¬ход   арта сайта
¬.ё. «авь€лов ЁЋ≈ћ≈Ќ“ј–Ќџ… ”„≈ЅЌ»  ƒ»јЌјЋ»«ј > ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“» » «јƒј„» ѕј“ќѕ—»’ќЋќ√»„≈— ќ√ќ »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»я

ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“» » «јƒј„» ѕј“ќѕ—»’ќЋќ√»„≈— ќ√ќ »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»я

    ѕатопсихологический эксперимент существенно отличаетс€ от других видов эксперимента, примен€емых в медицине, например в физиологии, биохимии, микробиологии.
    ѕатопсихологический эксперимент, как и любой другой тип психологического эксперимента, - это искусственное создание условий, вы€вл€ющих те или иные особенности психической де€тельности человека в ее патологии (поскольку речь идет о патопсихологии). ƒл€ такого эксперимента характерно вызывание психических процессов в строго определенных услови€х, учитываемых исследователем, и возможность изменени€ течени€ этих процессов по заранее намеченному плану.

    Ѕ. ¬. «ейгарник (1969) приравнивает патопсихологический эксперимент к широко используемым в соматической медицине функциональным пробам, с помощью которых врачи
    обычно определ€ют состо€ние функции того или иного внутреннего органа. –оль специфической "нагрузки" в патопсихологическом эксперименте принадлежит экспериментальным задани€м, выполнение которых требует актуализации умственных
    операций, обычно используемых человеком в своей жизнеде€тельности. “аким образом,
    психическа€ де€тельность больного исследуетс€ в св€зи с ситуацией эксперимента.
    Ќар€ду с общими чертами, присущими патопсихологическому эксперименту и экспериментально- психологическому исследованию психически здоровых, между ними
    имеютс€ и существенные различи€.

    ќсновное различие обусловлено тем, что патопсихолог обследует пациента, страдающего
    психическим заболеванием. Ёто значительно сказываетс€ на технике проведени€ эксперимента, его продолжительности, необходимости учета отношени€ обследуемого к ситуации эксперимента. ¬ р€де случаев экспериментатор в ходе опыта, в св€зи с вы€вл€ющимис€ при этом особенност€ми поведени€ больного, вынужден существенно измен€ть свою тактику, вводить другие, не предполагавшиес€ раньше, методики и т.п. (1966) в качестве основного принципа любого психологического эксперимента выдел€ет
    необходимость проверки существовани€ св€зи между р€дами факторов. ѕри этом фактор,
    измен€емый экспериментатором, называетс€ независимой переменной, фактор, измен€ющийс€
    под вли€нием независимой переменной, называетс€ зависимой переменной, соответственно
    различает два вида психологического эксперимента: спровоцированный эксперимент и
    эксперимент, на который ссылаютс€. Ќаиболее часто психологи пользуютс€ спровоцированным экспериментом, который, по мнению P. Fraisse , €вл€етс€ самым классическим - экспериментатор воздействует на независимую переменную и наблюдает вызванные его вмешательством результаты.

    ќб эксперименте, на который ссылаютс€, говор€т в тех случа€х, когда изменение
    независимой переменной происходит вне какой-либо св€зи с де€тельностью экспериментатора.

    “ипичным примером эксперимента, на который ссылаютс€, €вл€етс€ наблюдение за
    про€вл€ющимис€ нарушени€ми психической де€тельности при повреждении мозга или психических заболевани€х. —воеобразие этих случаев заключаетс€ в том, что в отличие от обычного, спровоцированного, эксперимента, при них экспериментатор получает возможность наблюдать серьезные и нередко необратимые изменени€ независимой переменной.

    ѕатопсихологический эксперимент в большинстве случаев - это одновременно спровоцированный эксперимент и эксперимент, на который ссылаютс€. Ќаличие в психологическом эксперименте элементов спровоцированного эксперимента и эксперимента, на который ссылаютс€, объ€сн€ет сложную взаимосв€зь множества факторов, которые должен учитывать патопсихолог при обобщении материалов исследовани€. —. я. –убинштейн (1965) видит три способа видоизменени€ условий, вли€ющих на психическое состо€ние обследуемого и уменьшающих либо увеличивающих присущие больному психологические изменени€. ѕервый способ заключаетс€ в изменении ситуации, в которую на врем€ опыта помещаетс€ больной. ¬торой, наиболее часто примен€емый способ заключаетс€ в специальном варьировании де€тельности больного. “ретий способ отличаетс€ от предыдущих тем, что изменение состо€ни€ психических процессов у больного достигаетс€ введением определенных фармакологических препаратов.

    Ёто разделение способов воздействи€ на психическую де€тельность больного в
    патопсихологическом эксперименте необходимо учитывать дл€ соблюдени€ "чистоты" преследующего определенные цели опыта. ¬ то же врем€ в обычно проводимых патопсихологических исследовани€х могут наблюдатьс€ элементы перечисленных трех
    способов воздействи€ на независимую переменную. “ак, можно исследовать состо€ние
    внимани€ у больного в абсолютной тишине либо в обстановке специально воспроизводимых
    шумов. —опоставление результатов снабдит исследующего более полной и разносторонней
    характеристикой функции внимани€ у обследуемого. »сследование пам€ти по методу
    заучивани€ дес€ти слов можно сочетать с введением стимулирующих и тормоз€щих де€тельность коры большого мозга препаратов (брома, кофеина).

    ѕатопсихолог должен, насколько это возможно, представл€ть отношение обследуемого к
    ситуации исследовани€, цели и мотивы его де€тельности в процессе выполнени€ экспериментальных заданий и посто€нно сопоставл€ть с ними получаемые при исследовании
    результаты. ѕри этом патопсихолог не должен забывать, что в зависимости от цели
    исследовани€ мотивы, которыми руководствуютс€ исследующий и исследуемый, далеко не
    всегда совпадают, особенно при экспертной направленности исследовани€.

    ¬ психиатрической клинике патопсихологическое исследование преследует следующие
    задачи.
    1. ѕолучение данных дл€ диагностики. ƒанные эти нос€т вспомогательный характер и их
    ценность обнаруживаетс€ при сопоставлении с результатами клинического наблюдени€ и в р€де случаев с результатами других лабораторных исследований (например,
    электроэнцефалографии).

    ѕон€тно, что патопсихолог не может ставить перед собой задачу нозологической
    диагностики в каждом отдельном случае в св€зи с получаемыми им данными психологического исследовани€. Ќозологический диагноз - это задача клинициста-психиатра, который дл€ решени€ ее как раз и должен правильно оценивать результаты патопсихологического исследовани€. ¬ то же врем€ патопсихолог должен помнить о том, что конечна€ цель комплексного обследовани€, в котором он принимает участие,- это постановка диагноза, и обнаруженные им особенности психической де€тельности больного именно в этом отношении представл€ют особый интерес (если, конечно, исследование с самого начала не преследует другие цели, о которых речь идет дальше).

    Ќередко патопсихологическое исследование способствует раннему вы€влению симптомов
    психического заболевани€ и устанавливает их своеобразие. “ак, при клинической картине
    заболевани€ внешне иногда оформл€ющейс€ по неврозоподобному типу, патопсихолог при
    специальном исследовании находит характерные дл€ шизофрении расстройства мышлени€ и
    эмоциональности. Ётим облегчаетс€ ранн€€ диагностика атипично дебютирующего
    шизофренического процесса и по€вл€етс€ возможность своевременного начала активной
    терапии. »ли же при начальных признаках мозгового органического заболевани€ патопсихолог иногда обнаруживает изменени€ психических процессов, позвол€ющие рано дифференцировать сосудистую, опухолевую или атрофическую природу заболевани€. Ќередко потребность в уточнении структуры психического дефекта представл€етс€ весьма существенной и при большой давности болезни, когда врачу мало известна симптоматика, которой манифестировал психоз. “ак, психиатры сталкиваютс€ с психопатоподобными состо€ни€ми, при которых оказываетс€ трудной дифференциальна€ диагностика между психопатией и психопатоподобными изменени€ми личности после шизофрении или нейроинфекции. ¬ этих случа€х обнаружение при исследовании личностных изменений и патологии мышлени€ по шизофреническому типу или же изменений пам€ти, €влений повышенной истощаемости, нарушений подвижности психических процессов, присущих органическим поражени€м головного мозга, значительно облегчает решение клинико-диагностической задачи.

    2. »сследование динамики психических нарушений в св€зи с проводимой терапией.
    ћногократно проводимые в процессе лечени€ патопсихологические исследовани€ могут быть
    объективным показателем вли€ни€ терапии на течение болезни, свидетельствуют об эффективности проводимого лечени€, а также характеризуют особенности наступлени€
    ремиссий и структуры формирующегос€ при этом психического дефекта, если речь идет о
    процессуальном заболевании. ƒругими словами, при этом изучаютс€ особенности воздействи€ лечебного средства на психоз. «десь можно выделить два фактора, важных дл€ дальнейшей врачебной тактики: первый- роль структуры психического дефекта в построении последующих реабилитационных меропри€тий, второй - известное прогностическое значение определ€емого при исследовании состо€ни€ психической де€тельности больного в св€зи с лечением.

    3. ”частие в экспертной работе. ѕсихологические исследовани€ имеют важное значение в
    проведении судебно-психиатрической экспертизы. ѕсихолог при этом не только предоставл€ет данные, облегчающие решение диагностических вопросов, но и объективно устанавливает степень выраженности психического дефекта. ¬ судебно-психиатрической практике важно не только установить наличие ослабоумливающего процесса, но и определить степень выраженности слабоуми€. »менно выраженностью слабоуми€ в р€де случаев определ€етс€ выносимое экспертное суждение. Ќапример, .мало диагностировать эпилепсию; следует, если правонарушение совершено не во врем€ припадка или эквивалента, об€зательно установить выраженность психического дефекта, глубины эпилептического слабоуми€. “о же самое относитс€ и к олигофрении - экспертное заключение не ограничиваетс€, например, констатацией дебильности, но уточн€ет и степень ее выраженности.

    ѕри проведении судебной экспертизы роль психолога не ограничиваетс€ вопросами
    нозологической диагностики и определени€ степени выраженности психического дефекта. ¬
    последнее врем€ психологи все чаще участвуют в проведении комплексных судебно-
    психологических экспертиз. —удебные психиатры отвечают на вопрос о наличии психического заболевани€ у испытуемого и о выраженности психического дефекта. ќсновные задачи психологов полно сформулированы ћ. ћ.  оченовым (1980). ¬ рамках психолого- психиатрической экспертизы психиатр дает синдромально-нозологическую характеристику имеющейс€ патологии, психолог-структурно-динамический анализ личности обследуемого.

    Ёто особенно важно в случа€х обнаружени€ нерезко выраженных форм психических
    отклонений.
    ќсобенно возрастает роль психолога при отсутствии у обследуемого психического
    заболевани€. ѕонимание характера совершенного преступлени€ невозможно в этих случа€х без исследовани€ структуры мотивов и потребностей, присущей испытуемому системы отношений, установок, ценностных ориентаций, без раскрыти€ внутренней психологической структуры личности. ѕсихологическа€ экспертиза производитс€ не только дл€ оценки личностных свойств обвин€емого, но нередко объектами ее станов€тс€ потерпевшие и свидетели, так как получаемые психологом данные способствуют адекватной оценке их показаний, помогают судить об их достоверности.

    ѕсихологическа€ экспертиза особенно часто производитс€ по делам, в которых фигурируют несовершеннолетние. ѕри этом определ€етс€ уровень их познавательной де€тельности и характер присущих им индивидуально-личностных особенностей. Ћишь при такой суммарной оценке можно судить о способности обследуемого сознавать противоправность своих действий и руководить ими.

    ¬ рамках психолого-психиатрической экспертизы часто решаетс€ вопрос о наличии у
    обвин€емого какого-либо патологического аффективного состо€ни€, а также других состо€ний, повли€вших на него в момент совершени€ преступлени€ (переутомление, страх, горе). ¬ажное значение имеют установление возможности возникновени€ в определенной
    ситуации таких состо€ний, как растер€нность, потер€ ориентировки, и экспертна€ оценка их вли€ни€ на качество выполнени€ обследуемым его профессиональной де€тельности.

    ѕри проведении посмертной экспертизы в тех случа€х, когда психиатры не наход€т
    оснований дл€ диагностики психического заболевани€, психологи, анализиру€ особенности
    личности погибшего, помогают у€снить мотивы, которыми он руководствовалс€ при совершении тех или иных поступков , в том числе и мотивы совершени€ суицида.

    »сключительно важна роль психологического исследовани€ при решении вопросов
    военной экспертизы - речь идет о диагностике нерезко выраженных форм олигофрении,
    стертых про€влений шизофрении (особенно ее простой формы), психопатий, неврозов,
    резидуально-органических поражений головного мозга.

    ¬ трудовой экспертизе клинический психолог не только обнаруживает признаки
    заболевани€, но и показывает, как далеко оно зашло, насколько снижена трудоспособность обследуемого, имеютс€ ли сохранные элементы в его психике, которые могли бы быть использованы дл€ стимулировани€ механизмов компенсации психического дефекта.

    ¬ детской психиатрии психологические исследовани€ необходимы дл€ решени€ вопроса о
    том, где следует учитьс€ ребенку - в массовой или специальной школе. Ётот вопрос должен безошибочно решатьс€ специальными медико-педагогическими комисси€ми. “ак. помещение ребенка с дебильностью в массовую школу не только отрицательно сказываетс€ на построении педагогического процесса, но нередко приводит и к невротическим реакци€м неправильно направленного на учебу ребенка, вид€щего свою несосто€тельность при сравнении со здоровыми детьми. ≈ще больше травмирует психику ребенка ситуаци€, когда, ошибочно расценив €влени€ педагогический запущенности, комисси€ направл€ет его на учебу в школу дл€ умственно отсталых, хот€ в действительности у него не наблюдаетс€ умственного недоразвити€.

    4. ”частие в реабилитационной работе.
    *—овременна€ психиатри€ особое значение придает работе по реабилитации и ресоциализации больных. ѕсихиатр не ограничиваетс€ проведением активной терапии и назначением больному шизофренией поддерживающих доз лекарственных средств, но должен позаботитьс€ и о восстановлении больным его положени€ в обществе - в семье, на производстве.

    ќт правильно построенных реабилитационных меропри€тий зависит профилактика
    инвалидизации. Ёто относитс€ не только к шизофрении или органическим процессам. ѕрактика показывает, как часто отсутствие реабилитационной работы с больными неврозами приводит их к т€желейшей патологии развити€ личности, лишающей этих больных трудоспособности и значительно хуже поддающейс€ лечению.

    _____________________________________________________________________
    *–еабилитационный аспект де€тельности клинического психолога исчерпывающе представлен в монографи€х: ћ. ћ.  абанов. –еабилитаци€ психически больных-2-е изд.-Ћ.: ћедицина, 1985.-216 с.;  линические и организационные основы реабилитации психических больных /ѕод ред. ћ. ћ.  абанова,  . ¬айзе-ћ.: ћедицина, 1980.-400 с.
    ---------------------------------------------------------------------

    –еабилитационна€ работа должна учитывать не только изменени€, привнесенные в психику
    заболеваний оставшиес€ сохранными элементы жизни и интеллектуальной де€тельности. –еабилитационна€ работа может быть эффективной лишь при индивидуализированном подходе к больному. ¬ св€зи с этим приобретает большое значение клинико-психологическое исследование. ѕри этом изучаютс€ не только особенности мышлени€ больного или степень сохранности его пам€ти. »сключительно важно дать характеристику личностных свойств больного. Ћичность больного изучаетс€ как в медико-психологическом, так и в социальном аспектах. ѕри этом большую роль играют данные о психологической
    совместимости больного с окружающими, нередко определ€ющие его правильное
    трудоустройство.

    ѕсихолог должен изучить "социальный климат", окружающий больного после выписки домой, в лечебных группах, на производстве. ¬ соответствии с полученными данными строитс€
    психокоррекционна€ и психотерапевтическа€ работа.

    –еабилитационна€ работа не должна ограничиватьс€ формальным составлением рекомендаций
    применительно к характеру и давности заболевани€. ќна всегда должна быть индивидуализированной и проводитьс€ в посто€нном контакте с врачами-психиатрами.

    –еабилитационна€ работа психолога может быть результативной лишь при достаточной
    насыщенности лечебного учреждени€ кадрами психологов, так как она трудоемка и должна
    проводитьс€ систематически, а не в промежутках между двум€ психологическими исследовани€ми. –еабилитационна€ работа не должна проводитьс€ в ущерб диагностической и экспертной работе клинического психолога.

    5. »сследование недостаточно изученных психических заболеваний. ѕатопсихологические
    исследовани€ провод€тс€ с научной целью дл€ анализа еще недостаточно изученных
    психопатологических про€влений тех или иных психических заболеваний. ѕри такой постановке задачи, как правило, проводитс€ исследование больших групп больных, подбираемых по наличию у них изучаемых психопатологических симптомов. «десь особую роль приобретает статистическа€ достоверность получаемых данных. ¬ этом состоит одно из отличий такого рода исследований от исследований, преследующих цели дифференциальной диагностики и экспертизы, где речь идет об обследовании отдельных больных и достоверность результатов достигаетс€ другими способами, например, употреблением сходных по направленности экспериментальных методик.

    ≈сли при исследовании, направленном на решение вопросов клинико-практического характера, патопсихолог стремитс€ получить общую и сугубо индивидуальную характеристику протекани€ психических процессов у конкретного больного, то при направленности исследовани€ на решение теоретических вопросов психолог выдел€ет и ставит в центре своего внимани€ какой-либо один процесс, изучаемый им в специально
    созданных услови€х.

    ѕри научно-исследовательской направленности патопсихологического эксперимента особенно важное значение приобретает соблюдение динамического принципа, т. е. учета динамики психопатологических симптомообразований в св€зи с течением болезни (¬.ћ. Ѕлейхер, 1976).

    »зучение психологической структуры того или иного психопатологического синдрома
    оказываетс€ более успешным при учете стадии заболевани€ и сопоставлении патопсихологических данных, соответствующих различным стади€м болезни, например, в дебюте ее, в стадии максимальной выраженности клинических про€влений и при нарастании психического дефекта.

    6. ”частие в психотерапии. «десь, как и в проведении реабилитационных меропри€тий,
    психолог должен работать под руководством врача- психиатра, психотерапевта и выполн€ть поставленные им задачи как психодиагностического, так и социально-психологического характера. ≈стественно, что така€ де€тельность требует обучени€ психологов психотерапии. ћ.». Ѕу€нов и ј.». «ахаров (1983) даже став€т вопрос о профилизации студентов-психологов по психодиагностике и клинической психологии, понима€ под последней клинически ориентированную социально-психологическую работу.

    ѕрименительно к психотерапии можно выделить специфические задачи патопсихологического
    исследовани€.

    Ёто, во-первых, участие патопсихолога в диагностике психического заболевани€, так как от решени€ этих вопросов зависит объем показаний к психотерапии и выбор ее наиболее
    адекватных "форм и места проведени€ (в стационаре или амбулаторно).

    ¬о-вторых, патопсихологическое исследование способствует обнаружению таких личностных
    свойств больного, на которые в последующей психотерапевтической работе следует обратить особое внимание.

    — этой целью используютс€ психологические личностные методики достаточно широкого
    диапазона, основанные как на характеристике личности в процессе де€тельности, так и на самооценке, а также проективные. —очетание психологических методик, характеризующихс€ различным подходом, позвол€ет получить наиболее полное представление о личности больного.

    ѕри этом должны учитыватьс€ не только измененные болезнью личностные свойства, но и
    сохранные компоненты личностной де€тельности, на которую в первую очередь должна быть
    направлена психотерапевтическа€ работа.

    ƒалее, психологический эксперимент способствует налаживанию продуктивного контакта с
    больными, так как дает психотерапевту представление об его интеллектуальном уровне и
    интересах. »сследование особенностей протекани€ процессов обобщени€ и отвлечени€
    позвол€ет в эксперименте определить их уровень, а также такие важные дл€ психотерапевта свойства интеллекта больного, как широта, глубина, самосто€тельность, живость, гибкость. ¬ патологии этим свойствам интеллекта противосто€т узость кругозора, поверхностность суждений, чрезмерна€ конформность, торпидность мышлени€.

    ’арактеристика интеллектуальной де€тельности во многом определ€ет систему
    построени€ психотерапевтических меропри€тий.

    »сследовани€ ¬. ј. “ашлыкова (1976, 1978, 1979, 1984) показали важное значение дл€
    эффективности психотерапии изучени€ таких характеристик больного и врача, которые
    отражают особенности их персональных взаимоотношений, степень их психологической
    совместимости. «нание врачом этих факторов позвол€ет ему уже в начале лечени€ в известной мере точно прогнозировать особенности эмоционального реагировани€ больного на ситуацию и характер психотерапевтического воздействи€, добитьс€ продуктивного лечебного контакта, гибко строить психотерапевтическую тактику на различных этапах лечебного процесса.

    ѕсихологический эксперимент может играть определенную роль в выборе методик психотерапии. “ут могут оказатьс€ полезными установленные при исследовании особенности личности и уровень интеллектуальной де€тельности больного, характеристика таких его свойств, как конформность, внушаемость (при этом следует различать собственно внушаемость и прочность ретенции внушени€). ¬нушаемость не €вл€етс€ признаком, константным дл€ данной личности. ќна мен€етс€ в различные периоды у одного и того же человека и зависит от его возраста, особенностей жизненной ситуации, оказываетс€ неодинаковой в общении с разными людьми, т.е. зависит от конформности по отношению к определенным люд€м или категории людей. ¬нушаемость, что особенно важно, оказываетс€ различной на разных этапах течени€ болезни - в р€де случаев она уменьшаетс€ при хроническом течении неврозов и аффективно-личностных реакций на соматическую болезнь в св€зи с безуспешным прежде лечением.

    Ёто обсто€тельство подчеркивает значение ранних сроков проведени€ психотерапии, что
    послужило основанием выдвижени€ принципа "неотложной психотерапии" (Ћ.». «авил€нска€,
    1966) или "скорой психотерапевтической помощи" (ћ. —. Ћебединский, 1971).

    ¬ р€де случаев патопсихологический эксперимент вводитс€ в структуру психотерапевтического процесса и используетс€ дл€ объективного подтверждени€ выдвигаемых психотерапевтом положений. ¬ этих случа€х можно говорить о специальной методике психотерапевтически направленного психологического эксперимента (¬.ћ. Ѕлейхер, Ћ.». «авил€нска€, 1966, 1970). «адача психолога заключаетс€ в том, чтобы показать больному известную сохранность у него психических функций, которые пациент считает грубо нарушенными, подчеркнуть наличие ресурсов дл€ противосто€ни€ болезни и инвалидизации. ѕсихологическое исследование может быть при этом использовано дл€ изменени€ самооценки состо€ни€ больного и его субъективного прогноза.

    ќбнаруживаемое в эксперименте улучшение показателей психотерапевт также использует
    дл€ выработки у больного оптимистической позиции.