сублимации и реактивные не имеет большой ценности в суждении о личност€х, так как у каждого индивида про€вл€ютс€ оба р€да черт. Ќо все же подход, выдел€ющий личностей с преобладанием черт сублимации и личностей с доминированием реактивных черт, относительно полезен. ќбщеприн€тым стало различение генитального и прегенитального характеров. “ем не менее анальный и оральный характеры содержат сублимированные и реактивные образовани€. ѕрегениталь-ные черты станов€тс€ доминирующими только в случа€х все еще действующих прегенитальных импульсов, другими словами, прегенитальный характер, как правило, также реактивный характер. ѕервичность генитального начала, в свою очередь, наилучша€ основа дл€ успешной сублимации остающейс€ прегенитальной энергии".

    ќдин из источников замешательства заключаетс€ в попытке различени€ более или менее "нормальных" типов от главным образом "невротических" типов. ѕроблема особенно остра, когда, как в этом тексте, область психопатологии вне рассмотрени€. ¬ практике, однако, прин€то распределение различных прегенитальных типов и генитального типа в пределах единого р€да, и, следовательно, в данном труде возможен детальный анализ.
    ѕсихоаналитики јбрахам (1), ƒжонс (44), √ловер (32) существенно дополнили оригинальные постулаты ‘рейда в учении о характерах.
    ќральный характер. —пособ приспособлени€, содержащий выраженные элементы оральной фиксации в раннем детстве, считаетс€ оральным характером. „еловек с таким характером крайне зависим от других в сохранении самоуважени€. ¬нешн€€ поддержка играет дл€ него наиважнейшую роль, и он пассивно жаждет ее. –от выполн€ет специфически значимую функцию. —осто€ние депрессии преодолеваетс€ употреблением пищи. ќральна€ озабоченность, кроме того, часто разрешаетс€ посредством выпивки, курени€, поцелуев. Ћюбовь уравниваетс€ с пищей как следствие инфантильной ассоциации с кормлением.  онфликт между любовными порывами и нарциссическими потребност€ми может даже получить физиологическое про€вление, такое, как увеличение секреции желудочного сока, наблюдающеес€ у больных с €звой желудка.

    ‘енихель (18) св€зывает оральное попустительство в детстве с последующими чувством оптимизма и самоуверенностью, имеющим место, когда ничто не угрожает безопасности индивида. —читаетс€, что ранн€€ оральна€ деприваци€ приводит к пессимизму и садистской установке. “е, у кого отмечаетс€ орально-садистический компонент, агрессивны и €звительны в межличностных отношени€х. ќни посто€нно требуют удовлетворени€, "присасываютс€" к окружающим подобно вампирам.

    ѕассивно-зависима€, рецептивна€ ориентаци€ в жизни привносит р€д родственных личностных характеристик. ¬се позитивное и негативное с подчеркиванием "вз€ти€ и получени€" указывает, как прин€то считать, на оральное происхождение. ѕодчеркнутые щедрость и скупость происход€т из орального эротизма. ўедрые люди иногда выдают их изначальную скупость, точно так же как скупые врем€ от времени обращаютс€ к исключительной щедрости. ѕодаркам придаетс€ необычайна€ важность. ќсоба€ форма поведени€ зависит от того, про€вл€ютс€ ли оральные влечени€ в большей степени в качестве сублимированных или реактивных образований.

    Ќекоторые декларируют свою потребность в зависимости ненасытными просьбами или даже требовани€ми, чтобы о них позаботились. “ребовательный тон, согласно ‘енихелю, превалирует у людей, неспособных получить удовлетворение.  аждый подарок лишь увеличивает их аппетит. ћол€ща€ интонаци€ встречаетс€ у людей, на самом деле получающих удовлетворение, когда о них забот€тс€, но в цел€х завоевани€ любви они готовы добровольно пожертвовать честолюбием. ƒругие имеют тенденцию к сверхкомпенсации пассивных подсознательных желаний посредством поведени€ в крайне активной и мужественной манере с претензией на полную независимость. јлександер (6) описывает последнюю констелл€цию черт как типичную личность €звенника.

    ≈ще одна распространенна€ форма поведени€ людей с оральным характером - идентификаци€, с объектом, который служит источником кормлени€. Ќекоторые всегда ведут себ€ наподобие опекающих матерей, рассыпа€ подарки и оказыва€ помощь. ”становка имеет магическое значение: "я распыл€ю любовь, потому что хочу быть любимым". ѕри благопри€тных обсто€тельствах такое поведение выполн€ет альтруистическую функцию. Ѕолее часто оно оказываетс€ назойливым. ѕротивоположность составл€ет идентификаци€ с фрустрирующей матерью. ¬ этом случае поведение €вл€етс€ воплощением эгоизма, скупости и выражает формулу: "¬виду того что € не получил желаемого, не следует удовлетвор€ть желани€ других людей". ¬ качестве дополнительных оральных черт ‘енихель перечисл€ет любопытство (как замещение "голода"), многоречивость, неугомонность, торопливость, склонность к упр€мой молчаливости (см. прим. 3).

    јнальный характер. јнализиру€ структуру характера, ‘рейд (27) первыми выделил черты, св€занные с анальной фиксацией. —читаетс€, что эти личностные черты формируютс€ в процессе конфликтов, возникающих в обучении ребенка культуре отправлений кишечника. –ебенок, как мы видели ранее, имеет возможность радовать родителей или досаждать им степенью своей чистоплотности, он одновременно получает физиологическое удовольствие от очищени€ кишечника и сдерживани€ отправлений. —реди основных черт анального характера взрослых известны бережливость, раздражительность, педантичность или, говор€ проще, скупость, упр€мство, аккуратность. ‘енихель (18) описывает скупость в качестве преемственной черты от привычки к анальному задерживанию, иногда мотивированному страхом утраты, иногда, в большей мере, эротическим наслаждением. Ќа основании отождествлени€ фекалий с деньгами (см. гл. 4) установки по отношению к деньгам станов€тс€ иррациональными наподобие изначальных инстинктивных желаний. ƒеньги перестают рассматриватьс€ как объективно полезна€ вещь, а хран€тс€ и складируютс€ или в некоторых случа€х бессмысленно транжир€тс€. “акие же установки существуют по отношению к времени, поэтому человек с анальным характером может быть пунктуальным до долей минуты или чудовищно ненадежен.

    ”пр€мство €вл€етс€ пассивным выражением агрессии, чертой преемственной от отказа ребенка осуществл€ть отправлени€ в соответствии с намерением родителей. ¬ дальнейшем период этого "магического" превосходства, или чувства власти, замещаетс€ "моральным" превосходством, в котором супер-эго играет решающую роль. ”пр€мство в поведении взрослых объ€сн€етс€ как попытка использовать других людей в качестве инструментов борьбы с супер-эго. ѕутем провокации окружающих на несправедливость такие типы стрем€тс€ к моральному превосходству, что поднимает их самоуважение и уравновешивает давление супер-эго. ”пр€мец считает обращение с ним несправедливым и часто нав€зывает расположение, заставл€€ своего противника огорчатьс€. “аким образом, утверждает ‘енихель, упр€мство, которое первоначально представл€ло оружие слабости, в последующем становитс€ привычным способом борьбы за поддержание самоуважени€.

    јккуратность, пунктуальность, щепетильность, пристойность признаютс€ чертами характера, означающими перемещение согласи€ с культурными требовани€ми окружени€ от отношени€ к акту дефекации.

    ¬ анальных чертах €рко про€вл€етс€ механизм реактивного образовани€. “ак, чистоплотный и дисциплинированный человек может в определенные периоды быть удивительно нер€шливым и дезорганизованным. ≈ще одним примером €вл€етс€ живопись, котора€ в некоторых случа€х представл€ет реактивное образование на бессознательное желание анального пачкань€. ’удожник с недостаточной сублимацией часто испытывает затруднени€ в творчестве, его способности к живописи заторможены. ƒругие анальные характеристики перемещаютс€ в сферу речи и мышлени€, они про€вл€ютс€ в нерациональном способе сдерживани€ и выражени€ слов и мыслей. ¬се анальные черты содержат садистский
    элемент в соответствии с амбивалентным отношением к объекту на анальной стадии (см. прим. 4).

    ”ретральный характер. ќтличительными чертами уретрального характера €вл€ютс€ честолюбие и склонность к соперничеству. ќбе черты отражают реакцию на чувство стыда.  ак упом€нуто в гл. 5, ребенок, страдающий недержанием мочи, часто делаетс€ объектом насмешек и испытывает стыд. ¬ доказательство отсутстви€ оснований дл€ насмешек в последующем развиваетс€ честолюбие. ѕроисхождение склонности к соперничеству имеет отношение к акту мочеиспускани€: кто, например, сможет направить более длинную струю (см. прим. 5).

    ‘енихель (18) также обсуждает различные перемещени€ и вторичные конфликты, возникающие из-за уретрального честолюби€. Ёти конфликты могут конденсироватьс€, совмеща€сь с ранними оральными конфликтами, или под вли€нием комплекса кастрации могут перемещатьс€ в анальную сферу. ”казанные трансформации особенно свойственны девочкам из-за бесполезности уретрального соперничества. ”веренность, обусловленна€ честолюбием и ощущением успешности, блокирует страх кастрации и преп€тствует бессознательному желанию отцеубийства, св€занному с эдиповым комплексом.

    ‘аллический характер. Ћюди с фаллическим характером ведут себ€ в беспечной, решительной, самоуверенной манере. Ёто вызывающее поведение представл€ет неосознанную защитную реакцию на не преодоленный в детстве страх кастрации. ѕереоценка пениса и его отождествление со всем телом типичны дл€ ранней фаллической стадии и отражаютс€ в огромном тщеславии, эксбиционизме и повышенной чувствительности. „еловек с таким характером живет в предвосхищении нападок на себ€ и потому наступает первым. ≈го агрессивность и провоцирующее поведение выражаютс€ скорее не в словах или поступках, а в манере говорить и действовать. ”€звленна€ гордость, согласно –айху (60), часто про€вл€етс€ в холодной сдержанности, глубокой депрессии или в сильной агрессивности. Ќепри€тие зависимого положени€ и стремление к доминированию основываютс€ на страхе. ѕоказное мужество в духе бесшабашного мотоциклиста считаетс€ способом гиперкомпенсации.
    „еловек с фаллическим характером €вл€етс€ в чрезвычайной степени орально-зависимым и его нарциссическа€ ориентаци€ преп€тствует установлению зрелых отношений с окружающими. ћужчина, стрем€щийс€ продемонстрировать мужество, на самом деле с жестокостью относитс€ к женщинам. ѕоступки женщины с фаллической ориентацией мотивированы сильной завистью к пенису, она стремитс€ играть мужские роли и доминировать над мужчинами. Ќарциссизм снова €вл€етс€ главной характеристикой (см.
    прим.6).

    √енитальный характер. ‘енихель (18) утверждает, что нормальный "генитальный" характер- это теоретическое пон€тие. 'ƒостижение, однако, главенства генитального начала представл€ет решающий прогресс в формировании характера. —пособность получать полное удовлетворение посредством генитального оргазма делает возможной физиологическую регул€цию сексуальной функции. “аким образом, прекращаетс€ блокирование разр€дки энергии с неблагопри€тными последстви€ми в поведении. Ёто одновременно приводит к зрелым любовным отношени€м и преодолению амбивалентности. Ѕолее того, способность к разр€дке сильного возбуждени€ означает конец реактивных образований и увеличивает возможность сублимации. ¬место запрета на эмоциональную жизнь эго естественно выражает эмоции как составл€ющую часть целостной личности.

    ‘ормирование типа, обладающего способностью к сублимации, становитс€ поэтому реальным. ѕрегенитальные побуждени€ в основном сублимируютс€, но некоторые также включаютс€ в технику получени€ наслаждений, предшествующую сексуальному акту.

    ѕ≈–¬џ≈ ќ“—“”ѕЌ» »

    јƒЋ≈–

    јдлер (2, 3, 4, 5), наподобие ортодоксальных теоретиков, подчеркивает важность раннего детства в формировании характера. »ндивидуальный "стиль жизни" определ€етс€, по крайней мере в €дерной форме, к п€ти годам. ќснова установок остаетс€ неизменной, хот€ их выражение в последующей жизни часто совершенно измен€етс€. ¬ объ€снении развити€ личности учение јдлера, однако, существенно отличаетс€ от позиции ‘рейда. ¬место сексуального компонента јдлер подчеркивает универсальность чувства неполноценности. –ебенок, будучи маленьким и беспомощным, неизбежно считает себ€ низшим в окружении взрослых. –одители, пренебрегающие ребенком, высмеивающие его или про€вл€ющие недостаток нежности в обращении с ним, часто акцентируют переживание ребенком подчиненности. ћать играет особенно важную роль в этом процессе, так как легкомысленное отношение к ребенку, потворство всем его желани€м и сверхопека затрудн€ют приобретение социальных навыков. —труктура семьи тоже может способствовать интенсификации чувства неполноценности: единственный ребенок становитс€ объектом ненормальной значимости и он посв€щает остаток жизни тщетным усили€м восстановить утраченную позицию. —тарший ребенок, когда перестает быть единственным, часто настолько обескуражен утратой вли€ни€, что в последующем не может в должной мере использовать свои способности; второй ребенок живет под тенью старшего и пытаетс€ его наверстать, самый младший может испытывать страх при соперничестве.  роме того, имеютс€ морфологически и функционально неполноценные органы, которые усугубл€ют картину.

    — целью преодолени€ чувства малоценности человек стремитс€ быть сильным и могущественным. ѕопытка обретени€ превосходства в качестве "совершенного человека" осуществл€етс€ с опорой на "направл€ющие фикции", которые служат организации опыта, способствующего достижению целей. —ами цели, в широком смысле, олицетвор€ют безопасность и адаптацию. –езультат стремлени€ к превосходству бывает успешным при условии, что человек руководствуетс€ принципами, соответствующими реальности. ќчень часто, однако, компенсаторные попытки привод€т к непрактичным цел€м и в конечном счете к неврозам. ѕоиск сильной позиции детерминирует все действи€ человека, его развитие и имеет следствием усвоение унифицированного способа реагировани€ на окружение. ’арактер тогда можно определить как индивидуальный единообразный способ поведени€ в ситуаци€х на пути к намеченной цели.

    ѕомимо пр€мой борьбы за власть иногда примен€етс€ другой подход. Ёто бегство в болезнь. „еловек может добиватьс€ господства и заставл€ть других приспосабливатьс€ к своим требовани€м путем демонстрации беспомощности. Ќеполноценность органов тоже приводит к двум типам реагировани€. ѕервый тип состоит в замене неполноценного органа другим, как в случае развити€ у слепого острого слуха. ¬торой тип реагировани€ представл€ет длительную концентрацию на неполноценном органе, что приводит к преодолению неадекватности. »ллюстрацией €вл€етс€ заика, ставший оратором. јдлер особо подчеркивает возможность воспользоватьс€ чувством неполноценности, когда он утверждает, что даже гениальность можно интерпретировать как выражение страстного желани€ компенсировать индивидуальный дефект.

    «ападна€ цивилизаци€ выставл€ет мужчину в качестве символа власти.
    ћужественность подразумевает верховенство, женственность - подчиненность. ѕоэтому каждый стремитс€ достичь идеала мужественности - это так называемый "мужской протест". “акое поведение чаще отмечаетс€ у женщин, но встречаетс€ и у мужчин, особенно у неудачников. —ексуальна€ активность всегда должна рассматриватьс€ в аспекте стил€ жизни, который, в свою очередь, основываетс€ на ранних детских прототипах. „еловек с общественным прототипом ло€льно относитс€ к партнеру в любовных ситуаци€х, а тот, кто в детстве был вынужден боротьс€ за превосходство, склонен сексуальные отношени€ использовать в цел€х манипулировани€. Ћюбовь €вл€етс€ одной из трех главных проблем; две другие проблемы - это отношени€ к работе и люд€м. ÷ентральной из трех установок считаетс€ отношение к оружающим (см. прим. 7).

    ёнг

    ¬ теории ёнга (43, 46) характер тоже определ€етс€ в несексуальных пон€ти€х. ќн утверждает, что существуют четыре основные психологические функции: мышление, чувствование, ощущение и интуици€.  аждый обладает всеми четырьм€ функци€ми в различной степени, но на основе наследственной предрасположенности и окружающих факторов преобладающей у человека становитс€ одна функци€. ћышление представл€ет активный, логический, направленный процесс. ћыслительный тип поэтому рассматривает любую ситуацию в холодной, отвлеченной, рациональной манере. „увствование у него относительно неразвито, так как преп€тствует логическому мышлению. „увствование, в сущности субъективное и пристрастное, следует отличать от эмоции - более рациональной и менее активной. ” чувствующего типа мышление выполн€ет подчиненную роль. ќщущение и интуици€, с другой стороны, обе €вл€ютс€ иррациональными функци€ми. ѕредназначение первой понимаетс€ как воспри€тие непосредственной данности, втора€ направлена на усмотрение будущего.

    ќщущающий тип, слабый в интуиции, быстро воспринимает с помощью органов чувств внешний мир и раздражени€ внутренних органов, тогда как интуитивный тип, сто€щий ниже в развитии функции ощущений, силен в предвосхищении возможных развитий ситуации.

    ” мужчин, согласно ёнгу, сознательными обычно €вл€ютс€ мышление и ощущение, а чувствование и интуици€ подавл€ютс€. ” женщин доминируют чувствование и интуици€, и, наоборот, функции мышлени€ и ощущени€ подавл€ютс€. ¬ытесненна€ женска€ сторона у мужчин называетс€ их "анимой", а у женщин вытесненна€ мужска€ сторона - их "анимусом". ” гармоничного человека сбалансированы сознательные и вытесненные характеристики. ѕон€тие "персона" св€зано с социальной ролью человека в обществе. ¬ процессе жизни он обучаетс€ вести себ€ в соответствии с социальными ожидани€ми.
     аждой профессии, например, свойственна определенна€ маска, которую носит член общества. ѕерсона не €вл€етс€ составл€ющей собственно характера, но тесно с ним св€зана и действует как своего рода защита внутреннего "€".

    „етыре основные функции далее классифицируютс€ в две обобщающие установки: экстравертированную и интровертированную. Ёто два способа отношени€ к миру, два пути организации опыта. ѕри первой установке интересы человека направлены к объекту, при второй - направлены к субъективному миру, обращены на себ€. ¬се люди обладают обеими тенденци€ми, но снова одна из них обычно доминирует. »деальное соотношение - это ритмическое чередование установок, что редко встречаетс€ в реальности. Ќиже излагаютс€ характерные особенности обоих типов (см. прим. 8).

    Ёкстраверт. Ётот тип живет в соответствии с внешней необходимостью. ≈го интересы и внимание концентрируютс€ на непосредственном окружении. ќн сосредоточен на люд€х и вещах и ведет себ€ согласно требовани€м общества. —пособности экстраверта ограничены, так как он пытаетс€ отвечать непосредственным сиюминутным запросам окружени€ и воздерживаетс€ от любых новшеств, которые не вполне пон€тны и каким-либо образом выход€т за пределы внешних ожиданий. ќтношение бессознательного к сознаваемому компенсаторно. —убъект, экстравертированный на уровне сознани€, на бессознательном уровне интровертирован. Ѕессознательные тенденции могут лишатьс€ их компенсаторных качеств из-за подавл€ющих сил коллективного бессознательного, и тогда следует открытый конфликт с сознаваемым. —убъект или не знает больше, что он хочет, или он хочет слишком многого сразу и не способен получить удовлетворение. —читаетс€, что неосознаваема€ установка экстраверта часто граничит с жестокостью и брутальностью.

    »нтроверт. Ётот тип в отличие от экстраверта отгораживаетс€ от внешнего мира и строит искусственный субъективный мир. ќн склонен уравнивать эго с целостной личностью. Ѕессознательно, однако, внешние объекты усиливаютс€ посредством компенсаторного механизма, и индивид делаетс€ их рабом. »нтроверта опутывают практические трудности. »ллюзи€ превосходства, созданна€ эго, разрушаетс€. —тремление интроверта к доминированию и контролю поэтому заканчиваетс€ заслуживающим сожалени€ томлением по любви. ќн приучаетс€ бо€тьс€ новых людей и вещей, испытывает содрогание от столкновени€ с внешним миром, который надел€ет магической силой.

    –јЌ 

    ¬ теории характера –анка (59) стержневое место занимает концепци€ "воли". ¬ол€ рассматриваетс€ как "основное позитивное начало, осуществл€ющее организацию и интеграцию "€" (самости), что позвол€ет созидательно использовать, тормозить и контролировать инстинктивные влечени€". ѕервоначально волевой процесс формируетс€ в качестве "внутренней оппозиционной силы, направленной против принуждени€". ѕринуждение может быть обусловлено внешними факторами, такими, как требовани€ родителей, или внутренним давлением сексуальных влечений. Ќеизбежные преп€тстви€ и ограничени€ вызывают у ребенка сопротивление и тренируют "контр-волю". ¬тора€ ступень в развитии воли св€зана со стремлением получени€ вещей, имеющихс€ у других. –ечь идет не о зависти, а скорее о соизмерении собственной воли с волей группы. “реть€ ступень преодолеваетс€, когда человек перестает мерить себ€ общими мерками и становитс€ по-насто€щему ответственным за свои волевые про€влени€. «апреты в детстве привод€т к недоверию собственной воле как злу. ¬зрослые поэтому обладают волей, содержание которой отчасти благонамеренное или одобренное родител€ми и обществом, отчасти - неблагонамеренное или неодобренное. —опротивление авторитетам, представл€ющее дурной аспект, €вл€етс€ контр-волей.
     роме воли, личность характеризуетс€ побуждени€ми и эмоци€ми. ѕобуждени€м необходимо немедленное удовлетворение путем моторной разр€дки. ¬ случа€х блокировани€ возникают эмоции. ¬ол€ в отличие от эмоций "представл€ет побуждение, наход€щеес€ в активном услужении у эго, и не блокируетс€". Ёго в известном смысле €вл€етс€ автономным представителем воли. —ексуальна€ функци€ существует не только дл€ произведени€ потомства и наслаждени€, но обеспечивает эмоциональную разр€дку и €вл€етс€ инструментом воли. —екс - единственный "природный" способ уменьшени€ конфликтов воли, одновременно, однако, сексуальные желани€ несут угрозу подчинени€ чужой воле. –азличие между мужчинами и женщинами лежит в их отношении к сексу. ћужчины не способны смиритьс€ с неизбежностью смертности, поэтому секс, подразумевающий дл€ них смертность, провоцирует страх. ¬замен, побуждаемые эгоистическими потребност€ми эго, они стрем€тс€ управл€ть и творить. ∆енщины, с другой стороны, воспринимают секс в значении бессмерти€ посредством рождени€ потомства и испытывают страх перед более сильной волей мужчин.

     ак мы видели в предшествующих главах, –анк подчеркивает в развитии человека важность "отделени€". ѕервична€ травма физического отделени€ от материи при рождении сопровождаетс€ различными формами психологической зависимости и утратой чувства "целостности". ¬ цел€х достижени€ независимости, чтобы сделать свое эго "реальным", индивид должен инициировать отделение как выражение его собственной воли вопреки пассивному и травматическому опыту, соответствующему воле других. ¬ становлении освобождени€ имеетс€ три стадии: на первой стадии человек сам желает того, к чему прежде был принужден внешними или внутренними требовани€ми; на второй - про€вл€етс€ внутренний конфликт между волей и контр-волей, в процессе которого у человека формируютс€ идеалы и стандарты, отличающиес€ от социально санкционированных; треть€ стади€ характеризуетс€ целостным гармоничным решением, воплощающимс€ в высшем
    творчестве. “рем стади€м соответствуют три типа, представленные ниже.
    —редний человек. —редний, или нормальный, человек - это тот, кто пренебрегает своей волей и руководствуетс€ волей группы.  ультурные нормы действительности станов€тс€ собственной "истиной" человека. ќн склонен сдерживать фантазии, содержание которых рассматриваетс€ окружающими как зло, и, следовательно, испытывает чувство вины перед другими. ѕредставление о себе иллюзорно, так как в действительности человек лишь изображает, что €вл€етс€ самим собой, он вообще не играет социальную роль, а сам сводитс€ к совокупности социальных ролей. —огласие с волей группы не об€зательно
    представл€ет пассивное подчинение, это может быть здоровое, активное приспособление. — другой стороны, средний человек не должен всегда отличатьс€ хорошим психическим здоровьем.  онформизм бывает обусловлен страхом неодобрени€. ¬ общем, нормальный человек не особенно подвержен конфликтам и не обладает существенными творческими возможност€ми.

    Ќевротик. Ќевротик не способен подчинитьс€ воле группы, но недостаточно свободен, чтобы утвердить собственную волю. ќн не может достичь позитивной идентификации с группой и не может остатьс€ без посторонней помощи, так как обременен чувством неполноценности и вины. Ќевротик вынужден боротьс€ с внешним и внутренним давлением, он находитс€ в состо€нии войны с самим собой. ‘антазии вытесн€ютс€, пр€чутс€ от себ€ и других не столько из-за их содержани€, но потому, что выражение фантазий расцениваетс€ как собственна€ зла€ вол€. „увство вины поэтому направлено против самого себ€.

    “ворческий человек. “ворческий человек, наподобие художника, преуспевает в полном прин€тии и утверждении собственной личности. ќн находитс€ в гармонии со своими силами и идеалами. ѕо словам –анка, "имеет место не компромисс, не проста€ суммаци€, а зарождаетс€ новое творческое целое, сильна€ личность с автономной волей, котора€ представл€ет высшее творение посредством интеграции воли и духа". »деалы формируютс€ не путем простого заимствовани€, но сознательным предпочтением благопри€тных факторов. –еализу€ свою волю, творческий тип выходит "за пределы ограничений природы", так как сексуальный инстинкт поставлен на службу воле. ¬ известном смысле он ищет собственную "истину", которую затем воплощает в своих произведени€х. “аким образом, фантазии об€зательно раскрываютс€ окружающим. „увство вины перед другими и самим собой служит стимулом в дальнейшей творческой работе. »менно поэтому творческий человек одновременно утверждает собственные идеалы и способен жить в мире, не вступа€ с ним в конфликты (см. прим. 9).

    ЅќЋ≈≈ —ќ¬–≈ћ≈ЌЌџ≈ ¬ќ««–≈Ќ»я

    ’ќ–Ќ»

    —труктура характера, согласно ’орни (41, 42), развиваетс€ на основе опыта детства. ”
    одних процесс развити€ прекращаетс€ в п€ть лет, у других - в юности или около тридцати лет, а у отдельных людей продолжаетс€ до пожилого возраста. ’орни, однако, не усматривает св€зи между либидными про€влени€ми в детстве и чертами характера взрослых, что постулируетс€ ортодоксальным психоанализом. ѕо словам ’орни (41, с. 61-
    62):
    "¬ случае жадности или собственнических наклонностей в соответствии с психоаналитической литературой прин€то думать об оральной или анальной структурах характера. Ёти черты, однако, можно истолковать в качестве реакции на всю совокупность переживаний в раннем детстве. ¬ результате неблагопри€тного опыта у
    человека возникает чувство беспомощности в мире, воспринимаемом как потенциально
    жестокий, он испытывает недостаток способности к самоутверждению, неуверенность
    в возможности управл€ть ситуацией по собственному усмотрению...
    “аким образом, различие в точках зрени€ выражаетс€ в следующем: человек
    сжимает губы не из-за напр€жени€ своего сфинктера, но в обоих актах про€вл€етс€
    едина€ направленность характера - удерживать что бы то ни было и не отдавать
    ничего: деньги, любовь, любые спонтанные чувства".
    ’орни объ€сн€ет динамику формировани€ характера в контексте невроза, однако
    предполагаетс€ действие тех же факторов в менее патологическом русле у нормальных
    людей. ¬ажнейшую роль играет стремление к безопасности, обусловленное "базисной
    тревогой". ѕоследн€€ возникает в св€зи с вытесненной жестокостью, котора€, в свою
    очередь, €вл€етс€ результатом отвержени€ и неодобрени€ в детстве. ¬ поисках путей
    бегства от чувства тревоги ребенок приобретает устойчивые характерные черты, станов€щиес€ частью его личности, - .так называемые "невротические тенденции". ќдна из попыток разрешени€ конфликта заключаетс€ в создании "идеализированного образа": слабость и неуверенность в себе подмен€ютс€ иллюзорным чувством силы и превосходства.
    ƒруга€ попытка состоит в "экстернализации", более общей разновидности проекции, котора€ все переживаемые чувства переносит вовне.
    ќсновные направленности, возникающие у ребенка в борьбе с окружением, - это направленность "к люд€м", направленность "против людей" и направленность "от людей". ѕри первой направленности признаетс€ собственна€ беспомощность и, несмотр€ на страхи,
    предпринимаетс€ попытка завоевать любовь других. ¬тора€ направленность предполагает, как очевидную, жестокость окружающих и предопредел€ет борьбу. ѕри третьей направленности человек не хочет ни принадлежать к сообществу, ни боротьс€, он предпочитает изол€цию. ’орни (42) описывает три типа характера или основные установки, анализиру€ указанные направленности.

    ”ступчивый тип. „еловек с направленностью "к люд€м" про€вл€ет заметную потребность в любви и одобрении. ќн жаждет близости и тоскует по партнеру. Ћюбовь имеет настолько важное значение, что даже сексуальное сношение ценитс€ прежде всего как доказательство востребованности. ”ступчивый человек живет с чувством слабости и беспомощности, он склонен подчин€тьс€ другим и вообще ведет себ€ в очень зависимой
    манере. —амоуважение регулируетс€, главным образом, представлением о нем окружающих.
    Ётот тип считает необходимым воздерживатьс€ от любого рода агрессивных действий, поэтому он не в состо€нии критиковать или быть напористым. ¬ случа€х возложени€ вины он всегда предпочитает брать вину на себ€. ≈го положительной стороной €вл€етс€ чувствительность к запросам других людей, и в пределах своего понимани€, чтобы понравитьс€, он способен про€вить симпатию и оказать помощь. Ќа бессознательном уровне глубоко подавл€ютс€ стремление к власти и агресси€, так как на самом деле недостает интереса к люд€м. Ёти тенденции должны, конечно, сдерживатьс€ любой ценой в цел€х сохранени€ целостности личности и уклонени€ от возможной жестокости со стороны окружающих.

    јгрессивный тип. „еловек с направленностью "против людей" предполагает, что все жестоки, и отказываетс€ допускать противоположное. ∆изнь €вл€етс€ борьбой за выживание, поэтому его основна€ потребность - управл€ть другими. »ногда установка совершенно €сна, но более часто она прикрываетс€ фасадом учтивой вежливости, беспристрастности и товарищества. Ётот фасад, однако, имеет компоненты искренности, так как, пока не стоит вопрос о его руковод€щей роли, может про€вл€тьс€ благосклонность.

    ќсоба€ важность придаетс€ дискусси€м. ќн сам провоцирует их, чтобы продемонстрировать бдительность и проницательность. ¬ общем этот тип не умеет проигрывать и предпочитает порицать других. ќн считает себ€ сильным, честным, реалистичным и на самом деле действует эффективно и изобретательно в деловых ситуаци€х в результате тщательного планировани€ и напористости. ћ€гкие стороны своей натуры он с €ростью отбрасывает, так как они угрожают целостности образа жизни. Ћюбовь дл€ этого человека играет незначительную роль.

    ќбособленный тип. „еловек с ориентацией на обособление, направленностью "от людей", предпочитает держать эмоциональную дистанцию с окружающими. ¬виду того, что сближение с другими людьми порождает у него тревогу, развиваетс€ самодостаточность. —оперничество, престиж, успех не заслуживают его внимани€, так как преп€тствуют уединению. ќн не любит делитьс€ опытом и очень чувствителен ко вс€кого рода принуждени€м. “енденци€ к подавлению чувств и особа€ робость испытываютс€ перед прив€занност€ми, которые угрожают стать необходимыми. —ильна€ потребность чувствовать свое превосходство возникает, чтобы оправдать изол€цию. —ексуальные отношени€ дл€ этого типа иногда невозможны; в лучшем случае он довольствуетс€ преход€щими св€з€ми. ¬ общем обособленность служит защитой от несовместимых устремлений к любви и агрессивному доминированию. ¬ м€гких формах обособленность способствует сохранению целостности личности и безопасности. ¬ некоторой степени она благопри€тствует оригинальному мышлению и выражению творческих способностей (см. прим. 10).

    ‘–ќћћ

    ‘ромм (30) определ€ет характер как "относительно устойчивую форму канализации энергии человека в процессе ассимил€ции и социализации". ¬ детстве характер формируетс€ в семье, котора€ служит "психическим агентством" общества. ѕриспособление ребенка в семейной обстановке вырабатывает у него характер с общей дл€ большинства членов его класса и культуры сердцевиной. Ќа сердцевину, или "социальный характер", накладываютс€ варианты индивидуального характера, обусловленного спецификой вли€ни€
    родителей.
    ѕо мнению ‘ромма,следовательно, типы характера €вл€ютс€ продуктом взаимодействи€ ребенка и родителей, которое начинаетс€ с момента рождени€. ќн дискутирует с ортодоксальным представлением о типах как результате чередований стадий развити€ либидо (см. прим. 11). јнальный характер, например, не имеет никакого отношени€ к либидо. «апоры - это не причина формировани€ характера, а скорее его выражение. ¬ажнейшим фактором €вл€етс€ домашн€€ атмосфера, проникнута€ духом ст€жательства, тревожности, подозрительности. ” ребенка поэтому развиваетс€ "чувство дефицита", и он цепл€етс€ за все, что имеет. —купой человек - не потому скуп, что удерживает фекалии; он крепко держитс€ за любую вещь, включа€ фекалии.
    ≈го родители из категории людей, про€вл€ющих щепетильность в требовани€х туалета.
    –ецептивна€ ориентаци€. „еловек с рецептивным характером считает, что все, в чем он нуждаетс€ должно быть доставлено извне. ќн пассивно опираетс€ на авторитеты в получении знаний и помощи и вообще ищет в люд€х поддержки. Ћюбовь дл€ него означает
    - быть любимым, но не активный процесс любви; он крайне чувствителен к любому недостатку любви или внимани€. ѕассивность св€зана с неспособностью отказать другим и
    бесконечным поиском "магического помощника". —трах утраты любви преп€тствует выбору
    из двух друзей, когда того требует ситуаци€, ввиду возможности лишитьс€ расположени€
    одного из них. Ётот тип любит поесть и выпить, что служит средством преодолени€ беспокойства и депрессии. ≈го рот особенно заметна€, часто наиболее выраженна€ черта.
    Ќа жизнь он смотрит, как правило, с оптимизмом и дружелюбием, пока не возникает угроза источнику благополучи€. ќтзывчив и оказывает помощь другим, но за этим лежит
    потребность заручитьс€ их благосклонностью.

    Ёксплуататорска€ ориентаци€. „еловек с эксплуататорской ориентацией пытаетс€ все получить от людей посредством силы и хитрости. „то касаетс€ любви и прив€занности, он испытывает эти чувства только к тем, кто еще что-то может дать. ѕодобным образом он ворует идеи и выдает их за свои. Ќедостаток оригинальности у многих одаренных людей, утверждает ‘ромм, объ€сн€етс€ ориентацией характера. ”становка распростран€етс€ на материальные вещи, крайним примером служит клептомани€. ¬ещь доставл€ет удовольствие, только если она украдена, даже при наличии большого количества денег.
    ќтличительной чертой €вл€етс€ "кусающийс€" рот, обычно дающий о себе знать саркастическими, €звительными замечани€ми о люд€х. Ётому человеку свойственны подозрительность, цинизм, зависть, ревность. ¬ общем, он предпочитает имеющеес€ у других и предпринимает максимум возможного в цел€х присвоени€.

    Ќакопительска€ ориентаци€. —кр€га основывает безопасность на бережливости и сохранении имущества. –асходы вызывают чувство опасности и тревожность. ќн окружает себ€ стеной, за которую вносит, сколько возможно, и стараетс€, чтобы ничего не попало наружу. —купость распростран€етс€ равным образом как на чувства и мысли, так на деньги и вещи. ƒаже любовь рассматриваетс€ в качестве средства присвоени€ любимого.
    ѕоведение характеризуетс€ педантичной упор€доченностью, компульсивной чистоплотностью, нав€зчивой пунктуальностью, упр€мством. ѕодозрительность и бо€знь интимности обычно €вл€ютс€ сопутствующими чертами.

    –ыночна€ ориентаци€. Ћюди этой категории относ€тс€ к своей личности, как к товару, который можно купить и продать. ќни формируют у себ€ качества, пользующиес€ спросом
    у других. ” них отсутствует истинный стабильный характер, и на самом деле они не умеют распор€жатьс€ своей судьбой. ќсновными €вл€ютс€ чувства опустошенности и
    беспокойства. –ыночна€ ориентаци€ в равной мере относитс€ к мышлению. ѕредназначение
    мышлени€ сводитс€ к быстрому схватыванию €влений в цел€х успешного манипулировани€. Ёто приводит к поверхностности вместо проникновени€ в сущность феноменов. ” таких людей, чтобы выполн€ть социальную роль и пользоватьс€ спросом на рынке, не должно сохранитьс€ индивидуальности.

    ѕродуктивна€ ориентаци€. „етыре предыдущих ориентации, согласно ‘ромму, €вл€ютс€ непродуктивными. ѕродуктивность определ€етс€ как "способность человека использовать свои силы и реализовать присущий ему потенциал". ѕодразумеваетс€ развитие возможностей творчества и любви, полное их раскрытие. “акой человек не об€зательно должен стать великим ученым или художником. ќн просто может независимо мыслить,
    уважать себ€ и других, получать чувственное наслаждение, не испытыва€ тревоги, восхищатьс€ творени€ми природы и искусства.  ороче говор€, он наслаждаетс€ жизнью. Ќепродуктивные элементы все еще сохран€ютс€, но они трансформируютс€. ”пр€мство, например, становитс€ настойчивостью, стремление к эксплуатации превращаетс€ в способность вз€ть инициативу на себ€ (см. прим. 12).

     ј–ƒ»Ќ≈–

     ардинер (48, 49) первым применил психоаналитические принципы к социологии и антропологии и предложил отчасти иной подход к изучению характера. ѕо мнению  ардинера, характер представл€ет вариант усвоени€ каждым человеком культурных норм,
    содержащихс€ в "базисной (основной) личностной структуре" общества. Ѕазисна€ личностна€ структура раздел€етс€ большинством членов общества в результате сходного опыта в раннем детстве. ”тверждаетс€, что она служит матрицей, на основании которой развиваютс€ черты характера. ќдинакова€ подлежаща€ структура может отражатьс€ в многих различных формах поведени€. Ќапример, если недоверие €вл€етс€ устойчивой особенностью базисной личности, то оно выражаетс€ в р€де черт характера.

    ¬ определении базисного личностного типа исходными служат четыре постулата: 1) ранний опыт оказывает длительное вли€ние на личность; 2) сходный опыт формирует подобные личностные структуры; 3) практика воспитани€ складываетс€ в сходные культурные модели, но они не бывают полностью идентичны в различных семь€х одного общества; 4) воспитание детей различаетс€ в разных обществах. ¬виду того что члены определенного общества во многом раздел€ют опыт раннего детства, в их личност€х много общих элементов. ќпыт разных обществ часто сильно различаетс€, поэтому многие нормы тоже различны.

    ќсобое вли€ние на подрастающего человека оказывают общественные установлени€,
    обычаи. ќни раздел€ютс€ на первичные институции (семейна€ организаци€, питание и отн€тие от груди, анальный тренинг, дисциплинарные требовани€, сексуальные табу, способы добывани€ средств к существованию и т.д.) и вторичные институции (религи€, фольклор, ритуалы, системы табу, способы мышлени€). ѕознание ребенком реальности происходит отчасти из проективных систем, таких, как религи€, отчасти из эмпирических источников, таких, как наука.  аждый человек по-разному разрешает несовместимость этих двух подходов. Ќекоторые способны про€вить терпимость к обоим подходам, другие отбрасывают один из них. ¬заимодействие между индивидом и институцией не односторонний процесс. Ѕазисный личностный тип, однажды утвердившись, определ€ет реакцию человека к другим утвердившимс€ институци€м, с которыми ему приходитс€ сталкиватьс€. »зменени€ в определенных институци€х, таким образом, имеют следствием изменени€ в базисной личностной структуре, что, в свою очередь, приводит к модификации и реинтерпретации существующих институции (см. прим. 13).

    ѕосредством иллюстрации формировани€ характера  ардинер предлагает альтернативное объ€снение происхождени€ таких черт, как аккуратность, упр€мство, скупость. —читаетс€, что скупость возникает в результате конфликта между родител€ми и ребенком в процессе обучени€ чистоплотности. –игидные дисциплинарные требовани€ к контролю за сфинктером могут встретить полное послушание или вызвать упр€мство.
    ѕоследнее следует понимать в аспекте общего отношени€ к удержанию и беспокойству утратить что-то ценное, а не как функцию анального эротизма.

    јЋ≈ —јЌƒ≈–

    Ћидер в области психосоматической медицины јлександер (6) предлагает схему классификации эмоциональных реакций человека на окружение, аналогичную трем физиологическим процессам поддержани€ жизни. »меютс€ в виду процессы: потреблени€ веществ и энергии из окружени€, частичного их "накоплени€" в период роста организма и выделени€ конечных продуктов метаболизма. “аким образом поддерживаютс€ теплова€ и механическа€ энергии организма и функци€ размножени€. ѕсихологическими коррел€тами €вл€ютс€ желани€ - получить или вз€ть; сохранить; отдать или уничтожить (см. прим. 14).

    »ндивидуальный характер может быть дифференцирован на основании "векторного анализа" роли этих элементарных установок в отношени€х с другими людьми. јлександер использует указанный принцип главным образом в анализе гастроэнтеральных расстройств, но придает ему более общее значение. ¬ерхний отдел гастроэнтерального тракта описан как предназначенный дл€ функции потреблени€, нижний отдел - дл€ функций выделени€ и накоплени€. ” человека, предрасположенного к €зве желудка, доминирует функци€ потреблени€; у человека, предрасположенного к колиту, преобладает функци€ выделени€ и
    агрессивного уничтожени€; запоры свидетельствуют о склонности к накоплению.
    ѕотребление и выделение могут иметь разную степень конструктивности и
    деструктивности. ѕотребление выражаетс€ в пассивном получении и агрессивном вз€тии; выделение - в позитивной отдаче и садистском выбрасывании. —одержание мужской и женской сексуальности тоже может быть классифицировано на основании этого подхода. ¬ прегенитальной сексуальности три элемента представл€ютс€ перемешанными, тогда как поздн€€ организаци€ сексуальной жизни мужчин и женщин может быть осмыслена в качестве смешени€ трех тенденций в разных пропорци€х (см. прим. 15).

    Ё–» —ќЌ

    ’от€ Ёриксон (15, 16, 17) не обсуждает собственно проблему характера, он предложил релевантные концепции зон, способов поведени€ (см. выше) и "эго-идентичности". ѕоследн€€ определ€етс€ как вид "созидательной пол€рности самовоспри€ти€ и воспри€ти€ человека другими". Ёго-идентичность подразумевает большее, чем простой факт существовани€, который понимаетс€ в качестве "личной идентичности". Ёго-идентичность субъективно переживаетс€ в процессе непрерывного сопоставлени€ тождественности внутреннего "€" и посто€нства собственного значени€ в глазах других. »ными словами, человек, достигший эго-идентичности, чувствует, что он принадлежит к своей группе, что его прошлое имеет значение в пон€ти€х будущего и наоборот. ќн "знает, где он находитс€". —ознательные и бессознательные факторы одновременно играют роль, хот€ эго-идентичность описана как менее осознанный процесс по сравнению с самоуважением.
    –азвитие чувства эго-идентичности происходит из различных идентификаций детства, но €вл€етс€ не суммацией, а интеграцией ролей.  ульминаци€ случаетс€ в поздней юности.
    ёноша, не уверенный в своей идентичности, робеет в интимных межличностных отношени€х. „ем увереннее он становитс€, тем насто€тельнее ищет дружбы, соперничества, лидерства, любви, вдохновени€. Ёго-идентичность порождает новую форму любви к родител€м, свободную от желани€, чтобы они переменились. ѕринимаетс€ факт, что каждый несет ответственность за свой образ жизни. ¬се это подразумевает целостность и "чувство товарищества с мужчинами и женщинами отдаленных времен и разных зан€тий, кто созидал и провозгласил человеческие достоинства и любовь". ќтсутствие или утрата эго-идентичности при психоневрозе сопровождаетс€ отча€нием и страхом смерти. ќтча€ние часто скрываетс€ за чувствами отвращени€ и неудовольстви€ отдельными установлени€ми и
    людьми, но по существу означает презрение к себе (см. прим. 16).

    «ј Ћё„≈Ќ»≈

    ¬ ортодоксальной системе психоанализа характер определ€етс€ как "привычный способ приспособлени€ эго к внешнему миру, к ид и супер-эго, а также специфический тип сочетани€ этих приспособлений друг с другом". ’арактер включает в дополнение к защитным механизмам позитивные организующие функции эго. ‘енихель раздел€ет характеры на две обширные категории: сублимирующие и реактивные. ѕерва€ категори€ отличаетс€ свободной разр€дкой инстинктивной энергии в результате изменени€ цели.

    —юда относитс€ генитальный характер. ¬торой категории свойственно посто€нное сдерживание инстинктивной энергии посредством контр-катексиса. ¬ариантами реактивных характеров €вл€ютс€ оральный, анальный, уретральный и фаллический, при которых преобладает психосексуальна€ фиксаци€.

    —реди первых отступников јдлер тоже подчеркивает важность раннего детства в формировании характера, но он делает акцент на универсальности чувства неполноценности. ѕоследнее сопровождаетс€ борьбой за могущество и "мужским протестом". ёнг сосредоточиваетс€ на четырех основных психических функци€х: мышлении, чувствовании, ощущении и интуиции. ” мужчин, по его мнению, сознательными €вл€ютс€ мышление и ощущение, тогда как чувствование и интуици€ вытесн€ютс€. ” женщин происходит противоположное. „етыре функции далее классифицируютс€ в два способа отношени€ к миру: экстравертированный и интровертированный.   тому же каждый человек играет в обществе предписываемую роль (концепци€ "персоны"). ’арактерологи€ –анка основываетс€ на теории воли. ’арактеры среднего человека, невротика и творческого человека соответствуют стади€м развити€ воли.

    Ќеофрейдистские теоретики, наподобие ’орни и ‘ромма, не принимают в расчет любую причинную св€зь между про€влени€ми либидо в детстве и последующими личностными чертами. ¬место этого они подчеркивают суммарное взаимодействие родителей и детей в раннем детстве. ’орни выдел€ет уступчивый тип - направленный "к люд€м"; агрессивный тип - направленный "против людей";

    обособленный тип - направленный "от людей". ‘ромм говорит о "социальном характере", представл€ющем общее €дерное образование дл€ членов определенного класса, на которое
    накладываютс€ специфические вли€ни€ родителей. ≈го типологи€ включает п€ть различных ориентаций: рецептивную, эксплуататорскую, накопительскую, рыночную и продуктивную.
     ардинер развивает концепцию "базисной личностной структуры". ѕод ней подразумеваетс€ личностна€ структура, раздел€ема€ большинством членов общества вследствие одинакового опыта раннего детства. ‘ормирование подрастающего человека осуществл€етс€ под воздействием установлений, обычаев общества.

    —воеобразный подход к пониманию структуры характера предлагает јлександер. ќн указывает на психологические коррел€ты физиологических процессов потреблени€, накоплени€ и выделени€. »ндивидуальный характер, по его мнению, отражает относительное участие этих трех элементарных установок в отношени€х с людьми.
    Ёриксон, со своей стороны, подчеркивает пон€тие "эго-идентич-ности", которое позвол€ет человеку испытывать принадлежность к группе и представл€ть, "куда он движетс€". –азвитие этого чувства происходит в результате интеграции различных идентификаций, пережитых в детстве.  ульминаци€ в развитии достигаетс€ в поздней юности.

    ѕ–»ћ≈„јЌ»я

    1. ќпределени€ характера. ѕутаница, возникающа€ при попытках сформулировать пон€тие характера, становитс€ самоочевидной из следующих цитат:
    ‘енихель: "Ёто описание характера €вл€етс€ почти идентичным предшествующему описанию, данному дл€ эго".
    јбрахам: "—овокупность реакций человека на его социальное окружение".
    √артман: "≈ще р€д функций, которые мы приписываем эго, €вл€етс€ тем, что мы называем характером человека".
    Ѕинглхоул: "—труктура характера может быть осмыслена как организаци€ потребностей и эмоций внутри каждого человека, приспособленна€ дл€ адекватного реагировани€ на основные социальыне ценности группы ".

    »з сказанного мы только делаем вывод, что характер €вл€етс€ отчасти функцией эго, относ€щейс€ каким-то образом к социальному окружению. ƒаже столь существенный вопрос, ассоциировать ли характер со всеми функци€ми эго (‘енихель) или просто с одной из длинного перечн€ функций (√артман), остаетс€ спорным. »ме€ в виду такое не€сное положение дел, представл€етс€ бесполезным обсуждать проблему различи€ между характером и в равной степени неопределенным пон€тием личности. јкадемическа€ психологи€ вносит еще большую не€сность посредством двух альтернативных определений характера, сформулированных ћаккиноном: 1) как этического и морального аспекта личности; 2) в качестве мотивационного аспекта личности вне любых этических и моральных оценок.

    2. ≈ресь –айха. ¬ цел€х точности изложени€ следует указать на отлучение в 1933 г. –айха и его последователей от ортодоксального психоаналитического движени€. ¬след за высокочтимым ранним вкладом в психоанализ он впал в ошибочную крайнюю позицию, утвержда€, что выраженна€ в оргазме сексуальность имеет первостепенное значение в понимании болезней общества и индивида.

    3. »зучение оральности. ¬оздействие различных типов раннего орального опыта на последующую структуру характера €вл€лось некоторое врем€ попул€рной темой дискуссий. ѕревалирующие взгл€ды в этой области часто переводились в плоскость практики раннего воспитани€ ребенка. ќднако разбросанным антропологическим и экспериментальным доказательствам по таким вопросам, как сопоставление кормлени€ грудью и из бутылочки, длительность кормлени€, сопоставление кормлени€ по требованию ребенка и по расписанию, форма и возраст отн€ти€ от груди и т.п., недостает основательности. „астота ошибок в подобных исследовани€х, по мнению различных авторов, заключаетс€ в попытке выставить специфическую практику кормлени€ в качестве пр€мой причины, на манер "один к одному", последующих личностных черт. ¬ сверхупрощении такого рода пренебрегают важными факторами установок родителей, культурных ценностей и вообще
    взаимозависимостью феноменов развити€.

    ¬ двух недавних работах предпринимаетс€ попытка изучени€ психоаналитических определений оральной структуры характера. √оулдман, работающа€ в јнглии, разделила свое исследование на две части. ѕерва€ часть посв€щена установлению достоверности описанных оральных черт, во второй части эти черты сопоставл€ютс€ с возрастом отн€ти€ от груди. Ќа первом этапе она получила самооценки 115 мужчин и женщин по 19 шкалам личностных черт. «атем оценки были подвергнуты факторному анализу, в процессе которого обнаружилась бипол€рность фактора, содержащего негативные черты (например, пессимизм, пассивность, оральна€ агресси€) и позитивные черты (например, оптимизм, прив€занность, общительность). ѕоказатели по фактору √оулдман интерпретировала как поразительно схожие с теоретическим описанием и во второй фазе исследовани€ сопоставила их со сведени€ми об отн€тии от груди, полученными от матерей испытуемых.
    ¬ы€снилась значима€ св€зь (г = 0,27) орального пессимизма с ранним отн€тием от груди (не позднее четырехмес€чного возраста) и орального оптимизма (г=0,31)с поздним отн€тием от груди (в п€тимес€чном возрасте или позднее). ѕри обсуждении результатов √оулдман про€вл€ет мудрую осторожность. ќна подчеркивает, что данные не говор€т о причинном отношении, а низкое значение коррел€ций предполагает действие важных неизвестных факторов.

    Ѕлюмом и ћиллером осуществлен еще один замысел, направленный на изучение оральности. Ќа первом этапе выведенные на основании утверждений психоаналитической литературы гипотезы провер€лись общеприн€тыми психологическими методами. Ќа втором этапе изучалась степень оральности, котора€, согласно операциональному определению, выражалась в непроизвольных движени€х рта, отмечаемых экспериментаторами. ќбследовались 18 детей, учащихс€ третьего класса начальной университетской школы.
    Ќаблюдени€ включали: оценки учителей, временные замеры, социометрию, экспериментальные ситуации.  оррел€ции между выраженностью оральности и р€дом гипотетических переменных оказались самыми различными. ”бедительное подтверждение получили гипотезы о св€з€х оральности с (1) сильным влечением к пище и (2) социальной изол€цией; умеренный характер носили св€зи с (3) потребностью в симпатии и одобрении,(4) заинтересованностью в дарении и получении, (5) предрасположенностью к скуке; не подтвердились гипотезы о св€з€х оральности с (6) депрессивными тенденци€ми, (7) потребностью в заискивании, (8) неспособностью к распределению прив€занностей; вызывали сомнение св€зи с (9) зависимостью и (10) внушаемостью.

    ¬ последующем проводилось контрольное обследование 26 детей в четвертом классе публичной школы, в которой царила менее снисходительна€ атмосфера. √ипотезы о св€зи оральности с переменными 2, 3 и 4 снова подтвердились; гипотезы о коррел€ции с переменными 1, 5, 7, 8, 10 не нашли подтверждени€. ¬ дополнение провер€лось еще три гипотезы: о неспособности человека с оральным характером отказывать (говорить - "нет"), его желании иметь магического помощника и низкой толерантности. ќднако непредвиденное нарушение процедуры, случившеес€ из-за различий в социальной атмосфере, заставило авторов усомнитьс€ в проверочной ценности эксперимента.

    —ледующей задачей €вл€етс€ усовершенствование методики широкомасштабного выбора "оральных" и "неоральных" детей с конечной целью исследовани€ предшествующих условий в раннем детстве.

    4. »зучение анальности. ¬ гл. 4 (прим. 8) уже обобщены антропологические наблюдени€ за практикой анального тренинга и небольшое количество экспериментальных работ, касающихс€ вли€ни€ этого тренинга на детское развитие. ‘рагментарные свидетельства вли€ни€ анального тренинга на личность взрослого человека исход€т из антропологических, клинических и экспериментальных источников. ћиллер и ’атт указывают на предварительный характер имеющихс€ культурологических данных по этой теме. Ќа ћадагаскаре у народа антанала и в японии слишком ранний анальный тренинг, как прин€то считать, отражаетс€ на структуре характера взрослых членов культурного сообщества.

    јнтанала про€вл€ют необычайную личную чистоплотность, об€зательность, стремление к соблюдению ритуалов. ¬ысокую ценность они придают собственности и вообще накоплени€м. японцы тоже подчеркивают аккуратность, стремление к совершенству (перфекционизм) и обр€дность. Ќародность юрок, с другой стороны, обладает анальными чертами: об€зательностью, сдержанностью, подозрительностью и т.д., но наблюдение не обнаруживает у юрок акцентировани€ анального тренинга в период детства.
     линические источники в этой области тоже не могут быть проигнорированы, хот€ не предоставл€ют нам ничего, кроме положений, которые необходимо прин€ть на веру. ‘енихель, например, утверждает, что "психоанализ упр€мых людей дает множество
    доказательств св€зи упр€мства с анальными ощущени€ми и получением анально-эротического наслаждени€". Ќеофрейдистские аналитики, наподобие ‘ромма, с не меньшей настойчивостью приписывают такие черты общей домашней атмосфере и взаимоотношению ребенка и родител€.
    √амилтон и —ирз провели экспериментальные исследовани€. √амилтон обнаружил несколько больше случаев ст€жательства, садизма, мазохизма и т.п. в группе из 59 мужчин и женщин, припоминавших некоторую форму анального детского эротизма в сравнении с контрольной группой, не имевшей таких воспоминаний. —ирз в своем обзоре высказываетс€ о сомнительной обоснованности задани€ на припоминание в сочетании с неадекватной оценкой черт, что, по его мнению, минимизирует значимость результатов. ¬ собственном исследовании —ирза 37 членов студенческого сообщества оценивали друг друга; при анализе данных эффект ореола оставалс€ посто€нным. ¬ предсказываемом направлении были получены низкие положительные коррел€ции между чертами ст€жательства, упр€мства и аккуратностью. ¬ этом исследовании, однако, не предпринималось попытки св€зывать черты с тренингом в детстве.

    5. ”ретральна€ амбици€ (см. прим. 2 в гл. 5).

    6. «ависть к пенису и нарциссизм. —в€зь нарциссизма с завистью к пенису у женщин подтверждаетс€ при обследовании тестом " артинки „ерныша".  оррел€ци€ между двум€ измерени€ми по тесту: 0.34 (–< 0.05).

    7. " «а" и "против" взгл€дов јдлера. “омпсон провела обоснованный анализ сильных и слабых сторон позиции јдлера. ¬ качестве положительных сторон она перечисл€ет понимание значимости культурных факторов, повышенное внимание к взаимоотношени€м ребенка и родителей, изыскани€ в области эго-психологии. .¬ критических оценках чаще всего подчеркиваютс€ поверхностность и слишком амбициозный характер теоретической системы, сверхупрощение проблемы неврозов и кажущеес€ пренебрежение бессознательными факторами. ѕр€мое вли€ние јдлера может быть обнаружено во взгл€дах ’орни, ‘ромма и —алливана.

    8. ¬опрос типологии. ћаккиннон обобщает разнообразную критику "типологических" теорий личности, наподобие системы "экстраверсии-интроверсии" ёнга. ќн указывает, что типы €вл€ютс€ грубой картиной личности. “ипологическое представление легко подвержено искажению, типы перекрывают друг друга; эту позицию трудно подтвердить или опровергнуть. Ќесколько авторов-психоаналитиков, влюча€ ‘енихел€, –анка, ’орни и ‘ромма, характеризуют предложенные ими типологии как сверхупрощение.

    »сследовательские работы по дихотомическим типологи€м особенно подвергаютс€ критике, так как их гор€чие сторонники неправильно осуществл€ют выборку испытуемых, не соблюдают правила экспериментальной процедуры, допускают погрешности в статистической обработке данных. ¬ построении личностных опросников дл€ диагностики типов (например, набор тестов на "экстраверсию-интроверсию" на основе работы ёнга в конце 20-х годов) ошибочно отдаетс€ предпочтение одномодальному распределению показателей перед двумодальным.

    9. ¬клад –анка. ѕомимо создани€ широко признанной техники психотерапии, –анк оказал вли€ние на теоретические воззрени€ ’орни, ‘ромма и —алливана. ’от€ его взгл€ды на развитие личности и творчества представлены в запутанной и не€сной форме, они стимулировали последующие теоретические построени€.

    10. Ќеопределенности в теории ’орни. –азграничение, проведенное ’орни между нормальным человеком и невротиком, представл€етс€ очень поверхностным. ” обоих про€вл€ютс€ три характерных установки. –азличие видитс€ в факте, что нормальный человек способен уступать другим, боротьс€ и оставатьс€ самим собой, тогда как невротику не свойственна гибкость в сочетании этих установок.  ажда€ установка, по мнению ’орни, обладает ценностью: стремление к люд€м способствует установлению дружеских отношений с окружающими; направленность против людей обеспечивает выживание в конкурентном обществе; изол€ци€ от общества помогает достижению некоторой целостности и безм€тежности. ќднако у невротика действие установок принимает "нав€зчивый, ригидный и взаимоисключающий характер".
    ћалахи обращает внимание на логическую непоследовательность в определении ’орни базисной тревоги или конфликта в св€зи с трем€ установками. Ѕазисна€ тревога приписываетс€ несовместимости между трем€ установками, и в то же врем€ эта несовместимость рассматриваетс€ в качестве попытки разрешени€ основного конфликта.
    »ллюстриру€ путаницу в причинно-следственных св€з€х, ћалахи приходит к выводу, что ’орни "не внесла достаточной €сности в свои фундаментальные концепции ".

    11. ќтвет ‘енихел€ ‘ромму. ‘енихель осуждает отказ от представлений ‘рейда об инстинктах в следующем пассаже: "Ќаши комментарии делают пон€тным, что знание о значимости формирующего вли€ни€ социальных факторов на психику индивида не требует каких-либо перемен в концепци€х ‘рейда об инстинктах, как считают некоторые авторы (‘ромм, ’орни,  ардинер). »нстинктивные потребности представл€ют необработанный материал, формируемый социальными воздействи€ми. «адача психоаналитической социологии состоит в изучении этого формировани€ в детал€х...  ультурные услови€, обеспечивающие реализацию возможностей человека, направл€ют его инстинктивные потребности в определенные русла: благопри€тствуют одним из них, тормоз€т другие и даже оборачивают некоторые потребности против остальных".  онечно, така€ интеракционистска€ точка зрени€, рассматривающа€ характер как функцию основных влечений и окружающих условий, должна быть более приемлема, чем объ€снение развити€ одним из факторов. ќднако остаетс€ без ответа решающий вопрос об относительной значимости каждого процесса в формировании характера.

    12. „астичное совпадение различных теорий. „итатель, веро€тно, уже заметил, что описание типов личностей, предлагаемое несколькими теоретиками, обнаруживает заметное сходство. —ледующий р€д уравнений служит подтверждением этого положени€:
    1. ќрально-пассивный тип (ортодоксальна€ позици€) == ”ступчивый тип (по ’орни) = –ецептивна€ ориентаци€ (по ‘ромму).
    2. ќрально-садистический тип (ортодоксальна€ позици€) = јгрессивный тип (по ’орни) = Ёксплуататорска€ ориентаци€ (по ‘ромму).
    3. јнальный тип (ортодоксальна€ позици€) = Ќакопительска€ ориентаци€ (по ‘ромму).
    4. √енитальный тип (ортодоксальна€ позици€) = “ворческий человек (по –анку) == ѕродуктивна€ ориентаци€ (по ‘ромму).
    5. Ёкстраверт (по ёнгу) = —редний человек (по –анку) = –ыночна€ ориентаци€ (по ‘ромму).
    6. »нтроверт (по ёнгу) == ќбособленный тип (по ’орни).

     акой можно сделать вывод из столь очевидного взаимоналожени€ типологий?
    Ќаиболее оптимистичным выгл€дело бы заключение о значительной достоверности типологий, так как р€д независимых исследователей приход€т к сходным классификаци€м.
    ƒругой крайностью было бы приписать согласованность просто всепроникающему заимствованию. »стина, как обычно, лежит посередине. ќднако кажетс€ справедливым высказать неудовлетворение большим количеством повторений, переименований и малым числом взаимных ссылок и благодарностей.

    13.  онцепци€ "базисной (основной) структуры личности"  ардинера. ќбвинение в сверхупрощении комплексного феномена €вл€етс€ наиболее распространенной критикой подхода  ардинера и попыток других ученых описать "национальный характер". ягода, например, считает концепцию Ѕ—Ћ пригодной только дл€ малых, единообразных, замкнутых культур и совершенно неподход€щей дл€ американского общества. “омпсон идет даже дальше и за€вл€ет о впечатлении, что  ардинер иногда подгон€ет факты к теории.
      1945 г.  ардинер и его сотрудники проанализировали с помощью своего метода 10 культур. Ќаиболее широко цитируютс€ данные, собранные ƒюбуа при обследовании коренных жителей острова јлор. Ќезависимые интерпретации материала по тесту –оршаха, сделанные ќберголцером, вы€вили существенное совпадение с выведенной структурой базисной личности. «атем  ардинер, основыва€сь на биографи€х, показал, что индивидуальные отклонени€ алорцев от нормативной личности могут быть объ€снены атипичностью раннего жизненного опыта. Ќаучные изыскани€ такого рода в большей степени навод€т на размышлени€, чем выгл€д€т завершенными, так как им недостает точности строго спроектированного эксперимента. ¬ последующем  ардинер и ќувизи представили 25 случаев психоаналитического изучени€ афроамериканцев нар€ду с результатами их обследовани€ проективными тестами. —мит в обзоре этой работы высказывает мнение, что пон€тие "базисной личностной структуры" отчасти дезориентирует ввиду различной трактовки €дерных личностных конфликтов от случа€ к случаю.  роме того, у него вызывает возражение несистематичность в анализе и концептуализации материала, а также относительна€ неэффективность использовани€ данных по тестам –оршаха и "“ематической апперцепции".

    14. “ипы јлександера. јлександер не претендует на оригинальность в дифференциации функций потреблени€, усвоени€ и выделени€. ќн признает фундаментальность этих пон€тий в оригинальных концепци€х прегенитальных эротических тенденций: оральной, анальной и уретральной. —вой вклад јлександер видит в последовательном приложении пон€тий к желудочно-кишечным нарушени€м. ‘енихель подвергает критике подход јлександера за отсутствие динамичности. ѕо мнению ‘енихел€, дело не в том, кака€ установка превалирует, решающими факторами €вл€ютс€ не существование и сила установок, а их отношение к тревоге, вине, защите эго, которые все вместе играют роль в конфликте.

    15. ћесто воззрений јлександера в системе психоаналитических учений. јлександер начинал как представитель школы ортодоксального психоанализа, но в последующем сделал совершенно очевидный крен в сторону неофрейдистских воззрений. ≈го позицию, суд€ по следующим за€влени€м, можно рассматривать в качестве промежуточной: "Ќедавнее акцентирование факторов культуры в развитии личности вообще и в происхождении психоневрозов в особенности исходит от группы критиков ‘рейда, представленных ’орни,  ардинером, ‘роммом и другими, на которых ссылаютс€ как на "неофрейдистов". »ногда мен€ тоже, кажетс€, включают в эту группу на основании признани€ мною необходимости переоценки значимости факторов культуры в развитии личности и согласи€ со взгл€дами группы относительно определенных пробелов в традиционных психоаналитических определени€х...

    Ёто ведет нас назад к ошибке, в которую впадают так называемые "неофрейдисты", когда они недооценивают специфическое вли€ние личности родителей и переоценивают фактор культуры. я рассматриваю их ошибку как этнологический уклон".

    16. Ёго-идентичность и самоуважение. Ёриксон пытаетс€ отграничить свою концепцию эго-идентичности от ортодоксальной концепции самоуважени€. ќн допускает крайнюю близость двух концепций, за исключением большей осознанности самоуважени€ в сравнении с эго-идентичностью, котора€ только частично осознаетс€. Ќа самом деле вопрос о пропорции сознательного и неосознанного в представлении о самоуважении остаетс€ спорным, как и в случае с эго-идентичностью. ѕоэтому мы должны принимать на веру за€вление Ёриксона, что введенное им пон€тие характеризуетс€ большей неосознанностью.