¬ход   арта сайта
¬.ё. «авь€лов ЁЋ≈ћ≈Ќ“ј–Ќџ… ”„≈ЅЌ»  ƒ»јЌјЋ»«ј > ќ“ ј¬“ќ–ј

ќ“ ј¬“ќ–ј

    ѕеред ¬ами, дорогой мой читатель, книга, претендующа€ на учебное пособие дл€ самого широкого контингента интересующихс€ психологией. Ќа деле же, - это субъективные заметки человека, всю сознательную жизнь посв€тившего изучению и практическому применению того, что на строгом научном €зыке именуетс€ социальной психологией. Ќо —ќ÷»јЋ№Ќјя ѕ—»’ќЋќ√»я - коварное наименование: это и термин, обозначающий одну из многих относительно самосто€тельных психологических наук, и название повседневного €влени€, в котором живет каждый субъект человеческого рода, воспринима€ все окружающее, обща€сь и взаимодейству€ с другими субъектами-объектами. —оциальна€ психологи€ - это еще и емка€ метафора духовной реальности: человеческих обычаев, традиций, привычек общественного поведени€, потребностей, интересов, идеалов, настроений, взгл€дов, всего того, что называетс€ складом, характером, волей, особенност€ми многообразных общностей от малых групп до многомиллиардных народов и этносов. —оциальна€ психологи€ - это такой общественный феномен, который объедин€ет все многообразие духовной жизни общества, ее менталитетов, возможностей взаимовоспри€ти€ и взаиморегулировани€ личностного и группового взаимодействи€, а, следовательно, взаимовли€ни€ и взаимопонимани€!
    √овор€ о себе то от первого, то от третьего лица, автор совершенно отчетливо представл€ет свою безусловную ответственность перед читателем за тот субъективизм, которым пронизана данна€ книга. » не пытаетс€, тем не менее, этот субъективизм завуалировать. ѕодобное зан€тие, в принципе, бессмысленно.  ак говорил один из величайших мыслителей человечества (не буду называть его имени, оп€ть-таки, из субъективных соображений):Ф объективность субъективных мнений объективно предопределена!Ф Ёта закономерность вполне характеризует авторское видение предмета изложени€.

     огда наступает осень жизни конкретного человека, он начинает сопоставл€ть эту временную характеристику с периодом своей собственной профессиональной судьбы. », субъективно оценива€ прожитое и сделанное, полагает, что его профессиональна€ осень еще впереди. ќднако твердо знает, что и она Ууже не за горамиФ. ћежду тем, оп€ть-таки субъективно, человек, считающий себ€ достаточно состо€вшимс€ профессионалом, вполне естественно начинает (иногда впервые, а иногда - в который раз) заново осмысливать то, что им в своей профессии вы€снено, пон€то, достигнуто, и выносит сам себе неподпадающий под обжалование приговор: подлинный или мнимый он профессионал? »менно профессиональна€ де€тельность несет в себе основные особенности мировоспри€ти€ и самооценки целостной личности, проведшей единственную неделимую телесную и духовную жизнь в определенном (- ных) социуме (- мах). —ледует вывод: что-то общественно-значимое было в отдельной неповторимой, к сожалению, де€тельности. » неплохо бы это обобщить.

    » неотвратимо возникающий при этом вопрос о праве на чужое врем€, необходимое дл€ прочтени€ чьих-то размышлений, чаще всего, у подобных профессионалов субъективно решаетс€ в пользу дополнительного труда, необходимого самому себе, а, возможно, и другим, но уже по их собственному желанию. јвтор - не исключение.

     онечно же, в нынешних российских услови€х реализовать такое намерение чрезвычайно сложно. ƒл€ его выполнени€ требуетс€ не только врем€ (и без того лимитируемое возрастом), но и немалые нервные, физические и, разумеетс€, материальные затраты по подготовке к изданию и тиражированию книги...

    јвтор осознанно идет на все затраты и потери, ибо уверен в собственных возможност€х их преодолени€. ќн стимулируетс€ осознанием объективной необходимости ознакомлени€ со своим субъективным и, уже по этой простой причине, уникальным опытом тех, кто идет следом: студентов, аспирантов, слушателей, соискателей, стажеров, докторантов, да и многих других, интересующихс€ сегодн€ психологией.
     ак бы то ни было, автор субъективно оценивает свою профессиональную де€тельность вполне удачной, но нисколько не преувеличивает ее значимости дл€ сферы общественной и научной жизни, именуемой социальной психологией. ≈го убежденность в том, что у каждого профессионального психолога на каком-то этапе об€зательно формируетс€ свой собственный взгл€д (сво€ парадигма, свой опыт) на предмет изучени€ и воздействи€, подвигает на изложение своих представлений. ”же многократно проверенные, они все еще нуждаютс€ в подкреплении, ибо рождают новые гипотезы, новые собственные исследовательские методы получени€ дополнительного знани€ и практические способы применени€ этого знани€. » все это делаетс€ не дл€ получени€ нового признани€, а, скорее, дл€ большего собственного удовлетворени€ давно избранной профессией. ќднако каждый профессионал приходит к названному состо€нию индивидуальным путем, объективно и субъективно испытыва€ немалые трудности и переживани€.

    —ледует признатьс€, что профессиональна€ и лична€ судьбы автора сложились достаточно гармонично и счастливо, и та, и друга€ дополн€ли друг друга на всех этапах жизнеде€тельности, помога€ решать и общие, и частные проблемы, непременно возникающие на марафонском пути достаточно долго живущего человека.

    јвтор искренне гордитс€ тем, что он был и теперь уже навсегда останетс€ единственным практическим психологом, проработавшим более 20 лет на предпри€ти€х нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности - одной из самых вредных и опасных во всех отношени€х. “еперь и ему самому плохо веритс€ в то, что за период функционировани€ созданной по его инициативе отраслевой психологической службы ни на одном из многочисленных обслуживаемых ею предпри€тий, на огромной территории бывшего ———– не случалось крупных аварий с человеческими жертвами. Ќо, как только служба распалась с ликвидацией министерств и ведомств (еще до окончательного развала бывшего —оветского —оюза) почти повсеместно стали УстартоватьФ нефтеперерабатывающие колонны, унос€ с собой жизни многих людей, оставл€€ сиротами их детей и инвалидами - соратников по труду. “еперь особенно €сно, что многократно заниженные в прежние годы показатели экономической эффективности де€тельности службы свидетельствовали не просто о признании ее необходимости, но и об истинности или близости к ней знаний и профессиональных качеств сотрудников, отобранных и обученных лично их руководителем.

    «а более, чем тридцатилетний опыт работы в психологии, автором и его учениками написаны многие сотни книг, брошюр, статей, научных отчетов. ѕри этом, часть работ издавалась под грифом Уƒл€ служебного пользовани€Ф, а часть - депонировалась в »Ќ»ќЌ и была знакома лишь узкому кругу потребителей. “ем не менее, термины Усоциальное управление, социально-психологический портрет организации, проект социального развити€ производственной организацииФ и некоторые другие, именно в понимании и трактовке автора, вошли в научный оборот не только психологов-практиков, решавших сходные проблемы, но и были признаны, как тогда говорили, широкой научной общественностью. ќб этом свидетельствуют, оп€ть-таки, сотни упоминаний имени автора в различных научных и публицистических издани€х, в рецензи€х и отзывах, в диссертаци€х и авторефератах...

    ќ де€тельности автора был сн€т большой документальный фильм, более чем на 40 €зыках мира опубликованы статьи и фотоочерки буквально на всех континентах ?см. хот€ бы Уѕсихологический журналФ, 1995. є 4. —.157.

    ѕри этом автор довольно поздно пришел в науку: аспирантом кафедры психологии ярославского педагогического института стал лишь в 29 лет, хот€ изучал психологию и увлекс€ ею еще в 9 классе средней школы. ѕройд€ курс этой науки в вузе, он, будучи газетчиком, ежедневно сталкива€сь с психологией отдельной личности и групп людей, старалс€ диагностировать и прогнозировать их поведение и поступки.
    ¬ аспирантские годы автору чрезвычайно повезло на учителей. Ёто были выдающиес€ отечественные психологи: ¬.—. ‘илатов, ќ.». «отова,  . . ѕлатонов, ≈.¬. Ўорохова и многие другие. ¬ период подготовки кандидатской диссертации и сразу после ее защиты, довелось основательно познакомитьс€ с зарубежными учеными, их учебниками и потом в течение р€да лет в качестве эксперта ёЌ≈— ќ преподавать психологию на иностранном €зыке.

    ¬ 1970 году в ярославском государственном университете возник третий в ———– факультет психологии, и автор - один из его инициаторов, имевший к тому времени уже некоторый опыт учебной, исследовательской и практической работы, был назначен первым деканом. Ёто было не только признание организаторских способностей автора, но и большое авансирование его будущей научной и преподавательской перспективы. ќднако выданные авансы поначалу реализовать не удалось. –абота со студентами, аспирантами, продолжение хоздоговорных исследований (с 1967 года они осуществл€лись в нефтехимической, обувной и текстильной промышленности), излишн€€ попул€рность в учебной и общественной сферах, видимо, существенно повли€ли на самооценку и самокритичность высказываний и поступков тридцатип€тилетнего психолога.

    ¬ декабре 1971 года он был исключен из  ѕ—— и уволен из университета как несоответствующий званию преподавател€ советской высшей школы. ј после демонстрации своей любви к декану, устроенной студентами в городе, о возвра-щении на преподавательскую работу не могло быть и речи. ¬ тот период автор (сам дл€ себ€) оценил собственную конкретную ситуацию как профессиональный и личностный кризис. Ѕыл сформулирован и психологический диагноз: избыток амбициозности, приведший на фоне нервной и физической усталости к недостаточной аргументированности умозаключений, повышенной эмоциональности и неконтролируемости высказываний как в устной, так и в письменной речи. ¬месте с тем, была сформулирована установка на повышение профессиональной компетентности и профпригодности в совершенно иной социальной среде, где идеологизированные стандарты поведени€ не €вл€лись столь жесткими, как в вузе. Ќадо было идти в гущу народа, Узан€того исполнением строго фиксированных функцийФ.

    — тех пор прошло немало времени и надо признать, что решение о выборе нового места приложени€ своих сил было прин€то оптимальное. јвтор пошел туда, где его уже знали как профессионального психолога и убедились в эффективности работы с ним. ќн обратилс€ к руководител€м небольшого, очень старого нефтеперерабатывающего завода, расположенного далеко от больших городов и переживавшего кадровый кризис.
    »менно с этого предпри€ти€ и началось подлинное профессиональное признание автора и его наибольшее самоудовлетворение, без которого не может быть полного счасть€.
    —ложивша€с€ коллизи€ стимулировала развитие исследовательской и оргазизаторской активности автора. ќна же дала ему уникальную возможность переоценки ценностей, прежде всего, научного и прикладного пор€дков не в житейско-бытовом, а именно в социально-психологическом плане. ѕришлось воочию убедитьс€, как мало знает и еще меньше умеет кандидат психологических наук в области человеческих взаимоотношений, а, тем более, в сфере трудовых, экономических и правовых отношений.

    ¬сего один пример. ћало того, что за исключение своего товарища из партии в конце-то концов проголосовало (правда, не сразу!) подавл€ющее большинство его учителей, коллег и студентов, потом из библиотеки университета исчезли не только книги и журналы с его фамилией, но и каталожные карточки с библиографическими данными. Ќовые статьи и выступлени€ приходилось делать под псевдонимом, а в тех публикаци€х, которые накануне ушли в печать в соавторстве, фамили€ их основного автора странным образом исчезала при выходе труда в свет. » это был ничем не заменимый социально-психологический опыт: как оказалось позднее, никто из начальства подобных санкций не выдавал. ¬се осуществл€ли, казалось бы, ближайшие ученики и соратники. »х подвигали на подобные поступки страх и карьеристские устремлени€. ¬ конечном счете, автору пришлось простить конкретных исполнителей Уварварских актовФ, виною была система подготовки псевдоученых, организации иллюзорно-лабораторных экспериментов, производства абстрактно-созерцательных теорий и выращивани€ идеологических конформистов.
    ѕо счастью, люди, далекие от псевдонаучных экзерсисов, чистые практики, изобретатели, рационализаторы, организаторы производства и насто€щие ученые - и теоретики, и прикладники, в среду которых опальный психолог пришел в поисках средств к существованию (благотворно повли€л авторитет прежних хоздоговорных работ), оказались прагматиками в самом пр€мом смысле. јбсолютное большинство людей из возникшего ближайшего окружени€ с сочувствием и надеждой на помощь в их собственном деле смотрели на нового коллегу. –азумеетс€, у некоторых из них имелось определенное недоверие к возможност€м психологии на производстве. » все же сотрудничество психолога с инженерами довольно быстро стало приносить нередко неожиданные дл€ всех участников положительные результаты. —корее всего, сказывалс€ эффект ожидани€! Ќо ведь это уже социальна€ психологи€!

    »м€ автора снова замелькало в разного рода публикаци€х. ѕо€вились его статьи, брошюры и книги, стали сниматьс€ документальные фильмы. ќчерки о нем по€вились на страницах газет и журналов разных стран. ќценка производственников совместной де€тельности с психологом была настолько единодушной, что, когда Унекие партийцыФ вспомнили о том, что Уне до конца наказали строптивцаФ, и решили снова исключить его из  ѕ——, так называемый трудовой коллектив Увстал за него горойФ. ¬озникла возможность создать отраслевую социально-психологическую службу, и эта возможность была реализована впервые в стране.

    ¬есьма скоро (года через тричетыре), у опального специалиста по€вилась возможность вернутьс€ Ув родные пенатыФ, то есть в университет. јвтор правильно решил, что этот вариант никуда не уйдет, а он еще не реализовалс€ до конца как практический психолог. ѕо€вились приглашени€ поработать в лучших университетах своей страны и за рубежом. ќднако перва€ же попытка выехать за границу на научную конференцию оказалась неудачной: парти€ строго следила за Уневыдержанными товарищамиФ. «ато по необъ€тной –одине поездить довелось вволю. —оциально-психологическа€ служба, созданна€ автором, имела отраслевой, то есть общесоюзный статус, а предпри€ти€ ћиннефтехимпрома ———– располагались буквально во всех концах поистине необъ€тного —оветского —оюза. √де только не привелось побывать автору?! ј ведь он ездил не на экскурсии. ѕрактически кажда€ командировка вызывалась острой производственной или социальной необходимостью. » фактически кажда€ из них приносила положительные результаты.  онечно же, врем€ и трудности подобных поездок бывали разными, в отдельные годы в командировках приходилось бывать до 250 дней в году, но все неудобства компенсировала удовлетворенность полученным эффектом участи€!

    ¬ целом же, Увыход автора на производствоФ задержалс€ на долгих шестнадцать лет: с середины декабр€ 1971 по конец декабр€ 1987 года.
    » только в 1988 году, уже будучи доктором наук и профессором, автор, наконец, вернулс€ на созданный им когда-то психологический факультет. Ќаверное, это было логично, а главное - своевременно.

    «а годы работы в промышленности автор получил, казалось бы, полное признание в качестве профессионала высшей квалификации. ≈го работу отмечали всевозможными преми€ми и звани€ми, отраслевыми и всесоюзными знаками и медал€ми, его наградили орденом. ѕришло и общественное признание, отмеченное депутатскими звани€ми, членством в разного рода научно-технических, общественно-политических, диссертационных и других советах. Ќо признание в одной ипостаси не означает подобного в другой. » это тоже социальна€ психологи€!

    ≈сть в творчестве выдающегос€ советского поэта √еннади€ Ўпаликова пророческие строки. Уѕо несчастью, или, к счастью, истина проста: никогда не возвращайс€ в старые места. ƒаже если пепелище выгл€дит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне!..Ф

    ѕо существу, единственный оставшийс€ в университет старый друг, с которым когда-то вместе учились в аспирантуре на одной кафедре, теперь, став ее заведующим, звал на помощь. “ак сложилось, что на третьем в —оюзе факультете психологии к этому времени не оказалось ни одного собственного доктора психологических наук и профессора. “от, кто понимает, что это означает дл€ вуза, оценит возвращение Уродител€Ф к своему Удит€Ф.

    ќднако новые и еще более амбициозные, чем сам когда-то, преподаватели прин€ли ветерана с холодком. ћожет быть, кто-то страшилс€ возмезди€? ¬ абсолютном большинстве своем непоработавшие профессионально нигде, вставшие после вуза и аспирантуры за преподавательскую кафедру, они готовили все тех же псевдоученых лабораторно-библиотечного профил€ и постарались создать такую же установку у своих подопечных. ѕо крайней мере, на модных в тот год УдемократическихФ выборах деканата расширенный совет факультета именно первого своего декана в той же должности и не восстановил: не хватило ровно... одного голоса!

    јвтор многое пон€л и не вз€л предложенную другом, без голосовани€, кафедру. ќсталс€ на ней р€довым профессором, продолжа€ собственное дело в науке и практике, а так же преподавание того, что знал и умел, за что получил все свои звани€ и награды.

    », в который уже раз, состо€лась Удемонстраци€Ф возможностей социально-психологического знани€. —о временем, как кажетс€, вернулась и любовь студентов, аспирантов, соискателей и признание коллег-преподавателей. «наки признани€ в широких научных кругах: в –оссии и за рубежом нарастали. — изменением политического положени€ в стране по€вилась возможность долгожданных встреч с зарубежными коллегами в их университетах. ”далось побывать в јвстралии, Ѕельгии, √ермании, √олландии, »ндии,  анаде, Ћюксембурге, ѕольше, ‘ранции, —ингапуре и некоторых других государствах. ѕо€вились под фамилией автора новые не только российские кандидаты и доктора наук, но и ученики, например, из —Ўј, ставшие дома профессорами после обучени€ в его УшколеФ.  оллеги из 43 стран избрали его президентом негосударственной ћеждународной јкадемии психологических наук, присвоили массу почетных званий. —ейчас в эту јкадемию вход€т представители уже почти 50 государств. ¬ год своего шестидес€тилети€ автор был официально признан (по жесткому конкурсу!) лучшим ученым университета!

    ¬месте с тем, автор все чаще вспоминает фразу великого баснописца: Ф„ины людьми даютс€, а люди могут обманутьс€Ф. Ќесколько успокаивает одно обсто€тельство: недолго осталось принимать звани€ и даютс€ они совсем не из подхалимажа. ѕоэтому и возникла мысль успеть написать эту книгу, чтобы непосредственные (посредственные, как правило, толстых книг не берут!) ученики смогли, что называетс€ Уиз первых устФ, получить представление о том, чем жил их нескромный предшественник.
    —пасибо, дорогой читатель, что ¬ы не поленились прочесть это обращение к ¬ам лично. Ќадеюсь, что у ¬ас про€вилс€ интерес не только к автору, но и к тому, что же он написал далее?

    “огда пойдемте за мной!... я с удовольствием проведу ¬ас по лабиринту своей науки.

    ¬аш - профессор ¬.¬. Ќовиков.