¬ход   арта сайта
¬.ё. «авь€лов ЁЋ≈ћ≈Ќ“ј–Ќџ… ”„≈ЅЌ»  ƒ»јЌјЋ»«ј > ќ—Ќќ¬Ќџ≈ “≈’ЌќЋќ√»» »Ќ“≈–¬№ё (продолжение). Ћекци€ N12

ќ—Ќќ¬Ќџ≈ “≈’ЌќЋќ√»» »Ќ“≈–¬№ё (продолжение). Ћекци€ N12

    “ехнологи€ молчани€
     ак было сообщено ранее, слушание более информативно, чем задавание вопросов. —уществует основна€ процедура, когда одновременно слушаютс€ оба участника беседы. Ёто технологи€ молчани€.
    ¬ нашей культуре молчать во врем€ взаимодействи€ с другим человеком не прин€то. ¬о врем€ таких пауз люди чувствуют себ€ неловко и стрем€тс€ заполнить паузу речью или какими-либо действи€ми.

    ћежду тем в беседе тишина и молчание всегда наполнены смыслом. ¬едь в это врем€ ничто не отвлекает партнеров от возможностей почувствовать друг друга, осмыслить происход€щее.

    “ишина и молчание во врем€ беседы могут иметь разный смысл и значение.

    ћолчание в начале беседы создает напр€жение, концентрирует внимание на беседе, собеседнике и зачастую обозначает начало беседы. ћолчание в середине беседы - это испытание молчанием.  огда собеседники вспоминают, все ли сказано, все ли спрошено.  огда принимаетс€ решение о дальнейшей части беседы, молчание позвол€ет пополнить ресурсы. ѕациенты часто сообщают те факты, которые желали скрыть или вытеснили из сознани€. ¬ конце беседы молчание подводит итог, обобща€ и заверша€ ее.

    ¬ажно отметить, что собеседник, прерывающий молчание, берет на себ€ ответственность за заполнение тишины словами.

    язык молчани€ функционирует на нескольких уровн€х. Ќазовем три из них.

    Ќа первом учитываютс€ внешние услови€ взаимодействи€:
    место, врем€, одежда собеседников. »нформационный поток обеспечивает второй уровень, невербальна€ коммуникаци€, при помощи мимики, пантомимики, позы, вегетативных реакций. Ќевербальна€ коммуникаци€ модифицирует смысл и расставл€ет акценты вербального общени€. ћногие из нас все еще продолжают с особым доверием относитьс€ к словам, речевым сообщени€м “огда как терапевтический опыт заставл€ет особенно внимательно анализировать невербальный информационный поток » третий уровень состоит в том, что каждый человек располагает своим вариантом интерпретаци€ невербальной коммуникации и осознанно или неосознанно прибегает к нему.

    “аким образом, молчание делает беседу не только законченной и полной, но и придает ей более глубокий смысл ќно может быть заполнено ожиданием, тревогой, чувством неопределенности, другими переживани€ми, мышлением.

    ћолчание - необходима€ и очень информативна€ часть взаимодействий людей во врем€ интервью. ѕравда, молчание не всегда позвол€ет освободитьс€ от гнетущих эмоций. Ётим цел€м служит специальна€ технологи€ отражени€ чувств

    ќтражение чувств
    »нтенсивно переживаемые чувства взрывают и дезорганизуют весь внутренний мир, не дава€ полноценно функционировать во внешнем мире. ѕоэтому одна из важнейших целей интервью - помочь собеседнику выразить негативные чувства, отреагировать их.

    “акие переживани€ про€вл€ютс€ и в том, что высказываетс€ и что остаетс€ невербализованным. Ёти чувства направлены к собственной личности, к значимым другим, к собеседнику, к внешнему миру. »х можно называть положительными или отрицательными. “олько они всегда амбивалентны.

    „ем богаче наш словарь дл€ выражени€ чувств и эмоций, тем успешнее можно отражать чувства собеседника. ћы можем призывать собеседника говорить о чувствах

    «десь следует помнить следующие принципы.  огда мы спрашиваем о чувствах, нам часто сообщают о событи€х и только иногда о чувствах.  огда мы спрашиваем о событи€х, у нас вовсе нет шанса услышать о чувствах.

    ћы можем использовать специальные техники, позвол€ющие отражать чувства Ќапример, спрашивать у собеседника в контексте передаваемой информации о тех чувствах, которые вызывались теми или иными событи€ми. ¬опросы формулируютс€ пр€мо "„то вы почувствовали?", "„то вы ощутили?" и т.д

    ¬озможно использование вашего самораскрыти€ со свойственной вам эмоциональностью, искренностью, спонтанностью –аскрытие вашего опыта и чувств увеличивает доверие, способствует эмоциональному самовыражению собеседника. ќтрицательными здесь €вл€ютс€ длительные рассказы терапевта о себе, своей незаур€дности. ¬се-таки терапевтическое интервью проводитс€ дл€ пациента.

    Ќекоторые значимые дл€ собеседника слова и обороты можно произносить с особой эмоциональностью, тем самым стимулиру€ эмоции собеседника. Ёто еще одна техника выражени€ эмоций.

    ћожно предлагать собеседнику словесные конструкции, способствующие выражению чувств: "ѕохоже, вы чувствуете...", "ћне кажетс€, вы чувствуете...", "ћне представл€етс€, что вы чувствуете...".

    ћожно добавл€ть слова и обороты, выражающие чувства, как бы подсказыва€ их собеседнику. Ќапример: "¬ы сердитесь, когда ваш сын...", "¬ы недовольны вашими сосед€ми...", "¬ы радуетесь, когда.. ".

    ћожно проецировать значимые дл€ собеседника чувства и эмоции на какое-то третье лицо: на товарища, родственника, знакомого, другого пациента терапевта. », рассказыва€, что с ним происходило, способствовать выражению чувств собеседником. Ќапример: "— моим пациентом происходили событи€, очень близкие к тому, что происходит с вами..."

     онечно же, можно использовать технику двух стульев из гештальт-терапии и другие приемы и техники, позвол€ющие отреагировать чувства

    ¬едь отражение чувств представл€етс€ важнейшим аспектом работы с проблемами собеседника » только поработав с отражением чувств, можно переходить к проблемам пациента

    ¬начале остановимс€ на косвенных сообщени€х

     освенные сообщени€
    ƒанна€ сборна€ техника включает в себ€ и рассказывание историй, и использование метафор, и вставленные в текст сообщени€.

     освенные сообщени€ направлены на обнаружение и активизацию ресурсов, на активизацию трансовых состо€ний, на проецирование пациентом на них своих переживаний, в том числе нераскрытых и даже неосознаваемых

    ѕереходим к работе с проблемами пациента

    “ехнологии работы с проблемами собеседника
    ¬ начале работы очень важно использовать технику "сведени€ проблемы к внутриличностной".

    Ћюди в нашей стране возникновение и развитие проблем традиционно приписывают каким-то внешним причинам «ачастую говор€т "мы", "наше" вместо "€", "мой" “акой "коллективизм" позвол€ет уйти от чувства ответственности или же оставить себе лишь малую толику ответственности » это дает возможность оставатьс€ пассивным, будучи уверенным, что проблема на уровне отдельного человека не разрешаетс€

    —вод€ проблему к внутриличностной, мы показываем собеседнику, подводим его к пониманию того, что развитие и закрепление проблемы и выход из нее завис€т только от него, а не от социальных, исторических и других внешних факторов среды и общества. ѕросим пациента замен€ть "мы", "наше", на "€", "мое"

    “о, что не удаетс€ интериоризовать, что €вл€етс€ внешним дл€ пациента, мы оставл€ем без изменений и стараемс€ приспособить личность к внешней реальности ѕри самом разделении внешней и внутренней реальностей человек чаще всего предпринимает поиск активного выхода из проблемной ситуации.

    ѕротивоположной по содержанию техникой €вл€етс€ отделение проблем от личности собеседника

    ѕринципиальный подход здесь в том, чтобы показать пациенту чуждость и чужеродность дл€ него данной проблемы Ёто чужа€ проблема, и отторжение ее не поведет к каким-либо потер€м, а €витс€ лишь приобретением

    —ледующей эффективной техникой представл€етс€ упрощение проблемы

    „асто бывает важно взгл€нуть на нее максимально просто, выделить содержательное €дро и отбросить все элективное, второстепенное, необ€зательное “огда собеседник осознает, понимает и чувствует, что проблема не столь глобальна и даже не столь значительна, как это ранее представл€лось.

    “огда можно перейти к техникам доведени€ проблемы до ее завершени€

    Ётот подход состоит в том, что в воображении собеседника проигрываютс€ различные варианты разрешени€ проблемы путем ее доведени€ до полного завершени€

    ¬ажно привести максимально возможное число вариантов. «десь преследуютс€ три цели показать, что завершение проблемы не столь трагично, сколько результативно дл€ собеседника, показать несколько путей решени€ проблемы и оценить ее остроту, несколько раз проигрыва€ ее динамику до полного завершени€ —амо многократное проигрывание проблемы в воображении способно снимать ее остроту

    Ёффективным, крайним вариантом только что описанной техники представл€етс€ доведение проблемы до абсурда

    ¬ажно показать проблему как нелепую, а действи€ людей - как вызывающие смех “ак, чтобы собеседник сам начал сме€тьс€ над ней » смех часто оказываетс€ лучшим лекарством, освобожда€, избавл€€ от проблемы

    –абота€ с проблемой, иногда трудно обойтись без расширени€

    “ехнологи€ расширени€
    —истема, порождающа€ проблемы, зачастую должна быть более узкой, чем система, позвол€юща€ эффективно работать с данной проблемой

    „еловек с проблемой посто€нно проигрывает внутренние диалоги, причем они часто как бы идут по кругу ¬едь его внимание, мышление, сознание приковано к малой части его опыта и ресурсов.

    “ехнологи€ расширени€ предназначена дл€ более широкого рассмотрени€ возможностей, ресурсов и опыта человека и работы с проблемой с использованием этих возможностей “акой подход часто оказываетс€ эффективным

     роме того, интервью трудно представить без интерпретаций

    “ехнологи€ интерпретаций

    »нтерпретаци€ позвол€ет собеседнику по-новому увидеть ситуацию, дает возможность осознать четко очерченное, альтернативное воспри€тие реальности. »нтерпретаци€ может изменить мысли, поведение, настроение собеседника », что особенно важно, дать ему новые ресурсы.

    ќна может €витьс€ €дром всех методов воздействи€. Ёто базова€ и весьма сложна€ технологи€. ¬нешне она представл€етс€ простой и доступной. ќднако неквалифицированное ее использование в лучшем случае попросту бесполезно, а часто наносит урон.

    ћожно выделить три варианта интерпретаций.
    ѕо€снение - когда мы обобщаем всю информацию, касающуюс€ собеседника, и, основыва€сь на этом, сообщаем ему, как можно понимать его проблему и как выйти из нее. “акой когнитивный вариант интерпретации представл€етс€ как наименее сложным в исполнении, так и наименее травматичным дл€ пациента.

    —читаетс€, что эффективность по€снени€ ниже, чем конфронтации.

     онфронтаци€ - такой вариант интерпретации, когда мы обращаем внимание собеседника на противоречи€ между его мысл€ми и чувствами, словами и поведением. ¬ общем, на его неконгруэнтность.

      конфронтации можно прибегать при хорошем контакте с собеседником, когда невелика опасность, что он откажетс€ от продолжени€ общени€.  роме того, мы допускаем конфронтацию, когда исчерпали свои терапевтические ресурсы и беседа зашла в тупик.

    »ногда конфронтаци€ должна быть жесткой и бескомпромиссной - тогда мы, несомненно, достигнем результата. ј вот построение дальнейших отношений с пациентом может стать особой проблемой.

    ƒл€ см€гчени€ конфронтации мы используем обороты "могли бы вы мне объ€снить.. ", "если € не ошибаюсь...", "только не обижайтесь, пожалуйста..." “акие "протекторы" несколько см€гчают конфронтацию.

    ќбобщение в интервью может рассматриватьс€ в качестве отдельной технологии или же варианта конфронтации. ќно позвол€ет подвести итог беседе, помогает сконцентрироватьс€ на главном, удерживает последовательность беседы. ќбобщение проводитс€ в конце встречи или в начале следующей. Ћучше, когда обобщает пациент.

    »нтерпретаци€ - важный и очень сложный аспект интервью. ќна зачастую содержит вызов первоначальной точке зрени€ собеседника и может вызвать его протест. ѕоэтому к каждой интерпретации мы тщательно готовимс€ и во врем€ одной встречи проводим не более двух-трех интерпретаций.

    «аверша€ интерпретацию, мы иногда используем еще одну сложную методику - даем совет собеседнику.

    “ехнологи€ совета
    —овет - это пожелание, информаци€, общие идеи о том, как вести себ€, думать, действовать.

    ќсторожное, умеренное и квалифицированное использование совета может дать собеседнику полезные сведени€ и способствовать достижению им желанного результата. «десь можно использовать следующий опыт.

    ƒавать совет можно только по повтор€ющейс€, настойчивой просьбе собеседника. —овет, нав€занный собеседнику, обычно не выполн€етс€.

     ак только в процессе беседы вас начинает переполн€ть чувство собственной значимости, как только вы ощущаете, что знаете решение проблемы собеседника и желаете дать совет, особенно важно остановитьс€ и убедитьс€ в том, насколько собеседник готов прин€ть ваш совет. ¬едь совет возвышает того, кто его дает, и часто принижает того, кто его принимает.

     роме того, раздача советов создает иллюзию у терапевта о эффективности и законченности работы, тогда как пациент так не считает и не чувствует.

    ћожно считать, сколько советов даетс€ в течение беседы. ÷енность каждого последующего совета падает, или же он обесценивает предыдущий. ќптимальное количество советов в течение одной беседы - один-два.  огда же совет не принимаетс€, собеседники часто начинают играть в психологические игры “акие, как: "я только стараюсь вам помочь", "ѕочему бы вам не. ", "ƒа, но . " и другие.

    —овет - это тонка€ техника, нуждающа€с€ в филигранном исполнении.

    —овет представл€етс€ м€гкой конструкцией. ”силенным вариантом совета представл€етс€ директива.

    “ехнологи€ директивы
    ƒл€ директивы, или указани€, действительны все ограничени€, названные дл€ совета.

    ƒиректива состоит в том, что мы сообщаем пациенту, какое действие, поступок ему следует предприн€ть или какого стил€ поведени€ придерживатьс€. ‘ункци€ директивы - €сно показать собеседнику, какого действи€ от него ждут.

    ”местна€ и квалифицированна€ директива €вл€етс€ одной из наиболее сильных техник. “огда как неуместна€ или неумело выполненна€ директива только компрометирует терапевта в глазах пациента.

    ƒиректив не может быть более одной-двух в течение одной встречи. ѕричем кажда€ следующа€ из них не только сама менее ценна, но и снижает ценность предыдущей.

    ¬о врем€ беседы оценить эффективность директивы можно, использу€ технику обратной св€зи.

    “ехнологи€ обратной св€зи

    Ёта технологи€ важна дл€ обоих собеседников: ведь часто необходимо установить, насколько мы правильно понимаем собеседника и насколько тонко он понимает нас.

    ќбычно обратна€ св€зь проводитс€ в форме повторени€ и обобщени€ сказанного.

    ћы повтор€ем в обобщенной форме то, что сказал собеседник. Ёто можно сделать после оборота "правильно ли € вас пон€л?" или "если € ошибусь, поправьте мен€, пожалуйста". ћы обозначили то, что сказал собеседник, а он выслушал нас.

    ќбратна€ св€зь может проводитьс€ несколько раз во врем€ одной беседы. Ётим мы убеждаемс€ в правильности понимани€ собеседниками друг друга и поддерживаем на должном уровне внимание собеседников.

    ¬ другом варианте мы просим собеседника повторить то, что мы ему сказали. Ёто об€зательно надо проделывать в конце встречи, дл€ того чтобы собеседник уточнил, как он вас пон€л и как будет выполн€ть рекомендации, если таковые давались.

    Ёто заключительна€ процедура обратной св€зи. ѕосле нее проводитс€ воздействующее резюме.

    ¬оздействующее резюме
    ¬оздействующее резюме - важный фрагмент завершени€ беседы. ”ровень его директивное(tm) определ€етс€ в зависимости от того, насколько настроен на директивность собеседник. ћы сообщаем пациенту о тех результатах, которые удалось достичь за врем€ беседы, подводим итоги и, что важно, помогаем перенести достигнутые в беседе результаты на поведение в реальной жизни.

    Ёто организаци€ опыта всей беседы, оформление результата встречи.

    ћы постепенно подходим к концу беседы. », конечно описали только часть технологий психотерапевтического интервью.

    «аверша€ краткое описание отдельных техник, важно отметить, что за границами данной работы остались такие технологии, как свободные ассоциации, рефреминги, релаксации и трансы, накопление ресурсных состо€ний, работа с апперцепцией, технологии работы с амбивалентностью, €зыковых замен, логической последовательности и другие. Ќе сообщалось и об использовании метафор в психотерапии.

    Ќа некоторых из широкого спектра технологий психотерапевтического интервью мы остановимс€ в лекции о методе кристаллизации проблем. ј пока подведем итог сказанному выше.

    »так, открываютс€ двери вашего кабинета, и входит новый пациент. ¬аше преимущество в том, что вы на своей территории. ≈го преимущество - в меньшем уровне ответственности.

    ¬ первые мгновени€ вы оцениваете его. ќн оценивает вас.  аждый отвечает на свой вопрос: "„то можно ждать от этого человека?" ѕервый, интуитивный ответ уже готов. » если вы пишете или отвлечены телефоном, то беседа может завершитьс€, так и не начавшись.

    ¬ы побаиваетесь собеседника. ќн боитс€ вас. ¬ы думаете, что знаете, какой пациент вам желателен, какой нет. » у него есть образ терапевта, которому он мог и хотел бы доверитьс€.  аждый сравнивает свои ожидани€ с реальностью.

    ƒл€ успеха беседы опасно ваше нетерпение, сухой допрос, безразличное отношение к собеседнику, формализм.

    ¬ы начинаете присоедин€тьс€ к собеседнику, показывать ему свою заинтересованность, внимание, персонализиру€ беседу. ѕредлагаете собеседнику расположитьс€ в пространстве кабинета.

    ≈сли вы настроены на формальный контакт, то просите его: "ѕрисаживайтесь" - и ставите стул посредине комнаты. ќн прис€дет на кончик стула, и спина его будет не защищена, и он не пожелает долго задерживатьс€ в кабинете.

    ≈сли вы заинтересованы в продуктивном контакте, но все же с сохранением значительной дистанции, то просите собеседника сесть в те же услови€, в которых находитесь вы. ќн садитс€ на стул или в кресло. Ќижн€€ часть его тела закрыта столом. ќптимальный угол взаиморасположени€ ваших тел друг к другу --45 градусов.

    —обеседник часто принимает закрытую позу. ћожно назвать несколько ее вариантов. Ќижн€€ закрыта€ поза - когда нога закинута на ногу и закрывает гениталии. ¬ерхн€€ закрыта€ поза - когда руки скрещены на груди. ¬ этих позах он закрыт дл€ нового опыта и готов к самозащите. ≈ще одна закрыта€ поза - когда кисти рук со сцепленными пальцами расположены внизу живота. Ёто поза человека самодостаточного, сосредоточенного на своем внутреннем мире. ¬ отличие от двух предыдущих, она допускает интенсивный и продуктивный процесс мышлени€.

    ”клон€€сь от беседы, собеседник может отвернутьс€, напевать, прикрыть глаза или даже задремать.

     огда вы заинтересованы в более близком контакте, то можно расположитьс€ с собеседником р€дом на кушетке или в креслах, и чтобы между вами не было никаких перегородок. „ем ближе ваши тела, тем на более близкий контакт можно рассчитывать.

     огда вы настроены на директивное внушение, можно попросить собеседника сесть в кресло и встать над ним или же попросить его лечь на кушетку.

    »так, собеседник зан€л свое место.

    ¬ы используете паузу и в первой половине беседы задаете только открытые вопросы, стимулиру€ собеседника к рассказу. ¬ы говорите мало, он - много.

    ѕолучив нужную информацию, вы переходите к полуоткрытым вопросам. ¬ это врем€ складываютс€ наиболее благопри€тные услови€ дл€ отражени€ чувств собеседника.

     огда остаетс€ уточнить только некоторые детали, можно перейти к закрытым вопросам. Ќа этом этапе вы говорите больше, чем собеседник. «десь можно активно использовать технологии работы с проблемами интерпретации, совета, директивы, обратной св€зи.

    ¬ажно установить значение тех или иных слов дл€ собеседника. »ногда ваше понимание слов родного €зыка и понимание этих же слов собеседником столь разн€тс€, будто разговор идет на разных €зыках и впору составл€ть толковый словарь основных пон€тий.

    ¬стреча завершаетс€ воздействующим резюме, и вы отсоедин€етесь от собеседника.

    ѕоследовательность взаимодействи€ в психологическом консультировании и психотерапии может быть представлена в виде четырех этапов: присоединение - кристаллизаци€ проблемы - завершение работы с проблемой - отсоединение.

    Ёта разработанна€ нами проста€ схема психотерапевтического сеанса эффективна во многих случа€х.   методу кристаллизации проблем мы обратимс€ после того, как рассмотрим трансактный анализ.