¬ход   арта сайта
¬.ё. «авь€лов ЁЋ≈ћ≈Ќ“ј–Ќџ… ”„≈ЅЌ»  ƒ»јЌјЋ»«ј > ќЋ»√ќ‘–≈Ќ»я

ќЋ»√ќ‘–≈Ќ»я

    ѕод олигофренией понимают группу заболеваний различной этиологии, общим и
    типичным дл€ которых €вл€етс€ психическое недоразвитие. ¬ первую очередь это про€вл€етс€ в интеллектуальной недостаточности и характеризуетс€ синдромом относительно стабильного, не прогрессирующего слабоуми€. ќднако интеллектуальна€ недостаточность не исчерпывает всей картины олигофрении. ” олигофренов отмечаетс€ недоразвитие и других свойств - эмоциональности, моторики, воспри€ти€, внимани€.

    ќлигофреническое слабоумие отличаетс€ от слабоуми€ вследствие приобретенных в
    зрелом или пожилом возрасте органических заболеваний головного мозга. ѕри последних
    происходит распад уже имевшихс€ психических свойств, а при олигофрении эти свойства не развиваютс€. ¬ первую очередь это относитс€ к наиболее поздним в филогенетическом
    отношении про€влени€м психической де€тельности. “ак, дл€ олигофренов характерно
    недоразвитие, недостаточность пон€тийного, абстрактного мышлени€. ћышление олигофренов носит преимущественно конкретный характер. Ёта особенность олигофренического мышлени€ различно выражена у разных больных и пр€мо св€зана с глубиной слабоуми€.
    ќбычно объектом патопсихологического исследовани€ оказываютс€ дебилы. »мбецилы и идиоты специальным патопсихологическим исследовани€м, как правило, не подвергаютс€. ѕри обследовании дебилов важно не только установить факт интеллектуального недоразвити€, но и определить глубину его. ќсобенно часто этого требуют вопросы судебно-психиатрической и военной экспертизы.

    ћышление олигофренов характеризуетс€ недостаточностью уровн€ процессов обобщени€
    и отвлечени€. —уждени€ больных при решении экспериментальных заданий нос€т конкретно-
    ситуационный характер. ќни не могут отвлечьс€ от конкретных, частных признаков и выделить существенные признаки, т. е. недостаточным оказываетс€ абстрагирование, возможность образовани€ новых пон€тий.

    Ёти особенности олигофренического мышлени€ €вственно выдел€ютс€ при исследовании
    р€дом методик, особенно - классификации. ¬ одну группу объедин€ютс€ предметы, которые в представлении больного св€заны с определенной, конкретной ситуацией. “ак, легко
    объедин€ютс€ в одну группу предметы мебели, но нередко к ним обследуемые относ€т и
    чернильницу ("она на столе стоит"), книгу ("раз этажерка здесь, значит и книгу сюда надо").

     райне трудно дл€ дебилов образование групп по более абстрактным признакам, например,
    выделение измерительных приборов. ≈ще более трудным представл€етс€ следующий этап
    классификации, требующий объединени€ р€да групп в более крупные, собирательные, когда
    приходитс€ объединить отдельно живые существа, отдельно - растени€, отдельно - неживые предметы. ќбследуемые в этих случа€х считают невозможным объединение в одну группу мебели, транспорта и инструментов, не понимают, как можно объединить вместе животных и людей.

    јналогичные данные получают при исследовании методикой исключени€. «десь также
    решени€ заданий нос€т конкретный характер, опираютс€ на выделение часто второстепенных, ситуационных св€зей. “ак, объедин€ютс€ в одну группу портфель, чемодан и книга ("книгу можно носить в портфеле и чемодане", "школьники пользуютс€ либо портфел€ми либо чемоданами - нос€т в них учебники"). Ќекоторые задани€ вообще представл€ютс€ обследуемым невыполнимыми. “ак, о весах, очках, термометре и часах испытуемые говор€т, что они все разные и среди них нельз€ выделить три предмета, имеющие что-то общее.

    Ќедостаточность уровн€ процессов обобщени€ и отвлечени€ у дебилов в эксперименте
    вы€вл€етс€ при исследовании возможности определени€ пон€тий.  ак правило, определение
    пон€тий проводитс€ многословно, на основе второстепенных, несущественных признаков. “ак, определ€€ пон€тие "стол", больные характеризуют его по материалу, из которого он сделан, по наличию четырех ножек, в лучшем случае по предназначению ("чтоб кушать или писать"), но никогда не указывают его родовых признаков.

    ’арактерные данные получают обычно при обследовании дебилов методикой сравнени€
    пон€тий. ≈сли различие между пон€ти€ми обследуемому еще удаетс€ установить (по внешним малосущественным признакам), то общее между ними они выделить не могут. Ќапример, больной Ў., сравнива€ стол и стул, говорит: "Ќет ничего между ними общего, это разные вещи. ј разница в том, что стол большой, а стул маленький. Ќа стуле сид€т, на столе пишут". ѕри сравнении лошади и собаки: "Ќе знаю, что между ними общего. Ћошадь кушает сено и на ней езд€т, а собака ест м€со и на ней не езд€т". ѕри сравнении дожд€ и снега: "„то же общего?" Ёто разные вещи. ƒождь льет как из ведра, а снег пухом белым летит".

    ѕри исследовании методикой исключени€ дебилы также легко выполн€ют задани€, если
    инструкци€ предусматривает исключить один, отличный от других, предмет, чем при
    необходимости указать три предмета, имеющих между собой что-то общее.

    —. ». ’рамцова (1965), проводивша€ исследовани€ методикой сравнени€ пон€ти€ у детей-
    олигофренов, обнаружила у них, помимо неспособности выделить главные черты пон€тий и
    соотнести их с обобщающим пон€тием, следующее: сравнение проводитс€ по несоответствующим признакам: лыжи - коньки (" оньки острые, а лыжи дерев€нные"),
    недостаточно полное представление о вещах, измышлени€, свидетельствующие о скудости
    сведений: лошадь - корова ("Ћошадь бегает, а корова мычит.  орова дает молоко, а лошадь сено.  орова пасетс€, а лошадь нет").

    ” дебилов значительно затруднено формирование искусственных пон€тий. “ак, при
    исследовании по методике ј. ‘. √оворковой (1962) они могут отдельно выделить признаки, на основе которых формируетс€ искусственное пон€тие,- форму, цвет. Ќо объединить оба эти признака и на этой основе выделить искусственное пон€тие они не могут. “акие же затруднени€ испытывают обследуемые олигофрены при классификации цветных фигур. ќни провод€т классификацию по отдельным признакам - форме, цвету и (с несколько большими затруднени€ми) величине, но провести классификацию по двум признакам (например, по форме и цвету) они не могут, так как дл€ этого надо объединить два признака и игнорировать третий.

    ѕри необходимости выделени€ существенных признаков дебилы нередко в качестве их
    выдел€ют второстепенные, необ€зательные. ¬ р€де заданий решение обусловлено привычными ассоциаци€ми: деление - класс, игра - карты.

    ќшибки при образовании аналогий у дебилов обусловлены не только трудностью
    установлени€ логических отношений, но и известной инертностью психических процессов:
    последующее задание больной пытаетс€ решить по принципу предыдущей аналогии.
    ќбразование пиктограмм оказываетс€ возможным лишь при конкретном характере называемого дл€ запоминани€ слова ("вкусный ужин", "т€жела€ работа").  райне трудными дл€ опосредовани€ €вл€ютс€ абстрактные пон€ти€ ("печаль", "развитие", "сомнение").

    ” дебилов отмечаетс€ нарушение понимани€ переносного смысла пословиц и метафор.
    »ногда, нар€ду с пословицами и метафорами, переносного смысла которых больной
    обследуемый не понимает, могут быть отдельные, доступные ему, пословицы. Ёто определ€етс€ в значительной мере меньшей степенью их абстрактности и прежним опытом больного.

    »ногда дебил, даже понима€ переносный смысл пословицы, не соглашаетс€ с ней, так как
    возможны отдельные ситуации, как бы опровергающие пословицу. ќтвлечение от этих
    конкретных ситуаций дл€ олигофренов крайне затруднительно.

    —пор€ со смыслом пословицы, обследуемые дебилы в р€де случаев обнаруживают
    про€влени€ своеобразного "пустого" резонерства. ≈го характеризует выраженна€ претенциозно- оценочна€ позици€ обследуемого, стремление поучать при крайне скудном запасе знаний, ригидна€ личностна€ установка. “акое резонерство €вл€етс€ компенсаторным, цель его - утверждение своего престижа в глазах окружающих.

    ѕри предъ€влении обследуемому пословицы недостаточно фиксировать в протоколе непонимание им ее переносного смысла. —ледует об€зательно убедитьс€, что это не обусловлено затруднени€ми в формулировании дебилом своей мысли. — этой целью провер€етс€, насколько смысл пословицы оказываетс€ доступным обследуемому при воссоздании определенного контекста, конкретной ситуации. Ётот прием полезен при установлении степени дебильности.

    »ногда дебилы не могут объ€снить переносный смысл пословиц, но правильно подбирают
    к ним фразы из числа предъ€вленных исследующим. ¬ этом варианте исследовани€ фразы,
    которые больной должен отнести к соответствующим пословицам, служат как бы подсказкой, облегчают его задачу. ќбнаружение этого €влени€ свидетельствует о том, что перед нами больной с умеренной, чаще легкой степенью дебильности, поскольку при выраженной дебильности этот вариант методики оказываетс€ дл€ больных более трудным, чем просто объ€снение значени€ пословицы.

    ƒл€ дебилов затруднено понимание смысла рассказов сюжетных рисунков. ѕри глубокой
    дебильности больные вовсе не понимают их смысла, при легкой степени - поверхностно
    пересказывают рассказ или описываемый рисунок, не проника€ в заключенный в нем смысл.
    “ак, больной ¬., после подробного, близкого к тексту, пересказа " олумбова €йца", за€вл€ет: "Ќичего особенного здесь нет. ќн хотел доказать, что €йцо может сто€ть на столе, на плоской поверхности".

    ≈ще более трудным дл€ дебилов оказываетс€ установление последовательности событий
    по серии рисунков. ѕри глубокой дебильности обследуемые не в состо€нии установить развитие сюжета даже по весьма несложной серии рисунков. ќни раскладывают рисунки в случайном пор€дке и описывают каждый отдельно. ѕричем описание нередко сводитс€ к простому перечислению деталей. »ногда обследуемые в общих чертах улавливают сюжет, но отдельные рисунки они помещают неправильно. “ак, пон€в, что на рисунках изображено бегство мальчика от волков, обследуемый первый рисунок помещает в конце серии: "ћальчика сн€ли с дерева, волков прогнали и он оп€ть пошел в школу". –азумеетс€, при легкой степени дебильности такие задани€ испытуемым выполн€ютс€ без особого труда, но уже некоторое усложнение вы€вл€ет их несосто€тельность. явственно обнаруживаетс€ несосто€тельность таких больных при предъ€влении серий рисунков Ѕидструпа, особенно когда последний рисунок серии объ€сн€ет смысл предыдущих. ƒебилам не удаетс€ такого рода ретроспективный перенос.

    ¬от как описываетс€ дебилом одна из серий рисунков: "»дет мужчина. “ам коровы пасутс€. ƒерево стоит. —олнышко €рко светит. ¬далеке дома виднеютс€. ≈му жарко стало.
    ѕовесил он на дерево пиджак и шл€пу. –азул ботинки и лег спать. „то-то хорошее ему снилось. ќн спит и смеетс€-смеетс€. ј потом проснулс€. ј потом к нему корова подошла и стала лизать ему ноги - он ведь был босиком". Ётот же больной следующим образом передает содержание серии рисунков Ѕидструпа "»ндивидуальность": "»дет мужчина.  ак будто на работу. Ќавстречу ему идут трое мужчин. ј вот он уже пришел с работы домой, заросший. —тоит около умывальника и смотрит в зеркало. „ерез некоторое врем€ у него выросла борода и, когда он с ней пришел на работу, все сотрудники удивл€лись и сме€лись. ј потом они все начали отращивать бороды и усы. ќн, наверно, сказал, что така€ мода пошла. ѕотом он побрилс€, постригс€. «ахотелось ему так. ј все смотр€т на него, удивл€ютс€: "„его он сбрил бороду?" » тогда удивл€лись, когда он отпустил бороду, и сейчас удивл€ютс€".

     райне обсто€тельно пересказыва€ отдельные рисунки, обследуемый все же не уловил
    основного - желание изображаемого на них человека быть оригинальным.

    „ем глубже выражена дебильность, тем беднее оказываетс€ лексикон больного. ќднако
    имеютс€ описани€ дебилов, оперирующих при довольно быстром темпе речи кажущимс€
    относительно большим словарным запасом (ќ. ≈. ‘рейеров, 1964; √. ≈. —ухарева, 1965). јнализ речевой продукции показывает, что за многословием этих больных скрываетс€ в самом деле довольно бедный словарный запас - речь их изобилует штампами, часто неверно употребл€ютс€ слова ("пуста€ словесна€ абстракци€", по √. я. “рошину).Ёто легко установить исследованием по методике подбора антонимов, когда провер€етс€ не только словарный запас, но и соответствие слов определенному содержанию.

    ќ некоторых особенност€х личности олигофренов позвол€ют судить исследовани€ уровн€
    прит€заний. ќбычно у здоровых обследуемых на выбор последующего задани€ вли€ет успех или неудача в решении выполн€емого в насто€щее врем€. ” олигофренов така€ самооценка в процессе исследовани€ не вырабатываетс€ (Ћ. ¬. ¬икулова, 1965). ќни совершенно бездумно берут попавшуюс€ под руку карточку и не про€вл€ют какой-либо эмоциональной реакции на неудачу в выполнении задани€. ” олигофренов с менее глубокой степенью дебильности уровень прит€заний вырабатываетс€ к концу исследовани€: вначале они совершенно не соотнос€т выбор сложности последующего задани€ с успехом или неудачей в решении насто€щего задани€ и лишь в конце опыта начинают при успехе брать более трудные, а при неудаче - более легкие задани€.

    Ќередко у олигофренов оказываютс€ нарушенными внимание, воспри€тие, пам€ть.
    ¬нимание, особенно произвольное, отличаетс€ узким объемом. ¬ пробе на запоминание такой больной называет, например, 4 слова. ≈му повторно зачитывают все подлежащие запоминанию слова. ѕосле этого больной называет уже другие 4 слова, но не может вспомнить называвшиес€ им прежде слова. ¬нимание с трудом переключаетс€ с одного вида де€тельности на другой, неустойчиво.

    ѕри выраженной дебильности воспри€тие недоразвитое, недостаточно четкое. Ёто относитс€ к воспри€тию зрительных образов, когда обследуемые путают изображени€ похожих предметов, плохо различают цвета. ѕри показе картинок дебилам трудно уловить целостное содержание, и поэтому они перечисл€ют отдельные детали рисунка.

    ¬ыраженность ослаблени€ пам€ти часто соответствует степени слабоуми€. „ем глубже
    дебильность, тем более заметна недостаточность пам€ти. ѕодтверждением этого служат данные, получаемые при исследовании дебилов методикой заучивани€ 10 слов. ѕредставл€ет интерес соотношение между механической и логической пам€тью. ѕри легкой дебильности нет существенной разницы между показател€ми, характеризующими оба вида пам€ти. «ато при выраженной дебильности механическа€ пам€ть страдает меньше. √лубоким дебилам опосредованное заучивание представл€етс€ очень трудным, а пробы на ассоциативную пам€ть даетс€ труднее, чем заучивание 10 слов; ассоциации в парах слов этими больными не улавливаютс€, и поэтому задание оказываетс€ дл€ них большим по объему (содержит 20 слов).

    Ёта методика может быть использована в тех случа€х, когда надо решить вопросе глубине
    интеллектуально-мнестической недостаточности, что имеет большое практическое значение, в первую очередь дл€ экспертизы. –ешаетс€ этот вопрос лишь при всестороннем исследовании с привлечением как можно большего числа методик.  роме того, различные методики с этой целью должны использоватьс€ в нескольких вариантах - от более легких к более трудным.

    —ущественное значение приобретает попытка исследующего корригировать суждени€
    обследуемого. ¬озможность коррекции свидетельствует о более легкой степени дебильности.

    ¬ этом плане может оказатьс€ полезным исследование по методике обучающего
    эксперимента (ј. я. »ванова, 1965, 1971), при котором внимание патопсихолога направлено в основном на определение эффективности подсказки в процессе исследовани€. ¬ основе исследовани€ лежит положение Ћ. —. ¬ыготского (1934) о зоне ближайшего развити€, характеризующей возможности умственного развити€ ребенка и определ€ющейс€ переходом от того, что он умеет делать самосто€тельно, к тому, что он в состо€нии выполнить с помощью обследующего. ¬ сущности, исследование уровн€ обобщени€ и отвлечени€ с помощью большинства патопсихологических методик содержит элементы обучающего эксперимента.

    ¬озможность перенесени€ обследуемым уже усвоенного опыта на выполнение
    аналогичных заданий приобретает особое значение в установлении степени выраженности
    дебильности. ¬озможность перенесени€ усвоенного опыта определ€етс€ с помощью самых
    различных методик. Ќапример, обследуемому предлагаетс€ сравнить пон€тие "стул" и "стол".

    ѕри этом обнаруживаетс€, что он не может сам определить их сходство. »сследующий
    подсказывает ему, что сравниваемые пон€ти€ €вл€ютс€ предметами мебели. —ама подсказка
    здесь может носить многоступенчатый характер: вначале менее конкретный, и лищь при
    безуспешности ее обследующий спрашивает больного, в каких магазинах продаютс€
    сравниваемые предметы. “аким образом, обследуемому объ€сн€етс€ принцип нахождени€
    общего между парой пон€тий. Ќа следующем этапе исследовани€ обследуемому предлагают дл€ сравнени€ пон€ти€ "платье" и "пальто". ѕодсказка при этом носит такой характер: "„то общего между ними? Ёто тоже предметы мебели?" ¬ последующем пары пон€тий объедин€ютс€ по более абстрактному признаку (осадки, времена года, части суток). “аким образом, определ€етс€, насколько обследуемый обучаем в ситуации исследовани€ и способен к абстрагированию.

    ƒл€ патопсихологической диагностики дебильности нельз€ ограничиватьс€ вербальными
    методиками, особенно св€занными с уровнем общеобразовательных знаний. ѕри таком
    проведении исследовани€ за дебильность можно прин€ть случаи педагогической запущенности.
    »сследование об€зательно должно включать невербальные методики, в значительно меньшей
    мере опирающиес€ на общеобразовательную подготовку обследуемого (кубики  ооса, субтесты "цифровые символы", "недостающие детали", "сложение фигур" по ¬екслеру, проба на комбинаторику ј. Ќ. Ѕернштейна).

    ¬. ». Ћубовский (1981), подчеркива€ известную неопределенность и противоречивость в
    понимании различными исследовател€ми пон€ти€ "невербальные методики", склонен относить к ним в соответствии с точкой зрени€ A. Anastasi (1961), тесты де€тельности и тесты, не требующие чтени€, хот€ их использование включает общение обследуемого с
    экспериментатором и словесную инструкцию. ѕонима€ таким образом невербальные методики, ¬. ». Ћубовский анализирует данные экспериментальных исследований, проведенных √. Ѕ. Ўаумаровым (1980). — помощью детского варианта теста ¬екслера в адаптации ё. ј. ѕанасюка (1977) проведено исследование у 2 групп детей - с задержкой психического развити€ и умственно отсталых. ¬ дифференциальной диагностике наиболее значимыми оказались именно невербальные субтесты шкалы ¬екслера. —опоставлению результатов по вербальным и невербальным субтестам у обследуемых обеих групп автор придает не только диагностическое, но и прогностическое значение. ƒифференциально-диагностическое и прогностическое значение невербальных заданий, по ¬. ». Ћубовскому, можно усилить применением однотипных заданий разной сложности, что позволило бы учитывать помощь исследующего, подсказку. —ледовательно, речь идет о введении в эти невербальные задани€ принципа обучающего эксперимента.

    ќбнаружение дебильности может играть роль не только в экспертной практике, но и при
    решении вопросов психиатрической дифференциальной диагностики.

    Ѕольной  ., 37 лет, поступил в психиатрический стационар в св€зи с возникшим у него
    вербальным галлюцинозом и с предположительным диагнозом шизофрении. √аллюцинации
    прошли уже на второй день, однако рассудительное отношение к ним отсутствовало. Ѕольной рассказывал о них с недоумением и отмечал, что они были при€тны ему - успокаивали, утешали. ѕри расспросе удалось вы€снить, что по€влению обманов слуха предшествовала пcихогени€, больной волновалс€ из-за того, что его подросток-сын не пришел ночевать домой. ѕри патопсихологическом исследовании характерные дл€ шизофрении расстройства мышлени€ и аффективно-личностной сферы не были обнаружены, но были отмечены легка€ недостаточность пам€ти, неустойчивость активного внимани€, повышенна€ внушаемость, €влени€ умеренно выраженной недостаточности уровн€ обобщени€ и отвлечени€ с тенденцией к конкретности суждений, излишней обсто€тельности. ѕри сравнении пон€тий недостаточность синтеза превалировала над слабостью анализа, до известной степени обследуемый обнаруживал способность воспринимать подсказку, был обучаем. ѕри исследовании с помощью кубиков  ооса вы€вл€лась недостаточность конструктивного мышлени€.

    ѕолученные при патопсихологическом исследовании данные объ€снили своеобразие
    протекани€ психогенной реакции, почвой дл€ которой послужила нерезко выраженна€
    дебильность.