¬ход   арта сайта
¬.ё. «авь€лов ЁЋ≈ћ≈Ќ“ј–Ќџ… ”„≈ЅЌ»  ƒ»јЌјЋ»«ј > »«Ѕ–јЌЌџ≈ ћ≈“ќƒџ ѕ—»’ќ“≈–јѕ»» (“–јЌ—ј “Ќџ… јЌјЋ»«). Ћекци€ N13

»«Ѕ–јЌЌџ≈ ћ≈“ќƒџ ѕ—»’ќ“≈–јѕ»» (“–јЌ—ј “Ќџ… јЌјЋ»«). Ћекци€ N13

    ¬ы ничему не можете научить человека.
    ¬ы можете только помочь ему открыть это в себе.
    √. √алилей

    ¬ведение

    —егодн€ трансактный анализ представл€ет собой один из классических вариантов современного психоанализа. ≈го развитие шло стремительно, ведь первое упоминание идей трансактного анализа относитс€ к 1957 году.

    ќн разработан как специальный метод групповой психотерапии. Ѕудучи попул€рной современной теорией, €вилс€ результатом развити€ психоаналитической и гуманистической концепций.

    —овременный трансактный анализ представл€ет собой теорию личности, теорию коммуникаций, анализ сложных систем и организаций, теорию детского развити€ и теорию психопатологии. ¬ практическом применении он представл€ет собой систему психотерапии, используемую при лечении всех видов психических расстройств, от обыденных жизненных расстройств до психозов. ћетод лечени€ отдельных людей, супружеских пар, семей и групп.

    ћеждународна€ ассоциаци€ трансактного анализа определ€ет его как теорию личности и системную психотерапию с целью развити€ и изменени€ личности.

    Aivy E., Aivy ¬., Saimak-Donning L. (1987) пишут о трансактном анализе следующее: "“рансактный анализ можно определить как динамическую психотерапию ‘рейда, в сочетании с более гуманистическим философским подходом, особым вниманием к изменению поведени€ и мышлени€ в сочетании с хорошей подачей материала. “рансактный анализ - отличный пример терапии, базирующейс€ на прекрасной теории, открыто раскрывающей перед обществом свои воззрени€. “рансактный анализ важна€ часть образовани€ хорошего терапевта".

    »нтересно, что данные авторы не €вл€ютс€ трансактными аналитиками. ќни высказывают непредвз€тую точку зрени€.

    ќдной из важных позитивных характеристик трансактного анализа €вл€етс€ его способность и готовность инкорпорировать в себ€ идеи и техники других направлений, даже соперничающих с теоретическими основами трансактного анализа.

    —пециалисты по классическому трансактному анализу работают с психологическим материалом, наход€щимс€ на уровне сознани€ или ближайшего бессознательного человека. Ѕлижайшее бессознательное при помощи определенных техник может быть выведено на уровень сознани€. ≈го можно исследовать. » важно помнить, что вскоре оно вновь погрузитс€ на бессознательный уровень.

    “рансактный анализ дает инструмент достижени€ изменений и терапевту, и пациенту. ѕричем пациенту - на первых же встречах.

    ќткрыта€ коммуникаци€

    ¬ трансактном анализе используетс€ принцип открытой коммуникации.

    Ёто значит, что терапевт и пациент говор€т на простом €зыке, обычными словами. Ёто значит, что клиент может читать литературу по трансактному анализу.

     огда терапевт использует излишне много терминологии, непон€тной клиенту, считаетс€, что этим он стремитс€ защититьс€ от собственной неуверенности, проблем.

    ѕонимание проблем вызывает стресс у пациента. »х осознание - одна из технологий работы. ¬ажно после осознани€ провести процедуры, привод€щие к изменению. ¬ том числе прин€тие решени€ и воплощение данного решени€ в жизнь.

    ѕациент - его ƒетское состо€ние - выдает свои проблемы в закодированной форме. “ерапевт помогает раскодировать и перегруппировать опыт клиента. ѕричем терапевт с доминирующим –одительским состо€нием часто увещевает и оказывает поддержку — развитым ¬зрослым состо€нием - часто интерпретирует. ј с развитым ƒетским состо€нием - активно работает в терапевтических группах.

    —оставл€ющие классического трансактного анализа

     лассический трансактный анализ состоит из п€ти больших разделов.

    1) јнализ фиксированных экзистенциальных позиции, зан€тый основными жизненными позици€ми или фиксиро ванными эмоциональными установками - основными, базовыми представлени€ми человека о себе, своем месте в обществе и окружающем мире. ќни складываютс€ в период внутриутробной жизни или в раннем детстве.

    2) —труктурный анализ, исследующий составные части человеческой личности и их взаимодействи€ между ними, как осознаваемое, так и бессознательное ј неосознаваемое взаимодействие частей личности протекает весьма интенсивно, порой даже бурно.
    —труктура человеческого "я" в основном складываетс€ в дошкольном возрасте ¬ дальнейшей жизни, без специального терапевтического воздействи€, может развиватьс€ не более чем одна треть из большого числа ее составл€ющих.

    3) —ледующий раздел - анализ взаимодействии, посв€щенный вариантам межличностного общени€ ¬се варианты общени€ могут быть разложены на их составл€ющие » вс€ полнота взаимодействий между людьми может быть описана с помощью семи вариантов общени€.

    4) јнализ психологических игр, исследующий особые варианты межличностного и внутриличностного взаимодействи€ с обманами, ловушками, погон€ми, расплатами, разочаровани€ми и выигрышами. ¬се люди играют в игры. –аспознавание игр - особа€ мисси€ психотерапевта.

    5) », наконец, увлекательный раздел анализа неосознаваемых планов жизни, или жизненных сценариев. ћногие люди живут и действуют по сценарию и мало кто без специальной психотерапевтической работы осознает свой сценарий, то, насколько он вписываетс€ в измен€ющийс€ на глазах мир

    »так, п€ть составл€ющих трансактного анализа анализ экзистенциальных позиций, структурный анализ, анализ взаимодействий, анализ игр, анализ жизненных сценариев  аждый раздел трансактного анализа может рассматриватьс€ отдельно и самосто€тельно ј все вместе они и составл€ют классическую систему современного трансактного анализа.

    ќсновна€ цель трансактного анализа
     онечна€ цель трансактного анализа прин€тие ответственности, владение собой, достижение автономии, отказ от поведени€, не относ€щегос€ к делу, неуместного здесь и теперь, самосто€тельного определени€ своей судьбы.

    ÷елью трансактного анализа также €вл€етс€ достижение человеком независимости и автономии, освобождение от принуждени€, включенность в насто€щее, свободные от игр взаимодействи€, допускающие откровенность и близость.

     онечна€ цель трансактного анализа - научить человека жить, полностью реализу€ себ€, и быть счастливым в измен€ющемс€ мире.

    ƒостижение целей трансактного анализа дл€ неподготовленного человека может быть опасным ј стать подготовленным человеком можно занима€сь трансактным анализом

    “рансактный анализ в советском обществе
    »сход€ из сказанного выше, понимаешь, что трансактный анализ очень подходит дл€ понимани€ советского и постсоветского общества, организаций, групп людей, семей и отдельного человека.

    ¬едь мы живем в обществе, где единственной стабильной характеристикой €вл€етс€ нестабильность! ¬рем€ больших перемен стремительно несетс€ вперед.

    ј ведь мы были воспитаны, подготовлены дл€ совсем другой жизни, дл€ другого общества. » если в развитых странах в индивидуальном развитие человека, формировании его мировоззрени€ значительную роль играют психоаналитики, психологи, св€щеннослужители, психотерапевты, то у нас все эти роли выполн€ли идеологи марксизма-ленинизма. ¬ их числе было достаточно специалистов по социальной психотерапии. »ми была создана стройна€, непротиворечива€ система воспитани€ советского человека » мы - советские люди в третьем, четвертом и даже п€том поколении с молоком матери, леден€щими страхами бабушек и дедушек впитали в себ€ мифологию советского человека

    ¬се люди, живущие в нашей стране, - продукты системы социальной психотерапии.

    Ёто система красивых мифов, в которые мы св€то верили ќни только частично осознавались, а частично уже стали нашим бессознательным ¬ыведение этих мифов на уровень сознани€ и анализ их содержани€ €вно показывает их внутреннюю противоречивость и вопиющее несоответствие реальной жизни.

     азалось бы, теперь от них можно освободитьс€, просто стр€хнуть их с себ€, как старую и ветхую одежду ’очетс€ поздравить тех, кому это удалось. “аких счастливцев очень немного. ” всех других иногда или даже часто выползают из бессознательного и неосознаваемый страх, и леден€щий ужас, и идеи всеобщего братства, и уверенность, что все должны давать просто так «десь переживани€ революций и гражданской войны, репрессий советского периода, ¬еликой ќтечественной войны, правовой незащищенности советского человека, страх перед неизвестным, нестабильным «автра.

    ќдна из основных идей социальной психотерапии состо€ла в том, что истори€ до ќкт€брьской революции вычеркивалась и забывалась ƒа и сам переворот называлс€ ¬еликой ќкт€брьской революцией ∆изнь страны, отдельных людей, семей начиналась с 1917 года

    “акое прерывание истории было еще одним железным занавесом —егодн€ и этот занавес рухнул, и мы узнали, что в XIX веке –осси€ была великой мировой державой, что наши предки внесли большой вклад в развитие цивилизации.

    ¬месте с возвращением нашей истории сегодн€ возвращаетс€ и ѕравославна€ ÷ерковь Ќам, даже неверующим, при€тно бывать в храме

    “олько вот не покинул ли этот храм давным-давно √осподь Ѕог? ¬едь нельз€ назвать ни одного подолгу процветающего православного народа. ∆изнь православных народов нестабильна, наполнена вызывающими неуверенность и страх смутами.

    ќсновные мифы советского человека
    »менно страх сегодн€ способствует тому, что мифы советского человека вновь погружаютс€ в бессознательное и не только продолжают управл€ть нашей жизнью, но и передаютс€ последующим поколени€м ѕоэтому социально ориентированна€ психотерапи€ и зан€та осторожным извлечением советских мифов из бессознательного и разрушением их.

    ” большинства людей выздоровление от т€желого социально наследуемого заболевани€, поведшего к зомбированию многих наших сограждан, происходит очень медленно

    » у многих терапевтов возникает вопрос' "ј что взамен?" ѕсихика, так же, как и природа, не терпит пустоты.

    ƒавайте перечислим основные мифы советского человека

    "Ќужно строить будущее, жить будущим, и оно наступит, а пока надо потерпеть"

    » вот все мы, строители будущего коммунизма, сегодн€ можем убедитьс€, что построили совсем другое общество. Ѕолее конкретно, построили прошлое - капитализм

    —троили будущее, а построили прошлое »менно оно, прошлое человечества, как мы хорошо усвоили из образовательных программ всех уровней, и стало не только насто€щим, но и будущим дл€ нас, наших детей и близких. ¬прочем, сегодн€ многим €сно- тот, кто живет прошлым, - уже труп; тот, кто живет будущим, - еще не родилс€; и только тот, кто живет сегодн€, - по-насто€щему живет » жизнь наша составлена нами из мгновений "здесь и сейчас"

    ¬прочем, с августа 1998 года в средствах массовой информации стали вновь резко преобладать высказывани€ де€телей из коммунистического прошлого. » теперь уже совсем непон€тно, в какую сторону движетс€ наша страна

    ƒругой миф советского человека гласит' " аждый скромный труженик на своем месте делает свое дело, и никто не высовываетс€".

    ѕерва€ часть мифа говорит только о том, что каждый скромно трудитс€. Ёто достаточно важно дл€ нашей культуры. ¬едь в нашем эпосе, народных сказани€х, былинах, сказках мало кто регул€рно трудитс€. » человек, достигающий самых высоких и желанных результатов, идет к ним не путем длительного. кропотливого труда, а путем счастливого случа€, неожиданного избрани€ или везени€. ѕоэтому пусть даже упускаетс€ качество труда, все же остаетс€ сам факт: человек-труженик.

    ј вот втора€ часть, что этот скромный человек не высовываетс€, может быть прочитана по-другому - человек не претендует на успех, на результат. ј претензи€ на переход из разр€да скромных тружеников в лидеры и, не дай Ѕог, в вожди - вот это уже не приветствуетс€. “акой человек откажетс€ довольствоватьс€ малым, зат€гивать по€с ради призрачного светлого будущего...

    ј вот еще один базовый миф: " то был ничем, тот станет всем".

     то-то был всем, а стал ничем. Ёто пон€тно. ќтстранить, лишить, разрушить - это легко. ј вот тот, кто был ничем, - как он станет всем? ћожет быть, он будет учитьс€, пройдет длинную школу жизни?  онечно, было и так, только достаточно редко.

    ћы всегда очень спешили. ћы решали самые неотложные, самые гор€щие дела. ѕоэтому люди становились "всем" при помощи их назначени€ "всем".

    “ак в нашей стране профессионализм был заменен исполнением ролей. "¬сем" становились вовсе не подход€щие по своим способност€м, образованию, характеру люди. ” них об€зательно было соответствующее происхождение и биографи€.

    Ќадо сказать, что многие из них т€жело переживали свою несосто€тельность. ƒругие, с менее развитым интеллектом и критическим отношением к себе, гордились карьерой.

    ¬прочем, и те, и другие зачастую предпринимали усили€ дл€ того, чтобы любыми пут€ми удержатьс€ наверху. ≈сть люди, которые в любом обществе стрем€тс€ к власти. ” них почти инстинктивна€ потребность властвовать над другими. ћногие из тех, кто в советское врем€ занимал руковод€щие места в  оммунистической партии, сегодн€ занимают руковод€щие места в иных организаци€х. Ёто естественно: такие люди стрем€тс€ к власти при любом общественном строе.

    » еще один миф, ввод€щий в заблуждение: " ажда€ кухарка может управл€ть страной".

    Ётот советский миф, с одной стороны, €вл€етс€ как бы частным про€влением предыдущего, с другой стороны - еще большим обманом.

    –азличного рода "кухарки", будучи непрофессионалами, делали вид, что управл€ют страной. ћежду тем на самом деле истинные правители манипулировали ими как хотели. » никто не был ответственен.

    ¬месте с этим складывалось ложное представление, будто бы управление страной вовсе не требует никакого профессионализма. ј были необходимы только некоторые моральные качества, такие, как честность, справедливость.

    ћиф о вожд€х: "ќн позаботитс€, он все даст, он думает о каждом"
    ¬начале это был "кремлевский мыслитель", затем "кремлевский горец", затем "наш дорогой Ќикита —ергеевич", после этого "верный ленинец Ћеонид »льич", затем наступила эра Ѕориса Ќиколаевича. » каждый вождь думал за всех и каждого, заботилс€ обо всех и каждом и обеспечивал всех и каждого.

    ∆ители нашей страны много раз переживали катастрофы разочарований в кумирах. » тем не менее этот миф очень живуч.  онечно, ведь он позвол€ет оставатьс€ пассивным, переложить ответственность на другие плечи.

    ≈ще один базовый миф: "ћы - велика€ страна, авангард прогрессивного человечества".

    —огласно этому мифу, загнивающие страны капитализма и их жители с завистью смотрели на наш труд, на наше бурное развитие, нашу счастливую жизнь. ќни не имели таких возможностей, как мы, и им оставалось только завидовать. ј мы развивались сами. ћы были первопроходцами, создающими будущее всей планеты.

    » каково же было разочарование, когда мы узнали, что на самом деле этот великий коммунистический эксперимент оказалс€ тупиковым. ј несколько поколений наших граждан стали заложниками или жертвами эксперимента. ћиф о нашей незаур€дности и авангардности разве€лс€, оставив горький вкус разочаровани€.

    —уществует и такой миф "” нас стабильное общество с социальными гаранти€ми каждому гражданину"

    √арантии действительно были ѕричем они мало зависели от трудового результата, образовани€, квалификации.

    ¬прочем, каждому человеку была гарантирована бедность Ѕольшинству - мала€ успешность в жизни » немногие задумывались "Ќеужели € так мало стою9"

    „еловек, желающий зарабатывать, зачастую не мог позволить себе это ƒл€ многих категорий служащих были пр€мые запрещени€ совмещать, работать в свободное врем€. –абочие, зан€тые т€желым, мало механизированным трудом, после окончани€ рабочего дн€ чувствовали себ€ обессиленными Ќеквалифицированный труд оплачивалс€ так же, как квалифицированный, а зачастую даже выше.

    «аконопослушному гражданину оставалось встать во всевозможные очереди и ждать этих самых гарантий » многие дожидались.   завершению своей трудовой жизни они мог сформировать дл€ себ€ минимальный набор удобств. Ёт миф рухнул и был погребен под обломками старого обшетва.

    ≈ще один миф: "”нас самое счастливое детство"

    «а€вл€лось, что все лучшее в нашей стране отдаетс€ дет€м ƒети €кобы получают все необходимое и окружены заботой

    ¬ последующем оказалось, что у нас многие годы был очень короткий послеродовой декретный отпуск » дети отрывались от матерей, недополучив тепла, ласки, просто материнского молока. ћножество детей у нас были на искусственном вскармливании ј детские €сли и многие детские сады больше напоминали места изол€ции, чем учреждени€, где воспитывались люди дл€ счастливой и успешной жизни ¬ школах все было, да и во многом остаетс€, направленным на воспитание человека скромного, без претензий и амбиций.

    ћалообеспеченные и просто бедные семьи, где все взрослые были вынуждены трудитьс€ за заработную плату, котора€ позвол€ла только дот€гивать от получки до аванса, просто не могли удел€ть нужного внимани€ дет€м

    ¬ св€зи с низким уровнем жизни в стране наши дети не получали многих тех благ, которые были привычны дл€ большинства детей в развитых странах.

    “аким путем мы сформировали поколени€ особых людей. ќб этом скажем подробнее в дальнейшем изложении сути трансактного анализа.

    —ледующий миф: "” нас сама€ читающа€ страна". ƒействительно, книги у нас выходили огромными тиражами. ѕодавл€ющую часть тиражей занимали произведени€ классиков марксизма-ленинизма и проча€ идеологическа€ литература. »х было много в пересчете на одного жител€. » вместе с тем больша€ часть мировой профессиональной, да и художественной литературы нам была просто недоступна.

    –азные реальности постсоветского общества
    ≈ще дес€ть лет назад все мы жили в одной советской реальности. —егодн€ много реальностей.  аждый выбирает свою. ¬ажно избегать попадани€ в чужую реальность.

    ћногие стрем€тс€ оставатьс€ в советской реальности. ќни продолжают жить в традиционном обществе, которого уже нет. Ёти люди ведут себ€ скромно, про€вл€ют мало инициативы. ќни довольствуютс€ малым. » часто недовольны, т. к. не получают этого малого. “ерпеливо ожидают своей очереди и накапливают злобу и агрессию. ќчень рассчитывают на социальные гарантии, помощь и поддержку государства. ¬ глубине души они считают, что их, скромных тружеников, замет€т и отмет€т, государство их защитит.

    „асто именно эти люди станов€тс€ жертвами афер и обманов. ќсобенно когда они осуществл€ютс€ €кобы от имени государства. » многих обманывают по нескольку раз.

    ƒругие люди рассчитывают только на себ€, иногда на немногих близких людей. ¬се оценивают с точки зрени€ достигнутого успеха, результата. ” них два основных критери€ оценки успеха: власть и деньги. ¬прочем, эти критерии сильно св€заны между собой. ƒеньги принос€т власть, а власть делает возможным получение, сохранение и приумножение денег.

    “акие люди должны часто отказыватьс€ от своей точки зрени€, быстро пр€мо на ходу создавать новую модель поведени€ и даже новую мораль. ќни живут в посто€нном напр€жении, тревоге, ожидании плохого.

    ќни имеют значительно больше благ, чем те, кто остаетс€ в прошлой реальности. » вместе с тем слишком дорогой ценой плат€т за это. Ёти люди зачастую отказались от своего прошлого, от ценностей своих предков и семьи. ќни заново создают себ€, свою жизнь, да и жизнь нашего общества.

    ѕостепенно и медленно развиваетс€ демократическа€ реальность в нашем обществе. Ёто треть€ реальность.

    “акие люди раздел€ют гуманистические ценности и традиции. ÷ен€т себ€ и окружающих других. Ќаибольшей ценностью и всеобщей единицей измерени€ в обществе дл€ них €вл€етс€ конкретный человек. ≈го интересы, ча€ни€, переживани€, достижени€.

    ¬прочем, все чаще и дл€ многих всеобщей единицей измерени€ €вл€етс€ семь€. “о, что полезно конкретной семье, важно и полезно дл€ всего общества. “акие люди цен€т работу, цен€т результат. ћногие из них не нуждаютс€ в религии. ¬едь современные гуманистические концепции психологии и психотерапии объ€сн€ют место человека в мире, дают направлени€ развити€ и конкретные пути и технологии достижений поставленных целей. ћногие из них считают, что деньги сопровождают результат и не должны €вл€тьс€ самоцелью

     онечно, сегодн€ резко вышла за свои традиционные границы и широко распространилась в обществе уголовна€ субкультура. ≈е тотальное проникновение во власть, силовые методы отъема материальных благ, абсолютное подчинение слабого сильному и попытки прикрыть беспредел специфической романтикой сегодн€ встречаютс€ повсюду.

    ¬месте с тем у данной реальности возможности ограничены. ќна расцвела, когда рухнул подавл€вший ее коммунистический режим. –ежим не допускал каких-либо конкурирующих с ним объединений граждан. » на какое-то врем€ криминальна€ субкультура осталась чуть ли не единственным организованным слоем общества. ¬ последние годы все мен€етс€ очень быстро.

    ¬прочем, есть множество и других реальностей. ¬се великие религии, большое число традиционных и новых сект действуют на территории нашей страны » кажда€ из них предлагает свою реальность.

    ¬ основе выбора всех реальностей, всех психологических пространств, в которых живут люди, лежат их экзистенциальные установки, основные жизненные позиции.