¬ход   арта сайта
¬.ё. «авь€лов ЁЋ≈ћ≈Ќ“ј–Ќџ… ”„≈ЅЌ»  ƒ»јЌјЋ»«ј > ѕќƒ√ќ“ќ¬ ј » ќЅ”„≈Ќ»≈ ѕ—»’ќ“≈–јѕ»». Ћекци€ N8

ѕќƒ√ќ“ќ¬ ј » ќЅ”„≈Ќ»≈ ѕ—»’ќ“≈–јѕ»». Ћекци€ N8

     аждый человек одарен, многие талантливы, отдельные - гениальны в одной или нескольких област€х психотерапии Ќаша задача - помочь человеку открыть свою область
    Ёту лекцию хочетс€ начать с цитаты из книги ƒ. –она (1998):
    "—колько бы ни послала вам жизнь, один талант или сто, наша ответственность состоит в том, чтобы непременно сделать что-то с тем, что мы получили! »менно так превращают фоши в состо€ни€, а преп€тстви€ - в возможности - собрав все, что у нас есть, и все, чем мы €вл€емс€, и пустив это в дело"

    ѕрофессиональна€ подготовка - один из самых интересных и не освещенных в литературе разделов психотерапии. ¬ отличие от многих других аспектов профессии она касаетс€ каждого специалиста: ведь каждый желает стать профессионалом, €вл€етс€ профессионалом или считает, что €вл€етс€ таковым.

    ѕсихотерапи€ в психиатрии и наркологии
    ѕсихотерапи€ в нашей стране длительное врем€ была частью медицины. ¬ернее, даже частью психиатрии ѕоэтому в аспекте новейшей истории ее можно рассматривать как одну из врачебных специальностей охраны психического здоровь€.

    ѕросмотрев программы всех всесоюзных и всероссийских съездов психиатров, мы с удивлением обнаружим, что ни на одном из них ни секции, ни пленарных докладов, посв€щенных образованию, просто не было. ¬прочем, независимо от отсутстви€ к нему интереса со стороны организаторов съездов и конференций, образование претерпевает изменени€ вместе с событи€ми, происход€щими в стране и в профессии.

    «а последние п€тнадцать лет мы стали свидетел€ми и участниками трех различных эпох в жизни страны и специальностей психического здоровь€.

    ¬ дес€тилети€, завершающие советскую эпоху, медицина психического здоровь€ была представлена двум€ мощными службами: психиатрической и наркологической. ќни были защищены государством, непрерывно разрастались и стабильно финансировались. »справно функционировала вертикаль - от участковых врачей на местах до главного специалиста в ћинистерстве здравоохранени€ ———–.

    —лужбы управл€лись при помощи подзаконных актов: приказов и распор€жений, издаваемых медицинскими директивными инстанци€ми. “аким службам нужны были только дисциплинированные исполнители, узкие специалисты, работающие строго "согласно регламентирующим документам" и не возражающие против единственной, признанной правильной официальной точки зрени€ на психические расстройства и их лечение.

    “аких врачей готовили в интернатуре или на краткосрочных курсах переподготовки из врачей других специальностей. Ќапомню, что по сложившимс€ традици€м люди не становились профессионалами в результате подготовки, а назначались на должности приказами администрации. ј уж затем обучались на кратковременных курсах.

    ѕациентов, страдающих психозами, направл€ли на лечение в психиатрические диспансеры и стационары, которые осуществл€ли как лечение, так и контроль за пациентами. ѕо той же модели работали с наркологическими пациентами.

    ¬се статьи по психиатрии печатались в половине одного журнала "Ќевропатологии и психиатрии им. —. —.  орсакова" и в специальных сборниках научных работ. –егул€рно издавалась монографическа€ литература. ¬се публикации проходили строгую цензуру, финансировались государством и отражали официальную точку зрени€. Ѕолее того, приглашаемые из-за рубежа специалисты подбирались так, чтобы не компрометировать "правильную" точку зрени€. “огда как оригинальные современные издани€ развитых стран не издавались и были доступны единицам.

    «а эти же годы сложилось и упор€дочилось общественное мнение, что психиатрические и наркологические учреждени€ существуют в основном дл€ т€жело больных, потер€нных дл€ общества людей. ѕребывание в таких учреждени€х считалось компрометирующим и скрывалось.

    Ёпоха "перестройки" принесла резкие изменени€. ѕсихиатри€ и наркологи€ подверглись жестокой политической критике. »х рассматривали как часть репрессивного аппарата советского стро€. ѕресса развернула широкую критику психиатрии и наркологии. ¬едущие специалисты психиатрических структур отмалчивались или робко пытались оправдатьс€. Ќаша профессиональна€ пресса молчала.

    ѕосто€нно сокращалось финансирование, закрывались учреждени€ и их подразделени€. –езко упала заработна€ плата врачей и обслуживающего персонала. –аботники психиатрических учреждений оказались незащищенными перед произволом со стороны психически больных.

    ¬ еще большей степени понизилс€ общественный престиж профессии врача-психиатра. ћногие перспективные специалисты вовсе ушли из здравоохранени€. ќставшиес€ лишились социальных гарантий.

    ¬ это врем€ множество больных было лишено ухода и крова и оказалось на улицах. “ака€ ситуаци€ демонстрировало небывалое снижение социальной цены человеческой жизни.

    –езко возросла численность пациентов с состо€ни€ми психической дезадаптации, пограничными психическими расстройствами, ищущих помощи. ѕсихиатрические учреждени€, со своей ориентацией на работу с психотическими больными, с кадрами, лишенными подготовки дл€ работы с пограничными психическими расстройствами, оказались неспособными помочь этим люд€м.

    ѕоток пациентов переключилс€ сначала на экстрасенсов, биоэнергетиков, затем на целителей, колдунов, многие из которых быстро поднимались на вершины своей попул€рности, собирали огромные аудитории, и немногие из которых выдерживали проверку временем.

    Ќадо сказать, что сегодн€ произошло значительное расслоение среди парапсихотерапевтов. „асть из них получила развитие и прогрессировала. ƒругие же не про€вили заинтересованности в совершенствовании.

    ƒирективные медицинские инстанции продолжали издавать приказы и распор€жени€. “олько теперь они часто противоречили друг другу, а исполнительска€ дисциплина упала. ѕриказы имели только рекомендательный характер.

    ¬озник р€д профессиональных обществ и ассоциаций. ¬ то же врем€ психотерапи€ выделилась в самосто€тельную врачебную специальность.

    ¬ нашу страну бурным потоком хлынули традиционные, классические и экзотические дл€ развитых стран и новые дл€ нас направлени€ психотерапии. ѕриезжает множество специалистов. »здаютс€ книги по психотерапии.

    ¬ 1992 году впервые вышел «акон –оссийской ‘едерации "ќ психиатрической помощи и гаранти€х прав граждан при ее оказании". ¬ последующем ћинздрав –оссии издал р€д приказов, дающих новые возможности развити€ психиатрии, и наконец вышли правительственные постановлени€: "ќ федеральной целевой программе", "Ќеотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1995 - 1997 годы)" и " омплексные меры противодействи€ злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995-1997 годы".

    ¬  азахстане опубликована концепци€ «акона "ќ душевном здоровье народа –еспублики  азахстан".

    ¬ св€зи с тем, что парапрофессионалы (экстрасенсы, биоэнергетики, целители, колдуны) показали ограниченные возможности, многие пациенты вновь обратили свои взгл€ды на психиатров, психотерапевтов, наркологов. ¬ борьбе за пациентов мы вновь оказались в начале пути.

     онечно же, прогрессивно настроенные психиатрические диспансеры учли прошлую неуспешность и перестроили часть своей работы с ориентацией на пограничные психические расстройства и психотерапию. ¬месте с тем потребность в специалистах в области психического здоровь€ столь высока, что немедицинские структуры выдел€ют рабочие места дл€ врачей, работающих в психологической медицине. Ќаиболее интенсивно это делают департаменты социальной защиты и управлени€ образовани€, кроме того, промышленные предпри€ти€, фирмы и т.д. ѕо нашим прогнозам, в ближайшие годы за пределами учреждений, подчиненных ћинздраву, будет работать больша€ часть специалистов психотерапевтов, психиатров, детских психиатров.

    —толь высока€ попул€рность специальностей психологической медицины радует! » вместе с тем всел€ет тревогу. ¬едь подготовка наших специалистов не обеспечивает им широкие возможности эффективного лечени€ пограничных психических расстройств и состо€ний дезадаптации, тем более обеспечение действенной профилактики данных нарушений. » если все останетс€ как есть, то не вызовут ли эти специалисты разочарование у пациентов и работодателей? Ќе сократитс€ ли число рабочих мест?

    » в этих услови€х на первый план выходит профессиональна€ подготовка и обучение кадров.

    ќсобенност€ми нового времени €вл€етс€ и формирование негосударственной медицины. — каждым годом число частнопрактикующих врачей-психиатров, психотерапевтов, психиатров-наркологов становитс€ все больше. –астет численность и негосударственных лечебных учреждений, прежде всего амбулаторного звена. ¬месте с тем период становлени€ данных структур протекает весьма трудно. —егодн€ €сно, что на прот€жении ближайших лет все же большую часть больных будут обслуживать государственные структуры различной ведомственной принадлежности. ј пока число рабочих мест расшир€етс€, и везде нужны специалисты.

     акие же нужны специалисты? ƒл€ традиционных лечебных учреждений, как и прежде, нужны в основном врачи, обученные диагностике и биологической терапии.  роме того, необходимо большое число психотерапевтов, медицинских психологов, социальных работников.

    ƒл€ учреждений социальной защиты, образовани€, промышленных предпри€тий, структур бизнеса нужны профессионалы нового типа, объедин€ющие в себе знани€ и умени€ психиатров, психотерапевтов, наркологов, медицинских психологов. ∆елательны еще и умени€ в области традиционной медицины. ѕо сути дела, это семейные врачи по психическому здоровью.

    » вновь возникает проблема образовани€.  онечно же, за минувшее дес€тилетие образование в области психического здоровь€ также претерпело некоторые изменени€. ѕрограммы остаютс€ прежними, сложившимис€ в советскую эпоху; вместе с тем вузы получили некоторую свободу в изменении программы, открытии новых подразделений. ¬озникает р€д негосударственных учебных структур, ориентированных на пюдготовку новых знаний и умений.

    ќбразование по психическому здоровью в советскую эпоху ƒавайте проследим образование по психическому здоровью в годы после ¬еликой ќтечественной войны.

    ¬ первые годы после войны необходимо было заполнить вакансии выбывших специалистов. ¬рачей готовили ускоренно. ѕсихиатрию преподавали 16 академических часов. ѕсихотерапи€ в вузовском курсе отсутствовала.

    ¬ середине шестидес€тых годов на психиатрию выдел€лось 164 часа, в конце семидес€тых - 78 часов.

    ѕо ныне действующей программе на психиатрию выдел€етс€ 92 часа. Ќа психотерапию - от 2 до 6 академических часов.

    ¬ самих учебных программах по психиатрии доминирует "экзотическа€, психотическа€ психиатри€". ћы учим лечить психозы, редко встречающиес€ даже в психиатрической клинике, и значительно меньше внимани€ удел€ем психопатологии обыденной жизни, тем расстройствам, с которыми врачи всех специальностей посто€нно сталкиваютс€ в профессиональной де€тельности и личной жизни.

    ѕо-другому обстоит с психологией. ¬ советскую эпоху крайн€€ урезанность курса психологии была св€зана с идеологическими ограничени€ми. ¬едь широкое преподавание психологии (как, впрочем, и психиатрии) невозможно без! изложени€ психоанализа, бихевиоризма, экзистенциального анализа, других не материалистических, а значит, "идеологически чуждых" концепций

    —егодн€ идеологические ограничени€ сн€ты. Ѕолее того, мировоззренческие ос новы современной западной психологии и психиатрии преподают на кафедрах общественных наук.

    ѕо ныне действующей программе курс психологии составл€ет 28 часов. «ато по плану подготовки врача общей практики на психологию выдел€етс€ уже 92 часа. ѕравда, часть этого времени отдаетс€ педагогике.

    “аким образом, в новом учебном плане за шесть лет обучени€ в вузе психиатрии выдел€етс€ 1,16% учебного времени, психологии с педагогикой - 1,2%. ј в общей сложности на дисциплины психолого-психиатрического блока - 2,36% учебного времени. _ ѕоэтому вр€д ли можно говорить о "биопсихосоциальной" ориентации современного врача. ќриентаци€ чисто биологическа€. ¬едь психолого-психиатрический блок образовани€ представлен совсем мало. —оциальный блок переживает кризис становлени€. ј пока самые быстро перестраивающиес€ - те, кто читал студентам историю  оммунистической партии по " раткому курсу...". “еперь они читают "краткий курс" психоанализа.

    ¬первые на подготовку по психотерапии в вузовской подготовке всех врачей выделено приказом є 294 от 30.10. 95 на п€том курсе 64 часа по психотерапии. ј в качестве базы дл€ психотерапии впервые рассматриваетс€ не психиатри€, а обща€, медицинска€ и социальна€ психологи€, а также погранична€ психиатри€. ќсоба€ программа предусмотрена и в субординатуре.

      сожалению, революционное содержание этого приказа не было внесено в учебные планы медицинских вузов, а субординатуру вскоре отменили совсем. ѕоэтому по большей части все это осталось лишь на бумаге.

    ј в повседневной жизни, в вузовских учебных планах продолжаетс€ и укрепл€етс€ практика ускоренной подготовки по психиатрии.  ак будто мы все еще продолжаем спешно готовить младших командиров дл€ заполнени€ вакансий выбывших из стро€ в военное врем€.

    —оответствует ли это общим тенденци€м развити€ медицины и общества? ќтвечает ли это социальным потребност€м нашей страны?

    ¬ развитых странах психические расстройства занимают одно из первых мест среди всех форм патологии. ¬ нашей стране психические нарушени€, расстройства, св€занные со стрессом, психосоматические заболевани€, вкупе с наркологической патологией, несомненно, лидируют среди всех форм патологии » вместе с тем психиатри€ все еще считаетс€ узкой специальностью в области терапии, а психотерапи€ традиционно рассматриваетс€ как область психиатрии

    Ёто резко упрощенна€ точка зрени€ ¬едь психиатри€, как и терапи€, имеет свой предмет- больную психику ќна располагает своими, отличными от терапии, методами обследований психопатологическим методом, психологическим тестированием —пецифическим методом лечени€ в психиатрии €вл€етс€ психотерапи€. ¬нутри психиатрии выдел€етс€ не менее 12 узких специальностей

     роме того, по дес€тилети€ми сложившейс€ практике, профессионализм в нашей стране часто подмен€лс€ назначени€ми, вменением роли —огласно новым тенденци€м, наступает врем€ профессионалов » вновь возникают проблемы образовани€

    —овременна€ модель подготовки врачей сложилась в услови€х подавл€ющего, безусловного соматоцентризма в медицинском образовании Ѕазисом же обучени€ специалистов в области психического здоровь€ традиционно признаютс€ знани€ по психиатрии ƒл€ всех специальностей психологической медицины подготовка по психиатрии €вл€етс€ необходимой и об€зательной ћежду тем при обучении врачей-психиатров не обращаетс€ столь большого внимани€ на психологическую, психотерапевтическую или, скажем, наркологическую подготовку

     онечно же, существуют успешные западные модели профессиональной подготовки специалистов в области психического здоровь€ ¬недрить их у нас было бы очень хорошо “олько это не может быть единственным путем развити€ ¬едь в полном объеме это вр€д ли возможно в ближайшие годы, в св€зи с низким уровнем финансировани€, ограниченными возможност€ми кадрового потенциала учебных заведений, менталитетом населени€ и другими причинами

    ѕоэтому нам важно движение по направлению учебных программ, соответствующих международным стандартам “аких, как ≈вропейский —ертификат ѕсихотерапевта », конечно же, внедрение отечественных образовательных подходов.

    —егодн€ у нас уже есть возможность подготовки психотерапевтов на уровне европейского стандарта профессионального образовани€ Ёта счастлива€ возможность позволит всему нашему образованию в области психического здоровь€ и медицины вообще приблизитьс€ к международным стандартам

    —ертификат врача-психотерапевта
    ѕринципиальные отличи€ в саму профессию психотерапевта и его профессиональное обучение вносит приказ ћинздрава є 294 от 30 10 95 "ќ психиатрической и психотерапевтической помощи"

    ¬ этом приказе сам врач психотерапевт определ€етс€ следующим образом "¬рач-психотерапевт - специалист с высшим медицинским образованием по специальности "лечебное дело", имеющий стаж практической работы врача-психиатра не менее трех лет и дополнительную подготовку по психотерапии на факультете последипломного образовани€, владеющий различными методами диагностики и терапии психических расстройств, теоретическими и практическими знани€ми в области психиатрии и психотерапии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требовани€ми квалификационной характеристики и получивший сертификаты по психиатрии и психотерапии".

    ѕо сути дела, это врач- психиатр-психотерапевт ѕсихотерапи€ здесь рассматриваетс€ как втора€ медицинска€ специальность, которую можно приобрести только проработав не менее 3 лет психиатром

    “аким образом, предполагаетс€, что психотерапевтов требуетс€ гораздо меньше, чем психиатров »наче все врачи-психиатры ушли бы в психотерапию ¬рач, желающий стать психотерапевтом, должен не менее четырех лет обучатьс€ и работать психиатром и только затем приступить к обучению психотерапии ѕо нашим данным, очень немногие проработавшие четыре года в психиатрических учреждени€х желают сменить специальность врача-психиатра на другую значительно отличающуюс€ специальность ƒа и обучатьс€ психотерапии нужно очень долго и с большой самоотдачей.

    ѕсихотерапевтом может быть лишь специалист, окончивший вуз по специальности "лечебное дело". ¬ажно обратить внимание, что образование по специальности "педиатри€" €вл€етс€ более адекватным дл€ зан€тий детской, подростковой, семейной психотерапией. ƒа и всеми многочисленными направлени€ми психотерапии, придающими большое значение раннему детскому развитию.

    ѕо сути дела, данный приказ создан дл€ развити€ психотерапии в психиатрии. Ёто, несомненно, новый шаг в одном из разделов клинической психотерапии. ќднако распростран€ть его положени€ на всю психотерапию, самосто€тельную специальность - значит вызвать определенные последстви€, в первую очередь резкое уменьшение числа специалистов-психотерапевтов.

    –езкое ограничение числа тех специалистов, которые могут стать врачами-психотерапевтами, делает нашу специальность элитарной. ј больша€ социальна€ потребность в психотерапевтах должна удовлетвор€тьс€ за счет специалистов других профессий. ¬едь если есть потребность, то она должна удовлетвор€тьс€. Ћишившись достаточного притока кадров, психотерапи€ не может претендовать на серьезное место в обществе и даже медицине. ћетоды психотерапии будут все шире использовать представители других специальностей и профессий. Ёто может создать большие трудности дл€ становлени€ молодой специальности - психотерапии, поставить вопрос о ее выживании в нашем обществе.

    ƒругой, более адекватный сегодн€шним услови€м жизни подход предлагает образование дл€ получени€ ≈вропейского сертификата психотерапевта. ¬прочем об этом мы будем подробно говорить в специальной лекции.

    ѕриказ N 294 содержит совершенно иной, не прин€тый у нас ранее подход и к образованию врачей-психотерапевтов. Ќапомним, что, обуча€сь в вузе и следу€ этому приказу, они уже могли бы получить не менее 64 часов по психотерапии. «атем, обуча€сь в интернатуре или ординатуре по психиатрии, они получили специальное образование по психиатрии.

    ѕриказ N 294 гласит: "ќсновные требовани€ к образовательному стандарту по психотерапии (об€зательному психотерапевтическому минимуму), необходимому дл€ получени€ сертификата психотерапевта. ѕродолжительность обучени€ - не менее 700 часов, которые можно набрать, пройд€ интернатуру по специальности "психиатри€" (482 часа) или специализацию по психотерапии (576 часов), недостающие часы могут быть дополнены тематическими усовершенствовани€ми (288, 200 или 144 часа), декадниками и авторскими курсами (72 часа). ѕри этом: на приобретение теоретических знаний - не менее 150 часов, на получение практических навыков - не менее 350 часов, на личностно- и профессионально-ориентированные тренинги - не менее 150 часов".

    “аким образом, здесь не только увеличена продолжительность обучени€. ¬веден новый принцип набора часов, когда курсы нос€т прерывистый характер.  роме того, само образование разделилось на три части: теоретические знани€, практические навыки и работа с личностью будущего психотерапевта. ѕричем обучение теоретическим знани€м составило 24,42% учебного времени, практическим навыкам - 50% и работа с личностью будущего специалиста - не менее 24,42 % учебного времени.

    ƒанный подход в профессиональной подготовке более прогрессивен по сравнению с тем, что распространен сегодн€. ¬едь мы по-прежнему как бы готовим младших командиров на ускоренных курсах.

     онечно, сегодн€ ситуаци€ така€, что нам необходимо много специалистов по психотерапии. » здесь важен дифференцированный подход, который бы обеспечил участие специалистов с различным уровнем образовани€: высшим, средним специальным, начальным. ћы же обсуждаем только подготовку профессионалов с высшим образованием.

    ¬ажно отметить, что в нашей стране разработаны и уже внедрены различные модели подготовки психотерапевтов. ќсобенно интенсивно эта работа осуществл€лась в 1988 - 1994 годах, когда реализовывались разнообразные экспериментальные модели в высшем медицинском образовании.

    —воим путем идут факультеты психологии  азанского,  урского и —амарского медицинских университетов. –€д начинаний имеетс€ в јрхангельской медицинской академии. » везде многое зависит от ректоров, прогрессивных профессоров, лидеров в своих направлени€х. “ак широкие взгл€ды и понимание государственных интересов ректором  расно€рской медицинской академии чл.-корр. јћЌ –‘, профессора Ѕ.—. √ракова позволили реализовать в  расно€рске принципиально новый и эффективный подход в подготовке специалистов в области психического здоровь€.

     расно€рска€ модель
    ќдним из новых и уже реализованных направлений €вл€етс€ красно€рска€ модель непрерывной подготовки врачебных и психологических кадров в области охраны психического здоровь€. ќна может эффективно функционировать в двух вариантах, в додипломном вузовском и последипломном вариантах.

    ¬ данной модели выдел€етс€ шесть блоков: первый - довузовской профориентации, второй - общеобразовательный, третий - клинико-психологический, четвертый - психопатологический, п€тый - клинической интернатуры, шестой - ежегодных тематических усовершенствований на декадниках и недел€х стажировки.

    ƒовузовский блок представлен профориентационной работой, проводимой школьными психологами, студентами медицинской академии. ¬о врем€ уроков, семинаров и тренингов школьникам даетс€ информаци€ о профессии психотерапевта и других специальност€х в области психического здоровь€, о возможности приобретени€ этих специальностей. Ѕольшим и слабо задействованным резервом в этой области €вл€ютс€ средства массовой информации.

    ќбщеобразовательный вузовский блок охватывает три первых курса обучени€ в институте. —туденты участвуют в вечерних факультативах, где дл€ них провод€тс€ психологические тренинги, индивидуальна€ и группова€ психотерапи€ и консультирование.

    —туденты реферируют специальную литературу, занимаютс€ научно-исследовательской работой. Ётот этап завершаетс€ конкурсным отбором дл€ зачислени€ на выпускное отделение подготовки психиатров, психотерапевтов. ѕо нашим данным, только 3 - 5% студентов лечебного и педиатрического факультетов имеют необходимые данные дл€ эффективной работы в качестве психиатра или психотерапевта.

    ѕроход€ клинико-психологический блок, студенты продолжают изучать клинические дисциплины.  роме того, они обучаютс€ психологическим предметам: истории психологии, общей, экспериментальной, возрастной, психологии личности. ќни занимаютс€ здоровым человеком, изучают его психологическую организацию и функционирование.

    ¬ дальнейшем, во врем€ психопатологического блока студенты переход€т к изучению психологии больного. » делают это в курсе медицинской психологии, патопсихологии, нейропсихологии.

    »менно знание и понимание психики здорового человека и психологии расстройств при различных заболевани€х составл€ет основы профессионального мировоззрени€ новых психиатров, психотерапевтов. ќбогащенные этими знани€ми и умени€ми, студенты приступают к изучению психиатрии, психотерапии, наркологии, сексопатологии.

     линическа€ интернатура проводитс€ по избранной специальности.

    «авершив обучение, данные специалисты могут, исход€ из своих знаний и умений, работать психиатрами, психотерапевтами, наркологами, клиническими психологами. –аботать там, где они нужнее и где дл€ них создаютс€ лучшие услови€ дл€ самореализации.

    »звестно, что различные области психологии и психопатологии построены на отличающихс€ парадигмах. Ѕолее того, их концепции противоречивы и с трудом совместимы, что вызывает непонимание между психиатрами, наркологами, психотерапевтами, психологами.

    —овместить различные парадигмы позвол€ет гуманистическа€ психотерапи€, в ее экзистенциально-гуманистическом варианте. «десь властвует терпимость к иной точке зрени€, стремление к пониманию, оптимистическое отношение к прошлому, насто€щему и будущему. ÷ентром мироздани€ признаетс€ конкретна€ семь€, ее интересы и благополучие. „то полезно семье, то полезно обществу - в основе данных представлений лежит безусловно позитивный выбор, стремление к получению результата.

    ѕодготовленные нами специалисты могут работать, использу€ разные профессиональные парадигмы. » чем множественнее профессиональные мифы, тем адаптивнее, результативнее специалист.

    ћожно сказать и по-другому. ƒанные специалисты нового типа способны объедин€ть фрагменты различных профессиональных подходов. ќни создают эклектичное мировоззрение или работают в наиболее продуктивной дл€ данной ситуации парадигме.

    — 1994 года нами осуществлено три выпуска таких специалистов (всего 50 человек). ¬се они востребованы в обществе, и каждый из них располагает широкими возможност€ми приложени€ своих знаний и умений.

    ѕриведем цифровые показатели объемов программ. ѕодготовка в области психологии у данных специалистов составл€ет 2108 часов. ¬ области психиатрии - 955 часов. ¬ области психотерапии - 839 часов.  роме того, они проход€т психологические тренинга в объеме не менее 330 часов. ¬есь учебный план по психолого- психиатрическому блоку специальностей составл€ет 4232 часа.

    ¬ последипломном варианте базова€, квалификационна€ подготовка осуществл€лась нами в течение двух с половиной учебных лет. ќбщий объем психологических дисциплин составл€л 1803 часов. Ќа психопатологические предметы выделено 634 часа.

    Ќа основе базовой подготовки, путем специализации можно готовить квалифицированных психиатров, психиатров-наркологов, психотерапевтов, медицинских психологов, сексопатологов и других узких специалистов в области психиатрии, а также психотерапевтов.

    “аким образом, в последние годы резко выросли объем и сфера приложени€ усилий специалистов в области психического здоровь€. » вместе с тем социальный заказ на подготовку этих профессионалов. ћногократно увеличиваетс€ перечень услуг, ожидаемых от данных специалистов, что закономерно должно вести к изменению их образовани€.

     роме традиционных вариантов обучени€ необходимы новые варианты, расшир€ющие диагностические, а главное, терапевтические возможности данных специалистов. ќдним из таких новых и прогрессивных подходов €вл€етс€ базова€, квалификационна€ подготовка кадров в области охраны психического здоровь€.

    ƒл€ подготовки специалистов в области психотерапии, имеющих базовое медицинское, психологическое, педагогическое образование или среднюю медицинскую подготовку, разработан и реализован специальный план подготовки психотерапевтов, адаптированный к работе в услови€х нашей страны. ¬едь дл€ жителей нашей страны, лишенных воспитани€ в культуре современной психологии и психотерапии, такое обучение, несомненно, зат€нетс€ на дес€тилети€. ѕоэтому важна особа€ система образовани€, когда каждое продвижение, каждый новый шаг в специальности сразу же может внедр€тьс€ в практику; создаетс€ специальна€ учебно- тренингова€, терапевтическа€ среда; каждый шаг подготовки дополнительно мотивирован положительными эмоци€ми; обучение требует лишь скромных затрат материальных средств.

    — этими цел€ми создана и внедрена концепци€ и практика ќ„Ќќ-«јќ„Ќќ√ќ  ќ√ќ–“Ќќ√ќ ќЅ”„≈Ќ»я ћ≈“ќƒќћ √Ћ”Ѕ»ЌЌќ√ќ ѕ≈–≈‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»я ѕ”“≈ћ ѕќ√–”∆≈Ќ»я ¬ —ѕ≈÷»јЋ№Ќќ —ќ«ƒјЌЌ”ё ”„≈ЅЌќ-“–≈Ќ»Ќ√ќ¬”ё “≈–јѕ≈¬“»„≈— ”ё —–≈ƒ”.

    »нформацию, навыки и личностный опыт обучающиес€ получают во врем€ очных циклов и декадников. »х оптимальна€ частота - два в течение года. “аким образом, при трехгодичном очно- заочном сертификационном курсе по психотерапии они участвуют в двух циклах и шести декадниках. ќтработка навыков производитс€ и во врем€ заочной части, по месту работы. “ам же штудируетс€ профессиональна€ литература, видео- и аудиокассеты. „асть из них об€зательна, другие по выбору. —егодн€ обсуждаютс€ возможности образовани€ с использованием глобальной сети »нтернет.

    Ќаиболее удачной учебной формой нам представл€ютс€ декадники.

    ƒекадники - это синтез специализации, повышени€ квалификации, научно-практической конференции, семинара по обмену опытом, тренингов. ј дл€ тех, кому это важно - разрешени€ проблем в терапии. ¬ информационном потоке ведущих школ, ориентированных как на «апад, так и на ¬осток, каждый участник находит свои интересы.  аждый получает возможность удовлетворить свои самые насущные потребности, увидеть перспективы своего развити€.

    Ќапример, программа «имних декадников 1994 года в  расно€рске была столь обширна, что дл€ ее полного изучени€ одному участнику понадобилось два полных учебных года. ј дл€ полного прохождени€ программы «имнего декадника 1995 года каждому участнику понадобилось бы 2,5 года непрерывного обучени€.

    ƒекадник - это ответы на самые трудные вопросы, разрешение психологических проблем, отреагирование груза отрицательного опыта. Ёто раскрытие возможностей, ресурсов, оптимистических перспектив каждого участника.

    ”спех декадника обеспечиваетс€ информационным потоком ведущих школ, усили€ми организаторов, тренеров и педагогов и в равной степени самих участников.

     роме декадников, провод€тс€ и недели психотерапии. ќни стро€тс€ по тому же принципу погружени€ в специально созданную среду, свободного выбора из обильного "шведского стола" профессиональных предложений. “олько продолжаютс€ они п€ть дней. » если декадники позвол€ют набрать от 120 до 144 часов, то недели психотерапии обеспечивают от 60 до 72 часов.

    —емь условий успешного обучени€ ”спешное обучение по данной форме подготовки возможно при соблюдении семи условий.

    ¬ысока€ мотиваци€ обучени€. ќсознание того, с какими цел€ми необходимо такое обучение. ѕонимание уникальности возможности участи€ в данной учебной форме. ј также многие дополнительные стимулы, возникающие во врем€ обучени€.
    „еткое видение ближайших и отдаленных перспектив применени€ полученных знаний и умений, в том числе в практической работе.
    ќсвобождение от забот и хлопот повседневной жизни. ¬ажно временно оставить повседневные заботы, жить в услови€х удовлетворени€ основных потребностей. Ќасколько это возможно, стать свободным человеком, что позвол€ет см€гчить личностную защиту.
    —м€гчение личностной защиты. ’от€ бы на короткое врем€ поверить окружающим, допустить других к себе, освободитьс€ от привычных масок. —м€гчение личностной защиты приводит человека к большей открытости.
    ќткрытость и готовность к личностному росту. ∆ители нашей страны характеризуютс€ высоким уровнем закрытости. “ака€ отгороженность от внешнего мира и нового опыта дает возможность сохран€тьс€ неизменным или измен€тьс€ совсем мало. Ёто адаптивно дл€ традиционного, мало динамичного общества, однако в наше врем€ бурных перемен может оказатьс€ просто губительным.
    “ака€ закрытость характеризует и профессионалов, тогда как дл€ профессионального роста в терапии необходима возможность впитывать новое, быть открытым дл€ изменений. «десь возникает противоречие между обучаемостью, с быстрой интериоризацией новых идеи, усваиванием новых навыков. «атем по законам апперцепции в каждой новой ситуации, новых услови€х представл€ютс€ старые знани€, навыки, шаблоны поведени€. ѕолучаетс€, что чем выше обучаемость, тем ниже приспособл€емость, адаптаци€ к новым услови€м. ќсознание этого - основной и важный шаг к открытости, готовности к личностному росту. «десь важно или владеть технологией приостановки апперцепции, или обладать возможност€ми сверхбыстрой обучаемости. ¬ св€зи с тем, что последнее €вл€етс€ исключением из правила, проще овладеть технологией приостановлени€ апперцепции.
    Ќадо сказать, что неподготовленному человеку, который вдруг становитс€ открытым, довольно трудно жить в обычном, повседневном мире, переносить уколы и пинки окружающих. Ћучше начинать в специально созданной атмосфере декадника и затем уже с этим опытом идти в повседневную жизнь. ¬едь на декаднике открытость и готовность к личностному росту - необходимое условие успешной работы.
    ќткрытость и готовность к личностному росту - необходимое условие осознани€ и отреагировани€ личностных проблем.
    —тремление осознать и отреагировать собственные личностные проблемы.
    —воеобразие терапевта, будь он врачом, психологом, педагогом или менеджером, состоит в том, что успешным профессионалом можно стать, только осознав, а еще лучше разрешив свои собственные психологические проблемы или освободившись от расстройств.
    ќсознать проблемы - это значит, с одной стороны, существенно продвинутьс€ к их разрешению, с другой - уменьшить веро€тность проецировани€ их на клиентов и пациентов.
    »спользование в работе различных методов терапии предлагает различный уровень освобождени€ от личностных проблем самого терапевта. ѕринцип здесь следующий. „ем больше техник использует специалист, тем меньше результат его работы зависит от выраженности собственных психологических проблем. » чем значительнее личностное включение специалиста в терапию, тем больше качество его работы зависит от разрешенности собственных психологических проблем.  ак в подготовке артистов - есть две основные школы: представлени€ и переживани€. ¬ школе представлени€ артист стремитс€ вообразить себе свой образ и не углубл€етс€ в него. ¬ школе переживаний артист глубоко входит в образ, в его глубины. «десь значительно больше затраты личностных ресурсов и значительно больше потребность в восстановлении ментальной экологии артиста.
    “аким образом, те из профессионалов, кто использует манйпул€тивные методы терапии, менее нуждаютс€ в освобождении от личностных проблем и личностном росте. “е же, кто работает, использу€ методы с интенсивным личностным включением, больше нуждаютс€ в личностной подготовке, отреагировании собственных психологических проблем и терапии.
    Ѕольшое значение имеет и то, насколько глубоко терапевт позвол€ет себе проникать в глубины личности пациента. ќдни предпочитают работать на уровне сознани€, другие углубл€ютс€ до ближайшего бессознательного, третьи погружаютс€ в глубины бессознательного. », конечно, дл€ работающих с обыденными, глубокими и экзистенциальными проблемами необходим и разный уровень освобождени€ от собственных проблем.
    «десь важно помнить о следующей закономерности. “ерапевт настолько глубоко может работать с личностью пациента, насколько глубоко он углубилс€ в проблемы собственной личности, осознал и отреагировал их.
    ¬с€ка€ работа оказывает вли€ние на человека, ее выполн€ющего. „ем больше личностна€ вовлеченность в де€тельность, тем выраженное это вли€ние. ќтпечаток, накладываемый психотерапией на терапевта, может быть весьма значительным. ѕоэтому особенно важно отбирать и усиливать позитивное вли€ние профессии и освобождатьс€ от негативного вли€ни€. ƒругими словами, важно сохранение и развитие ментальной экологии терапевта.
    ћентальна€ экологи€ терапевта - это открытость, высока€ чувствительность, возможность очищени€ от гнетущих переживаний и эмоций; его продуктивность, энергичность, оптимизм, возможность использовать одновременно нескольких стратегий поведени€, ведущих к позитивным результатам; это душевное и духовное здоровье и чистота терапевта, его гармони€ с собой и миром.
    —облюдение этих семи условий может привести к успеху профессиональной подготовки и обучени€ по психотерапии.

    ƒанна€ очно-заочна€ система в своей очной части состоит из 1728 часов. »з них 240 часов теоретической, лекционной подготовки и 1488 часов изучени€ и отработки практических навыков, а также личностной терапии и тренинга.  аждый обучающийс€ выбирает дл€ себ€, как заполнить эти часы. „асто их дел€т на две равные половины по 744 часа. «аочна€ часть подготовки не так жестко структурирована. ѕрин€то считать, что по объему она составл€ет не меньше часов, чем очна€. “аким образом, все обучение длитс€ 3456 часов.

    —пециалисты, прошедшие такую подготовку, отличаютс€ хорошими результатами в практической психотерапевтической де€тельности, умени€ми восстанавливать и развивать собственную ментальную экологию, стремлением к профессиональному и личностному росту.

    ќсобый интерес сегодн€ представл€ет подготовка по программе ≈вропейского —ертификата ѕсихотерапевта. ≈вропейский —ертификат ѕсихотерапевта “акой сертификат введен ≈вропейской јссоциацией ѕсихотерапии дл€ того, чтобы сертифицированные специалисты могли работать в странах ≈вропы без дополнительных профессиональных экзаменов. ¬ ≈вропейскую јссоциацию ѕсихотерапии входит 31 страна ≈вропы.

    ѕервые двенадцать сертификатов были вручены в июне 1998 года в ѕариже. ƒва сертификата из их числа вручены специалистам из –оссии.

    ѕодробные сведени€ о специалистах, получивших ≈вропейский —ертификат ѕсихотерапевта, занос€тс€ в специальный каталог. Ёти сведени€ хран€тс€ в ≈вропейской јссоциации ѕсихотерапии и национальной зонтичной организации.

    ≈вропейский —ертификат ѕсихотерапевта будет вручатьс€ ≈вропейской јссоциацией ѕсихотерапии по рекомендации национальной зонтичной организации. ¬ –оссии такой организацией €вл€етс€ ѕрофессиональна€ ѕсихотерапевтическа€ Ћига.

    ѕодготовку по программе ≈вропейского —ертификата ѕсихотерапевта в –оссии будут осуществл€ть" отечественные и зарубежные специалисты, внесенные в соответствующий список ѕрофессиональной ѕсихотерапевтической Ћиги. ƒанный список будет ежегодно публиковатьс€ в издании ѕрофессиональной ѕсихотерапевтической Ћиги.

    ¬ ≈вропе обща€ продолжительность образовани€ составл€ет 7 лет и включает не менее 3200 часов. ¬ течение этого времени изучаютс€ следующие разделы.

    ѕсихотерапевтическое самопознание, личный психоанализ. Ёто может быть дидактический психоанализ, самопознание и другие методы, включающие в себ€ элементы рефлексии, дидактической психотерапии и личного опыта работы. Ќет единого определени€, которое звучало бы одинаково в различных психотерапевтических направлени€х. ¬ ходе вс€кого профессионального образовани€ должно быть констатировано, что кандидат на получение образовани€ осознает свои личные проблемы, их возможное вли€ние на психотерапевтический процесс и в состо€нии адекватно обращатьс€ с ними в ходе психотерапии в соответствии с требовани€ми той психотерапевтической школы, в которой он получает свое образование.
    “еоретическа€ подготовка. ѕредусматриваетс€ обща€ вводна€ часть в форме законченного университетского или высшего специального образовани€ и профессиональна€ специализаци€ в области психотерапии. Ќеоконченное университетское или высшее специальное образование, дающее первую ступень в системе высшего образовани€ и предлагающее равноценную профессиональную квалификацию в сфере, признанной профессионально относ€щейс€ к психотерапии, могут быть зачтены как часть первого общего этапа психотерапевтического образовани€ или, по обсто€тельствам, как весь первый этап. Ќо они ни в коем случае не засчитываютс€ в рамках четырехлетнего профессионального психотерапевтического образовани€. —пециальное психотерапевтическое образование включает в себ€ следующее.
    2.1. “еории развити€ человека, охватывающие весь его жизненный цикл и его сексуальное развитие.
    2.2. «нание иных психотерапевтических школ.
    2.3. “еори€ изменений.
    2.4. «нание социальных условий, вли€ющих на психотерапевтический процесс.
    2.5. “еори€ психопатологии.
    2.6. “еори€ диагностики и терапевтического вмешательства.

    3. ѕрактический опыт. ќн включает в себ€ психотерапевтическую практику при посто€нной супервизии в рамках своей психотерапевтической школы в течение как минимум двух лет, практику в учреждении здравоохранени€ или равноценный професиональный опыт.
    “акой практикум должен обеспечить достаточный опыт работы с людьми в состо€нии психосоциального кризиса в сотрудничестве с другими специалистами из сферы здравоохранени€.

    Ѕазова€ информаци€ о требовани€х к обучению дл€ получени€ лицензии психотерапевта в ‘едеративной –еспублике јвстри€ (дополнение к ≈вропейскому —ертификату ѕсихотерапевта)

    „асть 1. ќсновные положени€ психотерапии

    ћин. кол-во часов
    120
    30 60
    30 60 60
    30 120
    45
    15 75
    I. “еори€
    1. ќсновные принципы и пограничные области психотерапии, включа€ супервизии
    1.1. ¬ведение в историю психотерапии и развити€ ее школ
    1.2. ¬ведение в личностную теорию
    1.3. ¬ведение в общую психотерапию и психологию развити€
    1.4. ¬ведение в реабилитационную, специальную и лечебную педагогику
    1.5. ¬ведение в психологическую диагностику и оценку
    1.6. ¬ведение в психологические формы интервенции
    2. ќсновные принципы стоматологии и медицины
    2.1. ¬ведение в медицинскую терминологию
    2.2. ѕредставление о спец. предметах клинической медицины с акцентом на психиатрию, психопатологию и психосоматику всех возрастных групп, в особенности детскую и юношескую психотерапию, а также геронтологическую
    2.3. ¬ведение в фармакологию с особым акцентом на психофармакологию и психотропный фармацевтический эффект
    2.4. ѕредставление о "скорой помощи"
    3. Ѕазовые методологические научные принципы и принципы исследовани€ 30 90
    4. Ётика
    5. ќсновные положени€ по применению психотерапии, в частности, представление об институциональных и психосоциальных услови€х, а также законах здоровь€
    ¬сего дл€ теоретического раздела 50 480 20

    II. ѕрактическа€ часть
    1. —обственный опыт
    2. ѕрактические зан€ти€ по управлению личностью с нарушени€ми поведени€ и людьми с предрасположенностью к болезн€м социального и психосоциального характера
    3.  онтроль и оценка способностей
    ¬сего дл€ практического раздела ќбщее количество часов 1315






















































    „асть 2. —пециализаци€ по психотерапии
    (психотерапевт, школы)


     


    I. “еоретическа€ часть.


     


    ”глубление знаний по основным предметам,
    указанным в пунктах 1 или 2, 3, 4.


    50


    1. “еори€


    60


    2. ћетоды и техника


    100


    3. Ћичностна€ теори€ и теори€
    взаимодействи€


    50


    4. Ћитература по психотерапии


    40


    ¬сего


    300


    II. ѕрактическа€ часть


     


    ”глубление знаний по основным предметам,
    указанным в пунктах 1 или 4.


    100


    1. —обственный опыт


    200


    2. ѕрактические зан€ти€ в социальной, психосоциальной психотерапевтической
    област€х (150)


    550


    3. ќценка практической де€тельности


    30


    4 ќказание психотерапевтической помощи
    больным и пациентам с нарушением
    поведени€ (600 часов), под контролем (120)
    часов)


    720


    ќбщее количество часов (часть 2)
    минимальное количество)


    1600


    ћожет быть насчитано при предъ€влении
    сертификата аккредитованной психотерапевтической школы с научно
    признанными методами


    1900


    ќбщий курс психотерапевтического обучени€


    3215


    „асть 3
    ќсновные положени€ по психотерапии преподают в частных институтах, психотерапевтических школах, частных институтах, психотерапевтических школах и университетах.

    —пец. курс по психотерапии можно пройти в психотерапевтических ассоциаци€х, признанных ‘едеральным ћинистерством здравоохранени€ и защиты прав потребителей.

    —ледующие психотерапевтические школы €вл€ютс€ научно признанными ћинистерством здравоохранени€ и защиты прав потребителей:

    јналитическа€ психологи€
    јутотренинг
    ƒинамическа€ группова€ психотерапи€
    Ёкзистенциональный анализ (существовани€, быти€)
    Ёкзистенциональный анализ и логотерапи€
    »нтегративна€ гештальт-терапи€ (образна€ терапи€)
    √рупповой психоанализ
    “еоретическа€ гештальт-терапи€
    √ипноз
    »ндивидуальна€ психологи€
    »магопсихотерапи€
    ѕсихотерапи€ с ориентацией на клиента
    Ћичностно-ориентированна€ психотерапи€
    ѕсихоанализ
    ѕсиходрама
    —истемна€ семейна€ терапи€
    “рансакционна€ аналитическа€ психотерапи€
    ѕоведенческа€ терапи€
    „асть 4
    ѕрофессиональное образование дл€ получени€ сертификата психотерапевта в јвстрии доступно медикам, психологам, социальным работникам, учител€м, медицинским сестрам и теологам с особого разрешени€ ‘едерального ћинистерства здравоохранени€, а также тем, кто в состо€нии выполнить требовани€, предъ€вл€емые к психотерапевту.

    ¬ каждой стране применительно к местным услови€м внос€тс€ некоторые изменени€ в подготовку дл€ получени€ ≈вропейского —ертификата ѕсихотерапевта. Ёти изменени€ обсуждаютс€ с ≈вропейской јссоциацией ѕсихотерапии.

     онечно же, и нам нужно внести некоторые коррективы в подготовку психотерапевтов дл€ получени€ ≈вропейского —ертификата ѕсихотерапевта.

    ќбразование по программе ≈вропейского —ертификата ѕсихотерапевта в нашей стране будет базироватьс€ на трех основани€х: практической психологии, отечественной клинической психотерапии, современной европейской психотерапии.

    ѕрофессиональное обучение дл€ получени€ ≈вропейского —ертификата ѕсихотерапевта состоит из трех частей: теоретической подготовки, практических навыков и личной психотерапии.

    ¬ положении о ≈вропейском —ертификате ѕсихотерапевта не называетс€ число часов дл€ теоретической подготовки. ¬ программе јвстрийской –еспублики называетс€ 765 часов. ѕрактическа€ подготовка состоит из 2150 часов, и лична€ психотерапи€ составл€ет 300 часов. ¬ положении о ≈вропейском —ертификате говоритс€, что практика не должна длитьс€ менее двух лет.

    ¬ наших услови€х правильнее ориентироватьс€ не на формальные сроки обучени€, а на необходимость выполнени€ всей программы по часам.

    ѕри очно-заочной системе обучени€ программа может быть полностью выполнена в течение трех-четырех лет.

    ¬прочем, другие обучающиес€ могут не спешить и обучатьс€, как это прин€то в ≈вропе, в течение семи лет;.

    “еоретическа€ подготовка может быть оставлена в том же объеме. »з практической подготовки важно выделить тренинговую часть в количестве 432 часов, личную психотерапию увеличить до 432 часов.

    “аким образом, теоретическа€ часть будет составл€ть 720 часов, личностный тренинг и психотерапи€ - 864 часа и практика под контролем супервизора практики - 1616 часов. ¬с€ программа в общей сложности составит 3 200 часов.

    ѕосле получени€ сертификата рекомендуетс€ ежегодное повышение квалификации в форме участи€ в двухдекадниках по 108 часов каждый, что важно дл€ подтверждени€ сертификата через п€ть лет. ¬ дальнейшем достаточно ежегодное участие в двух недел€х психотерапии по 72 часа кажда€.

    ”величение тренингово- аналитической части программы вызвано своеобразием личности человека в нашей стране, которое про€вл€етс€ закрытостью многих людей, большим числом психических травм и личностных проблем у каждого живущего в эпоху огромных перемен.

    ѕрактика под наблюдением супервизора практики может осуществл€тьс€ по месту жительства и зачастую даже по месту работы обучающегос€. —упервизором практики может быть действительный член ѕрофессиональной ѕсихотерапевтической Ћиги или иной опытный специалист с соответствующим профессиональным образованием.

    —егодн€ мы располагаем всеми возможност€ми дл€ подготовки психотерапевтов к вручению им ≈вропейского —ертификата ѕсихотерапевта, но это в будущем. » будущее уже наступило! “ака€ подготовка началась в 1998-1999 учебном году.