¬ход   арта сайта
¬.ё. «авь€лов ЁЋ≈ћ≈Ќ“ј–Ќџ… ”„≈ЅЌ»  ƒ»јЌјЋ»«ј > √Ћј¬ј I

√Ћј¬ј I

    ¬Ћ»яЌ»≈ ¬Ќ”“–»”“–ќЅЌќ√ќ ѕ≈–»ќƒј » –ќƒќ¬

    –ешение проблемы, когда следует начинать изучение развити€ личности человека,
    становитс€ все более трудным. ¬ одно врем€ казалось вызывающим предположение, что
    опыт детства играет решающую роль в формировании личности. —ледующим этапом стало
    изучение психологического воздействи€ собственно процесса рождени€. ¬ насто€щее врем€
    растет интерес к вли€нию на личность внутриутробного периода. Ётот труд начинаетс€
    поэтому с представлени€ нескольких психологических теорий, рассматривающих самое
    начало жизни человека.

    “≈ќ–»» ¬Ќ”“–»”“–ќЅЌќ√ќ ¬ќ«ƒ≈…—“¬»я

    √–»Ќ≈… –

    ¬едущий исследователь вли€ни€ внутриутробного периода на личность √ринейкр (33)
    весьма скромно оценивает свои воззрени€, как немногим большее, чем размышлени€,
    основанные на экспериментальных и клинических наблюдени€х. ќна приходит к выводу,
    что конституци€, пренатальный опыт, роды и обстановка непосредственно после рождени€
    играют роль в предрасположенности к тревоге. Ётот тип первичной тревоги, согласно
    √ринейкр, отличаетс€ от более поздней тревоги отсутствием психологического содержани€
    и осознани€. ќна указывает на способность плода к широкому диапазону активности -
    движение, брыкание, вращение. Ќа внешнюю стимул€цию плод реагирует увеличением
    активности, шум вблизи матери вызывает учащенное сердцебиение. —антаг и ”оллис
    обнаружили, например, заметное увеличение активности плода в ответ на звонок в дверь
    (см. прим. 1).  роме того, плод может реагировать криком, если в матку попадает воздух.

    ¬се реакции на дискомфорт √ринейкр интерпретирует как доказательство существовани€
    некоего паттерна, наподобие тревоги, до рождени€ (см. прим. 2). ѕаттерн активируетс€
    родами и первым постнатальным опытом. –езультатом сильных воздействий может стать
    предрасположенность к психологическим срывам в последующей жизни.

    ‘ќ”ƒќ–

    ‘оудор (20) считает вли€ние внутриутробного периода на развитие личности гораздо
    большим, чем √ринейкр, и его воззрени€ далеко отсто€т от других аналитиков. ќн отводит исключительное место пре-натальным услови€м и родовой травме, видит в них
    биологическую основу, обусловливающую многие формы невротического поведени€.
    ‘оудор за€вл€ет, что ќтто –анк первым сделал попытку "биологизировать" психоанализ, но отмежевываетс€ от –анка, объ€вл€€ свой подход клиническим, а его - философским.
    јргументы ‘оудора основываютс€ прежде всего на анализе фантазий и сновидений в
    процессе его частной практики - так называемых "пренатальных сновидений".
    —огласно ‘оудору, внутриутробные сновидени€ не всегда отражают состо€ние восторга - жизнь нерожденного ребенка не об€зательно непрерывное блаженство. ќн зависит от количества кислорода и пищевых веществ в крови матери, выведени€ из ее организма побочных продуктов обмена веществ. ћножество материнских несчастий способны нанести вред и ослабить организм ребенка перед рождением, €вл€€сь причиной начала постнатальной жизни с каким-либо недостатком. —ущественную травму развивающемус€ плоду нанос€т интенсивные половые сношени€ родителей, последстви€ которых прослеживаютс€ в сновидени€х в течение всей жизни.

    ¬ цел€х обосновани€ пренатального существовани€ ‘оудор вводит пон€тие
    "организмическое сознание", которое представл€ет глубочайший уровень разума -
    возможно, самую основу бессознательного. ќн пытаетс€ отвести обвинени€, что из-за
    отсутстви€ нервной св€зи между матерью и ребенком плод не может испытывать невзгоды
    при страдани€х матери (см. прим. 3).  лючом к дилемме, по утверждению ‘оудора,
    €вл€ютс€ экспериментальные работы в области телепатии в ”ниверситете ƒьюка. ќн
    считает, что благодар€ существованию телепатии становитс€ легко пон€ть, как нежные и
    здоровые чувства матери оказывают целебное вли€ние на психику плода и подобным
    образом одиночество нежеланного ребенка прослеживаетс€ к психической изол€ции в матке
    (см. прим. 4).

    –ќƒќ¬јя “–ј¬ћј

    ‘–≈…ƒ

    —огласно ‘рейду (23), первым постулировавшему психологическое значение процесса рождени€, организм при рождении переходит из относительно спокойного и мирного окружени€ в сокрушающую ситуацию. Ќа новорожденного обрушиваетс€ огромное количество стимулов, и он не обладает адекватным способом их переработки.

    Ќоворожденный не может использовать защитные механизмы, чтобы оградить себ€ и,
    следовательно, оказываетс€ под воздействием потока возбуждений. Ёта перва€ опасна€
    ситуаци€ становитс€ прототипом или моделью дл€ более поздней тревоги. —в€зующим
    звеном €вл€етс€ отделение, которое при рождении носит чисто биологический характер, а
    позднее выражаетс€ в психологических и символических формах.

    –анк (57) отличаетс€ от ‘рейда тем, что отводит центральную роль в развитии
    личности родовой травме. ќн рассматривает рождение как глубочайший шок на
    физиологическом и психологическом уровн€х. Ётот шок создает резервуар тревоги, порции
    которой освобождаютс€ на прот€жении всей жизни. ѕричина любых неврозов состоит в
    сильной тревоге при рождении, поздн€€ тревога может быть интерпретирована в ракурсе
    родовой тревоги - не просто как модели, а в качестве первоисточника. ќтделение от матери представл€ет первичную травму, и последующие отделени€ любого рода приобретают
    травматическое качество. Ќапример, кормление подразумевает отделение от груди, страх
    кастрации означает отделение пениса. ћладенец действительно сознает отделение при
    рождении и формирует визуальный образ. »ллюстрацией служит ужас перед женскими
    генитали€ми, происхождение которого прослеживаетс€ к визуальным впечатлени€м,
    полученным при рождении.

    —огласно –анку, любое наслаждение имеет в качестве конечной цели воссоздание
    внутриутробного первичного блаженства, ра€, утраченного при рождении. Ќаибольшее
    удовольствие достигаетс€ посредством сексуального акта, который представл€ет
    символическое воссоединение с матерью. ¬ сексуальном акте мужчина идентифицирует
    себ€ с пенисом, возвращающемс€ в материнскую матку, тогда как женщина получает
    удовольствие, идентифициру€сь с ее собственным неродившимс€ ребенком. ѕреп€тствием к
    удовлетворению служит родова€ тревога, сигнал€ща€ об опасности возвращени€ в
    материнское лоно.

    ќ“¬≈“ ‘–≈…ƒј –јЌ ”

    ‘рейд не согласен с –анком по поводу значимости родовой травмы в происхождении
    неврозов. ¬ своей книге "ѕроблема тревоги" он утверждает (23, с. 95-96): "ќсобое подчеркивание важности родовой травмы не оставл€ет простора дл€ обоснованного
    анализа этиологической роли конституциональных факторов. ≈сли допустить, что вли€ние
    родовой травмы преломл€етс€ через особенности индивидуального реагировани€, то
    значение родовой травмы окажетс€ второстепенным. „то определ€ет, разовьетс€ ли невроз, остаетс€ неизвестным. Ќе выполнено исследований, определенно доказывающих, что развитие неврозов св€зано с трудными или зат€жными родами, неизвестно даже, страдают ли такие дети в раннем детстве большей нервозностью, чем остальные. я не думаю, что значение родовой травмы в происхождении основных неврозов можно считать
    доказанным".
    ‘рейд также отрицает психологическое значение родовой травмы в следующем
    пассаже (23, с. 73): "„то представл€етс€ "опасностью"? јкт родов €вл€етс€ объективно опасным дл€ жизни... Ќо психологически он вообще не имеет значени€. ќпасность родов не несет психологического содержани€... ѕлод не знает ничего, кроме обеспокоенности в экономии нарциссического либидо. ќгромное количество раздражений подавл€ет его; р€д органов увеличивают катексис. „то во всем этом может быть обозначено как "опасна€ ситуаци€"?..
    Ќе имеетс€ доказательств, что у ребенка сохран€етс€ что-либо кроме тактильных ощущений
    и общего чувства в процессе родов (вопреки предположению –анка о визуальных впечатлени€х)... ¬нутриутробный период и раннее детство формируютс€ в непрерывность, простирающуюс€ намного дальше, чем может показатьс€ при сосредоточении на акте родов".

    √–»Ќ≈… –

    √ринейкр пытаетс€ примирить ‘рейда и –анка, за€вл€€, что противоречи€ между
    ними по вопросу о родовой травме не €вл€ютс€ непреодолимыми. ќна не согласна с
    ‘рейдом, что позици€ –анка автоматически исключает возможное вли€ние конституциональных факторов. √ринейкр считает, что в процессе родов очень веро€тно
    взаимодействие между конституциональными, или наследственными, и случайными факторами. Ѕолее того, если мы предположим, как делает ‘рейд, что родова€ травма
    достаточно значима, чтобы служить прототипом тревоги, тогда т€жесть травмы в большей
    степени может сказыватьс€ на последующей тревоге, чем он допускает. „то касаетс€
    критических замечаний ‘рейда относительно приписывани€ родам весомого психологического содержани€, то √ринейкр предлагает воспользоватьс€ ее формулировкой
    реакции, предвосхищающей тревогу, что изложено выше. ¬ итоге, правильна€ точка зрени€
    на вли€ние родовой травмы, по мнению √ринейкр, находитс€ между позици€ми двух исследователей; вли€ние не столь велико, как постулирует –анк, и не столь незначительно, как полагает ‘рейд.

    ‘ќ”ƒќ–

    ‘оудор, как мы видели, подчеркивает первостепенное значение внутриутробного опыта и родовой травмы в развитии личности. ѕереход от пренатальной жизни к постнатальной €вл€етс€, по его мнению, испытанием, сравнимым по серьезности со смертью. ‘оудор утверждает, что страх смерти фактически возникает при рождении; оба событи€ по сути подобны и в бессознательном обозначаютс€ взаимозамен€емыми символами. “равматический опыт рождени€ настолько ужасен, что природа позаботилась о вытеснении его из детской пам€ти. ћногие символы пережитого при родах страха универсальны и могут быть сразу опознаны. Ќаиболее распространенные фантазии сновидений, в которых родова€ травма за€вл€ет о себе, следующие: ползание через узкие отверсти€; врастание в землю, погружение в гр€зь или песок; раздавливание и сжатие; утопление; засасывание водоворотом или утаскивание крабами, акулами, крокодилами; страх быть проглоченным дикими животными или монстрами; кошмары удушени€ или захоронени€ заживо; фобии увечь€ или смерти.

    ¬ качестве резюме ‘оудор предлагает положени€, которые он называет четырьм€
    принципами пренатальной психологии:
    1. ¬ повседневной жизни роды €вл€ютс€ травматичными почти в каждом случае.
    2. ѕродолжительным родам сопутствуют больша€ родова€ травма и более серьезные
    психические осложнени€.
    3. »нтенсивность родовой травмы пропорциональна повреждени€м, которые ребенок
    получает во врем€ родов или сразу после по€влени€ на свет.
    4. Ћюбовь и забота о ребенке непосредственно после родов играют решающую роль в
    уменьшении длительности и интенсивности травматических последствий (прим. 5).

    «ј Ћё„≈Ќ»≈

    —реди психоаналитиков √ринейкр и ‘оудор конкретно формулируют вли€ние пренатальной среды на развитие личности. ¬ их позици€х прослеживаетс€ общность, хот€ по р€ду аспектов имеет место расхождение взгл€дов. ќба исследовател€ подчеркивают важность пренатального периода в формировании личности, высказывают согласие в том, что временами пренатальные услови€ бывают травматичными. ѕричину дискомфорта они усматривают во внешнем мире. √ринейкр отмечает беспокойство плода от громких звуков;
    ‘оудор говорит о пагубном вли€нии интенсивных половых сношений родителей. Ќаиболее
    существенное различие рассматриваемых подходов - в описании механизмов воздействи€
    и характере доказательств. √ринейкр говорит о прообразе тревоги, возникающем на простом рефлексивном уровне посредством условнорефлекторной св€зи; ‘оудор обращаетс€ к содержательному психологическому анализу и вводит пон€тие "организмическое сознание", благодар€ которому возможна телепатическа€ св€зь между матерью и плодом. ¬ качестве доказательства √ринейкр использует клинические и экспериментальные наблюдени€ за активностью плода. ‘оудор обосновывает свои взгл€ды интерпретацией сновидений, собственных и рассказанных больными, - так называемых "пренатальных сновидений ".

    Ќа значение самого рождени€ указывают ‘рейд, –анк, √ринейкр и ‘оудор. ѕозици€
    ‘рейда представл€етс€ наиболее консервативной. ќн упоминает о беззащитности новорожденного перед потоком раздражений внешнего мира. —итуаци€ рождени€ становитс€ моделью дл€ всех последующих про€влений тревоги, изначально имеющей место при биологическом отделении от матери, а затем принимающей психологические формы. ‘рейд минимизирует важность случайных факторов в процессе рождени€ и отрицает возможность сознани€ в этот период.

    –анк отводит родовой травме центральную роль, рассматрива€ ее как шок, создающий
    резервуар тревоги, пропорции которой освобождаютс€ в течение всей жизни. ” новорожденного, по его мнению, формируютс€ устойчивые зрительные впечатлени€ о
    болезненном отделении от матери, поэтому будущие отделени€ любого рода вид€тс€ как
    угрожающие. ¬се последующие наслаждени€ предполагают восстановление внутриутробного удовлетворени€. Ёта цель лучше всего достигаетс€ в сексуальном акте, символизирующем воссоединение с матерью.

    √ринейкр занимает промежуточную позицию между ‘рейдом и –анком по данному
    вопросу. ќна допускает присутствие конституциональных и случайных факторов в процессе
    рождени€, но реакцию новорожденного определ€ет как "прототип тревоги" вместо введенного –анком пон€ти€ "зрительные впечатлени€". ‘оудор занимает радикальную
    позицию. ќн считает родовую травму нар€ду с пренатальным периодом факторами, почти
    исключительно определ€ющими развитие личности.

    ѕ–»ћ≈„јЌ»я

    1. ¬осприимчивость плода к внешней стимул€ции. ћонтагью приводит экспериментальные исследовани€, которые дополн€ют обзор наблюдений √ринейкр о реакци€х плода на внешние стимулы. ¬ институте ‘елза обнаружили, что у беременных матерей, оказавшихс€ в несчастье, плод про€вл€ет значительное повышение активности.

    ѕодобным образом у матерей с наиболее высокими показател€ми активности вегетативной
    нервной системы наблюдаетс€ наибольша€ активность плода.  енуэрди предполагает, что
    усталость матери способствует гиперактивности плода. Ёти данные поддерживают ƒ.’аррис и ≈.’аррис, отмечающие повышение активности плода по вечерам. –ефлекторна€ реакци€ испуга, о которой говорит √ринейкр, вызываетс€ на 30-ой неделе беременности на
    звонок в дверь. ћонтагью перечисл€ет дополнительные источники материнского окружени€, вли€ющие на плод: особенности питани€, фармакологические препараты, дисфункции, сенсибилизации, возраст матери и количество детей. Ќа основании таких данных —антаг заключает, что "психофизиологическое состо€ние матери оказывает вли€ние на поведенческие паттерны плода".

    2. ”словнорефлекторные реакции плода. —пелт продемонстрировал возможность образовани€ у плода условных рефлексов. ќбследовались 13 беременных женщин на последних двух мес€цах беременности и 3 небеременные - в качестве контрол€. —очетание стимул€ции от громкого шума и вибротактильного раздражени€ (дверной звонок без гонга прикладывалс€ к животу матери) в конце концов формировало реакцию у плода только на вибротактильное раздражение. ”гасание, спонтанное восстановление и сохранение ответных реакций про€вл€лись в течение трех недель. ѕоложительный результат эксперимента подтверждалс€ статистически значимым соответствием непосредственной записи движений плода и отчетов матерей.

    3. ‘изиологи€ плода.  армайкл отмечает многочисленность противоречий относительно физиологических свойств плода. ќтсутствие св€зей между нервными системами матери и плода не подлежит сомнению. —антаг указывает, однако, что плод - интимна€ часть целостного психосоматического организма. ќн реагирует на соматизированные тревоги и страхи матери, измен€ющиес€ функции ее эндокринных органов, метаболизм клеток и т.д. —ильные химические сдвиги, вызывающие мгновенные или длительные изменени€ в составе крови матери, передаютс€ плоду. √ормоны легко проникают через плаценту, так как состо€т из молекул. “аким образом, кровь может оказывать будоражащее воздействие на плод, что доказываетс€ немедленным нарастанием его двигательной активности. ѕовторение стимул€ции такого рода способствует поддержанию состо€ни€ раздраженности и гиперактивности в течение позднего периода внутриутробной жизни.

    4. »сследовани€ вли€ни€ внутриутробного периода на развитие личности. —читаетс€,
    что фактов в этой области немногим больше, чем в изучении вли€ни€ эмбрионального
    периода. „то касаетс€ физического аспекта, имеетс€ несколько убедительных отчетов,
    основанных главным образом на наблюдени€х. ’олл и ћор, например, указывают на
    эмоциональный антагонизм к вынашиванию плода как причину преждевременных родов.
    –ичардз и Ќьюберри обнаружили, что у плода, более активного в течение позднего периода беременности, лучше развиваетс€ двигательна€ сфера на первом году постнатальной жизни.

    —антаг описал св€зь между пренатальными нарушени€ми и последующей склонностью к
    плачу, раздражительности, трудност€м в питании.

    ¬ отношении развити€ личности решающее исследование трудно выполнимо. ћы с
    готовностью можем отказатьс€ от подхода ‘оудора как несоответствующего научному
    исследованию по многим пунктам: весьма сомнительна практика реконструкции пренатальных воздействий на основании словесных отчетов взрослых; не проверена
    предпосылка, что телепати€ способна служить средством коммуникации. ѕредположим, было бы возможно полностью зарегистрировать пренатальное окружение организма, например, интенсивным изучением матерей, ожидающих детей, и затем прослеживать становление личности в постнатальном периоде. —ложности, св€занные с оценкой личности в постнатальный период, вполне сравнимы с €вными трудност€ми наблюдени€ за плодом. ѕроблемам измерени€ сопутствует факт продолжающегос€ вли€ни€ матерей на их детей после рождени€.  ак, например, мы можем решить, €вл€ютс€ ли тревоги четырехлетнего ребенка следствием беспокойного окружени€, создаваемого несчастной матерью, до или после рождени€? –ешению проблемы могло бы способствовать изучение случаев усыновлени€ или любых ситуаций, в которых проводитс€ сравнение двух групп детей, чьи контакты с родной матерью прекратились после рождени€: у одной группы пренатальное существование
    должно протекать в услови€х, способствующих, согласно √ринейкр, формированию
    тревоги, у другой группы должно быть относительно спокойное пренатальноес уществование. »сследование следует проводить в широком масштабе, так как необходимы все виды контрольных сопоставлений. ѕредполага€, что две группы в основном уравнены
    по постнатальному окружению и различаютс€ только пре-натальным опытом, их можно сравнивать посредством различных техник (игровой и других проективных методик, наблюдени€, интервью и т.п.). “акой путь позволил бы установить относительные уровни
    тревоги в детстве.

    ќб исследовании менее амбициозного масштаба сообщают ”оллин и –айли.
    ќсновыва€сь на предположении, что многие психосоматические жалобы матери в течение
    беременности сказываютс€ на ожидаемом ребенке, сери€ вопросов о физических жалобах в
    период беременности была предложена 100 молодым матер€м, 63 из которых имели единственного ребенка и 37 - двоих детей. ѕоказатель реакции на беременность сравнивалс€ с показателем приспособлени€ ребенка, определ€емым по вопросам о питании,
    отправлении кишечника, сне, плаче и т.п. ѕоложительна€ коррел€ци€ была обнаружена в
    группе двудетных матерей, т.е. матери с психосоматическими жалобами имели более
    беспокойных детей, в группе однодетных матерей коррел€ции не наблюдалось. јвторы
    про€вл€ют правильную осторожность в интерпретации результатов и подчеркивают необходимость пр€мого наблюдени€ дл€ валидизации опросника, так как надежность двух
    показателей не установлена. ќни предлагают три альтернативные возможности в объ€снении несоответстви€ результатов: матери на основе опыта вынашивани€ первого
    ребенка более негативно настроены ко второму; относительное отсутствие компенсаторного внимани€ и потворства со стороны мужа во врем€ второй беременности; экономическа€ стесненность, вызванна€ ожиданием второго ребенка.

    ќчевидно, мы еще не в таком положении, чтобы оценить вли€ние пренатального окружени€ на последующее развитие личности. ќткровенно крайнее за€вление содержит следующий заключительный комментарий ћонтагью: "...»меютс€ указани€, что у ребенка, травмированного во внутриутробном периоде, рассмотренными нами факторами, здорова€
    личность, при прочих равных услови€х, разовьетс€ с большим трудом, чем у нетравмированного ребенка. Ќекоторые дети, как указывает —антаг, уже рождаютс€
    "невротиками" в результате перенесенных внутриутробных испытаний".

    ”индл высказываетс€ сравнительно более консервативно: "Ќет сомнени€, что многие
    различные факторы во внешнем окружении матери посредством ее физиологических механизмов вли€ют на физиологию плода. Ќо мы не должны считать все вли€ни€ бесспорно
    доказанными. ¬ерно, что внешние звуки воспринимаютс€ плодом: по крайней мере, он
    реагирует определенными движени€ми. “ем не менее в чем реальное доказательство
    значимого изменени€ постнатального существовани€ такими воспри€ти€ми и движени€ми?
    ћы находимс€ в догадках. » снова мы предполагаем возможность вли€ни€ эмоционального
    состо€ни€ матери на плод. я допускаю наличие оснований дл€ такого предположени€.
    ќднако € уверен, что всем исследовател€м, и особенно доктору —антагу, необходима
    больша€ сери€ наблюдений дл€ окончательных выводов по этой проблеме".

    5. —видетельства об отношении родов к формированию личности. ƒоказательства в
    этой области столь же недостаточны, как в случае пренатальных вли€ний. –азличные
    подходы могут быть разделены на несколько типов.

     ≈—ј–≈¬ќ —≈„≈Ќ»≈. “еоретически ребенок, по€вившийс€ на свет посредством "кесарева сечени€", должен испытывать меньше непри€тностей.  енуорди сообщает, что "такие дети менее чувствительны, т.е. меньше плачут, €вно менее раздражительны при контактах и т.д., чем первенцы, рожденные обычным путем". ћауэр и  лакхон за€вл€ют, что "кесарево
    сечение" заметно отражаетс€ на темпераменте у взрослых, и они отличаютс€ от нормально
    рожденных. Ќо все три указанных автора не привод€т обоснований своим утверждени€м.

    «ј“я∆Ќџ≈ –ќƒџ. ѕирсон сравнивает поведение детей, чье рождение было краткосрочным (менее шести часов), с теми, чье рождение продолжалось долго (более четырнадцати часов). ¬опреки предшествующим предположени€м, он обнаружил, что "краткосрочные" дети невротичнее остальных. ¬ качестве ограничивающего вывод фактора сам ѕирсон указывает на недостаточную статистическую надежность результатов наблюдени€.

    ƒќ—–ќ„Ќџ≈ –ќƒџ. ѕредполага€ травматичность досрочных родов дл€ организма, мы в таких случа€х вправе ожидать личностных расстройств. ѕри сравнении с нормальными детьми Ўерли и √иршл обнаружили у "досрочных" детей более высокую эмоциональность, робость, раздражительность и тревожность. — другой стороны, они обладают повышенной остротой чувствительности. ƒрилиан наблюдал поведенческие расстройства, особенно в отношении кормлени€, чаще всего у "досрочных" младенцев. Ћюбую причинную св€зь между ситуацией родов самой по себе и последующими чертами личности трудно установить, так как тревога матери сказываетс€ на преждевременных родах и одновременно на формировании личности в постнатальный период.

    “–”ƒЌџ≈ –ќƒџ. ”айл и ƒэвис сравнили 380 детей, спонтанно рожденных, со 120, рожденными с применением инструментальной техники. ќни вы€вили больше случаев
    агрессивности, страхов и наличи€ тиков среди рожденных без особых трудностей. “рудно
    рожденные дети отличались неугомонностью, раздражительностью, отвлекаемостью.
     эттелл указывает на игеобходимость с осторожностью интерпретировать результаты из-за
    недостатка экспериментального контрол€, т.е. учета размеров семьи, условий измерени€,
    статистической значимости различий.

    »з краткого обзора, представленного выше, очевидно, что доказательств, на которых
    можно основывать какие-либо заключени€ относительно вли€ни€ родовой травмы на
    развитие личности, €вно недостаточно. —о многими из тех же трудностей сталкиваетс€
    исследователь в области изучени€ пренатального периода, особенно это касаетс€ проблемы контрол€ разнообразных воздействий на личность сразу после рождени€ ребенка. ¬се очерченные в качестве методов подходы к изучению родовой травмы имеют некоторые
    потенциальные преимущества. ¬ случа€х вспоможени€ родам следовало бы предпочитать
    детей, относительно нетравмированных, так как можно предположить, что наличие
    повреждени€ продолжает оказывать воздействие на личностное развитие. ¬еро€тность
    достижени€ надежного измерени€ вли€ни€ процесса родов больша€, чем наблюдени€ за
    плодом. Ќо оп€ть-таки необходимо широкомасштабное исследование, чтобы возместить
    фактическую невозможность отграничени€ результатов оценок от вли€ний в последующем
    развитии личности.