¬ход   арта сайта
¬.ё. «авь€лов ЁЋ≈ћ≈Ќ“ј–Ќџ… ”„≈ЅЌ»  ƒ»јЌјЋ»«ј > ќЅў»≈ ѕќЋќ∆≈Ќ»я ѕ—»’ќ“≈–јѕ»». Ћекци€ N5

ќЅў»≈ ѕќЋќ∆≈Ќ»я ѕ—»’ќ“≈–јѕ»». Ћекци€ N5

    —воеобразие российского менталитета
    ћенталитет людей в нашей стране отличаетс€ значительным своеобразием

    ќбратимс€ к работам психологов, которые пишут о философском характере русского склада ума, настроенного не на рефлексию, а на верование Ёта вера основывалась на раз витом воображении, мифологичности, сказочности российского сознани€ »менно вера в идеал позвол€ла человеку вырватьс€ за пределы обыденности, вынести всю т€жесть реальности Ёту веру нельз€ было назвать оптимистической, но она стала основой особой черты исторического русского характера - долготерпени€

     оммунистическа€ эпоха принесла не только пр€мое насилие, но превращение лжи в социальный институт, причем лжи, искусно привитой на веру в идеал Ёто разрушило естественную цельность индивидуального сознани€, его способность к адекватному отражению реальности

    Ѕог €вил миру ’риста как образец страдани€, как образец состо€ни€ души и духа страдающего и показал ¬оскресение как исход этого страдани€ через постижение человечности “ак Ѕог учил людей страданию, приблизив идеал к человеку и показав путь от человека к идеалу.

    Ќо не все противоречи€ привод€т к страданию и возвышению духа ƒругой формой их воспроизведени€ €вл€етс€ ожесточение и опустошение, зло, овладевающее пустой душой, не способной страдать

    —пецифика российской ментальности, состо€ща€ в цементирующей роли морального начала, котора€ была всегда присуща русскому обществу и составл€ла его цельность, --соборность, разрушаетс€ дифференциацией разных слоев ‘актически целое состоит из большинства социально неадаптированных слоев, дл€ которых задачи выживани€ свод€тс€ только к сохранению жизни и здоровь€, дл€ интеллигенции еще возможности профессиональной работы, что не приводит к развитию социального мышлени€ и расширению социальной жизни

    “олько осознание себ€ в роли субъекта, только преодоление "рабского", доставшегос€ от тоталитаризма, способно вернуть жизненную активность и уверенность огромному количеству людей »х жизненно-практическую позицию нельз€ изменить даже повышением материального благосос то€ни€ (что и не реально) ќна может быть изменена только у тех и только в той мере, в которой может быть позитивно настроено, расширено их сознание Ётот путь, в принципе отвергнутый марксизмом, провозгласившим примат быти€ над сознанием, €вл€етс€ еще не исчерпанным источником возрождени€ российского духа.

    ѕсихолог ».ј ƒжидарь€н (1987) пишет, что на прот€жении тыс€челетней российской истории православна€ идеологи€ настолько органично переплелась с традици€ми, веровани€ми, умонастроением и мировоспри€тием народа, что дает основание говорить многим авторам не просто о русском, а о русско-православном менталитете —частье воспринимаетс€ не само по себе, не как отдельный и самодостаточный факт или сторона жизни, а в соотношении и через призму своих противоположностей - страдани€ и несчасть€ Ѕолее того, все возможные радостно-счастливые состо€ни€ земной человеческой жизни как бы отодвигаютс€ на вторые позиции, уступа€ первенство несчастью и св€занным с ним переживани€м »менно такие причинно-следственные отношени€ между счастьем и несчастьем просматриваютс€ в большинстве русских народных пословиц и поговорок Ќапример "√ор€ бо€тьс€ - счасть€ не видать", "Ќе было бы счасть€, да несчастье помогло", " то нужды не видал, тот и счасть€ не знавал", "√де горе, там и радость" и др

    ¬ контексте нашей темы важным представл€етс€ сам факт того, что объективно складывавшиес€ дл€ русского народа на прот€жении столетий услови€ существовани€ - исторические, территориально-географические, природные, хоз€йственно-экономические и др - не давали ему никаких оснований дл€ довольства и безбедной жизни ќни лишь способствовали формированию таких особенностей характера, системы ценностей и мироощущени€, которые определ€ли и его понимание и воспри€ти€ счасть€-несчасть€.

    ¬ частности, в свете этого факта объ€снимо и то, почему "земл€ –усска€" оказалась столь благодатной дл€ воспри€ти€ и укоренени€ христианской идеологии, дл€ которой центр т€жести в земном существовании человека представл€етс€ смещенным в сторону несчасть€ и, по образному выражению ¬. “атаркевича, €вл€етс€ скорее "долиной плача", чем "садом радости" ("ќ счастье и совершенстве человека". ћ., 1981).

    ¬ свою очередь, в русском православии усиливаетс€ внимание к духовно-нравственным основани€м этого сдвига. –азвиваетс€ и обогащаетс€ христианска€ иде€ св€зи души и страдани€: страдание наполн€етс€ глубоким духовным смыслом, начинает олицетвор€ть подлинность человеческого быти€, истинность человеческой личности. » на прот€жении веков разными пут€ми и в разных формах развиваетс€ и укрепл€етс€ одна из основополагающих дл€ русского сознани€ формул, которую гениально просто выразили по отношению к себе наши самые великие поэты - ј. —. ѕушкин: "я жить хочу, чтоб мыслить и страдать"; ћ.ё. Ћермонтов: "я жить хочу! ’очу печали любви и счастию назло".

    ¬ системе жизненных ценностей русского народа страданию придаетс€ благостный, нравственно очищающий и духовно- возвышающий смысл: им определ€етс€ обща€ душевна€ отзывчивость человека.

    ќбостренное и повышенное внимание к печальным сторонам жизни в сознании и мировоспри€тии русского народа определили, в свою очередь, и весьма скромные позиции в них счасть€ и его составл€ющих. —частье чаще всего воспринимаетс€ как мечта, как идеал - "счасть€ искали, счасть€ не нашли" ( .Ѕальмонт) или, в лучшем случае, как отдельные мгновени€ и быстротечные эпизоды жизни - "радость коротка€" (—. ≈сенин) - которые трудно и невозможно удержать. —ознание как бы противитс€ иллюзорности и мимолетности состо€ний мирского благополучи€ и переживаний радости. "—частью не верь, а беды не пугайс€" - по-житейски мудро и по-доброму наставл€ет русска€ народна€ пословица.

      числу наиболее удивительных особенностей русского менталитета, котора€ отразилась и в представлении русских людей о счастье, относитс€, как известно, способность объедин€ть самое противоположное, взаимоисключающее, "устремленность к крайнему и предельному" (Ќ. Ѕерд€ев), когда "бездонна€ глубь и необъ€тна€ высь сочетаютс€ с какой-то низостью, неблагородством, отсутствием достоинства, рабством".

    —ведени€, важные дл€ стратегии развити€ и построени€ психотерапии, приводит ».ј. ƒжидарь€н.

    »так, психологи выдел€ют типичные, сложившиес€ в течение веков характеристики российского менталитета в форме утверждений и диад преобладани€ одного над другим.   утверждени€м относитс€ развитое воображение, мифологичность и сказочность российского сознани€. «десь можно добавить - еще и мышлени€. Ёто приводит к поискам идеала и к вере в идеал. Ёто приводит к долготерпению, к способности долго переносить плохие услови€ жизни. ћифологичность сознани€ и мышлени€ обеспечивает абстрагирование от внешнего мира. ј развитость воображени€ усиливает возможности жить в воображаемом пространстве. Ёто создает все предпосылки дл€ долготерпени€. », как будет сказано ниже, это создает совершенно особые услови€ дл€ технологичного сознани€ и мышлени€.

    Ћюди с российским менталитетом часто обладают повышенными творческими способност€ми. ѕоэтому мы можем быть отличными творцами идей. ј вот воплощение технологий, требующее конкретного, четкого мышлени€, отработки всех деталей, ежедневного кропотливого труда, - это часто не наша стихи€. ѕоэтому развитие технологичного мышлени€ дл€ нас крайне важно. », конечно же, просто необходимо расширение сознани€.

    –оссийский человек склонен к крайност€м. »ли все - или ничего. »ли работать, отдавшись полностью делу или бездельничать. Ёта черта, возможно, св€зана с суровым климатом нашей страны. ƒостаточно короткое лето - период заготовок впрок и весьма длинна€ зима - период ленивого потреблени€ заготовленного.

    ƒл€ человека с российским менталитетом важнее верование, чем рефлекси€. ¬ажнее правила морали, чем установки закона. ¬ажнее страдание, чем радость. ¬ажнее переживание грусти, чем счасть€. ¬ажнее коллективизм, чем индивидуализм.

    ѕриверженность одной теории, эклектизм и общетеоретическа€ ориентаци€

    ¬озможны три главных подхода к профессии:

    1) приверженность одной теории, одному подходу;
    2) эклектизм - приверженность многим подходам;
    3) общетеоретическа€ ориентаци€.

    ѕриверженность одному подходу дает, с одной стороны, глубокое проникновение в предмет, исчерпывающие знани€ теории и практики, а с другой стороны - ограничени€, св€занные как раз с возможност€ми одного подхода, одного метода.

    Ёклектизм приводит к тому, что специалист знает кое-что выборочное из различных теорий и практик. ќн может достигать эффективности, особенно на начальных этапах работы. » все же этот специалист достаточно скоро столкнетс€ с недостатками своей поверхностной подготовки, с отсутствием основных, стержневых, базовых представлений.

    ќбщетеоретическа€ ориентаци€, или общий континуальный подход, или систематический эклектизм, - это такой профессиональный подход, где вначале специалист €вл€етс€ последователем одной теории. »зучает все, что известно в данной области. ј уже затем, приобрет€ профессиональный фундамент, начинает выходить за пределы данной, базовой дл€ него теории. “акой профессионал может использовать концептуальные представлени€ одних теорий, а техники и практические подходы других. ¬ своем профессиональном развитии он стремитс€ к созданию метатеории психотерапии.

    —воеобразие личности в разные возрастные периоды

    —огласно распространенной точке зрени€, терапевт помогает человеку изменить взгл€д на мир, жизненную ситуацию, жизнь в целом.  огда человек изменит свой взгл€д, при необходимости он изменит реальность. ≈сли это не удаетс€, изменит отношени€ к этой реальности. ј значит, научитс€ по-новому воспринимать ее и жить в этом мире.

    „ем дольше мы живем, тем больше обучаемс€ переносить трудности и тем меньше радуемс€ жизни. —трасти, кипевшие внутри нас, утихают. ѕрекращаетс€ и состо€ние "гражданской войны", в котором находились мы сами с собой. ∆изнь как бы остывает. ≈сть ли выход?

    „ем дольше мы живем, тем большее значение приобретает дл€ нас наш внутренний мир. Ќа более ранних этапах жизни особенно важно правильное заполнение нашего внутреннего мира. ј на более поздних важна его гармони€. »ли, по  . ёнгу: "ѕерва€ половина жизни - это достижени€: учеба, поиски работы, женитьба. «ато во второй половине жизни наступает врем€, когда может развитьс€ собственное, неповторимое "я". ≈сли этого не происходит, если человек, как в молодости, настроен на приобретени€ и стремлени€ кого-то догнать, он заболевает. Ќепременно заболевает. »бо правила послеполуденной жизни кардинально отличаютс€ от правил жизни утренней".

    ¬ разные возрастные периоды у человека разные экзистенциальные задачи. ѕравильное вы€вление и активность по их реализации позвол€ют сохран€ть и развивать здоровье. ¬прочем, согласно китайской пословице, "нужно быть больным, чтобы дожить до старости". Ёту мудрость можно понимать и так: только больной заботитс€ о своем здоровье и живет долго.

    ѕоказани€ и противопоказани€ дл€ психотерапии

    ѕоказани€ дл€ терапии очень широки. ѕримен€€ медицинскую, психологическую и педагогическую модели психотерапии, можно сказать, что психотерапи€ показана во всех тех случа€х, когда дл€ нее отсутствуют противопоказани€. ѕоэтому важнее ответить на вопросы: какие социальные и возрастные группы больше других нуждаютс€ в психотерапии? √де наши усили€ окажутс€ эффективнее?  акой должна быть эффективна€ психотерапи€? ј вот проводитьс€ терапи€ может только в тех случа€х, когда клиент или пациент мотивирован и от него получено информированное согласие на участие в психотерапии. ƒума€ о показани€х к лечению, уместно знать аксиому ѕола √ордона (1969): " акое лечение, кем проводимое наиболее эффективно дл€ данного человека и с какой целью, при каких обсто€тельствах оно проводитс€".

    »так, психотерапи€ показана в тех случа€х, когда отсутствуют противопоказани€ дл€ ее проведени€. ћожно назвать три таких главных противопоказани€:

    по жизненным показани€м необходимо иное, не психотерапевтическое воздействие;
    психотерапи€ не эффективна;
    психотерапи€ противопоказана в св€зи с морально-этическими ограничени€ми.
    “еперь разъ€сним противопоказани€ на примерах.

    ” человека высока€ температура. ћы можем снизить ее, погрузив пациента в гипноз. ј можем, диагностировав опасное и бурно развивающеес€ инфекционное заболевание, провести лечение антибиотиками и сульфаниламидами и снизить температуру, таким образом вылечив пациента. ¬ этом случае по биологическим показани€м необходимо лекарственное, а не психотерапевтическое воздействие.

    »ли еще один пример. ” человека, проживающего в так называемой "гор€чей точке страны", - страх нападени€, страх за свою жизнь. ѕри помощи индивидуального и группового психотерапевтического воздействи€ можно уменьшить этот страх. » человек с пониженным чувством опасности может стать жертвой нападени€. ѕоэтому здесь нужны не психотерапевтические, а социальные меры защиты данного человека.

    ѕереходим ко второму противопоказанию. ѕсихотерапи€ не эффективна, например, тогда, когда у т€жело больного человека не образуютс€ условные рефлексы. ¬озможно, вас прос€т работать с т€жело слабоумным человеком. » вы понимаете, что уровень его психического развити€ настолько низок, что ваши усили€ попросту не будут оставл€ть никаких следов в его мозгу.

    ¬ других случа€х терапи€ не эффективна в исполнении конкретных специалистов с конкретными клиентами или пациентами. ќдни специалисты чувствуют себ€ не эффективными с детьми, другие - с пожилыми людьми. ” кого-то хуже результат при работе с определенными расстройствами. Ќапример специалист эффективно работает с истерическими нарушени€ми и не эффективно с нав€зчивост€ми, и т.д.

    ѕротивопоказани€ в св€зи с морально-этическими ограничени€ми очень завис€т от конкретной школы психотерапии.

    »звестно, что совершенно недопустимое в одной школе приветствуетс€ и одобр€етс€ в другой школе как наиболее правильный стиль поведени€. “радиционный психоаналитик об€зан соблюдать нейтральность в отношени€х с пациентом, тогда как специалист в области гештальт-терапии, и особенно поведенческой терапии, во врем€ сеанса активен, эмоционален, стимулирует пациента.

    ¬о многих школах запрещена психотерапи€ без обратной св€зи, когда терапевт выступает перед аудиторией клиентов и пациентов, и каждый из них лишен возможности диалога с терапевтом.

    ¬о многих школах запрещены интимные отношени€ с клиентами и пациентами.

    —облюдение морально-этических правил €вл€етс€ гарантией того, что терапевт будет прин€т своим профессиональным сообществом, что его работа будет эффективной.

    ‘акторы, определ€ющие эффективность психотерапии

    “аких факторов семь:

    1) ожидани€ пациента;
    2) значение дл€ пациента лечени€ и излечени€;
    3) характер проблем или заболевани€ пациента;
    4) то, насколько клиент готов к сотрудничеству;
    5) ожидани€ терапевта;
    6) опыт терапевта;
    7) специфическое воздействие конкретных методов психотерапии.

    Ёффективность психотерапии св€зана с ожидани€ми пациента: насколько он мотивирован на психотерапию; насколько он считает, что именно этот терапевт ему поможет. ѕриведем пример.

      нам обратилс€ пациент. ќн был злостным курильщиком, но осознавал, что надо прекращать курение, что оно вредно отражаетс€ на здоровье. Ѕудучи вместе с тем врачом-психотерапевтом, он на конференци€х, на курсах повышени€ квалификации как бы попутно обращалс€ за помощью от курени€.

    —вое обращение он построил следующим образом: "я лечилс€ у многих известных и знаменитых специалистов: в ћоскве у такого-то, в —анкт-ѕетербурге у такого-то, в ’арькове у такого-то, в Ќовосибирске у такого-то, даже у психотерапевта из Ќью-…орка... и они мне не помогли. “еперь € приехал к вам на учебу и хочу попробовать лечитьс€ у вас".

    ” данного пациента желание лечитьс€ носит €вно амбивалентный характер. ќн и желает избавитьс€ от курени€, и не желает этого, ожида€ провала терапевтических усилий.

    Ѕолее того, его рассказ позволил нам описать психологическую игру " олобок". »спытыва€ противоречивое желание - избавитьс€ от курени€ и продолжать курение, - пациент рассказывает, как он ушел от многих терапевтов, продолжив свое курение. “ака€ психологическа€ игра характерна дл€ многих пациентов с амбивалентной установкой на терапию. ¬прочем, психологическим играм будет посв€щена специальна€ лекци€ в разделе трансактного анализа.

    Ёффективность психотерапии св€зана со значением дл€ пациента лечени€ и излечени€.  огда пациенту важно улучшить свое состо€ние, вылечитьс€ - эффективность терапии повышаетс€.  огда ему важно стать еще более изощренным пациентом - эффективность падает.

    ¬спомним традиционный дл€ нашей страны адаптивный образ человека и сравним его с аналогичным образом в —Ўј. ” нас это серый, бедный, бледный, больной и несчастливый человек, которому и лечение помогает "не очень". “аков адаптивный и конкурентоспособный в нашей социальной среде образ. ј вот в —Ўј это активный, цветущий, напористый и безусловно здоровый человек. ќн сам выбрал себе профессионала-терапевта и не ошибс€. ѕсихотерапевт ему помог, теперь он здоров.

    ѕо мере изменени€ социальных условий и роста конкуренции в нашей стране адаптивный образ будет смещатьс€ в сторону человека успешного, результативного, счастливого.

    Ёффективность психотерапии св€зана и с характером проблем или заболеванием пациента.

    ѕри некоторых проблемах и заболевани€х терапи€ может быть эффективной, при других - нет. ќб этом мы уже говорили, обсужда€ противопоказани€ дл€ психотерапии.

    Ёффективность терапии св€зана с тем, насколько клиент готов к сотрудничеству, насколько он стремитс€ выполн€ть рекомендации терапевта; насколько готов тратить свои временные и финансовые ресурсы на терапию.

    ¬едь хороша€ терапи€ требует затрат времени и не может быть дешевой. “ак называемое бесплатное лечение, которое на самом деле проводитс€ за счет государства или за счет терапевта, почти всегда наименее эффективно. Ѕыть готовым к сотрудничеству - это значит и осознавать, за чей счет осуществл€етс€ терапи€. “ак участница нашего тренинга "ќчарование денег" в ≈катеринбурге за€вила, что будучи религиозным человеком, бесплатного она избегает, ибо понимает как плату бесу.

    Ёффективность терапии св€зана с ожидани€ми терапевта.  аждый терапевт имеет свой профессиональный миф: как он представл€ет себ€ в профессии, как он видит себ€ глазами клиентов и пациентов.

    ¬ профессиональный миф терапевта об€зательно вход€т его представлени€ о собственной эффективности. Ёти представлени€ могут более или менее соответствовать реальности. Ётически сложным €вл€етс€ вопрос: как же быть с ожидани€ми терапевта. ѕриведу пример.

    ѕо жалобе пациентки комисси€, составленна€ из работников аппарата городского отдела здравоохранени€, провер€ла работу опытного врача-психотерапевта. ¬рач доказывал свою высокую эффективность в лечении пограничных психических расстройств и зависимости от алкогол€.  омисси€, дотошно изучив всю возможную документацию, пришла к заключению, что число выздоровлений при пограничных психических расстройствах у данного специалиста выше, чем в целом по городу, на 30 %, а не на 40%. ј длительность ремиссий при алкогольной зависимости выше, чем средние показатели по городу, на 20-25 %, а не на 30-35%, как увер€л данный специалист. Ёти данные опубликовали в городской прессе.

    ј вскоре указанный специалист обратилс€ за профессиональной помощью к психотерапевту с св€зи с тем, что он не мог работать, так как больше не верил в свои силы. ќказалось, что комисси€, состо€вша€ из чиновников, настолько разрушила его представлени€ о собственной профессиональной эффективности, что он уже не мог работать. » убеждени€ о том, что он лучше многих других, его утешали слабо.

    ¬ажно отметить, что ошибка доктора была в том, что он не насто€л на включении в комиссию представител€ профессионального психотерапевтического сообщества, компетентного в защите профессиональных прав терапевта и облеченного полномочи€ми своей организацией.

    Ёффективность терапии св€зана с опытом терапевта. ƒл€ начинающего терапевта характерно то, что он диагностирует проблемы и с энтузиазмом принимаетс€ за их разрешение. ќпытный же терапевт диагностирует проблемы и беретс€ за разрешение тех из них, которые представл€ютс€ разрешимыми в данных услови€х доступными ему методами.

    Ёффективность психотерапии св€зана и со специфическим воздействием конкретных методов психотерапии.

    Ќапример, к психотерапевту приходит пациент с остро возникшими страхами и реакци€ми паники. “ерапевт при помощи техник нейролингвистического программировани€ или гештальт-терапии может сн€ть эти реакции, а затем уже работать с пациентом в одной из личностно-ориентированных концепций.

    »ли же терапевт предложит пациенту классический психоанализ. » тогда через полгода терапии они могут подойти к причинам страхов и реакций паники.

    ¬ другой же ситуации пациент предъ€вл€ет жалобы на не успешность и неудовлетворенность жизнью. “ерапевт предлагает ему зан€тьс€ классическим психоанализом, и они вместе через полгода добираютс€ до причин не успешности и неудовлетворенности жизнью.

    “ак можно прокомментировать эффективность психотерапии. ¬ысказываютс€ и другие точки зрени€ по этому вопросу.

    „еловек в центре мироздани€

    ¬с€кое терапевтическое вмешательство в какой-то мере может считатьс€ успешным, в какой-то - нет. ¬ основе неуспеха в частности лежит недостаточна€ включенность терапевта во взаимодействи€. ќна не может быть компенсирована ни профессиональными навыками, ни знанием теории. —мещение внимани€ с жизни пациента на симптом или диагноз - глубинна€ причина непонимани€, что собой представл€ет человеческое существо.

    ƒл€ нас важен подход, который облагораживает человека, верит в него, ставит в центр мироздани€ конкретного человека, де€тельного, делающего выбор, принимающего решени€. Ћюди растут согласно своим потенциалам и услови€м дл€ роста. ќбсуждение сильных сторон личности оказываетс€ крайне полезным и важным. ј выделение и акцентирование всего позитивного - общее, метатеоретическое пон€тие, присущее многим направлени€м современной психотерапии. ¬едь вы€вление всего позитивного ведет к активности и достижению результата, обеспечивает оптимизм и чувство безопасности. “огда как обнаружение и концентраци€ внимани€ на всем негативном приводит к поражению, в тупик или в лучшем случае к пассивности. ѕоэтому мы прибегаем к позитивному оформлению даже негативной ситуации, использу€ в частности технологии поглаживани€ и рефреминга. ќб этом мы будем говорить в специальной лекции.

    ѕсихотерапи€ и психолого-акмеологическа€ поддержка

    — идеей позитивности тесно св€зано и прин€тие решений, одно из центральных событий в терапевтическом процессе. ¬ажно, чтобы человек, принимающий решение, был наполнен энтузиазмом и оптимизмом, освобожден от жалких воспоминаний, злонамеренности, €вной и скрытой агрессии.

    ѕриведем дословно высказывание уважаемого профессора психолога и философа  .ј. јбульхановой (1997): "ѕсихолого-акмеологическа€ поддержка значительно отличаетс€ ол психотерапевтической, хот€ иногда использует и ее средства. ≈е не стоит рассматривать как альтернативу психотерапии

    ѕервое различие продиктовано самой жизнью:
    психотерапи€- поддержка дл€ узкого весьма обеспеченного сло€ населени€, а психотерапевты - при всей их гуманистической подготовке - имеют коммерческую ориентацию. ћежду тем в психологической поддержке нуждаютс€ самые широкие массы. Ёту поддержку до насто€щего времени оказывали психологи, работающие в разных социальных службах - зан€тости, социального обеспечени€, а также - в определенной мере социальные работники. ќбществу необходимо создание самой широкой сети психолого-акмеологических центров, которые выполн€ли бы функции реабилитации, поддержки, оптимизации психологических состо€ний личности, повышени€ ее оптимизма, адаптированное(tm), жизнеспособности. «нание психологии и акмеологии необходимо не только социальным работникам, имеющим дело с дефицитарными сло€ми населени€, но и тем руководител€м и служащим, которые принадлежат к тем силам общества, которые способны оказывать вли€ние и на его психологию, общественное сознание, поддерживать жизнеспособность людей. ѕроблема оптимизма или пессимизма сегодн€ перестает быть сюжетом утонченных философских изысканий. Ёто проблема жизненного тонуса общества и- в конечном итоге - его жизнеспособности. Ётот угол зрени€ на общество не только как на экономическую или социальную структуру, но на организм, состо€щий из живых людей, должен, на наш взгл€д, быть осознан, осмыслен и практически реализован".

     онечно, у нас мало психотерапевтов. » сегодн€ така€ ситуаци€ уже не может устраивать. ѕоэтому важно широко готовить специалистов по психотерапии.  оммерческа€ ориентаци€ психотерапевтов отмечаетс€ не только у нас, а во всех развитых странах. ћожно ли ее сегодн€ оценивать однозначно отрицательно? ¬едь именно она сможет помочь создать рынок психотерапевтических услуг. » только часть психотерапевтов ориентирована коммерчески. Ѕольшинство же специалистов работает в государственных учреждени€х за очень скромную и нерегул€рно выплачиваемую заработную плату. “олько психотерапи€ собрала в себе технологии психологического воздействи€ на человека. » в области психотерапевтических технологий важно готовить разных специалистов. ¬ первую очередь психологов, социальных работников, социальных педагогов.

    ∆изненный тонус и оптимизм общества

    ѕроблема жизненного тонуса общества, оптимизма и пессимизма, как уже сообщалось выше, во многом €вл€етс€ психотерапевтической. » психотерапевты с разработанной системой технологий воздействи€ на клиентов и пациентов, несомненно, могут играть важную роль в создании оптимистической жизненной установки общества.

    Ќе очень пон€тно, как это психологи и социальные работники "иногда используют средства психотерапии". ¬ажно, чтобы психологи и социальные работники обучались психотерапии и получали соответствующие сертификаты, позвол€ющие заниматьс€ психотерапевтической практикой. ќб этом подробно мы будем говорить в специальной лекции об образовании в области психотерапии.

    ќпосредованна€ психотерапи€ и выбор психотерапевта

     аждый человек любит свои галлюцинации, свои мифы и не очень-то желает расставатьс€ с ними. ¬месте с тем, в нашем по большей части материалистическом обществе необходимо опосредовать психотерапию через что-то материальное.

    “ак, на одном из показательных сеансов известного западного психотерапевта были блест€ще применены самые современные техники терапии. Ќа присутствовавших отечественных специалистов это произвело очень большое, пр€мо неизгладимое впечатление. “ерапевт также был доволен своей работой. » каково же было удивление и разочарование присутствовавших на демонстрации, когда пациент сказал: "ƒоктор, мы так хорошо поговорили, а когда же вы будете мен€ лечить?" ѕереводчик и тот был смущен, когда переводил это казавшеес€ крамольным за€вление. ћногие присутствовавшие, наверно, подумали, что это неправильный пациент, что он не дорос до таких филигранных и мастерски проведенных методов терапии.

    ƒа, действительно, в нашей стране другие пациенты. ћногие из них нуждаютс€ в опосредованной психотерапии.

    “акими средствами опосредовани€ могут €вл€тьс€: инструментальные процедуры, массаж, использование плацебо, биологически активных добавок.  роме того, безусловно, врем€ и деньги.

     аких же терапевтов выбирают себе современные клиенты и пациенты в –оссии? ѕо большей части они выбирают вовсе не психотерапевтов, а специалистов в области парапсихотерапии. ќтчасти это обуславливаетс€ традици€ми. ќтчасти тем, что парапсихотерапевты все чаще и в большем объеме используют в своей работе психотерапию. ј наиболее прогрессивные из них даже получают образование в области психотерапии.  роме того, парапсихотерапевты - в отличие от терапевтов - занимаютс€ рекламой своей де€тельности и созданием своего образа. ћногие из них уже заработали достаточно средств дл€ такой де€тельности. ѕсихотерапевты в –оссии этим не занимаютс€ совсем. ѕоэтому в обществе складываетс€ образ психотерапевта под впечатлением от активности телевизионных психотерапевтов и специалистов, зан€тых кодированием.

    ¬  расно€рске, Ќовосибирске и ћоскве мы специально исследовали - исход€ из каких критериев пациенты обращаютс€ к тем или иным психотерапевтам. ќказалось, что чаще всего узнают от знакомых или из других устных источников, когда ищут помощь по конкретному поводу. “е же, кто не узнает о конкретных специалистах, обращаютс€ в учреждени€, зан€тые психотерапией. ј учреждени€, имеющие наибольший успех, характеризуютс€ трем€ качествами: они расположены в удобном, оживленном месте города; располагают хорошим интерьером; рекламируют свою де€тельность.

     ачество обслуживани€, методики, используемые в учреждении, квалификаци€ терапевтов и персонала не вход€т в число важных факторов, определ€ющих выбор учреждений пациентами.

    ѕсихотерапи€ дл€ мирового сообщества - довольно новое приобретение. » еще более новое дл€ нашей страны. ѕоэтому дл€ нас не €вилось неожиданностью, что большинство опрошенных нами не могло уверенно сказать: когда же следует обращатьс€ к психотерапевту и как отличить профессионального психотерапевта от любител€?  ак выбрать своего психотерапевта, когда в этом есть необходимость?

    Ёто значит - перед нами многолетн€€ увлекательна€ работа попул€ризации психотерапии в обществе. » здесь не обойтись без опыта развитых стран, где профессиональные сообщества и сами специалисты формируют в обществе образ психотерапии, разъ€сн€ют возможности психотерапии и то, каким должен быть психотерапевт.

    ѕо убеждени€м западных терапевтов, дл€ пациентов важна опытность и привлекательность терапевта. Ќа многих пациентов очень действуют дипломы об ученой степени, вис€щие на стене, аккуратный кабинет. ѕрофессиональное поведение и опр€тный вид терапевта, демонстраци€ того, что терапевту можно довер€ть.

    Ёто свидетельствует о том, что в западном обществе в психотерапевте цен€т и от психотерапевта ждут высокого профессионализма и выполнени€ контракта. ¬ нашей же стране ждут демонстрации если не чуда, то по крайней мере особых способностей.

    “ерапевт - основной ресурс психотерапии

    ¬ажно отметить - отличительна€ особенность психотерапии в том, что основной ценностью, основным ресурсом этой области €вл€етс€ специалист-психотерапевт. —ам специалист €вл€етс€ и основным инструментом работы. » основные затраты в психотерапии идут на подготовку специалистов и поддержание их работоспособности. ¬ этом отличие психотерапии.

    ƒл€ работы хирурга нужна современна€ операционна€ с дорогосто€щим оборудованием и лекарствами - и только тогда специалист-хирург способен эффективно работать. ƒл€ врача-терапевта необходима лаборатори€, приборы дл€ обследовани€, лекарства. “о же и в других област€х медицины.  аждого специалиста обслуживает необходимый дл€ него комплекс обеспечени€ труда. » затраты на подготовку и поддержание работоспособности специалиста составл€ют лишь небольшую часть затрат по данной специальности. ѕсихотерапевт требует меньших затрат, и основные затраты здесь направл€ютс€ на подготовку, на поддержание работо-способности специалиста, обладающего особыми качествами.