¬ход   арта сайта
¬.ё. «авь€лов ЁЋ≈ћ≈Ќ“ј–Ќџ… ”„≈ЅЌ»  ƒ»јЌјЋ»«ј > ћ≈“ќƒ  –»—“јЋЋ»«ј÷»» ѕ–ќЅЋ≈ћ. Ћекци€ N22

ћ≈“ќƒ  –»—“јЋЋ»«ј÷»» ѕ–ќЅЋ≈ћ. Ћекци€ N22

    “о, что мы думаем, определ€ет то, во что мы верим.
    “о, во что мы верим, вли€ет на то, что мы выбираем.
    “о, что мы выбираем, определ€ет то, кем мы становимс€.

    ѕациент и проблема
    ѕо нашим данным, у 57,7% пациентов и клиентов изначально за€вленна€ проблема в процессе психотерапии трансформируетс€.

    Ѕолее того, пациент часто выражает разочарование в св€зи с тем, что проблема, разрешенна€ в процессе психотерапевтической работы, уже не €вл€етс€ дл€ него важной. “огда как действительно важна€ проблема осталась незатронутой. Ёто вызвано тем, что человек зачастую лишен возможности правильно формулировать свою проблему вербально.

    ¬ процессе психотерапии важность той или иной проблемы претерпевает изменени€. ќсновной и главной проблемой, в работе с которой заинтересован пациент, оказываетс€ совсем не та, которую он изначально за€вл€ет.

    ѕоэтому нас особенно интересуют те многочисленные факторы, которые лежат в основе проблем данного человека. Ќачинающий терапевт может сразу выдать решение, и дл€ терапевта проблема решена. ј вот пациент за€вл€ет, что ему нужно другое. ¬едь перед тем, как прийти к терапевту, он уже чрезвычайно много советов выслушал. ј проблема осталась.

    Ќеразрешенные проблемы извращают воспри€тие человека, его мышление, подавл€ют настроение, заполн€ют сознание, св€зывают энергию. “о, что человек думает о проблеме, зачастую важнее самой проблемы.

    ѕроблема особенно актуальна, когда она не вербализована, не сформулирована при помощи слов. » вместе с тем словами в полной мере нельз€ точно выразить чувства, мысли, прошлый опыт человека.

    ’арактеристики метода кристаллизации проблем
    ћетод кристаллизации проблем построен на принципе систематического эклектизма. Ёто значит, что он заимствует в других подходах все лучшее, что пригодно дл€ данного метода. √раницы с другими концепци€ми психотерапии не раздел€ют, а скорее соедин€ют его с ними.

    —пециалисты, работающие в этой традиции, стрем€тс€ объединить возможности многих концепций, техник, подходов.

    ћетод относитс€ к варианту кратковременной психотерапии, когда на одного пациента затрачиваетс€ не более 1,5-3 часов рабочего времени.

    ќтметим, что при работе данным методом важно учитывать не только непосредственный результат, но и отсроченную динамику, котора€ чаще имеет положительный характер и вы€влена нами у пациентов на прот€жении года и более после проведени€ терапии.

    ћетод кристаллизации проблем используетс€ как в групповой, так и индивидуальной психотерапии.

    ѕри групповом варианте группа мало структурирована. «а€вл€ютс€ лишь те стандарты группы, которые выдвигают сами участники в процессе работы. —оздаетс€ групповое сплочение, условие дл€ откровенности и высокого уровн€ довери€. Ёто можно называть групповой аурой.

    ќбычно используетс€ разработанный нами вариант двух кругов. ”частники первого, внутреннего круга активно работают, за€вл€€ свои проблемы. ”частники второго, наружного круга в течение групповой встречи пассивны. ќни разрешают свои проблемы, проециру€ их на за€вленные из первого круга. »х основна€ функци€ - давать обратную св€зь. “ем самым они как бы уравновешивают активность и порывы участников первого круга, сдержива€ их от неконструктивной де€тельности.

    —пециальные технологии метода
    ћетод кристаллизации проблем - это вербальна€ психотерапи€, использующа€ основные процедуры психотерапевтического воздействи€. ¬ их числе: слушание, молчание, задавание вопросов, отражение чувств, присоединение, интерпретаци€, обобщение, структурирование.

    ѕеречисленные процедуры получили широкое распространение в психотерапии. »м и другим техникам и технологи€м посв€щена специальна€ лекци€. ≈сть и специальные технологии, предложенные дл€ данного метода; частично мы уже касались их в лекции, посв€щенной клиническому интервью.

    ”прощение проблемы
      специальным процедурам, предложенным дл€ метода кристаллизации проблем, относитс€ процедура упрощени€ проблемы. ≈е суть сводитс€ к тому, что терапевт побуждает пациента взгл€нуть на за€вленную проблему максимально просто, отказатьс€ от всего необ€зательного дл€ данной проблемы, выделить само €дро проблемы. » тогда проблема представл€етс€ уже не столь важной и сложной.

    ќтделение проблемы от личности
    ¬ процедуре отделени€ проблемы от личности терапевт стремитс€ подвести пациента к пониманию того, что за€вленна€ проблема представл€етс€ случайной. »ли, по крайней мере, чужеродной дл€ пациента. » избавление от нее не поведет к каким-либо потер€м.

    ƒоведение проблемы до абсурда
    ƒоведение проблемы до абсурда - когда удаетс€ показать проблему как нелепую, смешную.

    ≈сли удаетс€ вызвать смех, шутки пациента в адрес его проблемы, то удаетс€ разрешить эту проблему или, по крайней мере, снизить ее остроту.

    ƒоведение проблемы до ее завершени€
    ѕроцедура доведени€ проблемы до ее завершени€ состоит в том, что проблема проигрываетс€ в воображении пациента, создаваемые ею ситуации довод€тс€ до конца. «десь пациент зачастую убеждаетс€ в отсутствии фатальных последствий в результате завершени€ ситуаций, приносимых проблемой, а значит, в необоснованности своих опасений и страхов.  роме того, проигрыва€ в воображении различные варианты разрешени€ проблемы, иногда даже несколько раз, пациент зачастую убеждаетс€ в том, что его страхи значительно преувеличивают саму проблему, и она не представл€етс€ столь значимой.

    “ехника сведени€ проблем к внутриличностным
    ѕациенты и клиенты часто свою неуспешность св€зывают с внешними обсто€тельствами. Ёто позвол€ет перекладывать ответственность с себ€ и оставатьс€ пассивным в решении проблемы.  огда в группе проблема начинает рассматриватьс€ как внутриличностна€, пациент уже не может оставатьс€ пассивным.

    ¬торой вариант состоит в том, что человек начинает активно отторгать данную проблему, сопротивл€€сь тому, чтобы она рассматривалась как внутриличностна€. “ем самым проблема подвергаетс€ определенной динамике, способствующей ее трансформации и разрешению.

    “ехнологи€ €зыковых замен
    ћы просим пациента замен€ть местоимение "мы" на "€". “огда его высказывани€ станов€тс€ более личными и ответственными. ѕросим замен€ть "должен" на "хочу, могу". “огда клиент обнаруживает, что часто он делает то, чегоо вовсе не желает. ѕросим заменить "хотелось бы" на "хочу". » в других высказывани€х избегать частицы "бы", котора€ создает неопределенность ситуации. ¬ некоторых ситуаци€х важно замен€ть "нельз€" на "нежелательно".

    ¬ажным представл€етс€ и переведение времени изложени€ событий - из прошлого в насто€щее, из насто€щего в будущее. ѕеревод€ проблему в насто€щее врем€ мы обостр€ем переживание проблемы.  огда же проблема переводитс€ из насто€щего в будущее, то ее переживание может см€гчатьс€, страх замен€етс€ тревогой.

    ¬ р€де случаев пространство реальной жизни важно перевести в тренинговое пространство. «десь можно по несколько раз проигрывать одни и те же ситуации.  ак бы отматывать кинопленку назад и начинать показ событи€ сначала. Ёто достигаетс€ путем использовани€ оборота "как бы". ќн и позвол€ет перевести из пространство реальной жизни в тренинговое, как бы ненасто€щее пространство.

     роме того, мы часто избегаем использовани€ частицы "не" и союза "но". ѕервую, особенно в устной речи, наш мозг игнорирует. “огда пон€тие получает противоположное значение. —оюз "но" сам по себе обозначает, что предшествующа€ ей часть предложени€ будет отрицатьс€ в последующей за ней. Ќапример, пациент говорит: "я чувствую себ€ уже хорошо, но, может быть, мне это только кажетс€".

    “ехника логической последовательности
     огда это важно дл€ терапии, мы помогаем пациенту логично строить свои высказывани€ и умозаключени€, соблюда€ правило: когда есть посылка "если", должно быть следствие "то".

    “ерапевт говорит подростку: "≈сли ты любишь свою маму, то..." » вы€сн€етс€ вс€ непоследовательность подросткового поведени€. Ћогическа€ последовательность дает иную точку отсчета, помогает люд€м предвидеть результаты своих действий.

    “ехнологи€ работы с амбивалентностью Ќаши основные психические процессы и состо€ни€ - чувства, эмоции, желани€, потребности, поведение - в целом амбивалентны. ј это значит, что они всегда, хот€ бы в некотором зачаточном состо€нии, содержат свою противоположность. “ак, в переживани€х любви всегда можно обнаружить ненависть, в гневе - жалость, в стремлении к де€тельности - желание оставатьс€ в покое и т.д.

    ќсознанно человек способен одновременно испытывать только одну эмоцию, переживать только одно чувство. “ак происходит чаще всего. » только при углубленном самоанализе удаетс€ обнаружить противоположную эмоцию или чувство.

    јктиваци€ противоположного психического процесса или состо€ни€ ведет к ослаблению интенсивности доминирующего процесса или состо€ни€. »ногда даже к переходу его в противоположное.

    Ќа два этих противоположных состо€ни€ как бы одна единица энергии. » когда уровень энергии в одном состо€нии увеличиваетс€, то в другом он уменьшаетс€. Ёнерги€ как бы перетекает в одно из состо€ний.

    ќсобенно €рко амбивалентность можно наблюдать у подростков. Ћюбовь подростка очень быстро может перейти в ненависть и наоборот. ≈го стремление вести гиперсоциаль-ный образ жизни смен€етс€ асоциальным поведением.

    –аботу с амбивалентностью можно представить в виде континуума.

    ¬ одной крайней точке доминирует психический процесс или состо€ние. ѕротивоположный процесс или состо€ние удаетс€ обнаружить с трудом, и они не оказывают видимого вли€ни€ на доминирующие. ѕо мере активации подавленных противоположностей доминирующие начинают ослабевать. » наступает такое равновесие, когда оба они представлены с одинаковой интенсивностью.

    Ёто середина континуума, точка абсолютной амбивалентности, когда у человека с одинаковой интенсивностью выражены два противоположных процесса и состо€ни€. ќчень трудно или невозможно сделать выбор между ними. ¬ дальнейшем на континууме начинает преобладать интенсивность противоположного процесса или состо€ни€. » во второй крайней точке континуума они подавл€ют ранее доминирующие.

     ак бы ни были подавлены противоположные процессы, их всегда можно обнаружить, а их активаци€ приводит к изменени€м в переживании и оценке доминирующих процессов и состо€ний.

    ѕроцедура приостановлени€ и разрушени€ апперцепции
    Ќаши собеседники часто думают и поступают согласно прежнему опыту, по установившимс€ шаблонам. „ем лучше обучаемость человека, тем быстрее образуютс€ шаблоны мышлени€ и поведени€. ∆ивущие прошлым опытом способны хорошо адаптироватьс€ лишь в традиционном обществе и тер€ют многие возможности в. нашем сегодн€шнем мире, единственна€ посто€нна€ характеристика которого - непрерывные изменени€.

     огда мы приостанавливаем апперцепцию, то человек вновь начинает видеть, слышать, чувствовать происход€щее в дне сегодн€шнем. ѕри этом резко возрастает уровень получаемой информации, измен€етс€ картина мира. ƒл€ этого есть р€д технологий. Ќекоторые из них св€заны с активацией свежего, детского воспри€ти€ мира, когда человек отстран€етс€ от имеющегос€ опыта. ѕолезно использовать, описанный выше, в лекции по 'трансактному анализу, ћарсианский взгл€д на мир.

    — другой стороны, приостановление апперцепции возможно путем тщательного анализа личностного опыта собеседника, в результате которого станов€тс€ неактуальными устаревшие и неправильные представлени€. ѕосто€нный

    ¬зрослый анализ ситуации с остановкой и специальным анализом фактического материала на апперцепцию до прин€ти€ каждого решени€ - еще один путь приостановлени€ и разрушени€ апперцепции.

    –азрушение отдельных фрагментов апперцепции важно, когда они ведут к болезненным состо€ни€м и жить с ними становитс€ безрадостно и даже невыносимо.

    “ри сло€ проблем: поверхностный, глубокий, экзистенциальный

    ¬ методе кристаллизации проблем важно работать в пределах, а еще лучше на пределе возможностей личностного роста, когда получаемые клиентом знани€ и умени€ могут реализоватьс€ в поведенческих модел€х.

    ” многих клиентов и пациентов вы€вл€ютс€ близкие проблемы. ¬ числе наиболее часто за€вл€емых в –оссии и республиках —Ќ√ можно назвать: проблемы выбора, ответственности, проблемы контрол€ внешнего и внутреннего; вины, тупика, отсутстви€ перспективы, довери€ к себе, довери€ к другим, проблемы потери цели, тревоги перед неопределенным будущим или страха перед безвыходным состо€нием в будущем.

    ¬ажно отметить, что большинство проблем во врем€ психотерапевтического процесса можно свести к нескольким основным, глубинным и, скорее всего, все проблемы могут сводитьс€ к экзистенциальным. ѕоэтому многие профессиональные психотерапевты работают и достигают мастерства, свод€ любые проблемы клиентов или пациентов к одной из своих излюбленных.

    ћетод кристаллизации проблем все проблемы подраздел€ет на три уровн€, распредел€ет их в трех сло€х:

    поверхностный слой повседневных, обыденных проблем;
    глубокий слой личностно важных проблем, главных на некотором этапе жизни;
    слой экзистенциальных проблем, важнейших на всех этапах жизни человека.
    ¬ данном подходе признаетс€ оптимальным работать с проблемой на том уровне, на котором она за€влена.

    »зучение глубин личности, данных о семье, раннем развитии не €вл€етс€ самоцелью, а проводитс€ ровно настолько, насколько это необходимо дл€ разрешени€ за€вленной пациентом проблемы.  роме того, накапливаетс€ все больше фактов, подтверждающих нашу гипотезу, согласно которой у каждого человека можно обнаружить слой психопатологического реагировани€', вы€вить, обострить или спровоцировать психические расстройства психотического уровн€.

    Ћюди, у которых психопатологический уровень достаточно легко выходит на поверхность сознани€, которые чувствуют наличие у себ€ этого уровн€ реагировани€, часто начинают интересоватьс€ психопатологией и психотерапией.

    “ак, студенты-медики начинают вне программы обучени€ читать литературу по психиатрии, приход€т в студенческий научный кружок по изучению психиатрии, устраиваютс€ на работу или просто посещают психиатрическую клинику. Ќекоторые из них затем выбирают себе специальность, св€занную с психическим здоровьем. Ќекоторые заболевают психическими расстройствами. ¬ третьей группе эти событи€ совмещаютс€.

    ¬ажно отметить, что заболевани€ у большинства из них протекают м€гче, а ремиссии бывают глубже и устойчивее. —кладываетс€ впечатление, что само изучение психиатрии и психотерапии этими людьми способствует облегчению течени€ их психических расстройств и дает ресурсы дл€ борьбы с психопатологией. ќднако вернемс€ к изложению метода.

    ѕ€ть уровней кристаллизации
    ¬ыдел€ютс€ п€ть уровней кристаллизации проблем:

    нулевой уровень - проблема остаетс€ без изменений, эффекта нет;
    первый уровень - проблема вербализуетс€, становитс€ €сной;
    второй уровень - проблема вербализуетс€, превращаетс€ в задачу, котора€ нуждаетс€ в разрешении;
    третий уровень - проблема разрешаетс€;
    четвертый уровень - обнаруживаетс€ общий подход к разрешению подобных проблем такого уровн€.
     огда проблема вербализуетс€ и становитс€ €сной, это начальный результат. ¬ажно сформулировать проблему таким образом, чтобы она трансформировалась в задачу, что-бы знани€ могли реализоватьс€ в поведении, а человек получил энергию дл€ де€тельности и свершений. Ёнерги€ же, затрачиваема€ на сдерживание себ€, на ограничение активности, на неделание, переключилась на позитивную де€тельность.

     ристаллизаци€ проблем - это психотерапи€ через позитив в человеке. ѕсихотерапи€, где необходимо найти у пациента ресурсное состо€ние, к которому человек сможет возвращатьс€ и избавл€тьс€ от подавленности, находить энергию и оптимизм дл€ активной де€тельности.

    ¬ысший уровень кристаллизации предполагает переход от работы с содержанием проблемы - така€ терапи€ может оказатьс€ очень длительной или даже бесконечной - к работе с формой и процессом психогенеза, нос€щими более общий характер и позвол€ющими обнаружить общий подход дл€ разрешени€ сходных проблем данного уровн€.

    ƒанные о двухстах клиентах и пациентах
    ¬ насто€щей лекции представлены данные о двухстах клиентах и пациентах, прошедших терапию методом кристаллизации проблем.  аждый из них был участником первого круга психотерапевтической группы. »х возраст - от 17 до 68 лет. ¬ их числе бьыо 36 % мужчин и 64% женщин.

     лиенты и пациенты за€вл€ли проблемы разного уровн€. “ак, повседневные проблемы поверхностного сло€ за€вило 62%. √лубокие личностно значимые проблемы второго уровн€ - 31%. » экзистенциальные проблемы третьего сло€ - 7% пациентов. ќбща€ закономерность состоит в том, что в начале работы чаще за€вл€ютс€ проблемы неглубокие, и только в процессе терапии клиенты начинают за€вл€ть более глубокие проблемы.

    «десь важно отметить, что часть из них пришла в терапевтические группы после единственной консультации. ƒругие были направлены дл€ групповой терапии после курса индивидуальной.

    ¬ процессе групповой работы за€вленные проблемы претерпевают определенную динамику. ќни могут оставатьс€ в пределах своего сло€, могут переходить в более глубокий слой. ” 44% клиентов в процессе кристаллизации проблемы остались в том слое, в котором были за€влены. ” 52% - опустились на один слой ниже. » у 14 % в процессе кристаллизации проблемы опустились на 2 сло€ ниже. ќбратного движени€ с более глубоких в менее глубокие уровни не отмечено. ’от€ теоретически это, несомненно, допустимо.

    “аким образом, более чем в половине случаев в процессе кристаллизации проблемы перешли на более глубокий слой. Ёто оказалось необходимым дл€ их разрешени€.

    Ќа этапе завершени€ работы групп вы€влена ина€ частота распределени€ проблем по уровн€м. ѕроблемы первого сло€ вы€влены у 21%, второго сло€ - у 50% и третьего сло€- у 39 % пациентов.

    »так, вы€влена €вна€ тенденци€ осознани€ клиентами своей проблемы как более глубокой.

    Ќа период окончани€ работы с клиентами и пациентами вы€влены следующие уровни кристаллизации за€вленных ими проблем.

    Ќулевой уровень - проблема осталась без динамики - у 16% пациентов.
    ѕервый уровень - проблема вербализована - у 34%.
    ¬торой уровень - проблема вербализована и превратилась в задачу - у 34%.
    “ретий уровень - проблема вербализована и разрешена - вы€влен у 12%.
    „етвертый уровень - 4% - когда обнаруживаетс€ общий подход к разрешению подобных проблем.
    “аким образом, дл€ 84 % клиентов и пациентов метод оказалс€ эффективным.

    „етыре составл€ющих метода

    ѕсихотерапевтический сеанс с использованием метода кристаллизации проблем может состо€ть из р€да составл€ющих. ќб€зательны четыре из них: присоединение - кристаллизаци€ проблем - терапевтическое завершение - отсоединение.

    Ќа этапе присоединени€ мы подстраиваемс€ к клиенту или пациенту. ¬прочем, о присоединении и отсоединении достаточно подробно сообщаетс€ в лекци€х об основных технологи€х психотерапевтического интервью.

    «атем провод€тс€ техники кристаллизации проблем. ќ них сообщено в данной лекции.

     огда проблема получила возможный уровень кристаллизации, осуществл€етс€ терапевтическое завершение. “акое завершение в значительной степени зависит от особенностей менталитета клиента. “ак, по нашему опыту работы, в –оссии люди часто настроены, чтобы проблема была полностью разрешена пр€мо на встрече с терапевтом, чтобы все точки были расставлены здесь же. ¬ Ћитве клиенты настроены, чтобы проблема была €сна и обсуждена во всех детал€х, а вот конкретное практическое решение и шаги по его реализации они желают принимать самосто€тельно. ¬ “уркмении - чтобы проблема обсуждалась иносказательно, метафорично, а пациент уже самосто€тельно принимал решени€, исполн€л их и сообщал только о результате. ѕричем это касаетс€ только мужчин.

    —феры применени€ метода
    ћетод кристаллизации проблем находит применение как самосто€тельный, единственный метод в лечении пациентов.  роме того, он используетс€ на начальном этапе психотерапии дл€ четкого отбора пациентов и распределени€ их по специалистам, работающим при помощи различных методов психотерапии. Ётот метод используетс€ и дл€ работы с "трудными", длительно болеющими людьми, которые неудачно лечились различными методами психотерапии.

    ¬ завершении лекции важно отметить, что метод кристаллизации проблем хорошо совместим с многими другими подходами вербальной психотерапии. „то, несомненно, обеспечит ему все более широкое распространение.