¬ход   арта сайта
¬.ё. «авь€лов ЁЋ≈ћ≈Ќ“ј–Ќџ… ”„≈ЅЌ»  ƒ»јЌјЋ»«ј > ћ≈Ќ“јЋ№Ќјя Ё ќЋќ√»я. Ћекци€ N7

ћ≈Ќ“јЋ№Ќјя Ё ќЋќ√»я. Ћекци€ N7

    ќпределение
    ѕсихологи, изучающие наше общество, приход€т к иде€м экологии.
     .ј. јбульханова (1997) пишет следующее: "—егодн€ реальность заставл€ет нас поставить вопрос об экологии человека, об его психологических, нравственных потер€х и уродствах (наркомании, алкоголизме, агрессии). ѕоэтому, по-видимому, нужно прежде всего постаратьс€ сохранить те малые €чейки и структуры общества, где люди общаютс€ лично, где возможно создание нормальных, полноценных, человеческих отношений, где имеет место реальный человеческий контакт. »менно в этих структурах - будь то нормальна€ семь€, маленька€ частна€ школа или группа детей, изучающих €зык под руководством старомодной дамы, - возможно любовное выращивание самого ценного, что есть в природе кроме нефти, угл€ и золота - человека".

    ¬ формировании, восстановлении и развитии ментальной экологии человека особо важную роль могут играть педагоги, психологи, врачи, социальные работники. »менно они составл€ют группу профессионалов в области ментальной экологии. ѕричем традиционные профессиональные роли здесь значительно расшир€ютс€. » как здесь не вспомнить, что "доктор" - слово, которым мы сегодн€ уважительно называем врача или человека, имеющего высшую ученую степень, - изначально в переводе с латинского €зыка значит "учитель", "преподаватель". ¬ данной лекции специалистов, зан€тых ментальной экологией, мы будем называть терапевтами.

    ≈сли под ментальной экологией понимаетс€ душевна€ и духовна€ св€зь человека с окружающими людьми и миром в целом, то профессиональна€ ментальна€ экологи€ терапевта дополнительно включает его открытость, продуктивность, высокую чувствительность, хорошую рабочую форму, умение освобождатьс€ от гнетущих эмоций и психологических проблем, ощущение перспективы, возможности использовать различные стратегии поведени€, ведущие к результату, душевное и духовное здоровье, чистоту

    ќсновным рабочим инструментом профессиональной де€тельности терапевта €вл€ютс€ ресурсы его же личности ѕоэтому особенно важно научитьс€ обращатьс€ с самим собой как с бесценным инструментом

    “ерапевт - профессионал, интенсивно расходующий психическую энергию, подверженный многим психологическим стрессам ¬осстановление биологических ресурсов - одна из важнейших заповедей профессионального поведени€ терапевта ƒл€ этого используютс€ биологически активные добавки   их курсам и дозировкам мы еще вернемс€ в специальной лекции

    ћентальна€ экологи€ - это экологи€ души и духа ј душевный и духовный потенциал €вл€етс€ главным ресурсом человека, семьи, да и нации в целом, душевна€ и духовна€ среда, котора€ составл€ет наше естественное место обитани€, представл€етс€ особенно важной и зачастую не осознаетс€ человеком. ј ведь именно она мобилизует или угнетает, стимулирует или подавл€ет. ќна заполн€ет наш внутренний мир, формиру€ его

    ћы не осознаем и того, что вс€ка€ экологи€ начинаетс€ ментальной и часто исчерпываетс€ ею „еловек, раздел€ющий принципы ментальной экологии, откажетс€ разрушать живую и неживую природу, будет сохран€ть и развивать свое здоровье “аким образом, другое звучание приобретает забота о сохранении окружающего мира и предупреждении многих заболеваний, в том числе всех инфекционных и психосоматических.

    ¬ последнее дес€тилетие все мы оказались как бы в чужой стране —егодн€ продолжаетс€ процесс крушени€ прежних кумиров, разрушени€ мировоззрени€ —тремительное обнищание многих и обогащение избранных –езкое, невиданное по демонстративности снижение ценности человеческой жизни √орода заполнены бездомными людьми ћногие люди чувствуют себ€ преданными, брошенными

    ћировоспри€тие и мировоззрение советского человека
    ¬ступа€ во взаимодействие с людьми различного возраста, социального положени€ и жизненного опыта, неизбежно приходишь к выводу, что по мировоспри€тию и мировоззрению большинство людей нашей страны - советские люди Ќаше мировоззрение составл€ло стройную систему ¬месте с тем при его анализе вы€вл€етс€ множество противоречий и неосознаваемых аспектов »х вытеснение на бессознательный уровень помогает избегать экзистенциальных конфликтов и способствует меньшей у€звимости и большей стабильности мировоззрени€

    ¬ теории и практике коммунизма идеологи занимались социальной психотерапией ѕо мнению психологов, проникновение марксизма в –оссию было обусловлено идеализмом российского общественного сознани€, стремлением к идеалу, утопизмом, приматом веры над здравым смыслом и рационализмом »менно в силу этого тоталитарной власти в течение дес€тков лет удавалось поддерживать веру в абстрактный идеал коммунизма, несмотр€ на все большую очевидность его вопиющего противоречи€ с реальностью.

    Ћенин, в частности, сделал все, чтобы идеи революции, которые в устах ѕлеханова, “роцкого, Ѕухарина имели философскую форму и культурные основани€, превратились в лозунги на заборах

    »деологи€ образовала некий синкрет науки, веры и политических лозунгов, тогда как сама политика не имела ничего общего с мифами, содержавшимис€ в формулах и лозунгах »деологи€ проникала в психологию, поскольку каждый лозунг имел свой психологический, не только массовый, но и индивидуальный смысл

    „ем же замещено место идеологии9 ѕсихологи склонны утверждать, что психологией ѕсихотерапевты к психологии добавл€ют психотерапию - и как мировоззрение, и как сумму практических технологий изменени€ психики человека, семьи, группы

    ‘ормирование советского мировоззрени€
    ¬прочем, вернемс€ к воспитанию советского человека ќно было представлено целостной, формирующей личность системой — первых лет жизни каждый ребенок видел портреты вождей ≈му внушалось, что именно эти люди обеспечивают его счастливое детство —амые €ркие, незабываемые дни - это революционные праздники. »менно в эти дни бывали демонстрации, спектакли, гости, подарки, оркестры и веселье.

    ќбраз вожд€ входил в личную жизнь каждого человека. Ѕиографии основных вождей изучались уже в дошкольных учреждени€х. ѕричем полноценным признавалось так называемое организованное воспитание, с непременным посещением детских €слей и детского сада.  роме того, вожди об€зательно входили в жизнь многих семей. »х дни рождени€ праздновались как семейные праздники. ј даты смерти €вл€лись траурными семейными дн€ми.

    „аще всего вожди были чиновниками, сид€щими в кабинетах и отдающими распор€жени€ устно или по телефону.

    ќдно из первых мест в идеологическом воспитании принадлежало искусству. Ќевольно вспоминаютс€ строки из песни: "Ћенин всегда живой, Ћенин всегда с тобой - в горе, надежде и радости. Ћенин в твоей весне, в каждом счастливом дне. Ћенин в тебе и во мне".

     аждый советский мальчик или девочка, поступа€ в школу, вожделенно мечтал перейти под защиту и покровительство вожд€, став окт€бренком. ¬едь дл€ первоклашек в школе столько неизвестного, вызывающего тревогу.

    „етыре инициации
    » здесь впервые €вно и однозначно по€вл€етс€ совершенно особый страх. Ёто социальный страх, который всегда присутствует в советском человеке. „асто он не осознаетс€, но во многом определ€ет поведение человека, его поступки, решени€. Ёто особа€ социальна€ тревога, свойственна€ только советскому человеку. ¬ других случа€х он выходит на поверхность сознани€ и может достичь уровн€ ужаса и вызвать панику. ѕричина этого первого страха €сна: "ј вдруг мен€ не примут в окт€бр€та?"

    Ётот страх вызван не только механизмами конформизма: "Ѕуду таким, как все!", но и всем укладом жизни общества и семьи. ¬ этом возрасте ребенок уже твердо усвоил: "Ѕыть нелюбимым вождем - это значит потер€ть все". ѕластмассовый значок с портретом "кудр€вого защитника малышей" вручают всем. »зредка все же не всем сразу. » в этом случае становитс€ известно, как плохо быть изгоем.

    ѕерва€ инициаци€ состо€лась! Ћегкое разочарование вызывает то, что с приобретением этой пентаграммы, в общем, ничего не изменилось. ƒа и Ћенин какой-то ненасто€щий. Ѕольше похож на ангела со старинной открытки, чем на человека с большим лбом и лысиной, портретам которого в каждой советской республике придавали характерный местный облик.

    ¬прочем, сразу же за первой инициацией начиналась подготовка ко второй - к приему в пионеры. » уже заранее сообщалось, что примут не всех, а только достойных.  аждый окт€бренок стремилс€ стать достойным.

    » вот наступал торжественный момент приема в пионеры. ¬ечером, в темноте, котора€ сама по себе €вл€етс€ угрозой ребенку, возле костра, с лет€щими ввысь искрами, под бой барабанов и звуки горна, под красным знаменем проводилс€ ритуал приема.

    —тарший товарищ, возможно, ваш кумир, прикалывает вам на грудь значок из металлического сплава, изображающий пентаграмму и костер. » пов€зывает на шее красный галстук, так, что немного стесн€ет дыхание. √алстук как бы €вл€етс€ частью красного знамени и довер€етс€ только во временное пользование.

     расный галстук делал вас частью нового сообщества и вместе с тем, ст€гива€ горло, стесн€л дыхание, вызыва€ тем самым неуверенность и тревогу. » вот уже раздавалс€ призыв: "ѕионеры, за дело  оммунистической партии будьте готовы!"   чему быть готовым? „то делать? Ёто не уточн€лось. » вы выдыхали: "¬сегда готовы!"

    »так, успешно проходила втора€ инициаци€.
    ¬ы в числе избранных, под защитой пионерской организации и вожд€. ќрганизаци€ зан€та поиском полезных дел. ќказываетс€, не так просто найти эти формы безвозмездного труда. ј можно и не трудитьс€. ћожно просто отчитыватьс€ о какой-то ненасто€щей де€тельности.

    “ак по€вл€етс€ возможность не работать. » еще одно €вление, мимо которого уже не удаетс€ пройти: среди прин€тых в пионеры не все заслужили это! ≈сть такие, которых прин€ли по протекции, иначе - по блату. ѕротекции особенно расцвели в советскую эпоху. ѕо€вилась даже поговорка. "Ѕлат выше —овнаркома"

    “ы живешь пионерской жизнью и готовишьс€ к третьей инициации - ко вступлению в комсомол.

    ѕроцедуры здесь менее глубинные. Ќет архетипного огн€, давлени€ на сонные артерии и трахею. ¬се более социализировано. —оздание новой советской ритуальности на деле вылилось в бюрократическую процедуру, не оставл€ющую глубоких воспоминаний. ƒл€ вступлени€ в комсомол нужно иметь рекомендации, выдержать экзамен перед комиссией. » тебе вручат билет и значок.

     омсомольцы впервые начинают платить взносы, отдава€ символическую сумму комсомолу.

    ј вот страх получить комсомольское взыскание или быть исключенным особенно силен ¬прочем, на этом этапе уже заметно выделение небольшого числа юношей, св€зывающих свое будущее с комсомолом и партией. ќни не особенно отличаютс€ от других, однако друг друга узнают сразу. Ёто те, которых вскоре будут называть "розовощекие портфеленосцы" Ёто формирующа€с€ бюрократическа€ элита советского общества.

    “ак свершаетс€ треть€ инициаци€, успешное прохождение которой во многом завершает формирование советского человека.

    „етверта€ инициаци€ - вступление в р€ды  оммунистической партии - касаетс€ только части общества. –итуалы здесь наиболее бюрократизированы ј сама де€тельность по подготовке и вступлению в р€ды партии наиболее осознаваема ¬се это в сравнении с первыми трем€ инициаци€ми меньше воздействует на бессознательное.

    “аким образом, существовала сложна€, стройна€, разработанна€ во всех мелочах система идеологического воспитани€ советского человека.

    ѕо данной системе воспитаны четыре поколени€ людей, проживающих на территории бывшего ———– “еперь она полностью разрушена, и в результате образовалс€ воспитательный вакуум.

    ќбразовательные учреждени€ отказываютс€ от воспитательных функций. —емь€ с такими функци€ми справитьс€ не может. » только возрождающа€с€ религи€ претендует на воспитание новых поколений.

    —овременные мифы
    ”тверждение о материалистическом мировоззрении советского человека не выдерживает никакой критики. Ёто мировоззрение скорее мифологично, а значит, во многом не осознаваемо и противоречиво. Ќекоторые из этих мифов разобраны в лекци€х по трансактному анализу.

    »так, советский человек - это гражданин, преданный иде€м коммунистического учени€, делу  оммунистической партии. ќн скромный труженик, выполн€ющий команды вождей, пассивно ждущий наступлени€ светлого будущего, име€ минимальные социальные гарантии и испытыва€ особый страх советского человека.

    ќписанные мифы сегодн€ уже резко противоречат реальности ѕо€вл€ютс€ и некоторые другие, например, св€занные с деньгами и удачей' "ƒеньги решают все", "–искуйте, играйте, выигрывайте ¬ыиграть может каждый" Ётим мифам следует даже наше правительство и все государство ¬ августе 1998 года мы с удивлением узнали о государственных пирамидах государственных казначейских об€зательств (√ ќ) Ёти пирамиды, вопреки здравому смыслу, должны были обеспечивать деньгами всю страну

    —егодн€ происходит осознание нашей общности с другими странами, цивилизацией —мешение многих реальностей часто приводит к экзистенциальному кризису ¬едь мы, советские, а теперь уже постсоветские, люди, привыкли жить в одномерном мире » теперь, как и раньше, нам очень важно соответствовать своим мифам. Ћюд€м необходимо соответствовать мифам других людей, общества ј когда в обществе есть множество различных реальностей

    ћировоззрение большинства людей весьма противоречиво и крайне эклектично. Ёто, с одной стороны, приводит к внутреннему психологическому кризису, а с другой - к социальному и личному успеху Ѕолее того, стройное мировоззрение, соответствующее одной парадигме (коммунистической, капиталистической или другой) в современном российском обществе обеспечивает социальную неудачу и ведет к экзистенциальному кризису.

    ƒл€ каждого отдельного человека и всех людей нашего общества необходимо общее объ€снение мира и себ€ в мире, мировоззрение. Ёто система представлений, в том числе мифологических, позвол€юща€ получить ресурсы, структурировать врем€, приобрести оптимизм и энтузиазм, обеспечивающа€ силы дл€ полной самореализации и достижени€ жизненных целей. —егодн€ дл€ всего общества уже невозможна одна истина. ѕоэтому необходимо несколько основных мировоззренческих парадигм. »х и складываетс€ несколько. ¬ажно их рассмотреть и увидеть.

    „ем больше мы занимаемс€ психологией и психотерапией постсоветского человека, тем чаще приходим к проблемам воспитани€ новых поколений.

    ¬ дореволюционной –оссии воспитанием занималась церковь и семь€. ¬ советскую эпоху воспитанием новых поколений занимались идеологи  оммунистической партии, разрушив и отстранив церковь и резко оттеснив семью. —емейные ценности декларировались как второстепенные, менее значимые по отношению к классовым приоритетам.

    ¬ постсоветское врем€ из-под руин распавшихс€ социальных институтов резко обозначилась ведуща€ воспитательна€ роль семьи. ¬прочем, и церковь посто€нно наращивает свой воспитательный потенциал, и, что особенно важно, школа начинает возвращатьс€ к осознанному выполнению воспитательных функций.

    ћировоззренческой концепцией современного человека может стать одна из религиозных доктрин, философска€, идеологическа€, психологическа€ или психотерапевтическа€ система.

    ѕозитивность и оптимизм в мировоззрении
    ѕредставители гуманистического направлени€ в психологии и психотерапии ратуют за безусловный выбор всего позитивного, вдохновл€ющего, оптимистичного. ѕоиск и выбор всего безусловно позитивного - метатеоретический подход, присущий гуманистической психологии и психотерапии. Ќеобходимой де€тельностью в этой области представл€етс€ поиск и вы€вление ресурсных состо€ний человека. »з них в дальнейшем можно черпать психическую энергию (катексис) и сконцентрировать ее на позитивном полюсе, лишив негативный полюс ресурсов и энергии. ƒл€ этого, правда, нужно сохран€ть, пополн€ть и развивать ресурсные состо€ни€.

    »дентификаци€ и концентраци€ всего позитивного, оптимистического позвол€ют формировать и поддерживать активный жизненный стиль, привод€т к достижени€м и свершени€м, а в результате - к полной самореализации и успеху.  онцентраци€ же катексиса на негативном полюсе приводит к неудачам, провалам, к пассивному ожиданию и безде€тельности.

    –еализуемый нами подход сформировалс€ из практики психологического консультировани€ и психотерапии под вли€нием гуманистической и экзистенциально-гуманистической психологии и психотерапии. ќсобенно развивавшейс€ в шестидес€тые - восьмидес€тые годы текущего столети€ в г. Ёсален (—Ўј), где работали выдающиес€ психотерапевты современности. ¬ их числе:  арл –оджерс, якоб ћорено, ‘ридрих ѕерлз, —танислав √роф и, конечно же, Ёрик Ѕерн и ¬илл Ўуте.

    ћировоззренческие диады ментальной экологии

    »з психотерапевтической практики и теории сформировались мировоззренческие принципы ментальной экологии.

    ќни особенно важны дл€ терапевтов. ¬ числе основных можно назвать диады:

    выбора - случайности,
    измерени€ - безмерности,
    свободы - зависимости,
    правды - лжи,
    холизма - автономности,
    течени€ жизни - бесконечности жизни,
    следовани€ природе - создани€ искусственного мира,
    завершенности - открытого конца,
    прин€ти€ ответственности - делегировани€ ответственности,
    оптимизма - пессимизма.
    ¬ работе с конкретным клиентом или пациентом часто важно выдел€ть значительные персонально дл€ него основные мировоззренческие диады ментальной экологии.

    ƒиада "выбор - случайность" »сход€ из принципа "выбора - случайности", € управл€ю своей жизнью. » нет ничего случайного. я сам выбираю, и всегда выбирал все в жизни: свое поведение, успехи и неудачи, чувства, мысли, болезни, свою смерть.  роме того, мое ближайшее бессознательное - это то, что € выбираю не осознавать.

     онечно же, € даю себе отчет в том, что не всегда понимаю, почему же € такой, иногда отказыва€сь тратить на это врем€. я стремлюсь полностью самореализоватьс€ при жизни.  ажда€ смерть есть самоубийство, и € выбираю свое самоубийство.

    —леду€ принципу случайности, € считаю, что многое в окружающем нас мире, в жизни не зависит от нас, оно случайно. ћы живем в мире, состо€щем из случайностей, нужно только суметь воспользоватьс€ случаем.

    ƒиада "измерение - безмерность" ќчень важно найти дл€ себ€ основные в жизни измерени€. —огласно антропоцентрическому подходу, главным измерением €вл€етс€ благополучие и счастье конкретного человека. ƒл€ мужчины как временной (по ¬.ј. √еодак€ну) пам€ти вида важнее всего полностью реализовать себ€, свой потенциал. ƒл€ женщины как посто€нной пам€ти вида важно сохранить все лучшее.

    „еловек - мера всех вещей и €влений. —тремление к предельной человечности, самоактуализации и позитивной самореализации приводит к полному самовыражению человека. –азвитие антропоцентрического подхода в практике психологического консультировани€ и психотерапии ведет к заключению, что основной единицей измерени€ в мире правильнее всего считать не отдельного человека, а семью. ¬се, что важно, полезно дл€ семьи, можно рассматривать как €вление положительное. “о, что деструктивно, вредно дл€ семьи, рассматриваетс€ как отрицательное €вление.

    “аким образом, в этом подходе семь€ признаетс€ и единицей измерени€, и мерой всех вещей и €влений в мире.

    ќдним из значимых измерений в нашем обществе станов€тс€ деньги. ƒеньги в –оссии реальность достаточно нова€. Ќапример, в русском фольклоре они встречаютс€ разве что в форме клада, который добываетс€ и передаетс€ из рук в руки без делени€. ƒаже в поздних авторских сказках с деньгами обращаютс€ с трудом. ¬спомним, как в " оньке-√орбунке" »ванушка запросил у цар€ за коней "два-п€ть шапок серебра". ÷арь считал довольно долго ("то есть это будет дес€ть!")...

    ¬ажно отметить, что в нашей культуре деньги никогда не играли ведущей роли. » еще сегодн€ есть множество людей, которые "бо€тс€ испачкатьс€ деньгами".

    ¬ советский период деньги играли достаточно скромную роль. ¬ постсоветском обществе их роль посто€нно возрастает. ¬месте с тем претензи€ денег стать единственным всеобщим измерением в обществе €вно несосто€тельна.

    —ледовать принципу безмерности значит не выдел€ть способы и единицы измерени€, а судить о €влени€х и событи€х только качественно, без количественных оценок. Ёто ведет к большей свободе в оценках и меньшей конкретности.

    ƒиада "свобода - зависимость" ¬ажным измерением представл€етс€ диада "свобода - зависимость". Ќа одном полюсе человек полностью свободен и волен принимать решени€. Ќа другом - человек зависим, не самосто€телен в решени€х и поступках, подвластен постороннему или внутреннему руководству.

    ћногие из нас несут в себе огромное число запретов. Ёти запреты не отражают реальностей сегодн€шнего дн€, а только нашу психологическую реальность. ќтчасти осознаваемую, а в большинстве случаев вовсе и не осознаваемую. ѕоэтому различные зависимости стали дл€ многих людей трагедией. ¬ нашей стране посто€нно растет число людей, зависимых от алкогол€, наркотиков, токсикоманических средств, курени€ табака. Ёти зависимости получили название химических. ≈сть и другие: зависимость от пищи, азартных игр и т.д.

    ћогут быть самые различные зависимости, если человек склонен к формированию у него зависимостей. » важно замен€ть зависимость деструктивную на менее разрушительную, с позитивным содержанием. Ќапример, зависимость от алкогол€ может временно или посто€нно замен€тьс€ на зависимость от работы.

    ƒиада "правдивость - лживость" ≈ще одной важной диадой измерений €вл€етс€ соотношение "правдивость - лживость" в наших взаимодействи€х с окружающими людьми и самим собой.  ак правда, так и ложь одинаково часты в человеческих отношени€х. » не всегда удаетс€ установить, что более распространено в обществе - правда или ложь.

    ѕравда - это то, что есть, знаем мы это или нет. ћо€ правда - то, что верно относительно мен€, моего опыта, моей пам€ти.

    –езультативность человека, говор€щего правду, увеличиваетс€. ѕравда приносит радость, свободу, спонтанность, дает энергию.

    Ћожь - это неправда, намеренное или неосознаваемое искажение истины, обман. Ќами разработана многоосева€ классификаци€ лжи, включающа€ ее адресность, функции, степени, способы выражени€, варианты.

    ¬ адресное (tm) выдел€ютс€: самообман, обман другого человека, группы общества.

    ѕри самообмане человек вольно или невольно вводит себ€ в заблуждение. ¬ случае обмана другого человека есть конкретный специальный адресат такого обмана. ќбман группы предполагает, что ложь доводитс€ до сознани€ нескольких или многих людей. ѕри обмане общества ложное сообщение адресуетс€ всем.

    ќсновные функции лжи: целева€, косметическа€, привычна€, случайна€, целебна€, патологическа€.

    ¬ случае целевой лжи преследуетс€ определенна€ конкретна€ цель.  осметическа€ ложь призвана скрыть какой-то дефект или недостаток. ¬ случа€х привычной лжи ложные сведени€ выдаютс€ по привычке, часто автоматически; иногда просто из нежелани€ что-либо предпринимать. —лучайна€ ложь непреднамеренна. Ћожь целебна€ - это специальна€ форма осмысленной, целенаправленной лжи, где правда скрываетс€ ради какой-то, возможно, благородной цели. Ќапример, в онкологии больному не сообщаетс€ о наличие у него злокачественного новообразовани€.

    ¬ыделение трех степеней лжи осуществл€етс€ так же, как это делаетс€ при классификации психологических игр Ёрика Ѕерна. Ћожь первой степени прин€та в обществе и не наносит обманутому значительного урона. Ћожь второй степени скрываетс€ и не приводит обманутого к непоправимому урону. Ћожь третьей степени тщательно скрываетс€ и заканчиваетс€ дл€ обманутого трагично.

    —пособ выражени€ лжи может быть вербальным, мимическим, графическим и комплексным.

    ¬ербальна€ ложь передаетс€ при помощи речи. ћы слышим ее в беседах, в трансл€ци€х по радио, телевидению. ћимическа€ ложь сообщаетс€ в форме лживых улыбок и других мимических реакций. ¬ графическом варианте ложь пишетс€ или рисуетс€.  омплексный вариант объедин€ет несколько каналов передачи лжи.

    ѕодвод€ итог, можно сказать: правда и ложь - это две стороны одной медали. ¬ каждой правде есть ложь, и в каждой лжи -- правда. “аким образом, правилом в человеческих отношени€х может быть следующее: "я говорю правду, и € позвол€ю себе лгать и ожидаю этого же от других".

    ј еще можно старатьс€ прибегать ко лжи только в самых необходимых случа€х и избегать лживости всегда, когда это можно сделать.

    ƒиада "холизм - автономность" —огласно представлени€м холизма, все св€зано со всем в человеке и в окружающем, все взаимосв€зано и взаимообусловлено. ¬едь дискомфорт, неуспешность и болезни имеют и психологический генез. » в этом смысле человек сам их выбирает как ответ на свою жизненную ситуацию. ¬ этих случа€х неуспешность и болезнь представл€ютс€ результатом неосознанного конфликта: когда человек способен осознать, что сам создал себе болезнь и не желает трудоемких исследований и сложных путей решени€ проблем. ¬едь прин€ть лекарство, следу€ необременительному мифу, всегда легче, чем пройти серьезное обследование и лечение. «десь человек нарушает хо-листические представлени€ и подвергает себ€ опасности.

    —торонники подхода автономности рассматривают каждое €вление в жизни и обществе как вовсе не св€занное с другими или св€занное с немногими. “акой подход позвол€ет выиграть в тактике, реша€ отдельные проблемы, и часто приводит к проигрышу в стратегии.

    —торонники холистического подхода, наоборот, считают, что все в мире св€зано со всем. ќни живут в сложном мире всеобщих взаимосв€зей. » может быть, в св€зи с этим иногда проигрывают в тактике, зато выигрывают в стратегии решени€ больших жизненных задач.

    ƒиада "течение жизни - бесконечность жизни" ∆изнь как река, и каждое мгновение человек прибывает в одной, неповторимой точке. ћое психическое "я" часто под властью безвозвратно прошедшего прошлого или не наступившего могущественного будущего.  огда € в прошлом, то уже не живу, € мертв.  огда € в будущем, € еще не родилс€. » только в насто€щем € "здесь и сейчас", такой, какой € есть.

    „асто мы строим плотины, чтобы оказатьс€ в прошлом. »ли пытаемс€ толкать реку, чтобы оказатьс€ в будущем. ’от€ ни в том, ни другом нет нужды. „асто мы не замечаем событий или вытесн€ем их, а когда замечаем, начинаем их оценивать - называть их правильными или неправильными, хорошими или плохими. ј ведь это только наша субъективна€ оценка.

     огда же мы перестаем боротьс€, старатьс€ двигатьс€ наперекор, отдаемс€ потоку жизни, тогда обращаем внимание на следующие важные обсто€тельства. ¬с€кое событие - это, кроме всего прочего, огромное число новых возможностей. ¬с€кое событие может приносить энергию и радость. √раницы, установленные нами, - это только границы нашей веры, нашего воображени€, а не границы наших возможностей. ћы не должны быть всем тем, на что мы способны. Ќаш рост, совершенствование не об€зательно €вл€ютс€ результатами т€желого труда и сверхусилий. Ќапротив, шаги к цели и достижение цели могут быть при€тными и приносить удовольстви€.

    ƒиада "следование природе - создание искусственной среды" —леду€ биологической, психологической или социальной природе человека, мы рассматриваем его в контексте истории развити€ и совершенствовани€ в св€зи с другими людьми и окружающим миром  огда же мы говорим о создании искусственного мира, то предполагаем выход человека за пределы природы, создание новой, автономной реальности, когда человек вне природы и может считать, что над природой ћы пытаемс€ создать искусственный мир, часто забыва€, что стремимс€ вырвать человека из контекста природы, не оценива€ последствий пребывани€ в искусственной среде.

    ƒиада "завершенность - открытый конец" «авершенность - это достижение конечной точки, результата какой-то де€тельности.

    „асто мы сосредотачиваемс€ на процессе и избегаем завершений. Ётому могут быть различные причины. —реди основных можно выделить следующие. «авершение требует подведени€ итогов, ответственной оценки сделанного, возможно, начала какой-то новой, непривычной де€тельности. «авершение приводит к окончанию, итогу, рубежу и лишает некоторых возможностей, характерных дл€ продолжени€ процесса де€тельности. «авершение может разве€ть наши мифы и иллюзии.

    «авершенное действие включает в себ€: мотивацию, подготовку, де€тельность по достижению цели, полное переживание всех чувств во врем€ де€тельности и особенно вызванных завершением; завершение де€тельности, подведение итогов.

    Ћюди, которые не позвол€ют себе расслабитьс€ и почувствовать радость, завершив дело, отличаютс€, как правило, ригидным телом и переживанием чувства пустоты, когда все уже позади. ” них преобладает тонус мышц-сгибателей, обеспечивающих защиту человека и расположенных близко к суставам над мышцами-разгибател€ми, которые иногда еще называют мышцами счасть€. —реди людей, избегающих завершении и пауз, передышек или даже праздников по поводу завершени€ какой то части, этапа или всего событи€, часты депрессии, зависимое поведение, низкий жизненный тонус и в конечном счете низкое качество жизни Ћичностна€ зрелость предполагает завершени€

    ƒиада "прин€тие ответственности - делегирование ответственности" ƒеловые и личные отношени€ с другими людьми стро€тс€ на том, насколько мы принимаем или не принимаем ответственность за процесс и результаты де€тельности —облюдение баланса прин€ти€ и делегировани€ ответственности во многом обеспечивает успешность нашей де€тельности

    ƒиада "оптимизм - пессимизм" ќна приводит к необходимости выбирать между этими двум€ полюсами   реализму можно подойти как со стороны оптимизма, так и со стороны пессимизма ќб оптимизме мы уже писали выше

    ƒл€ исследовани€ основных мировоззренческих диад ментальной экологии можно использовать принцип ƒембо-–убинштейн противоположные значени€ диад располагаютс€ на полюсах пр€мой линии, сама лини€ принимаетс€ за 100% ” обследуемого человека спрашиваетс€, на сколько процентов он следовал в прошлом, насто€щем, намерен следовать в будущем одному из полюсов. ≈го ответ отмечаетс€ на пр€мой. «атем задаютс€ вопросы, раскрывающие содержание его за€влени€

    ¬осстановление и развитие ментальной экологии психотерапевта
    ” каждого специалиста сформирован индивидуальный подход восстановлени€ и развити€ ментальной экологии ќбычно он найден эмпирически и представл€ет часть жизненного опыта

    «ачастую мы не осознаем, что наша среда жизни посто€нно оказывает на нас ментальное вли€ние ¬се окружающие нас и вступающие с нами в коммуникации люди вли€ют на нас.

    ќчень важно самому формировать свою ментальную среду, посто€нно помнить о тех вли€ни€х, которые оказывают на нас окружающие люди, животные, растени€, предметы Ёто как бы наш "ментальный бульон"

    ¬прочем, у каждого профессионала, у каждого человека есть некоторые эмпирически найденные пути сохранени€ и развити€ ментальной экологии

    јнализ таких подходов позволил нам обнаружить набор вариантов, осознанно или неосознанно используемых дл€ восстановлени€ и развити€ ментальной экологии »х можно подразделить на общие и специальные

      общим относ€тс€ следующие

    ¬озможность свободно выражать чувства и эмоции, выплескивать их  аждый терапевт может получать от своих пациентов негативные чувства, которые имеют свойства контагиозности, накоплени€ и вытеснени€ ѕоэтому так важно свободное выражение чувств
    ¬озможность выполн€ть только свои желани€ ћногие из терапевтов живут в мире, "где правит Ќјƒќ" ¬озможность исполн€ть свои желани€, где одно из самых частых - побыть в покое, способствует восстановлению
    ¬озможность жить, следу€ определенным ритмам, соблюда€ ритмичность дн€, недели, мес€ца, сезона, года » возможность резко выйти за пределы привычных ритмов, сломать стереотипы “акой выход дл€ части людей способствует сохранению
    ¬ажна возможность вернутьс€ в прошлое ћногие в прошлом наход€т ресурсные состо€ни€ и конфликты, разрешение которых приводит к восстановлению и развитию ментальной экологии
    ќсобенно важна возможность получить гарантии на будущее ”веренность в завтрашнем дне зачастую €вл€етс€ необходимым условием восстановлени€ и развити€ ментальной экологии
    ¬озможность переключитьс€ и погрузитьс€ ¬ременно выполн€ть другую роль, выйти за пределы иерархии, стать анонимом ќчень эффективным здесь представл€етс€ карнавал, когда каждый человек волен исполн€ть какую-то интересную дл€ него роль, стать анонимом, выйти за границы своей обыденной жизни. “радиции периодической алкоголизации до выраженных форм опь€нени€ представл€ют собой прин€тый вариант переключени€ и погружени€. “акой химический стресс могут позволить себе далеко не все профессионалы.
    ¬озможность свободно удовлетвор€ть свои влечени€. ќсновные влечени€ - самосохранени€, пищевое и половое - проход€т социализацию и существуют в жестких рамках общества. „еловек, живущий в обществе, посто€нно совершает над собой усили€ или даже насилие, ограничива€ или искусственно стимулиру€ свои влечени€. ¬озможность следовани€ своей природе способствует восстановлению и развитию ментальной экологии.
    ¬ажно уметь присоедин€тьс€ к животным, растени€м, горам, реке, ночи или закату. » пополн€ть за счет этого свои ресурсные состо€ни€.
    ќдни виды де€тельности истощают силы, а другие восстанавливают. » хороший результат - это вопрос их равновеси€, сбалансированности нагрузок.

      специальным методам восстановлени€ и развити€ ментальной экологии относ€тс€ следующие.

    ”частие в работе групп, тренинговых, терапевтических, балинтовских, супервизорских.

    ѕребывание, хот€ бы временное, в профессиональной субкультуре, среди коллег также весьма способствует восстановлению и развитию ментальной экологии.

    —ходный эффект имеет работа со специальной профессиональной литературой, самоучител€ми, специальными видеофильмами.

    », конечно же, размышлени€ о себе. √лубинное понимание других возможно при глубинном знании себ€. ¬ременные затраты на размышлени€ о себе могут быть большими. » здесь вклад времени может быть важнее вклада денег.

    ќчень важно правильно расходовать, восстанавливать и аккумулировать энергию. Ќаши мотивации - это стимулы, приход€щие из вне и несущие энергию. »нтериоризированные мотивации принос€т вдохновение, энтузиазм, воодушевление. Ёти внутренние насыщенные энергией состо€ни€ мы передаем окружающим люд€м, и они вновь возвращаютс€ к нам. ќни поддерживаютс€ силой нашего воображени€, нашим посто€нным образованием и познани€ми себ€ и мира. ј разрушаютс€ они прежде всего тревогой.

    ƒалеко не каждый человек может стать насто€щим психотерапевтом. ћы ориентированы на творческое меньшинство - на людей, у которых можно развить определенные способности.

    »з этой профессии люди уход€т редко. Ќам удалось наблюдать 16 человек, которые по разным причинам ушли из терапии. «десь мы говорим только о насто€щих терапевтах, конгруэнтных к своей профессии.

    ¬се они достигли материального успеха, занима€сь бизнесом.  аждый из них представл€л собой €ркую, одаренную и результативную личность. » каждый походил на человека, похоронившего своего ребенка и усыновившего чужого. » переживал характерное чувство вины и желание, чтобы он походил на родного. » все-таки это был совсем другой ребенок.

    »так, психотерапи€ дл€ терапевта - это не только любима€ професси€, это также:

    возможность оказывать реальную помощь люд€м;
    посто€нное профессиональное творчество;
    развитие в себе особых способностей в понимании людей и вли€нии на них;
    познание истины;
    возможность прийти к истинным ценност€м;
    глубинное познание и понимание себ€;
    множество возможностей изменени€ и развити€ собственной личности;
    познание и понимание других людей и общества;
    мировоззрение;
    хорошее благососто€ние и даже материальна€ независимость;
    высока€ конгруэнтность и полна€ самореализаци€.
    счастлива€ жизнь в насто€щем и будущем в посто€нном развитие и совершенствовании.
    ≈сли вы можете сказать "да!" в отношении себ€ по поводу всех двенадцати утверждений, то психотерапи€ создана дл€ вас, а вы -- дл€ нее.

    ≈сли вы можете сказать "да" по поводу не менее чем восьми, то вы на правильном пути.

    ≈сли меньше чем семи - то ваш путь будет еще длинен, и он возможно приведет в вершинам, и не об€зательно в психотерапии