¬ход   арта сайта
¬.ё. «авь€лов ЁЋ≈ћ≈Ќ“ј–Ќџ… ”„≈ЅЌ»  ƒ»јЌјЋ»«ј > ѕ—»’ќћ≈“–»„≈— »≈ ћ≈“ќƒџ »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»я »Ќ“≈ЋЋ≈ “ј

ѕ—»’ќћ≈“–»„≈— »≈ ћ≈“ќƒџ »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»я »Ќ“≈ЋЋ≈ “ј

    ѕ—»’ќћ≈“–»„≈— »≈ ћ≈“ќƒџ »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»я »Ќ“≈ЋЋ≈ “ј

    »сследование интеллекта по методу ¬екслера. ћетод ¬екслера дл€ исследовани€
    интеллекта у взрослых (1955) €вл€етс€ вариантом, возникшим вследствие переработки ранее
    широко употребл€вшегос€ теста ¬екслера-Ѕельвью (1939). »звестны многочисленные модификации этого метода, используемые в ‘–√, ѕольше и других странах. ¬ частности, в ‘–√ психологи пользуютс€ так называемым гамбургским вариантом метода (HAWIE), в котором некоторые вопросы адаптированы, а весь тест в целом заново стандартизован на 2000 обследуемых. ¬ —оветском —оюзе метод ¬екслера адаптирован сотрудниками Ћенинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. ¬.ћ. Ѕехтерева. — помощью метода ¬екслера могут быть обследованы лица старше 16 лет. ƒл€
    обследовани€ детей создан специальный вариант метода ¬екслера (WISC), адаптированный и стандартизованный ј.ё. ѕанасюком (1973).

    ћетод ¬екслера состоит из 11 отдельных методик - субтестов.  ажда€ из них не содержит каких-либо новых, не использовавшихс€ раньше в экспериментальной психологии приемов. ¬се субтесты разделены на 2 группы - вербальные (6) и невербальные (5).

    I субтест - обща€ осведомленность - содержит 29 вопросов, направленных на измерение
    объема человеческих знаний. ѕо ответам на эти вопросы можно в известной мере судить о
    пам€ти обследуемого, о круге его интересов, о полученном им образовании. –езультаты по этому субтесту мало мен€ютс€ при старении или под вли€нием болезненного процесса
    (исключением €вл€ютс€ заболевани€, протекающие с грубым интеллектуально-мнестическим
    снижением). —тепень трудности задаваемых обследуемому вопросов постепенно нарастает. Ётот принцип характерен и дл€ других субтестов. ѕриводим некоторые вопросы:

    2.  акой формы м€ч? 24.  то написал "»ллиаду"? 29. „то такое гносеологи€?
    ќбычно исследование начинаетс€ с п€того вопроса и лишь в тех случа€х, когда
    обследуемый не справл€етс€ с п€тым и шестым вопросами, возвращаютс€ к предшествовавшим.

    ѕравильный ответ оцениваетс€ в 1 балл. ћаксимальна€ оценка в первом субтесте - 29
    баллов.

    II субтест - обща€ пон€тливость - содержит вопросы, охватывающие особенности
    поведени€ обследуемого в какой-то конкретной ситуации, а также определ€ющие понимание им перенесенного смысла пословиц. ћатериалы по этому субтесту свидетельствуют о социальном и культурном фонде обследуемого. —читаетс€, что с помощью II субтеста исследуетс€ "здравый смысл", объем практических знаний. —ледует отметить, что этой методикой пользовалс€ в клинике ¬.ћ. Ѕехтерева —.ƒ. ¬ладычко (1913), исследовавший с ее помощью психически больных. ѕриводим примеры вопросов, задаваемых больному:

    3. „то вы сделаете, если найдете на улице письмо в запечатанном конверте с надписанным адресом и наклеенной маркой? 14. „то означает выражение: "ќдна ласточка весны не делает"?

    »сследование начинаетс€ с третьего вопроса.   предыдущим возвращаютс€ лишь при
    обнаружении несосто€тельности обследуемого в его ответах на третий, четвертый и п€тый
    вопросы.

    ќтветы оцениваютс€ в 0, 1 либо 2 балла в зависимости от правильности понимани€
    заключенной в вопросе ситуации и от точности, полноты и степени обобщени€ заключенного в ответе суждени€. “ак, на вопрос о том, что делать с найденным на улице письмом, лучшим €вл€етс€ ответ, показывающий понимание обследуемым необходимости немедленного отправлени€ письма: опустить в почтовый €щик; отнести на почту. “акой ответ оцениваетс€ в 2 балла.

    ¬ 1 балл оцениваютс€ ответы, свидетельствующие о том, что обследуемый понимает, что
    письмо не €вл€етс€ его собственностью: отнесу по указанному адресу; сдам в милицию.
    ѕолное непонимание того, что следует сделать с письмом, оцениваетс€ в 0 баллов: не
    стану поднимать; выброшу в мусорную урну. ѕонимание пословицы "ќдна ласточка..." оцениваетс€ в 2 балла при понимании обследуемым ее абстрактного смысла: нельз€ на
    основании одного случа€ строить обобщение; дл€ обобщени€ нужна совокупность признаков.
    ќтветы конкретным примером или свидетельствующие о недостаточной степени абстрагировани€ оцениваютс€ в 1 балл: один хороший поступок еще не значит, что человек хороший.

    Ѕуквальное понимание пословицы оцениваетс€ в 0 баллов: если ласточка прилетела, это
    еще не значит, что наступила весна; ласточки всегда прилетают раньше других птиц.
    ћаксимальна€ оценка во II субтесте-28 баллов. ¬рем€ не лимитируетс€.
    –езультаты здесь, как и в 1 субтесте, мало завис€т от возраста, не ухудшаютс€
    существенно при старении.

    III субтест-арифметический-состоит из 14 заданий. ѕервые два задани€ провер€ютс€
    лишь при недостаточных ответах на 3-е и 4-е задани€. јрифметические задачи, предъ€вл€емые обследуемому, характеризуютс€ нарастанием трудности. ¬рем€ лимитировано - на первые 4 задачи отпускаетс€ по 15 с, на 5 - 10-ю задачи - 30 с, на 11 - 13-ю задачи-60 с, на последнюю-120 с. «а быстрое решение последних 4 задач добавл€етс€ 1 балл. ѕравильное решение задачи оцениваетс€ в 1 балл (в том числе и задач, которые не пришлось провер€ть).

    ѕримеры арифметических задач:
    4. ≈сли человек купил марок на 6 коп., а дал 10 коп., то сколько он должен получить
    сдачи? 8. —колько времени потребуетс€ человеку, чтобы пройти 24 км, если он идет со
    скоростью 3 км/ч? 14. ¬осемь человек могут закончить работу за 6 дней. —колько человек потребуетс€, чтобы выполнить эту работу за полдн€?
    Ётот субтест свидетельствует о способности концентрации активного внимани€ и оперировани€ арифметическим материалом, —пособность к выполнению арифметических
    действий в уме не обнаруживает с возрастом значительной тенденции к ухудшению. –езультаты в этом субтесте при старении несколько хуже, чем при выполнении субтеста "повторение цифр", но значительно лучше, чем в субтестах, о которых речь будет идти ниже.

    IV субтест - нахождение сходства - €вл€етс€ несколько упрощенным вариантом
    методики сравнени€ пон€тий, в котором задание ограничиваетс€ лишь установлением сходства.
    ќбследуемому предлагаютс€ дл€ сравнени€ такие пон€ти€, как апельсин-банан, пальто-платье, похвала-наказание, муха-дерево.
    ¬рем€ ответов не учитываетс€. ќтветы оцениваютс€ в 2, 1,0 баллов. ќценка ответа зависит от уровн€, на котором выполнено задание. “ак, при сравнении пон€тий "лев" и "собака" возможны следующие ответы: и лев, и собака - животные, звери (ответ на концептуальном уровне); и лев, и собака ед€т (ответ на функциональном уровне); оба они имеют ноги (ответ на конкретном уровне).

    —ледует указать, что нередко оценка ответа и определение уровн€ сравнени€ пон€тий
    представл€ют большие затруднени€ и требуют от исследующего опыта и знаний. ¬озможны
    ответы, квалификаци€ которых весьма затруднительна. “ак, больной шизофренией нашел, что сходство между львом и собакой заключаетс€ в том, что это звери, "одинаково остро
    воспринимаемые человеком". ѕри формальном подходе к оценке здесь можно говорить о
    концептуальном уровне ответа. ¬ самом же деле речь идет о типичном шизофреническом
    инакомыслии. Ётот пример свидетельствует о неправомерности одного лишь количественного подхода к оценке результатов.

    ¬ этом субтесте оцениваетс€ главным образом логический характер мышлени€.
    ћаксимальна€ оценка по субтесту - 26 баллов. ’от€ в этом субтесте врем€ выполнени€
    заданий не ограничено и более медленный темп пожилых обследуемых не ставит их в худщие по сравнению с молодыми обследуемыми услови€, тем не менее результаты здесь значительно снижаютс€ с возрастом.

    D. Bromley (1966) указывает, что пожилые люди станов€тс€ не только менее способными к
    формированию абстрактных принципов, но также и к различению их.  огда они истолковывают пословицы, их ответы менее общие и менее абстрактные, чем ответы лиц более молодых.

    V субтест - воспроизведение цифровых р€дов - примен€етс€ дл€ исследовани€ пам€ти, главным образом оперативной, и внимани€. ¬ каждой серии цифр имеетс€ 2 равнозначных
    задани€. ¬торое задание серии предъ€вл€етс€ обследуемому только в том случае, если он не справилс€ с первым. ÷ифры, согласно инструкции, воспроизвод€тс€ в пр€мом и обратном пор€дке. ѕоводом дл€ прекращени€ исследовани€ €вл€етс€ несосто€тельность обследуемого в обоих задани€х данной серии.

    ¬рем€ не регламентируетс€.  аждое правильно выполненное задание оцениваетс€ в 1 балл. ћаксимальна€ оценка-17 баллов (при воспроизведении цифр в пр€мом пор€дке -9 ив
    обратном - 8 баллов).

    ѕо D. Wechsler, невозможность дл€ обследуемого повторить в пр€мом пор€дке р€д из 4
    цифр может свидетельствовать о слабоумии. —тарение (физиологическое) не оказывает
    заметного вли€ни€ на простое запоминание (о выполнении задани€ по этому субтесту больным церебральным атеросклерозом речь будет идти ниже). —ледует отметить, что этот субтест не столько характеризует состо€ние функции пам€ти во всем ее многообразии, сколько отражает особенности активного внимани€ и деавтоматизации р€дов знаков.
    D. Bromley установила, что воспроизведение цифр в пр€мом пор€дке с возрастом
    снижаетс€ незначительно, более заметно у стариков затруднение в воспроизведении цифр в обратном пор€дке.

    VI субтест - словарный - служит дл€ оценки словарного запаса. ¬ св€зи с тем что словарный запас зависит от образовательного уровн€, он мало измен€етс€ при старении.
    ќбследуемому предлагают 40 слов и прос€т дать их определение, объ€снить их значение.
    ¬начале - это несложные и часто употребл€емые слова (деньги, зима, кровать, фабрика, деталь, собрание). ѕостепенно задание усложн€етс€, исследующий называет дл€ определени€ такие слова, как периметр, тирада, плагиат, пароди€ и т. п. –азумеетс€, в этом субтесте усложнение задани€ носит относительный характер и обнаруживаетс€ при сравнении не столько отдельных слов, сколько групп слов.

    ќтветы оцениваютс€ от 0 до 2 баллов. ѕри этом руководствуютс€ следующими критери€ми: ответ оцениваетс€ в 2 балла, если это 1) хороший, удачно подобранный синоним; 2)
    основное использование слова в словарном фонде €зыка; 3) одно или несколько определений основных свойств слова; 4) слово, обобщающее пон€тие, к которому принадлежит определ€емое слово; 5) несколько правильных описаний свойств определ€емого слова, которые в совокупности отражают понимание обследуемым значени€ этого слова.

    ¬ 1 балл оцениваютс€ правильные, но неполные ответы: 1) не€сный или недостаточно четкий синоним; 2) второстепенное, не основное использование этого слова в €зыке; 3) пример возможного использовани€ слова в €зыке.

    ¬ 0 баллов оцениваетс€ €вно неправильный ответ и отсутствие реального понимани€ вопроса, даже после его повторени€, непонимание значени€ слова, предъ€вл€емого в
    характерном контексте. Ќапример, понимание слова может быть оценено 2 баллами, если дан один из нижеследующих ответов: юридическое решение, решение суда, заключение, юридический акт решени€;

    1 баллом - наказывать, осудить, осуждение; 0 баллов - тюрьма выговор.
    ¬рем€ при исследовании словарным субтестом не регламентировано. ћаксимальна€
    оценка - 80 баллов.
    ѕеречисленные 6 субтестов относ€тс€ к группе вербальных. Ќесмотр€ на то что по
    результатам их выполнени€ производитс€ обща€ оценка, котора€ сравниваетс€ с показателем выполнени€ невербальных субтестов, сами по себе они €вл€ютс€ достаточно неоднородными.

    Ёто убедительно показано исследовани€ми D. Bromley (1966). “ак, она установила, что у
    стариков мало мен€ютс€ результаты выполнени€ заданий по субтестам: "словарному", "общей осведомленности" и "общей пон€тливости". Ёту неизменность результатов при старении автор объ€сн€ет характером активности, необходимой дл€ выполнени€ заданий; отсутствием требований касающихс€ быстроты выполнени€; относительной простотой заданий. Ёти субтесты измер€ют скорее интеллектуальные достижени€, которые удерживаютс€ при старении, чем интеллектуальные способности, снижающиес€ с определенного возраста. ѕереходим к описанию невербальных субтестов.

    VII субтест-цифровых символов-требует от обследуемого в специальной таблице (рис.
    6), в соответствии с образцами в р€дах случайно подобранных цифр, поставить под каждой цифрой ее обозначение, символ, как бы произвести перешифровку цифр. Ётим тестом исследуетс€ психомоторика, способность к обучению. ¬рем€ выполнени€ задани€
    ограничиваетс€ 90 с.  аждое правильно выполненное задание оцениваетс€ в 1 балл. ѕервые 10 заданий не учитываютс€, они служат примером. ќ способности к научению новому материалу свидетельствует выполнение последующих примеров, когда обследуемого предупреждают о начале хронометрии € необходимости выполн€ть задание как можно скорее. ѕри исследовании этой методикой различных возрастных групп установлено, что показатель результативности обнаруживает отчетливую тенденцию к снижению после 40 лет.

    VIII субтест - нахождение недостающих деталей в картине. «десь вы€вл€етс€ способность обследуемого выделить существенные признаки предмета или €влени€.
    ќбследуемому предъ€вл€етс€ специальный набор картинок. Ќа каждом изображении не хватает какой-либо одной существенной детали. Ёкспозици€ каждой картинки-20 с.  аждый
    правильный ответ оцениваетс€ в 1 балл. ћаксимальный результат-20 баллов.

    IX субтест - кубики  ооса - служит дл€ исследовани€ пространственного воображени€,
    конструктивного мышлени€. .ќбследуемый должен обнаружить способность перенесени€
    зрительного образа с карточки-образца на определенную конструкцию, которую он в ином
    масштабе воссоздает из цветных кубиков. Ќабор карточек-образцов стандартный (рис. 7). ¬рем€ четко регламентировано; за успешное, в сокращенный срок, выполнение последних 4 заданий к оценке прибавл€етс€ 1 или 2 балла. ¬ бланке опыта указаны критерии времени дл€ оценки выполнени€ каждого задани€. ћаксимальный результат-48 баллов.

    ’ субтест - последовательных картин - €вл€етс€ четко дозированным по временной характеристике вариантом методики установлени€ последовательности развити€ сюжета по
    серии картинок.

    ¬сего примен€етс€ 8 серий картинок.  ажда€ сери€ предлагаетс€ в определенном пор€дке,
    не соответствующем истинной последовательности картинок. ќбследуемый должен уловить
    смысл изображенной с помощью картинок истории, про€вить, по D. Wechsler, способность
    упор€дочени€ группы факторов в логическую систему. «десь оцениваютс€ характер выполнени€ задани€ (существуют лучшие и худшие варианты) и затраченное на это врем€. ¬ зависимости от этого оценка по отдельным задани€м различна - от 4 до 6 баллов. «адани€ в пор€дке их предъ€влени€ усложн€ютс€. ћаксимальный результат - 36 баллов.

    XI субтест - сложение фигур - измер€ет способность составлени€ из отдельных фрагментов единого смыслового целого, совокупности этих фрагментов. ќбследуемому
    предлагают из 4 разрезанных на отдельные фрагменты фигур (рис. 9) сложить целое. ¬рем€ четко регламентировано. «а быстрое выполнение задани€ даютс€ дополнительные баллы (оценка отдельных заданий - от 8 до 13 баллов). ћаксимальный результат - 46 баллов.

    «атем по специальной таблице первичные () оценки результатов выполнени€
    отдельных субтестов перевод€тс€ в унифицированные, шкальные, позвол€ющие анализировать разброс. ѕодсчитываетс€ отдельно вербальный и невербальный показатели, а затем общий показатель. ѕоследние 3 показател€ подсчитываютс€ с коррекцией на возраст.

    D. Wechsler раздел€л субтесты на основные, мало измен€ющие результаты с возрастом
    (словарный, осведомленность, составление фигур, обнаружение недостающих деталей), и те, которые обнаруживают с возрастом €вное ухудшение результатов (воспроизведение цифр, сходство, подстановка цифровых символов и кубики  ооса).

    ƒеление это в известной мере условно. Ќекоторые субтесты, подчин€ющиес€ возрастным
    изменени€м (составление фигур и недостающие детали), причисл€ютс€ к группе субтестов с неизменными результатами и, наоборот, подверженные незначительному вли€нию возрастных изменений субтесты - воспроизведение цифр и нахождение сходства - относ€тс€ к группе подверженных изменени€м.

    —равнением показателей этих двух групп тестов D. Wechsler получил коэффициент детериорации, ущерба (DQ):
    “Ќ– - “ѕ–
    DQ = ------------------------------------ x 100,
    “Ќ–

    где “Ќ– - показатели по субтестам с неизмененными результатами,
    “ѕ– - данные по субтестам с переменными результатами (полученный результат умножением
    на 100 выражаетс€ в процентах).  ак уже указывалось, D. Bromley при геронтологических
    исследовани€х большое значение придает выведению показател€ продуктивности, который
    определ€ет интеллектуальный уровень по отношению к молодым лицам, достигшим пика биологического и интеллектуального развити€. ” молодого человека, по D. Bromley, показатель продуктивности равен интеллектуальному показателю (IQ). ” старого человека IQ удерживаетс€ на более или менее посто€нном уровне, зато неуклонно снижаетс€ показатель продуктивности.

    “аблицы –авена (шкала прогрессивных матриц). “ест был создан I. —. Raven в 1936 г.
    ¬начале предполагалось, что с его помощью будут исследоватьс€ особенности воспри€ти€,
    перцепции. Ёто было св€зано с тем, что теоретической основой теста, нар€ду с теорией
    неогенеза —. Spearmen (1904), €вл€етс€ развиваема€ гештальтпсихологией теори€ воспри€ти€ форм. ¬ работе с тестом вы€вилось, что при решении включающихс€ в тест заданий выступают три основных психических процесса: внимание, перцепци€ и мышление. ѕоэтому тест –авена не считаетс€ сугубо "интеллектуальным" тестом, таким тестом "всеобщего интеллекта", к которым относ€т обычно шкалу ¬екслера. ѕри решении заданий по таблицам –авена большое значение имеет концентраци€ активного внимани€, его достаточный объем и распределение. ¬ частности, внимание €вл€етс€ тем фактором воспри€ти€, который создает определенную установку дл€ перцептивной де€тельности. — помощью теста –авена исследователи суд€т скорее не об интеллекте, а о способности к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной де€тельности.

    “ест –авена состоит из невербальных заданий, что, по мнению “. Bilikiewicz (1956), имеет важное значение, так как он меньше учитывает знани€, приобретенные обследуемым в св€зи с образованием и жизненным опытом. “ест состоит из 60 таблиц, разбитых на 5 серий.  ажда€ сери€ включает 12 таблиц, содержащих задани€ нарастающей трудности. ¬ то же врем€ характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.

    ¬ серии ј использован принцип установлени€ взаимосв€зи в структуре матриц. «адание
    заключаетс€ в дополнении недостающей части основного изображени€ одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. ¬ыполнение задани€ требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображени€ и обнаружени€ этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. «атем происходит сличение фрагмента, его сравнение с окружением недостающей части таблицы.

    —ери€ ¬ построена по принципу аналогии между парами фигур. ќбследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае аналоги€ и, исход€ из этого, подобрать недостающий фрагмент. ѕри этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.

    —ери€ — построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Ёти фигуры
    в пределах одной матрицы все больше усложн€ютс€, происходит как бы их непрерывное
    развитие. ќбогащение фигур новыми элементами подчин€етс€ четкому принципу, обнаружив
    который можно подобрать недостающую фигуру.

    —ери€ D построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. ќбследуемый должен
    обнаружить эту перегруппировку, происход€щую в горизонтальном и вертикальном направлении.

    —ери€ ≈ основана на принципе разложени€ фигур основного изображени€ на элементы.
    Ќедостающую фигуру можно найти, пон€в принцип анализа и синтеза фигур.
    ¬ инструкции обследуемому сообщают, что ему предстоит выполнить 60 заданий, и обращают внимание на их степень сложности. «атем указываетс€, что в каждом задании в
    большой рамке содержитс€ образец определенной структуры или составленный из р€да фигур. ‘игуры или рисунки образца расположены не случайно, а соответственно определенной закономерности. ”становив характер присущей каждой матрице закономерности, обследуемый сможет найти недостающий фрагмент. ќчередность выполнени€ заданий об€зательна.

    ѕервые 5 заданий (A1- A5) провер€ютс€ исследующим тут же, и если видно, что обследуемый пон€л задание, остальные он выполн€ет уже с учетом времени и совершенно
    самосто€тельно. ѕервые 5 заданий выполн€ютс€ при необходимости с помощью исследующего.

     аждое правильное решение задани€ оцениваетс€ в 1 балл. ѕодсчитываетс€ общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сери€м. ѕолученный общий показатель рассматриваетс€ как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности обследуемого. ѕоказатели выполнени€ заданий по отдельным сери€м сравниваютс€ со среднестатистическими, учитываетс€ разница между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными при статистической обработке данных обследовани€ больших групп здоровых лиц и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результаты. “ака€ разница позвол€ет судить о надежности полученных результатов (это не относитс€ к психической патологии).

    ѕолученный суммарный показатель по специальной таблице переводитс€ в проценты.
    –азличаютс€ 5 степеней интеллектуального уровн€ по шкале: I степень- свыше 95%- особо высокоразвитый интеллект; II степень - 75-94% - интеллект выше среднего; III степень-
    25-74%-средний интеллект; IV степень - 5-24% - интеллект ниже среднего; V степень -
    ниже 5 % - интеллектуальный дефект.

    ѕриведенна€ градаци€ относитс€ к определенной возрастной группе и свидетельствует об
    интеллектуальном уровне обследуемого относительно той возрастной группы, к которой он
    принадлежит.

    — помощью специальной таблицы абсолютный показатель может быть переведен в
    интеллектуальный коэффициент (**).

    Ўкала "домино". Ѕыл предложен Anstey (1943) взамен матриц –авена. —татистически было показано, что тест более 20 гемогенен по отношению к так называемому фактору G по —. Spearmen (1904), который экспериментально обнаружил, что тесты, направленные на вы€вление отдельных способностей, св€заны между собой значимыми положительными коррел€ци€ми и пришел к выводу о существовании некоего общего, генерального фактора G, оказывающего вли€ние на все изучаемые переменные (тесты).

    ¬ыделенный —. Spearmen генеральный фактор трактуетс€ как пластическа€ функци€ центральной нервной системы. “аким образом, общий интеллект рассматриваетс€ как
    биологически обусловленное свойство. ѕон€тие генерального фактора до сих пор €вл€етс€
    предметом дискуссий сторонников различных направлений. ¬ тестологии шкала "домино" до
    сих пор считаетс€ направленной на измерение общего (врожденного) интеллекта. ѕоскольку считаетс€, что генеральный фактор особенно чувствителен к патологическим нарушени€м психической де€тельности, шкала "домино" рассматриваетс€ как тест, особенно приемлемый дл€ исследовани€ интеллекта в психиатрической практике. ѕри этом также считаетс€, что в отличие от вербальных тестов, отражающих и интеллектуальный уровень, предшествовавший заболеванию, шкала "домино" отражает уровень в момент исследовани€, т. е. речь оп€ть-таки идет о тестах с неизменными и переменными результатами.

    Ўкала "домино" состоит из 4 примеров и 44 заданий, расположенных по степени нарастани€ трудности. Ќа предлагаемых обследуемому карточках или листах нарисованы
    пр€моугольники с точками, наподобие употребл€емых при игре в домино. ѕр€моугольники
    расположены в в определенной последовательности, анализ которой позвол€ет установить
    известную закономерность и продолжить общий р€д. ќбследуемый должен сказать, сколько
    точек, по его мнению, должно быть в пр€моугольнике, контур которого обозначен только
    штриховой линией.

    ћетодика используетс€ дл€ психометрического исследовани€ интеллекта, при этом на
    выполнение всех 44 заданий отводитс€ 25 мин. — помощью специальных таблиц суммарные
    показатели перевод€тс€ в процентные, соответствующие определенному уровню интеллекта:

     оличество выполненных ”ровень интеллекта
    заданий (процент)
    31-44 (91-100) ќчень высокий
    25-30 (71-90) ¬ысокий
    17-24 (31-70) —редний
    6-16 (11-30) Ќиже среднего
    0-5 (1-10) Ќизкий

     онечно, оценка результатов выполнени€ заданий по тесту €вл€етс€ весьма односторонней
    и не может характеризовать интеллект во всех его про€влени€х. ќднако методика эта отличаетс€ большой простотой, она мало зависит от уровн€ общеобразовательной подготовки, легко может быть использована не только дл€ индивидуальных, но и дл€ массовых исследований и в св€зи с этим может примен€тьс€ в комплексе методик, направленных на характеристику уровн€ обобщени€.  роме того, шкала "домино" может быть использована дл€ предварительной доврачебной скриннинг-диагностики нерезко выраженных олигофрений в практике трудовой экспертизы.