¬ход   арта сайта
¬.ё. «авь€лов ЁЋ≈ћ≈Ќ“ј–Ќџ… ”„≈ЅЌ»  ƒ»јЌјЋ»«ј > ћ≈“ќƒ» » ƒЋя »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»я ѕјћя“»

ћ≈“ќƒ» » ƒЋя »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»я ѕјћя“»

    —уществует множество специальных методик дл€ исследовани€ пам€ти, разработанных как в общей психологии, так и в области прикладной психологии. »сследование пам€ти имеет важное значение и в патопсихологии, так как разные по своей структуре расстройства пам€ти наблюдаютс€ при многих психических заболевани€х, особенно обусловленных органическим поражением головного мозга. ќсобенности нарушений пам€ти могут помочь патопсихологу не только высказать предположение о характере заболевани€, его нозологической принадлежности, но и о стадии течени€ патологического процесса.

    –езультаты, получаемые с помощью этих методик, свидетельствуют не только о состо€нии
    функции пам€ти. ¬ пробах на пам€ть отражаютс€ состо€ние активного внимани€, €влени€
    повышенной истощаемости психических процессов. ќсуществление мнестической функции зависит и от течени€ мыслительных процессов. ќсобенно велика роль мышлени€ в методах
    исследовани€ опосредованного запоминани€. Ќа функцию запоминани€ существенное вли€ние
    оказывает состо€ние аффективно-волевой сферы больного.

    ќднако, несмотр€ на вышесказанное, преимущественное назначение методик, о которых
    будет идти речь в насто€щем разделе,- это исследование пам€ти. »з многочисленных когда-либо предлагавшихс€ способов исследовани€ пам€ти отобраны наиболее простые по своему осуществлению, не требующие дл€ проведени€ опыта специальной аппаратуры и в то же врем€ позвол€ющие патопсихологу достаточно полно судить о характере имеющихс€ у больного мнестических нарушений.

    “ест зрительной и слуховой пам€ти. ћетодика приводитс€ нами в описании R. Meili
    (1961) и состоит из двух этапов.

    ѕервый этап заключаетс€ в исследовании зрительной пам€ти с помощью двух серий картинок.  ажда€ сери€ - 30 картинок, на которых изображены определенные предметы.
     артинки предъ€вл€ютс€ с интервалом в 2 с одна за другой. Ћучше всего соединить их двум€ скрепками по образцу перекидного календар€.

    ѕерва€ сери€: горшок, осел, ключ, тачка, колокольчик, стол, вишн€, сапог, вилка, рыба, бочка, голова, буфет, роза, паровоз, кресло, флаг, петух, ножницы, зонтик, ваза, корова, диван, голубь, часы, старик, очки, лампа, нога, пианино.

    ¬тора€ сери€: ракушка, кровать, труба, груша, метла, коза, букет, трамвай, пила, стул, мальчик, молоток, бутылка, подвода, ра.сческа, пушка, дерево, €блоко, книжка, шл€па, дом, собака, скамейка, дверь, чашка, река, печь, скрипка, портсигар, конь.

    ѕосле показа картинок первой серии делают перерыв на 10 с, а затем провер€ют, сколько
    предметов запомнил обследуемый. »нструкци€ сообщает обследуемому, что предметы можно
    называть в любом пор€дке. Ќазываемые предметы регистрируютс€, так как возможны повторени€ и привнесение не фигурировавших в задании. ќбе серии картинок по мере
    возможности следует предъ€вл€ть не в один и тот же день.  роме того, в тот день, когда проводилось исследование зрительной пам€ти, обследуемому нельз€ предъ€вл€ть дл€
    запоминани€ р€д слов.

    ѕри обнаружении значительной разницы в результатах и исключении возможной роли в
    этом факторов внешней среды можно думать о лабильности мнестической функции, слабости
    концентрации внимани€.

    јналогичным образом провод€т исследование слуховой пам€ти с помощью специально
    подготовленных двух серий слов, также произносимых с интервалом в 2 с.

    ѕерва€ сери€: картон, недел€, вагон, пианино, ворона, звонок, карта, пчела, крошка, перо, охотник, уголь, белка, парнишка, тополь, груша, скатерть, суп, плащ, кот, нож, промокашка, уксус, цветок, труд, небо, спичка, чернила.

    ¬тора€ сери€: таблица, кресть€нин, рубль, ботинок, домна, пригорок, очки, вода, баран, ружье, туча, карандаш, самокат, козел, зме€, слива, кушетка, л€гушка, пробка, телега, нос, берег, салон, отель, овод, мыло, сковорода, птица, салат, замок.

    ѕолученные результаты могут быть подвергнуты количественному измерению в процентах. “ак, успешность выполнени€ задани€ взрослыми приравниваетс€ к 100 % при воспроизведении 18-20 зрительных образов и 20-22 слов, к 80%- 15-16 образов или слов, к 60%-14 образов и 13-14 слов, к 40%- 12-13 образов и 13 слов, к 20%- 11-12 образов и
    9-11 слов.

    ќписанна€ методика относитс€ к методам определени€ удержанных членов р€да. ƒл€
    патопсихолога может оказатьс€ более полезным метод выучивани€, позвол€ющий исследовать мнестическую функцию в де€тельности в зависимости от объема заучиваемого материала и его характера. ѕри этом можно получить более полную характеристику динамики процесса активного запоминани€, проверка запомнившегос€ через определенные интервалы времени характеризует забывание. ћожно проследить, какие слова лучше запоминаютс€, зависит ли это от их расположени€ в р€ду, от частоты их употреблени€ в жизни обследуемого, от его профессиональных интересов, от участи€ в запоминании ассоциативных процессов. — этой целью обычно используютс€ пробы на запоминание.

    ѕробы на запоминание.
    ѕробы на запоминание искусственных (несмысловых) звукосочетаний. ќбследуемому
    зачитывают 10 двухсложных звукосочетаний (, , и т.п.) и прос€т
    повторить те, которые он запомнил, безразлично в каком пор€дке. «атем исследующий повторно зачитывает эти звукосочетани€. «доровые обследуемые полностью их воспроизвод€т после 5-7 повторений.

    ѕроба на запоминание 10 слов. ѕри этом обследуемому зачитывают 10 двухсложных слов.
    ѕодбирать заучиваемые слова следует так, чтобы между ними трудно было установить какие-нибудь смысловые отношени€. ≈сли это не предусмотреть, обследуемый может облегчить дл€ себ€ задание, использовав мнемотехнические приемы.

    ќбычно здоровые обследуемые воспроизвод€т 10 слов уже после 3-4 повторений
    (иногда, при тренированной пам€ти - после 2 повторений). „ерез 20-30 мин обследуемого
    прос€т повторить запомнившиес€ ему слова. ¬ случа€х, где ослабление пам€ти определ€етс€ клинически, это проделывают раньше, через 10-15 мин. ¬ этом промежутке желательно избегать заданий, св€занных с запоминанием словеcного материала, можно провести исследование таблицами Ўульте, корректурную пробу и т. д.

    ¬ протоколе опыта отмечаютс€ называемые больным (правильно и ошибочно) слова.
    ѕредставл€ет интерес сопоставление результатов пробы на запоминание с "уровнем
    прит€заний" обследуемого (ј. –. Ћури€, 1962). "”ровень прит€заний" зависит от оценки
    больным своих возможностей, от результатов, достигнутых в предшествующем опыте. — этой целью обследуемого перед каждым очередным повторением спрашивают, сколько слов он беретс€ запомнить. —опоставление с реальными результатами позвол€ет судить в некоторой степени об оценке больным своего состо€ни€. “ак, при органических поражени€х головного мозга, когда страдает рассудительное отношение больного к своему состо€нию, "уровень прит€заний" значительно превышает достигнутые результаты.

    –езультаты пробы на запоминание могут быть отображены графически. ѕо кривой запоминани€ удобно анализировать особенности заучивани€. ѕри истощаемости мнестической функции крива€ запоминани€ носит зигзагообразный характер.

    ѕроба на запоминание вы€вл€ет и наличие сужени€ объема внимани€. ¬ этих случа€х
    обследуемый в следующем повторении, называ€ новые слова, уже не воспроизводит слов,
    фигурировавших в предыдущем туре. ѕри этом суммарные результаты после каждого
    повторени€ мало отличаютс€.

    ѕроба на ассоциативную пам€ть. ќбследуемому зачитывают дес€ть пар относительно
    однородных слов, между которыми легко устанавливаютс€ смысловые св€зи. Ќапример: река-
    море, €блоко - груша и т. д.

    »сследующий зачитывает эти слова, четко отдел€€ пары паузами. «атем он зачитывает
    первое слово каждой пары, а обследуемый называет второе слово. ќбычно здоровые
    обследуемые выполн€ют задание после двух повторений, а иногда сразу, после первого
    зачитывани€ слов. ѕроба на ассоциативную пам€ть €вл€етс€ одним из вариантов исследовани€ опосредованного запоминани€. »звестно много модификаций этой методики. ¬ частности, одна из них входит в состав шкалы пам€ти ¬екслера. ”читыва€ возможное различие характера ассоциативных отношений и жела€ проследить, как это различие сказываетс€ на запоминании, ё. ј. ћашек (1973) предложил следующую модификацию. ќбследуемому дл€ запоминани€ предлагаетс€ 10 групп парных ассоциаций, составленных по определенному принципу смысловой св€зи. Ёто различные отношени€ пон€тий; противоположные пон€ти€ (юг - север, любовь-ненависть), пон€ти€ различной величины (холм-гора, страх-ужас), вместилище и вмещаемое (графин-вода, шкаф- одежда), причина и следствие (укол-боль), часть и целое (слово-фраза, зерно-колос), орудие и объект труда (земл€- лопата), абстрактные и конкретные пон€ти€ (искусство - картина). ƒалее предлагались пары слов, образующие суждение (орел- птица), привычные словосочетани€ (точка-тире), трудносочетаемые слова (курица-портсигар). ѕосле проверки запоминани€ каждой группы слов устраиваетс€ перерыв на 2 мин, а после предъ€влени€ п€ти групп - на 30 мин. —опоставление получаемых результатов у одного и того же больного при исследовании пробами на запоминание позвол€ет судить о большей или меньшей сохранности механической и логической (смысловой) пам€ти, сравнить показатели непосредственного и опосредованного запоминани€.

    ќпосредованное запоминание. ћетодика разработана ј. Ќ. Ћеонтьевым (1928) дл€
    исследовани€ логического, или опосредованного, запоминани€. –езультаты исследовани€
    свидетельствуют не только о состо€нии пам€ти, но и об особенност€х мышлени€.
    »сследование должно быть подготовлено заранее. ќбследуемому зачитываетс€ 10-15
    слов и предлагают дл€ того, чтобы их запомнить, подобрать к каждому подход€щий по смыслу рисунок. Ќа столе лежит 20-30 карточек с рисунками, предусматривающими различные возможности опосредовани€. Ёти рисунки не должны служить пр€мой иллюстрацией к запоминаемым словам. ќбследуемый должен установить смысловую св€зь между словом и рисунком, например, к слову "море" - пароход, "дождь" - зонтик и т. д.  аждый раз, подобрав нужный рисунок, обследуемый должен объ€снить мотивы своего решени€. «атем провер€ют, насколько подобранные рисунки помогают обследуемому воспроизводить заданные в начале опыта слова и тем самым получают впечатление о состо€нии у него логической пам€ти.

    Ёта методика в определенной степени позвол€ет судить и об интеллектуальном уровне
    обследуемого - слабоумным больным опосредованное запоминание недоступно.

    ¬ некоторой степени по результатам можно судить о характере ассоциаций у обследуемого: насколько они адекватны, насколько изображенный рисунок соответствует
    заданному слову. ќднако возможности исследовани€ ассоциативного процесса этой методикой ограничены, предопределены произведенным до исследовани€ подбором вспомогательных рисунков.

    ѕсихометрическое исследование пам€ти с помощью шкалы ¬екслера. ¬се методики, направленные на исследование пам€ти, характеризуютс€ об€зательным количественным
    определением получаемых с их помощью результатов. Ѕлагодар€ этому полученные в
    эксперименте данные "измерени€" мнестической функции могут быть использованы дл€
    характеристики степени психического дефекта, а также дл€ обнаружени€ динамики состо€ни€ то ли под вли€нием текущего патологического процесса, то ли в св€зи с проводимым лечением. ќднако все перечисленные выше приемы преследуют цель изучени€ какой-либо одной из сторон функции пам€ти. ѕолучаемые с их помощью результаты трудно сопоставимы. ѕоэтому дл€ патопсихолога может представить интерес так называема€ шкала пам€ти ¬екслера (Wechsler Memory Test, 1946).

    Ўкала пам€ти ¬екслера состоит из серии методик. ѕолучаемые с их помощью результаты
    суммируютс€, при этом учитываетс€ специальна€ поправка на возраст. »сследователь получает возможность оценить пам€ть по данным эксперимента не только с помощью суммарных показателей, но и по разбросу, по отклонению результатов выполнени€ отдельных заданий от каких-то средних величин. ѕри всей дискуссионности применени€ психометрических методов в патопсихологии следует отметить, что шкала пам€ти лишена одного из серьезных недостатков, присущих многим психометрическим тестам дл€ исследовани€ интеллекта: в ней исследователь имеет дело со сравнительно однородным в информативном отношении материалом. ”читыва€ относительное значение суммарных показателей, получаемых с помощью шкалы пам€ти, можно думать, что накопление результатов исследований клинически четко очерченных групп психически больных с различной степенью мнестического снижени€ снабдит патопсихолога средними ориентировочными показател€ми.

    Ўкала пам€ти ¬екслера состоит из 7 методик-субтестов. »сследование по ним проводитс€
    в один прием и регистрируетс€ на специальном бланке.

    I субтест заключаетс€ в проверке знани€ обследуемым личных и общественных данных.
     аждый правильный ответ оцениваетс€ в 1 балл. ћаксимально в этом субтесте обследуемый
    может набрать 6 баллов.

    II субтест-определение ориентировки. ѕровер€етс€ знание обследуемым текущего года,
    мес€ца, дн€, где он в насто€щее врем€ находитс€, в каком городе. ќценка ответов та же, что и в предыдущем субтесте. ћаксимальный результат - 5 баллов.

    III субтест - психический контроль состоит из трех заданий. ѕервое - отсчитывание от
    20 в обратном пор€дке. ¬торое - повторить по пам€ти алфавит от ј до я. “ретье задание - называние чисел от 1 до 40 через 3 единицы. ¬ этом субтесте исследующий не должен оказывать обследуемому помощи.

    ≈сли задание по отсчитыванию от 20 выполнено без ошибок и за врем€ до 30 с, результат
    оцениваетс€ в 2 балла, при наличии одной ошибки, но за то же врем€ -1 балл. ѕри правильном выполнении задани€ быстрее чем за 10 с результат оцениваетс€ в 3 балла.

    ѕри воспроизведении алфавита без ошибок за врем€ от 10 до 30 с-2 балла, если допущена одна ошибка, но врем€ на выполнение задани€ не превышено,-1 балл. Ѕезошибочное
    выполнение задани€ менее чем за 10 с-3 балла.

    —чет до 40 без ошибок за 20-45 с оцениваетс€ в 2 балла. ѕри одной ошибке и при
    своевременном выполнении задани€ за врем€ до 20 с к оценке прибавл€етс€ дополнительный балл. ћаксимальна€ оценка результатов в III субтесте-9 баллов.

    IV субтест направлен на проверку логической пам€ти и сводитс€ к запоминанию двух
    рассказов. ¬ каждом рассказе можно выделить 23 смысловые единицы. ѕересказ тщательно
    записываетс€. ќтмечаетс€ количество репродуцированных обследуемым смысловых единиц по
    каждому рассказу, затем подсчитываетс€ среднее арифметическое. ћаксимальна€ оценка в ** субтесте-23 балла.

    V субтест - воспроизведение цифр в пр€мом и обратном пор€дке - аналогичен одному из субтестов метода ¬екслера дл€ исследовани€ интеллекта. ќбследуемому зачитывают р€д
    цифр. ¬ каждом последующем р€ду на одну цифру больше, чем в предыдущем. ¬ первом р€ду
    содержитс€ 4 цифры, расположенные в случайном пор€дке, в последнем - 8 цифр.

    »сследующий отмечает последний р€д, который обследуемому удалось воспроизвести. «атем
    даетс€ инструкци€ воспроизводить р€ды цифр в обратном пор€дке. ѕредполага€ наличие у
    обследуемого интеллектуального снижени€, инструкцию можно подкрепить примером. ¬о
    второй серии опыта количество цифр в р€ду нарастает от 3 к 7. » здесь аналогично регистрируютс€ результаты.

    ќценка по субтесту производитс€ сложением результатов, полученных в обеих сери€х.
    ћаксимальна€ оценка в этом субтесте 15 баллов.

    ≈сли обследуемый не в состо€нии воспроизвести в обратном пор€дке р€д из 3 цифр, ему
    предлагают повторить таким способом 2 цифры и результат оценивают в 2 балла.

    VI субтест - визуальна€ репродукци€. ќбследуемому предлагают посмотреть на четыре
    геометрических рисунка (рис. 1). Ёкспозици€ -10 с. «атем он должен воспроизвести их на бланке опыта.

    ќценка производитс€ следующим образом.
    ¬ фигуре ј - наличие двух перекрещенных линий с флажками, независимо от их
    направленности -1 балл; правильно поставленные по отношению друг к другу флажки - 1
    балл; точность, равные линии, поставленные под правильным углом,-1 балл. ћаксимум - 3
    балла.

    ¬ фигуре Ѕ-большой квадрат с двум€ диаметрами- 1 балл; четыре малых квадрата в
    большом квадрате- 1 балл; два диаметра со всеми мелкими квадратами- 1 балл; 16 точек в малых квадратах-1 балл; точность в пропорци€х-1 балл. ћаксимум-

    –ис. 1. ќбразцы рисунков дл€ исследовани€ визуальной репродукции в шкале па.м€ти ¬екслера

    5 баллов. ѕри наличии лишних линий результат оцениваетс€ 3 баллами.
    ¬ фигуре ¬1 - маленький пр€моугольник в большом - 1 балл; все вершины внутреннего
    пр€моугольника соединены с вершинами наружного - 1 балл; маленький пр€моугольник точно размещен в большом-1 балл. ћаксимум- 3 балла.
    ¬ фигуре ¬2 - открытый пр€моугольник с правильным узлом на каждом краю - 1 балл;
    правильно воспроизведенные центр и права€ или лева€ сторона - 1 балл; правильна€ фигура за исключением одного узла - 1 балл; правильно воспроизведенна€ фигура в приблизительно верных пропорци€х - 3 балла. ћаксимум 3 балла.

    ќбща€ максимальна€ оценка результатов по VI субтесту -14 баллов.

    VII субтест-парные ассоциации. ќбследуемому зачитывают 10 пар слов, близких или
    отдаленных в ассоциативном отношении. ѕервые 6 пар - , вторые 4 пары - "трудные ассоциации". ѕри первом прочтении они расположены вперемешку. «атем трижды, каждый раз в другом пор€дке, зачитывают первые слова каждой пары и провер€ют
    запомнившиес€ ассоциации.

    ѕриводим примеры примен€емых дл€ исследовани€ пар ассоциаций: - утро -
    вечер, серебро - золото; "трудные" - капуста - перо, стакан - петух.

    ѕравильный ответ подкрепл€етс€ репликой исследующего "хорошо", при неправильном
    - указывают на ошибку. ѕауза между сери€ми - 10 с.  ак правильный учитываетс€ ответ в
    течение 5 с. ќценка производитс€ сложением суммы удавшихс€ обследуемому "легких
    ассоциаций", разделенной на 2, с суммой удавшихс€ "трудных ассоциаций".

    «атем суммируютс€ результаты по всем субтестам, их сумма составл€ет абсолютный показатель (Aѕ). ѕо специальной таблице производитс€ поправка на возраст. — помощью
    другой таблицы корригированный показатель приводитс€ в соответствие с показател€ми
    интеллекта по шкале дл€ исследовани€ интеллекта.

    јнализ шкалы пам€ти показывает, что она состоит из обычно употребл€емых дл€
    исследовани€ пам€ти методик; с их помощью определ€етс€ состо€ние кратковременной и
    долговременной пам€ти, оцениваетс€ логически-смыслова€ и ассоциативна€ пам€ть,
    характеризуетс€ способность к репродукции зрительных образов. ѕри этом учитываетс€
    состо€ние активного внимани€, возможности воспроизведени€ привычного р€да и его
    деавтоматизации. ƒл€ возможности сравнени€ результатов выполнени€ отдельных субтестов
    была разработана специальна€ таблица (мнемограмма), позвол€юща€ переводить пересчет
    показателей по отдельным субтестам в систему вторичных баллов. ѕриводим пример
    вычислени€ результатов исследовани€. ќбследуемый, 42 лет, выполнив все задани€ по шкале пам€ти, набрал 64 балла. Ёто его абсолютный показатель (јѕ). Ќайд€ в таблице
    соответствующую возрастную прибавку, мы получаем результат 104 (64 балла + 40 баллов
    возрастной прибавки). Ёто корригированный показатель ( ѕ) обследуемого. — помощью
    специальной таблицы он преобразовываетс€ в эквивалентный показатель пам€ти (Ёѕѕ) - 110.

    Ёто значит, что пам€ть обследуемого соответствует интеллекту с показателем интеллекта (IQ), равному 110. “аким образом, исследующий как бы получает возможность (при параллельном исследовании интеллекта и установлении его истинного уровн€) убедитьс€ в соответствии или несоответствии интеллектуального уровн€ и состо€ни€ мнестической функции. Ќа практике то не всегда оказываетс€ так. ќсобенные затруднени€ исследующий испытывает при определении эквивалентного показател€ пам€ти в начальной стадии заболевани€. «десь возрастна€ прибавка и пересчет в Ёѕѕ часто нивелируют снижение пам€ти. ѕоэтому нами был введен показатель продуктивности пам€ти. јналогично тому как D. Bromley при изучении интеллекта стареющих соотносила абсолютные данные не с истинным возрастом, а с возрастом "пика" биологического и интеллектуального развити€ индивидуума (16-25 лет), мы к абсолютному показателю пам€ти прибавл€ли возрастную прибавку дл€ возраста 16-25 лет. “акой показатель более четко вы€вл€ет начальное снижение пам€ти.  роме того, Ёѕѕ представл€етс€ нам недостаточно приемлемым дл€ индивидуальных исследований и потому, что мы не знаем исходного, преморбидного, состо€ни€ интеллекта и пам€ти у обследуемого.

     онечно, одни лишь количественные показатели по шкале пам€ти ¬екслера не дают
    полной характеристики мнестической функции обследуемого. ƒл€ этого необходим тщательный качественный анализ выполнени€ заданий по отдельным субтестам.

    “ест зрительной ретенции Ѕентона. “ест предложен A. L. Benton (1952) дл€ исследовани€ запоминани€ рисунков различных форм. –исунки, с помощью которых производитс€ проба Ѕентона, объединены в три формы -—, D, ≈. ¬се эти три формы эквивалентны и состо€т кажда€ из 10 карточек-образцов. Ќа карточке изображено несколько простых геометрических фигур. ¬рем€ экспозиции карточки - 10 с. «атем обследуемый должен
    воспроизвести нарисованные на карточке фигуры по пам€ти. ѕри этом оценка ответа
    производитс€ по количественному и качественному показател€м.  оличественна€ оценка ответа несложна, правильное репродуцирование оцениваетс€ в 1 балл, неправильное - в 0 баллов. —равнива€ соотношение правильно и неправильно выполненных заданий, мы получаем своеобразный показатель умственного ущерба. »меютс€ также две дополнительные формы F и I, кажда€ из них содержит по 15 карточек. Ќа каждой карточке-4 набора фигур.
    Ѕолее интересен качественный анализ получаемых с помощью , теста Ѕентона результатов. A. L. Benton составлена специальна€ , таблица возможных ошибочных репродукций каждой картинки-образца. ѕри этом различаютс€ ошибки, наблюдающиес€ у здоровых людей, и
    ошибки, типичные дл€ органической церебральной патологии.

    ѕо данным J. Poitrenand и F. Clement (1965), тест Ѕентона весьма эффективен дл€
    геронтопсихологических исследований. Ќа большой группе обследованных обнаружено
    заметное возрастание числа ошибок с возрастом, особенно после 60 лет.  роме того, было проведено сравнение результатов, полученных с помощью теста Ѕентона при обследовании практически здоровых лиц и страдающих органической церебральной патологией.

    ѕолучены также статистически достоверные данные, свидетельствующие; о том, что тест
    Ѕентона отчетливо вы€вл€ет органическую патологию. »сследование, проведенное у этих двух групп в возрастном аспекте, показало, что указанна€ разница данных с возрастом значительно уменьшаетс€. ќтмечено, что наличие одной "органической" ошибки возможно и у психически здоровых лиц, что может быть объ€снено фактором переутомлени€. Ќаличие двух "органических" ошибок представл€ет большую редкость даже у очень старых обследуемых, психически здоровых.

    Ќапример, на картинке дл€ исследовани€ по Ѕентону нарисованы две главные, крупные
    фигуры и одна мелка€. “ипичные дл€ здоровых людей ошибки: обследуемый забыл нарисовать одну из фигур, но он сознает это и оставил дл€ нее пустое место, либо он изменил расположение фигур на рисунке, поставив маленькую фигуру в правый верхний угол. ћогут быть и другие ошибки такого рода, при которых перемещаютс€ те или иные фигуры, но все они не считаютс€ патогномоничными дл€ органического поражени€ головного мозга.

    ѕримеры "органических" ошибок: больной разделил (позици€ B1) на фрагменты одну из
    основных фигур (иногда такое расчленение оригинала приводит к невозможности опознани€
    фигуры-образца) либо воспроизвел все фигуры в одной величине (¬2). ¬ыделено около дес€ти типов ошибок такого рода.

    –ис 2.  арта-образец в тесте Ѕентона

    Ќаиболее типичные ошибки, встречающиес€ у здоровых обследуемых: перестановка главной фигуры справа налево, неправильное перемещение главной фигуры по вертикали, поворот вокруг оси малой или большой фигур, сознательный пропуск малой фигуры, сознательный пропуск элементов фигуры, поворот вокруг оси или перемещение элементов фигуры.

    ѕримеры "органических" ошибок: полный или частичный пропуск малых фигур, повторение (дубликаци€) малых фигур, дубликаци€ основной фигуры, расположение периферической фигуры между главными или внутри главной, поворот фигур на рисунке на 90∞.

    ѕримеры "т€желых" ошибок, наиболее часто наблюдающихс€ при €вной органической церебральной патологии: тенденци€ к деформации фигур по размерам, повторение главной
    фигуры в одном и том же образце, повторение элементов фигуры в образце, контаминаци€
    (сплавление) фигур, тенденци€ к персеверации фигур, значительное искажение фигур, вставки в фигуры, полный пропуск образца.