¬ход   арта сайта
¬.ё. «авь€лов ЁЋ≈ћ≈Ќ“ј–Ќџ… ”„≈ЅЌ»  ƒ»јЌјЋ»«ј > ќ—Ќќ¬Ќџ≈ ∆»«Ќ≈ЌЌџ≈ ѕќ«»÷»» (продолжение). Ћекци€ N15

ќ—Ќќ¬Ќџ≈ ∆»«Ќ≈ЌЌџ≈ ѕќ«»÷»» (продолжение). Ћекци€ N15

    “ри подхода к основным жизненным позици€м

    ћы рассмотрели один из трех попул€рных подходов к основным жизненным позици€м. ќн получил название двоичных установок благополучи€.

    ¬о втором, несколько усложненном варианте могут быть рассмотрены дев€ть троичных установок благополучи€. Ёто варианты тройственных позиций'. я - “ы - ќни.

    ¬ третьем подходе также выдел€ютс€ три уровн€ благополучи€. » каждый из них в свою очередь подраздел€етс€ на три. “аким образом, каждый человек может поставить себ€ на одну из дев€ти ступенек воображаемой лестницы. » если двоичный подход больше дает дл€ понимани€ собственной фиксированной эмоциональной установки, то в третьем подходе боль те возможностей дл€ внесени€ изменений в собственную фиксированную эмоциональную установку.

    ќстановимс€ на данном, третьем подходе.

    ¬ нем выдел€ютс€ три уровн€ экзистенциальных установок'. неудачники, середн€ки и удачники. ¬ свою очередь, в каждом из уровней можно обнаружить три подуровн€.

    ¬ группе неудачников мы различаем:
    неудачника III степени - абсолютного, или л€гушку;
    неудачника II степени - полного неудачника;
    неудачника I степени - слабого неудачника.
    —реди середн€ков:

    середн€ка I степени - слабого середн€ка, коекакера;
    середн€ка II степени - полного середн€ка, покрайнемерщика;
    середн€ка III степени - крепкого середн€ка, малоудачника.
    —реди удачников:

    удачника I степени - слабого, хрупкого удачника;
    удачника II степени - полного удачника;
    удачника III степени - абсолютного удачника, принца.
    ¬ данном подходе особенно привлекает группа удачников. Ќаша психотерапи€ направлена на переход человека в число удачников или переход внутри группы на более высокую ступень.

    “еперь обо всем по пор€дку.

    Ќеудачники - это такие люди, дл€ которых поставленные ими самими цели остаютс€ недостигнутыми. ј за свои достижени€ они плат€т слишком высокую цену. ќни отказываютс€ от претензии на результат, успех; часто лишены комфорта на своем жизненном пути.

    —ередн€ки - это те, кто довольствуетс€ тем малым, что удаетс€ достичь день ото дн€, терпеливо нес€ свою ношу. ќни избегают риска и возможных потерь. ќграничивают себ€, свои достижени€, свой комфорт в жизни. ќни живут так, что всегда только свод€т концы с концами.

    ”дачники - это те, кто достигает поставленных целей, рискует, выполн€ет контракты с самим собой. ”дачники достигают комфорта в своей жизни.

    Ќеудачники
    Ќеудачники манипулируют собой и другими людьми. ѕерекладывают ответственность за свои проблемы на других людей.

    Ѕольшую часть времени играют роли, претвор€ютс€, манипулируют, повтор€ют старые роли своего детства, расходуют энергию на сохранение масок, на сдерживание себ€ от активности. ” них страх оказатьс€ в затруднительном положении. »гра дл€ них важнее, чем реальность. ќни погружены в игры с окружающими их людьми и с самими собой. »збегают честных, откровенных отношений с другими людьми. ¬месте с тем направл€ют свои силы и помыслы на то, чтобы жить, соответству€ ожидани€м других людей.

    » в конечном счете неудачник в течение всей жизни €вл€етс€ кем-то другим, а не самим собой.

    ћногие бесплодно мечтают о чуде, после свершени€ которого они безо вс€ких усилий заживут счастливо. ј пока ждут и остаютс€ пассивными.

    ќни уничтожают насто€щее, сосредоточившись на прошлом или будущем, часто испытывают тревогу в насто€щем и бегут от него.

    Ѕеспокойство, тревога искажают их воспри€тие реальности. ќни сами себе мешают видеть, слышать, чувствовать, понимать. ќни вид€т себ€ и других в кривом зеркале.

    ¬прочем, обычно им удаетс€ рационализировать свои действи€, объ€снить поражени€. » это приносит успокоение.

    “акие люди бо€тс€ всего нового. —охран€ют прежний статус. Ѕолее того, даже не подозревают о возможност€х более продуктивного наполнени€ своего жизненного пути. ћожно сказать, что они живут чужими жизн€ми: попул€рных личностей - звезд, героев кинофильмов, книг. ќни даже не желают осознать свою неповторимость, уникальность.

    ѕоступки, действи€ и аргументы неудачников предсказуемы. ќни не люб€т себ€, поэтому им мало доступна любовь к ближнему.

    —ередн€ки
    —ередн€ков еще называют малоудачниками, покрайне-мерщиками и коекакерами.

    Ёто люди, составл€ющие "золотую середину" общества. ќбычно они живут так, что озабочены сведением концов с концами. ќни посто€нно об этом забот€тс€. » действительно только свод€т концы с концами и ничего больше. ƒень ото дн€ они несут свою ношу, не много при этом выигрыва€, но и не очень проигрыва€. ќни не поднимаютс€ на высоты и не падают в пропасти. ќни не умеют рисковать, избегают риска и считают его неоправданным.

    ƒ. –он (1998) пишет, что мир полон людей, решени€ которых направлены на уничтожение их собственных шансов на успех.

     аждый день у нас бывают дес€тки моментов, когда мы стоим на распутье и нам нужно принимать решени€, как по мелким, так и по серьезным вопросам. ¬ыбор, решени€ - все это дает нам возможность заложить качество нашего будущего. ћы должны быть заранее готовыми к прин€тию решений. ћомент выбора требует от нас знаний и философии, выработанной нами на основе этих знаний, которое либо будет служить нам, либо сведет на нет все наши усили€. “ак считает ƒ. –он.

    ”дачники
     онечно, советска€ система воспитани€ мастерски воспроизводила неудачников и середн€ков, тогда как удачники были побочным продуктом этой системы. Ѕолее того, даже многие удачники нуждаютс€ в терапии, так как в структуру их личности воспитанием впа€ны фрагменты от неудачников и середн€ков.

    ”дачники достигают поставленные ими самими цели, выполн€ют контракты с самим собой. ”дачники обеспечивают себе комфорт на своем жизненном пути.

    ќни действуют продуктивно, осознанно, обладают чувством перспективы. —пособны вырабатывать различные стратегии поведени€, подходить к проблемам с различных, выигрышных точек зрени€.

    ”дачник рассматривает многие возможности и выбирает несколько. ”читывает возможности, пробует разные пути движени€ к результату, пока не достигает успеха.

    —пособны ставить и реализовывать долгосрочные цели. »збегают концентрировать все ресурсы на достижении одной-единственной цели. Ёто обеспечивает избегание жизненных тупиков.

    Ќе св€зывают себ€ шаблонами поведени€. ѕоступают в соответствии с изменившимис€ обсто€тельствами. –еагируют в соответствии с ситуацией. » планы свои могут мен€ть в соответствии с изменившимис€ услови€ми.

    —пособны отдел€ть факты от мнений, проекты от реальностей жизни. ”меют рассматривать проблемы как с точки зрени€ поведени€ людей, так и их интересов. ƒорожат временем. » действуют, опира€сь на факты и реальности жизни.

    —трем€тс€ делать при€тное другим. ¬едь делать при€тное другому человеку даже дл€ собственного здоровь€ полезно. »збегают попыток обеспечени€ собственного комфорта и безопасности за счет контрол€ над другими людьми.

    ”меют радоватьс€ собственным достижени€м, быть непосредственными. ѕолучать удовольствие от работы, общени€, природы, секса, пищи. » умеют откладывать удовольстви€. »менно способность переносить во времени удовольстви€ представл€етс€ важной чертой удачников.

    ”дачники настраивают себ€ на удачу, на результат. ќбладают умением выражать свои принципиальные убеждени€ без осуждени€ и унижени€ других людей. —пособны помочь другим люд€м находить их собственный путь, не изнур€€ советами.

    ƒл€ удачников главное в жизни - быть аутентичным, познавать новое, реализовать себ€. ¬се больше позвол€ть себе роскошь откровенности и честности, быть более открытым и отзывчивым. ќни позвол€ют себе откровенность, ответственность, открытость, позвол€ют себе претендовать.

    ”дачники успешно отказываютс€ как от манипулировани€ другими людьми, так и от полной зависимости от кого бы то ни было. ќни сами себе €вл€ютс€ руководител€ми. »збегают чувства благоговени€ перед кем-либо и ссылок на ложные авторитеты.

    ”дачники часто живут дл€ того, чтобы полностью реализовать свой человеческий потенциал, чтобы сделать мир лучше, чтобы им самим, их окружающим, как близким, так и дальним было лучше и они смогли достичь счасть€.

    ќсознание удачливости способно повышать ее уровень.

    ѕо мнению ƒ. –она (1998), по мере того, как страдают наши результаты, начинает ослабевать и наша позици€. ј поскольку наши отношени€ к жизни начинают немедленно сдвигатьс€ от позитивного к негативному, наша уверенность в себе еще больше падает... и так далее.

    ћы должны посто€нно следить за тонкой гранью между успехом и неудачей, должны очень внимательно смотреть, какие именно внутренние побуждени€ заставл€ют нас повтор€ть дорого обход€щиес€ нам ошибки, вместо того чтобы культивировать новые правила достижени€ успеха, результата.

    ”дачники I, II и III степени
    Ќазовем критерии разграничени€ внутри группы удачников. ”дачник I степени - человек способный, достигающий результата путем длительного развити€ своих способностей. ”дачник II степени - человек одаренный, достигающий результата трудом, на базе природных предпосылок. ”дачник III степени - талант или гений, легко и свободно достигающий незаур€дных результатов. √ени€ми рождаютс€, и каждый человек рожден гением.   сожалению, только единицы знают, в какой области они гениальны.

    ”дачник I степени ориентирован на то, чтобы владеть, накапливать, иметь. ”дачник II степени направл€ет свои усили€ на то, чтобы стать кем-то, достичь желаемого результата, или на то, чтобы получать согласно своим достижени€м, своему вкладу ”дачник III степени стремитс€ к тому, чтобы состо€тьс€, наиболее полно реализовать свои возможности, а "быть" и "иметь" дл€ него складываютс€ сами по себе, без специальной фиксации на этом.

    ”дачник I степени живет в мире, где прав€т "надо" и "должен" и остаетс€ немного места дл€ "могу" и "хочу". ¬ мире удачника II степени "могу", "хочу" и "надо", "должен" уживаютс€ друг с другом без конфликтов “огда как у удачника III степени "могу", "хочу", "надо" и "должен" просто совпадают.

    ”дачник I степени достигает результата часто после многих попыток, и лишь иногда ему везет. ќн рискует с большой огл€дкой и по мелочам. ”дачник II степени достигает результата с одной или двух попыток, осторожно и оправданно риску€ и контролиру€ ситуацию. ≈му часто везет ”дачник III степени идет самым пр€мым путем, достигает результата с первой попытки, легко и свободно, охотно риску€ и получа€ удовольствие. ≈му посто€нно везет.

    ” удачника I степени больша€ часть его каждодневного труда представл€етс€ ему безрадостной об€занностью, радуют в основном результаты. ”дачник II степени привычно выполн€ет свой труд, часть которого приносит радость. ”дачник III степени занимаетс€ тем, что дает ему радость и удовольствие

    ”дачник I степени легко возвращаетс€ на позиции середн€ка и даже неудачника ƒл€ возвращени€ на прежние позиции ему требуютс€ значительные усили€ — большим трудом удачник I степени переходит на уровень более удачливой личности и легко спускаетс€ с него ”дачник II степени более устойчив в своей удачливости, с большим трудом спускаетс€ на более низкие позиции ”дачник III степени переходит на более низкие ступени с трудом и весьма ненадолго

    ”дачник I степени не всегда завершает начатые дела. ƒл€ него характерно промедление, застревание на процессе выполнени€, в ущерб результату ”дачник II степени завершает начатое, хот€ иногда со значительной задержкой. ”дачник III степени завершает начатое всегда и идет к получению плодов своей де€тельности самым коротким путем.

    ќтличаютс€ они друг от друга и реакцией на стресс ”дачник I степени временами терпит поражение, впадает в уныние ”дачник II степени побеждает и выстаивает, и это иногда даетс€ ему с трудом ”дачник III степени побеждает легко, выстаивает, вовлека€ только часть своих ресурсов, иногда даже не замеча€ стрессов

    Ќами разработаны и используютс€ терапевтические опросники, позвол€ющие измерить уровень фиксированной эмоциональной установки человека, раскрыть те его качества, которые преп€тствуют повышению уровн€ удачливости «атем, работа€ с каждой характеристикой, чертой или проблемой, ведущей к пониженной удачливости, мы повышаем уровень удачливости по данной характеристике. Ёта психотерапевтическа€ работа осуществл€етс€ индивидуально или в группе.

    Ќадо сказать, что пациенты, которые обнаруживают низкий уровень удачливости, далеко не всегда стрем€тс€ перейти из категории л€гушек в принцы ћногие из них желают оставатьс€ л€гушками, живущими в более комфортабельном болоте

    „ем более выражены проблемы и заболевани€ у человека, тем сильнее его потребность в подкреплении своей сложившейс€ экзистенциальной позиции.

    ” части людей отмечаютс€ неустойчивые основные жизненные позиции. “акие люди еще в детском возрасте могут прин€ть решение быть удачниками III степени (принцами) в работе, середн€ками II степени (покрайне-мерщиками) по уровню материального благополучи€ и неудачниками III степени (л€гушками) в личной жизни  онечно, здесь мы привели конкретные терапевтические диагнозы, выражающие важные жизненные решени€ многих людей «начительное число таких людей можно было встретить в советскую эпоху в научно-исследовательских учреждени€х, академгородках

    ¬прочем, при неустойчивых основных жизненных позици€х возможны и многие другие наборы экзистенциальных решений ќни часто вы€вл€ютс€ во врем€ психотерапевтического процесса » нужно сказать, что измен€ть неустойчивые жизненные позиции часто бывает легче. чем монолитные. ѕравда, сами такие изменени€ могут оказатьс€ не очень-то устойчивыми.

    «аверша€ раздел о фиксированных экзистенциальных позици€х, приведем два выражени€ основоположника трансактного анализа Ё. Ѕерна.

    ”дачники способны приносить непри€тности другим, только косвенно задева€ зевак в идущих между ними сражени€х. ¬прочем, иногда задева€ миллионы.

    Ќаибольшие проблемы себе и окружающим принос€т неудачники. ƒаже подн€вшись на вершину, они остаютс€ неудачниками, а когда приходит расплата, вт€гивают в нее других людей. ѕадающий с вершины неудачник увлекает за собой всех, до кого он только способен дот€нутьс€. ѕоэтому иногда важно следить за соблюдением достаточной дистанции от неудачников. » еще одна цитата.

    ”дачник - это тот, кто становитс€ капитаном команды, назначает свидание  оролеве ћа€ и выигр ывает в покер. —ередн€к тоже в команде. “олько во врем€ матчей он не подбегает близко к м€чу, назначает свидание статистке, а в игре в покер остаетс€ "при своих", то есть без выигрыша и проигрыша. Ќеудачник не попадает в команду, не назначает свидание, а в игре в покер проигрываетс€ в дым.

    ѕоглаживани€
    јнализ фиксированных эмоциональных установок, психологии советского и постсоветского человека показывает, что одной из наиболее часто встречающихс€ причин нарушений здоровь€ и неуспешности €вл€етс€ заниженна€ самооценка и низкий уровень самоуважени€. Ѕолее точно - неоправданно низка€ самооценка и неоправданно низкий уровень самоуважени€.

    »сследовани€ в этой области показывают, что у большинства людей не сформировались внутренние резервы хорошего отношени€ к себе. ј кто не любит себ€, вр€д ли способен любить других.

    —амоуважение, любовь к себе формируютс€ путем накоплени€ фактов признани€ своих достоинств, результатов, заслуг.

    Ќа €зыке трансактного анализа единицу признани€ или просто узнавани€ называют поглаживанием.

    Ћюбое взаимодействие людей содержит поглаживани€. ћы называем поглаживаем такое взаимодействие, от которого человек испытывает позитивные, при€тные чувства.

    ¬заимодействие, от которого человек испытывает негативные, непри€тные чувства, мы называем пинком.

    ћожно уверенно сказать, что наша жизнь протекает в пинках и поглаживани€х. »менно они дают нам энергию дл€ свершений. »менно они составл€ют наш банк поглаживаний и пинков. ј этот банк во многом определ€ет нашу самооценку и самоуважение. Ѕолее того, наш внутренний потенциал и следовательно, возможность претендовать и действовать, во многом зависит от банка поглаживаний и пинков.

    ќдним люд€м больше энергии дают поглаживани€, другим - пинки. » все же можно заключить, что ценность поглаживаний выше. ¬едь мы много раз можем обращатьс€ к поглаживанию, брать его энергию и укрепл€ть само поглаживание и его энергетическое наполнение. “огда как обратившись к пинку и вз€в его энергию, мы своей успешной де€тельностью растрачиваем, отреагируем эту отрицательную энергию и избавл€емс€ от пинка. ќсвобождатьс€ от отрицательной энергии и гнетущих эмоций пинков, а не накапливать их в себе - особое умение и искусство, которым важно владеть. »бо оно позвол€ет избавл€тьс€ от отрицательных эмоций и энергии.

    »так, поглаживани€ важнее пинков. » важно специально заниматьс€ поглаживани€ми, поскольку жизнь в нашей стране сама по себе обеспечивает нам большое количество пинков.

    ƒавайте остановимс€ на поглаживани€х.

    ѕоглаживани€ могут быть условными, когда они касаютс€ того, что человек делает. ¬ам говор€т: "¬ы хорошо работаете". “акое поглаживание подчеркивает результат человека.

    ѕоглаживани€ могут быть безусловными. Ёто более важно, ведь они св€зано с тем, кем человек €вл€етс€. ¬ам говор€т: "¬ы специалист высшего класса".

    ≈сть поддельные, фальшивые поглаживани€. ¬нешне они как бы позитивны, а на самом деле оказываютс€ пинками. ¬от пример: "¬ам, конечно же, пон€тно, что € вам говорю, хот€ вы и производите впечатление недалекого человека" Ёто пинки, подслащенные фальшивыми поглаживани€ми

    ѕ€ть правил поглаживаний
     аждый человек, независимо от пола и возраста, нуждаетс€ в поглаживани€х ѕоглаживани€ необходимы человеку дл€ сохранени€ и развити€ здоровь€ Ёнергию дл€ активности и де€тельности человек также часто черпает в поглаживани€х. ќсобенно в поглаживани€х нуждаютс€ дети и старики —ама€ остра€ потребность в поглаживани€х в подростковом возрасте. Ёто первое правило

    „ем старше человек, тем меньше физических поглаживаний он получает и тем больше настроен на психологические поглаживани€. ћаленьких детей мы охотно обнимаем, прижимаем к себе, целуем, пощипываем, похлопываем, дуем в пупок и попку, покусываем, щекочем, потираем. . ƒа мало ли еще какие другие поглаживани€ могут быть проделаны. » все они воспринимаютс€ ребенком радостно, как знаки признани€. –ебенок растет. ќн все больше удал€етс€ от нас ћы все меньше касаемс€ его, а наши поглаживани€ все больше нос€т психологический характер. » уж совсем никому в голову не придет проделать вышеперечисленные поглаживани€, адресованные малым дет€м, со взрослыми или пожилыми людьми «ато наши психологические поглаживани€ могут становитьс€ все более дифференцированными и изощренными. Ёто второе правило

    “ретье правило гласит, что поглаживани€ подкрепл€ют поведение, ведущее к поглаживани€м. „еловек, получающий поглаживани€, бессознательно, да и осознанно стремитс€ к тому, чтобы вновь их получать ћы получаем поглаживани€ от окружающих нас людей, от себ€ самого, от комфорта окружающей среды » некоторые люди так сильно стрем€тс€ к поглаживани€м, так сильно завис€т от них, что они как бы наход€тс€ в паутине поглаживаний и ведомы ею по жизни

    „еловек способен накапливать в себе поглаживани€ “ака€ способность у каждого человека различна и может развиватьс€ путем психологического тренинга. —обрание поглаживаний каждого человека называетс€ его банком поглаживаний. ” одного этот банк обширен и заполнен безусловными поглаживани€ми “акой человек больше зависит от себ€, собственного мнени€. ” него обширный банк поглаживаний, который обеспечивает ему значительную автономию. ” другого он мал. “акой человек зависим от поглаживаний извне ќн влеком паутиной поглаживаний. Ёто четвертое правило

    ѕ€тое правило гласит, что поглаживани€ и пинки наход€тс€ в обратной зависимости. „ем больше человек принимает позитивных поглаживаний, тем меньше отдает пинков „ем больше человек принимает пинков, тем меньше отдает поглаживаний.

    —оветский и постсоветский человек неохотно отдает поглаживани€ и зачастую просто мало обучен принимать поглаживани€ от других.  огда просишь такого человека посмотреть внимательно на другого человека и искренне, от души отдать поглаживани€, то это иногда удаетс€. » значительно сложнее, когда просишь расправить плечи, увидеть, услышать и почувствовать человека, передающего вам поглаживание. » так прочувствовать само поглаживание, полностью принима€ его, чтобы мурашки по спине побежали от осознани€ при€тных переживаний, и это поглаживание надолго, на многие годы оставалось с вами.

    ќбучение умению принимать поглаживани€ значительно сложнее, чем обучение умению отдавать их

    ѕоглаживани€ столь важны в нашей жизни, что, исход€ из представлений о них, можно всех людей, вслед за Ё. Ѕерном, подразделить на насто€щих" податливых. Ќасто€щие люди располагают достаточным банком поглаживаний и часто сами принимают решени€. ѕодатливые люди завис€т от поглаживаний и пинков окружающих и часто подпадают под вли€ние "пирожков судьбы", оказываютс€ потерпевшими неудачу, проигравшими.

    Ѕанк поглаживаний
    ќдно из наиболее важных терапевтических начинаний в трансактном анализе состоит в создании достаточного банка поглаживаний

    „ем более высокие цели ставит перед собой человек, чем большее сопротивление окружающих испытывает он на своем жизненном пути - тем больший банк поглаживании необходим ему дл€ достижени€ поставленных целей

    „еловек с маленьким банком поглаживаний не способен быть самосто€тельной, творческой личностью “акие люди могут быть лишь исполнител€ми, активность и результативность которых посто€нно направл€етс€ и подкрепл€етс€ пинками и поглаживани€ми

    ƒостаточное число поглаживаний в детстве способствует формированию сценари€ победител€. Ётому вовсе не способствует советское воспитание с гневным осуждением "зазнайства" ѕоследнее видели в каждой претензии на успех, на результат по уровню выше среднего

    ѕриведем пример демонстрации банка поглаживаний Ѕабой ягой из сказки ≈ Ўварца "ƒва клена"

    “ам Ѕаба яга говорит о себе "я, Ѕаба яга - умница, ласточка-касаточка, старушка-вострушка' я в себе, голубке, души не чаю я, ненагл€дна€, только себ€ самое и люблю я только о себе, лапушке, и беспокоюсь «олото мое' —тарушка- попрыгушка, мушка-веселушка ¬сем €, злодеечка, нужна 'я душенька ∆аба зелененька€ √адючка я лисичка ѕтичка я умница Ѕедн€жечка. я змейка я малютка-яга, милочка. Ўалунь€ единственна€ я красавица ѕтичка-малиновка"

    “ак представл€ет себ€ Ѕаба яга, один из наиболее непригл€дных и самых несимпатичных персонажей сказок Ќесомненно, что с таким банком поглаживаний она способна на многие свершени€ и стойкость при множестве неудач

    ј теперь вспомним, как мы заполн€ли официальную анкету в советское врем€ ѕодчеркивали, зачеркивали и вписывали "Ќе был, не участвовал, не состо€л" », завершив заполнение, обнаруживали себ€ никаким человеком » именно такой человек был наиболее адаптивен в стране нашего прошлого

    ¬ нашей работе в тренинговой или терапевтической группе мы просим рассказать каждого о своем банке поглаживаний. ” нас есть специальные упражнени€, выполн€емые в парах, когда мы вырабатываем, тренируем и закрепл€ем способности каждого участника группы отдавать и, главное, принимать поглаживани€ Ќа тренингах или в других услови€х участники групп записывают и вербализируют свои банки поглаживаний «атем каждый вводит удобную дл€ него классификацию и переписывает свой банк поглаживани€ по рубрикам   этим запис€м важно часто возвращатьс€, напоминать и дополн€ть их

    Ќаши студенты, будущие психотерапевты и психологи (врачи-психологи), сдава€ зачет по данному разделу трансактного анализа, должны были, обратившись лицом ко всему курсу, на прот€жении 15 минут ровным голосом, в среднем темпе предъ€вл€ть свой банк поглаживаний ћожно быть уверенным, что сдавшие такой зачет имеют банк поглаживаний, достаточный дл€ адаптации в современном обществе

    «анима€сь тренингами, терапевтической практикой, работа€ с фиксированными эмоциональными установками или с банком поглаживаний, мы часто осознаем сложную структуру человеческого "я"  огда в одном состо€нии мы совершенно благополучны, в другом менее благополучны, а в третьем вовсе неблагополучны ¬ одном состо€нии мы охотно и умело отдаем поглаживани€, в другом способны их принимать ј есть еще и третье состо€ние, войд€ в которое, мы все подвергаем критике, становимс€ недоверчивыми и брюзгливыми

     аждый человек сложен ќн содержит в себе противоречивые части ¬ажно понимать это, уметь распознавать и примен€ть в работе и просто в жизни «десь очень помогают подходы трансактного анализа Ќедаром эта достаточно проста€ и информативна€ система приобретает все большую попул€рность среди терапевтов, социальных работников, педагогов и пациентов во всем мире