¬ход   арта сайта
¬.ё. «авь€лов ЁЋ≈ћ≈Ќ“ј–Ќџ… ”„≈ЅЌ»  ƒ»јЌјЋ»«ј > —÷≈Ќј–»» ∆»«Ќ». Ћекци€ N19

—÷≈Ќј–»» ∆»«Ќ». Ћекци€ N19

    ¬ведение в сценарии
    Ќеосознаваемый план жизни получил название жизненного сценари€.

    Ћегко можно представить, что свой жизненный цикл проживают не только люди, но и семьи, группы, организации, города, государства, культуры, вс€ планета

    ∆изнь каждой личности - это единственна€ в своем роде драма, котора€ испытывает вли€ние более широких сценариев- семейных, учрежденческих, районных, городских, региональных, государственных ¬заимодействие жизненных сценариев вли€ет на жизнь каждого человека и в результате развертываетс€ в историю народов

    —ценарий личности может более или менее гармонировать с другими, более общими сценари€ми “огда человек, возможно, проживет долгую и спокойную жизнь  огда же сценарий личности входит в посто€нное противоречие с более общими сценари€ми, жизнь человека превращаетс€ в т€желую борьбу, становитс€ короткой и не надежной.

    —егодн€ в нашем обществе сложилось или интенсивно складываетс€ несколько самосто€тельных субкультур ќни могут существовать автономно, могут игнорировать друг друга, конфликтовать или сотрудничать

    „еловеку важно жить в своей субкультуре ѕопадание во враждебную субкультуру может привести к драматичному результату ¬ажно максимально быстро диагностировать враждебную субкультуру и покинуть ее ”бежищем дл€ человека зачастую €вл€етс€ семь€ ѕомощь может оказать и организаци€, где работает человек

    ќрганизации, как и личности, могут иметь успешные, банальные и неуспешные сценарии ” них есть истори€, мифы и легенды, прошлое, насто€щее и будущее ” них есть свои –одительские убеждени€, этика, правила ≈сть ¬зрослые технологии и стратегии решени€ проблем ≈сть ƒетские развлечени€, любопытство, мечтательность ” каждого из этих состо€ний есть свой энергетический уровень, свой ритм жизни.

    »стори€ группы не всегда начинаетс€ с начала ее существовани€ - часто с поступка первого значимого геро€.

    ¬се сказанное об организаци€х относитс€ и к городам. ¬прочем, это отдельна€ тема. Ќас больше интересуют семьи.

    —ценарии семьи
     аждый человек несет в себе всю свою жизнь. —вою и своих предков. Ѕолее того - своих потомков. ќт зачати€ и до насто€щего. ќт насто€щего и до смерти.

    —емь€ - это тот абсолют и та важнейша€, всеобща€ единица измерени€, котора€ позвол€ет оценивать все происход€щее с обществом, с каждым человеком. “о, что полезно конкретной семье, полезно обществу. ј если это приносит урон семье, то вредно и дл€ общества.

    —емейные сценарии передаютс€ из поколени€ в поколение. »з –одительского состо€ни€ в –одительское передаютс€ модели семьи - каково оптимальное количество детей и как их воспитывать. —емейные традиции, ответственность и права каждого члена семьи. ¬плоть до мелких подробностей семейного быта.

    ¬ семейных модел€х есть место дл€ героев и злодеев, подвигов и подлости. ќни несут в себе семейные истории, мифы и предани€.

    —емейные модели могут быть жесткими, которые необходимо выполн€ть, и м€гкими, от которых можно отойти или изменить их содержание. ќни содержат установленные традиции и ожидани€ дл€ каждого члена семьи.

    ¬ семейном организме каждый человек исполн€ет свою роль.

    –одители создают эмоциональный климат, который, подобно атмосферному, может быть теплым и холодным. –одители могут обеспечивать посто€нную нежную заботу о своих дет€х, могут поощр€ть конструктивные сценарии удачников. ћогут про€вл€ть непосто€нство, агрессию или, еще хуже того, безразличие, пренебрежение детьми, и тем самым способствовать развитию деструктивных или непродуктивных сценариев неудачников.

    Ћучшее, что могут сделать родители, - это познать свой собственный сценарий, сценарии своих родителей, оценить их. ѕрин€ть одно из наиболее важных и далеко идущих решений в жизни: стоит ли передавать сценарии своей семьи своим дет€м?

    » если вы приходите к решению, что этого делать не стоит, то важно обучитьс€, как отказатьс€ от передачи неудачных сценариев и способствовать формированию у детей жизненньк сценариев гармоничной, счастливой личности.

    ƒети, как радары, лов€т сообщени€ о себе, о своей ценности, ожидани€ взрослых в свой адрес. ќни надолго запоминают свои ощущени€ от контактов или игнорировани€ их другими людьми.

    ќни особо остро реагируют на косвенные оценки, запреты и разрешени€. ѕодсчитано, что сценарииных запретов ребенок получает в 17 раз больше, чем разрешений. «апреты льютс€ как из ведра, разрешени€ - как отдельные редкие капли.

    ќбдуманные и необдуманные за€влени€ взрослых зачастую служат сценарными послани€ми. –ебенок может прин€ть главное сценарное решение, реагиру€ на одно единственное событие или замечание значимых других. Ќа основе такого решени€ формируетс€ сценарий, который может определ€ть всю жизнь человека.

    ћожно предложить простую формулу закладки сценари€'. сценарий равен сценарийным запретам плюс сценарийным разрешени€м и решени€м, которые принимает по их поводу ребенок.

    ¬прочем, у него всегда есть возможность трансформировать сценарийные послани€, изменить их содержание и направленность. «десь очень важно напомнить, что ребенок воспринимает сказанное взрослым по-своему, вкладыва€ в его слова свои пон€ти€.

    Ёто одна из основных причин того, что непрерывно возникают все новые и новые сценарии жизни. ƒл€ этого необходимо преодолеть и даже отбросить старые ожидани€ и традиции - процесс редко при€тный и часто болезненный.

    —амо по себе освобождение, с одной стороны, дает человеку свободу, с другой - делает его персонально ответственным, приводит к необходимости посто€нно принимать все новые самосто€тельные решени€. “огда как в прошлом такой человек мог следовать автоматическим, сценарийным решени€м и не думать, не заботитьс€ о прин€тии ответственности.

    —казки и детские игры в формировании сценариев
    ¬ формировании сценариев большое значение имеют сказки и детские игры.

    —казки заставл€ют ребенка верить: чтобы стать счастливым, нужно изр€дно пострадать, претерпеть лишени€ и, может быть, даже совершить подвиги.

     огда ребенок еще беспомощен, сказки дают ощущение волшебной власти и контрол€ над жизнью. ј магические сказочные решени€ позвол€ют не потер€ть надежду в безнадежных, казалось бы, ситуаци€х.

    —казочный мир в отличие от реального может быть совершенным. » очень важно, что сегодн€ наши народные и авторские сказки дополн€ютс€ сказками других народов.

    ¬ наших сказках много доброты, искренности. ¬ них побеждают самые честные и пор€дочные люди. ќтрицательные образы не отличаютс€ особой жестокостью и кровожадностью.

    ѕравда, в наших сказках никто, включа€ главных героев, не утруждает себ€ систематическим, каждодневным трудом, не достигает успеха в жизни путем накоплени€ благ от каждодневного труда. ¬ наших сказках много бедных, и они не очень-то настроены избавл€тьс€ от своей бедности. Ћюди богатые, накапливающие материальные блага, €вл€ютс€ отрицательными геро€ми. ¬ наших сказках мало фигурируют деньги. »х роль весьма ограничена. ¬ этом смысле "самый богатый в мире селезень —крудж ћак-ƒак" студии ƒисне€ хорошо дополн€ет наш фольклор.

    ѕсихологом ». ћорозовской проведен анализ современных историй и сказок, рассчитанных на детей до восьми лет. ќказалось, что в североамериканской культуре семь из дес€ти персонажей €вл€ютс€ удачниками. ¬ русской же - один или два из дес€ти. ѕримером полного удачника может служить разве  от ћатроскин из книги "“рое из ѕростоквашино".

    ≈сть еще одна, пожалуй, даже более известна€ сказка.

    —казка о  расной Ўапочке
    Ёта сказка известна дет€м практически всего мира и уже несколько сот лет говорит их воображению что-то очень важное

    ¬ прочтении сказок важен ћарсианский взгл€д ѕриводим пример из книги Ё Ѕерна "„то мы говорим, сказав "«дравствуйте"?" (1971)

    "∆ила-была прелестна€ маленька€ девочка, звали ее  расна€ Ўапочка ( Ў), и однажды мама послала ее в лес отнести бабушке пирожок. ѕо дороге она встретила соблазнител€-¬олка, которому она показалась лакомым кусочком » он посоветовал ей вместо того, чтобы идти с серьезным видом, резвитьс€, петь и рвать цветочки. —ам он тем временем отправилс€ к домику бабушки и съел старую леди.  огда подошла  расна€ Ўапочка, он за€вил, что он и есть ее бабушка, и предложил лечь с ним р€дом. “ак она и сделала » сразу же обнаружила в его внешности много странностей, которые заставили ее усомнитьс€, действительно ли это стара€ леди. —начала он попыталс€ успокоить ее, а потом съел (точнее, проглотил, не разжевыва€). ѕришел охотник и освободил ее, вспоров волку брюхо, а заодно выпустил и бабушку. ѕосле этого  расна€ Ўапочка радостно помогла охотнику набить волчье брюхо камн€ми. ¬ некоторых вариантах  расна€ Ўапочка зовет на помощь, и охотник убивает волка ударом топора, в последнюю минуту спаса€ ее от злоде€, собиравшегос€ ее съесть".

    «десь имеетс€ традиционна€ сцена соблазнени€ невинной девочки, котора€ любит собирать цветочки, ловким зверем, обманувшим ее «верь любит кушать деток, но кончает тем, что его брюхо набивают камн€ми  расна€ Ўапочка отправл€етс€ с поручением, попадает в беду, встретив на пути ¬олка, и обретает друга - спасител€

    ” марсианина эта истори€ вызывает несколько любопытных вопросов. ќн все принимает на веру, включа€ говор€щего волка, хот€ он ни разу такого не встречал ћарсианину важно докопатьс€ до сути и пон€ть, как же устроены эти люди, что с ними происход€т такие странные вещи9

    »так, вот его мысли по этому поводу –еакци€ ћарсианина

    ќднажды мама  расной Ўапочки послала ее в лес отнести еду бабушке, и по дороге девочка встретила ¬олка.

    „то же это за мать, пославша€ маленькую девочку в лес, где вод€тс€ волки? ѕочему она не отнесла пирог сама или не пошла вместе с  расной Ўапочкой? ≈сли бабушка была такой беспомощной, то почему мать бросила ее одну в далекой избушке?

    Ќо если уж  расной Ўапочке было необходимо идти, как могла мать не предупредить ее, что нельз€ останавливатьс€ поболтать с ¬олком? »стори€ €сно показывает, что  расной Ўапочке никогда не говорили, что это опасно. Ќи одна мать не может быть настолько глупа, так что, похоже, мать мало интересовало, что случитс€ с  расной Ўапочкой, и, возможно, она даже хотела избавитьс€ от дочери.

    Ќи одна девочка тоже не может быть так глупа.  ак могла  расна€ Ўапочка, гл€д€ на глаза, уши, лапы и зубы ¬олка, все же думать, что он - ее бабушка? ѕочему она не убежала без огл€дки?

      тому же она оказалась злой девочкой, поскольку помогала собирать камни, чтобы набить ¬олку брюхо. Ћюба€ более или менее разумна€ девочка, поговорив с ¬олком, конечно, не остановилась бы собирать цветочки, а сказала бы себе: "Ётот сукин сын собираетс€ сожрать мою бабушку, нужно скорее звать на помощь".

    ƒаже охотник и бабушка не остались вне подозрений.

    ≈сли теперь мы рассмотрим персонажей этой истории как живых людей, имеющих каждый свой сценарий, мы увидим, как точно складываютс€ их характеры с ћарсианской точки зрени€.
    1. ћать определенно стараетс€ "случайно" отделатьс€ от дочери или, по крайней мере, получить возможность говорить: "Ќу до чего же ужасно, в наши дни уже и в парк не выйдешь без того, чтобы какой-нибудь волк..." и т.д.

    ¬олк вместо того, чтобы довольствоватьс€ кроликами и им подобными, €вно переоценивает свои силы и должен знать, что кончит плохо, значит, сам напрашиваетс€ на непри€тности. ќн €вно читал в юности Ќицше или ему подобных (если он способен говорить и зав€зывать чепец, почему бы ему не уметь читать), и его девиз звучит примерно так: "∆иви в опасности и умри с блеском!"

    Ѕабушка живет одна и не запирает дверь, значит, она ждет каких-нибудь интересных событий, чего-то, что не случилось бы, живи она с родственниками. ћожет быть, потому она и не съехалась с ними и не переехала поближе. ¬озможно, она была еще достаточно молода, чтобы ждать приключений - ведь  расна€ Ўапочка еще маленька€ девочка.

    ќхотник €вл€етс€ €вным спасителем, который с увлечением уничтожает своих врагов с помощью маленьких хорошеньких девочек: €вно подростковый сценарий.

     расна€ Ўапочка совершенно определенно говорит волку, где он может снова ее встретить, и даже забираетс€ к нему в постель. ќна €вно играет в игру "„ужа€ вина" и кончает дело к собственному удовольствию

    √лавное в этой истории то, что все в ней ищут действи€ почти любой ценой. ≈сли за насто€щую цену прин€ть окончательную расплату, вс€ истори€ становитс€ ловушкой дл€ бедолаги ¬олка, которого заставили вообразить себ€ умнее всех, использу€ в качестве наживки  расную Ўапочку.

    ѕожалуй, мораль этой сказки не в том, что дальше от волков должны держатьс€ маленькие девочки, а в том, что это бедным волкам следует остерегатьс€ шастающих по лесу невинных маленьких девочек с их коварными бабушками. «десь же встает интересный вопрос: "„ем занималась мать, на целый день избавившись от  расной Ўапочки?".

    „тобы все это не казалось циничным или несерьезным, давайте рассмотрим  расную Ўапочку в насто€щей жизни. √лавным здесь будет вопрос о том, какой выросла  расна€ Ўапочка с такой матерью и после такого приключени€?

    ¬от характеристики реальной  расной Ўапочки:

    ћать часто посылала ее с поручени€ми.

    ≈е соблазнил дед, но она не сказала об этом своей матери. ≈сли бы она сказала, то ее бы назвали лгуньей. »ногда она делала вид, что слишком глупа, чтобы пон€ть происход€щее.

    —ама она редко помогает люд€м, но любит организовывать помощь и всегда ищет такие возможности.

    ѕовзрослев, она продолжает ходить с поручени€ми ќна часто идет торопливо или бредет, как маленька€ девочка, а не ходит с чувством собственного достоинства.

    ќна ждет какого-то существенного событи€, а тем временем скучает, потому что встречаютс€ ей только волчата, на которых она смотрит сверху вниз.

    ≈й нравитс€ набивать волчье брюхо камн€ми и проводить эквивалентные, более обычные процедуры.

    ѕока еще не €сно, €вл€ютс€ ли дл€ нее мужчина-психиатр спасителем или просто милым несексуальным дедушкой, с которым ей уютно и немножко печально и на ком она останавливаетс€ за неимением лучшего.

    ќна смеетс€ и соглашаетс€, когда он говорит ей, что она напоминает  расную Ўапочку

     ак ни странно, у нее почти всегда есть красное пальто или что-то красное из верхней одежды.
    Ќужно отметить, что мать и родители матери должны соответствовать сценарию  расной Ўапочки.

    —частливый конец этой истории тоже подозрителен и в насто€щей жизни не встречаетс€. —казки рассказываютс€ родител€ми, желающими добра, и счастливые концы бывают результатом вмешательства благосклонного, но лживого –одительского состо€ни€ личности; сказки, придуманные самими детьми, более реалистичны и совсем не об€зательно хорошо кончаютс€; на самом деле они примечательно мрачны".

    ¬от так Ё Ѕерн, использу€ ћарсианский подход, рассказал сказку о  расной Ўапочке

    «начение ролевых игр в формировании сценариев
    “ак же как сказки, дл€ формировани€ сценари€ важны и детские игры  акие роли определ€ют окружающие ребенку в ролевых и спортивных играх.  акие роли он сам охотно выбирает и выполн€ет.

    ƒанные выборы и чувства, возникающие в играх, могут оказывать значительное вли€ние на формировани€ сценари€.

    ѕриведу в пример двух пациентов

    ѕервый из них - јндрей јндреевич, 48 лет. ќбратилс€ по поводу часто повышающегос€ артериального давлени€ крови. ¬ернее, обратилась жена, и только затем пришел он сам.

    Ќа прот€жении всей трудовой жизни пациент настроен на карьеру. ”спешно достигает все новых административных высот. –аботает в государственных учреждени€х.

    „асто испытывает тревогу, боитс€ испортить карьеру, лишитьс€ места. ѕодозрителен к сотрудникам. »збавл€етс€ от каждого, кто может составить конкуренцию. Ќекоторые из уволенных им сотрудников успешно делают карьеру в других государственных учреждени€х. » получают еще больше возможностей претендовать на место јндре€ јндреевича.

    ¬ процессе обследовани€ вы€снилось, что гипертонические расстройства нос€т психосоматический характер. »х обострени€ вызываютс€ €вными или мнимыми угрозами карьере.

    ¬ дошкольном и младшем школьном возрасте во всех играх об€зательно стремилс€ быть лидером, главным, заводилой. «а эти роли всегда боролс€ до победы. ¬ процессе борьбы или после ее завершени€ изгон€л всех соперников. ¬ последующем они иногда возвращались и "свергали" его. ƒостигали это обычно с помощью протекции и покровительства старших братьев или друзей. “ак случалось несколько раз.

    ј вот один случай он помнит очень €сно. “огда јндрюша выиграл борьбу за место капитана сборной футбольной команды четвертых классов. ѕод его руководством команда расчистила пол€ну под футбольное поле, сделала ворота, начала тренировки. ќн зан€л место своего главного соперника - центрального нападающего » совершенно неожиданно на третью тренировку пришел старшеклассник, капитан команды всей школы, в сопровождении изгнанного соперника.  апитану школьной команды понравилось поле, понравилась команда и не понравилс€ только капитан команды. » капитан школьной команды сказал, что теперь он сам будет тренировать и защищать команду четвертых классов.  апитаном будет изгнанный соперник јндре€ ј јндрюше он сказал- "ѕошел прочь, дерьмо, мал€вка!"

    — тех пор јндрей прочно усвоил две идеи: важно не достигать такого результата, чтобы у теб€ его желали отн€ть более сильные, и важно прочно и надежно избавл€тьс€ от соперников. ¬прочем сформулировать эти глубоко укоренившиес€ в нем идеи он смог через несколько дес€тилетий. достигнув зрелости.

    “ак он и поступает в течение всей своей успешной карьеры. ¬от только артериальное давление крови все чаще поднимаетс€ и мешает ему работать и боротьс€ с соперниками. ј их становитс€ все больше. » они ждут своего часа, когда можно будет сказать: "ѕошел прочь, дерьмо..." ј ведь у јндре€ јндреевича ничего, кроме работы, нет. » даже финансовой независимости он себе и своей семье не обеспечил. "Ќе дождетесь" - часто шепчет он, сжима€ зубы. » тут же начинает слышать т€желые удары крови в висках. » чувствовать себ€ стареющим волком, окруженным стаей более молодых и сильных соперников.

    ¬торой пациент - ƒима, 14 лет. ќн получал терапию, прибыва€ в специальной школе дл€ несовершеннолетних правонарушителей. ќн отличалс€ от других подростков, его не любили и тайно били. ќтличалс€ он по стилю поведени€, а главное - по причине попадани€ в школу. ¬ окружении воришек и прогульщиков он сильно выдел€лс€. ¬ возрасте 12 лет он убил 10-летнего мальчика, который согласилс€ с ним играть. ”вел его на пустырь. ”дарил камнем и, когда мальчик упал, "как фашист, бросал в него маленькие камушки, пока тот продолжал дышать".

    ƒома ƒима был свободен, предоставлен самому себе. ∆ил с мамой, котора€ много работала и редко бывала дома. —верстникам он не нравилс€, и в игры его обычно не принимали. » только когда нужен был исполнитель самой непрестижной роли, например, капиталиста, кулака, палача, фашиста, иностранного шпиона, предател€ и никто не соглашалс€, тогда вспоминали о ƒиме. ќн соглашалс€, когда ему что-нибудь давали в придачу. »ногда ничего не давали, зато по своей игровой роли он мог "пытать и мучить" захваченных им пленников.

    Ёта возможность "пытать и мучить, вызывать страх и даже ужас", эта полна€ власть над другим человеком его все больше привлекала. ¬прочем, его по-прежнему не принимали на другие роли. “олько теперь он уже охотно соглашалс€ на свои не престижные дл€ других детей роли. » ему уже не нравилось, когда не давали полную волю в "пытках". “огда он стал приглашать дл€ игр более младших мальчиков. ѕричем теперь уже активно выбирал дл€ себ€ роли, св€занные с мучением жертвы и полной властью над ней. ¬ эти минуты он входил в какое-то особое состо€ние и как бы забывалс€. ≈му трудно было прекратить начатые мучени€. “ак он и убил, как бы незаметно дл€ себ€. ¬прочем особенно и не раскаивалс€. » более охотно говорил о том, как бы он отомстил своим обидчикам в спецшколе.

    Ќеобходимые персонажи сценари€
    —ценарийные решени€ принимаютс€ в соответствии с возможност€ми ребенка познать реальность, проникнуть в нее. Ќа основе этой информации, исход€ из чувств и переживаний, принимаютс€ важнейшие решени€ на всю жизнь. ”веренность на фоне хорошего настроени€ приводит к оптимистическим решени€м. —трах и тревога на фоне подавленного настроени€ вызывают пессимистические решени€.

    —ценарий зачастую базируетс€ на. родительском программировании. ќно дает цель жизни, позвол€ет структурировать врем€.

    ¬ажно отметить, что ребенок большинство поступков совершает не дл€ себ€, а дл€ кого-то другого. Ётими другими часто €вл€ютс€ родители или друзь€.

    ¬ последующие годы, особенно в зрелом возрасте, мы многократно проигрываем стратегии, избранные нами в детстве. ¬ажных дл€ нас людей мы неосознанно идентифицируем с фигурами из прошлого.

    ћы по несколько раз совершаем одни и те же ошибки и просчеты. ћногократно пытаемс€ разрешить основной нерешенный вопрос: " ак добитьс€ безусловной любви и внимани€ всех людей?".

    »так, сценарий нашей жизни уже написан нами. ћы приступили к его написанию, едва родившись. ј некоторым из нас при рождении вручили уже готовый сценарий.   четырем-п€ти годам мы определили основные моменты его содержани€.   семи-дев€ти годам внесли в сценарий все существенные детали. ƒо двенадцати-четырнадцати лет занимались его совершенствованием, добавл€€ в некоторые места отдельные фрагменты. ¬ юношеском возрасте усовершенствовали свои сценарии, наложив его на реальность нашей жизни ¬ молодом возрасте активно готовились к основному представлению, проигрыва€ весь сценарий или его важные фрагменты ¬ зрелом возрасте могло состо€тьс€ основное представление нашего сценари€ ј в пожилом мы будем доживать, завершив свой сценарии

    «десь приведен хоть и самый частый, но далеко не единственный жизненный путь ¬ течение жизни каждый не сколько раз переписывает свои сценарий ѕричем основной сюжет зачастую остаетс€, а вот действи€ могут мен€тьс€

    —ценарий может много раз провер€тьс€, переписыватьс€, репетироватьс€, прежде чем он будет готов к генеральному драматическому представлению

    Ќесомненно то, что в нашем сценарии есть герои и герои ни, злодеи и злодейки, необходимые и второстепенные персонажи, основна€ тема и отдельные сюжетные линии

     аждый ищет себе людей, нужных в качестве персонажей в его сценарии —ценарии жизни может быть комичным или трагичным, восхитительным, скучным, вдохновл€ющим или позорным —ценарии человека может походить на сентиментальную драму, на фантастическое приключение, трагедию или сагу, на фарс или роман, на веселую комедию или скучную пьесу “акую пьесу, котора€ надоела актерам и нагон€ет сон на зрителей ќн может быть в различной степе ни конструктивным, деструктивным или непродуктивным - тупиковым, никуда не ведущим

    —танем зрител€ми нашей собственной пьесы «ахочетс€ ли нам аплодировать, плакать, свистеть, сме€тьс€ или просто уйти спать? ј может быть, мы почувствуем себ€ обманутыми и попытаемс€ попросить назад наши деньги за билеты »ли еще как-нибудь по другому про€вим себ€?

    –ешение важнейшей задачи - осознать неосознаваемый план жизни, жизненный сценарии - удаетс€ далеко не всем ≈го можно получить в результате длительного самоанализа, прозрени€ или психотерапии

    “акое осознание обычно ведет к желанию внести изменени€ Ёто работа часто болезненна€ и требующа€ больших усилии  то то пожелает изменить отдельные фрагменты сценари€ ƒругие - переписать его полностью “огда как третьи - выйти из сценари€ и жить посто€нно принима€ все новые, автономные решени€

    " ачели жизни"
    јнализиру€ сценарии, мы обычно пользуемс€ представлени€ми о "качел€х жизни"

    " ачели жизни" - это метафорическое наименование ти личного дл€ каждого человека €влени€ в социальной жизни, когда, достигнув вершины одного социального периода, мы переходим в другой и оказываемс€ в самой низкой его точке ѕокажем это на примере

    ћы в самой старшей группе детского сада ћы знаем, что можно, а что нельз€, какие наказани€, за какие провинности об€зательно последуют и каких можно избежать ћы сильнее всех физически, и у нас самые крепкие св€зи среди сверстников и персонала ћы наверху "качелей жизни"

    » вот мы приходим в школу и оказываемс€ самыми маленькими “акими, что даже на переменах в коридор нас не выпускают, так как могут сбить и не заметить ћы стремительно несемс€ вниз на "качел€х жизни" и очень быстро оказываемс€ в низшей точке “еперь нам предстоит длинный и непростой подъем

    ћы в конце обучени€ в выпускном классе Ќаши "качели жизни" снова в верхней точке

    ћожет быть, кому то из нас покажетс€, что так будет всегда Ёто только желание » дл€ его выполнени€ нужно жить в искусственно сконструированном мире ћежду тем внешний мир полон неожиданностей

    ≈ще много раз мы будем оказыватьс€ наверху и внизу качелей жизни » уже выход€ на финишную пр€мую, когда мы станем, как прин€то называть в развитых странах, старшими гражданами (или, как это прин€то говорить у нас, выйдем на пенсию), тогда с удивлением дл€ себ€ можем обнаружить, что "качели жизни" вновь в самой низкой точке » есть все возможности подниматьс€ на новую вершину

    —ценарии и курс жизни
    ¬ажно отметить жизненный сценарии - это то, что человек запланировал, а курс жизни - то, что реально происходит. ќн определ€етс€ четырьм€ факторами, наследственностью, внешними вли€ни€ми, жизненным сценарием и автономными решени€ми.

    Ќаследственна€, генетическа€ программа человека реализуетс€ с большой степенью автономности от вли€нии внешнего мира. » только специальные знани€ могут способствовать вмешательствам с цел€ми изменени€ реализации наследственности человека.

    Ќа значение внешних вли€ний есть различные точки зрени€. —огласно одним крайним представлени€м, ничего случайного нет и быть не может. —огласно другим, столь же крайним, представлени€м, жизнь человека -- череда случайных событий.

    јвтономные решени€ представл€ют собой самосто€тельные решени€, прин€тые ¬зрослым состо€нием по результатам анализа информации, имеющейс€ во всех трех состо€ни-€х личности человека. „ем больше автономных решений, тем более человек свободен от своего сценари€.

    ќбычное поведение в обыденной жизни может определ€тьс€ здравым смыслом или автономными решени€ми. ј прин€тие ответственных решений или поведение в стрессовой ситуации определ€етс€ сценари€ми. » многие люди проживают жизнь, обманыва€ мир и самих себ€.

    —тарые и новые сценарии
    ¬ наше врем€ ломаютс€ многие старые сценарии, складываютс€ новые. Ќедавние победители станов€тс€ неудачниками. ѕрежде никому не известные люди станов€тс€ знаменитыми. “о, что недавно расценивалось как уголовное преступление, сегодн€ €вл€етс€ наиболее престижной и уважаемой де€тельностью. “ак, частна€ предпринимательска€ де€тельность раньше наказывалась, теперь считаетс€ самой престижной. » с ней св€заны надежды на процветание нашей страны.

    ћногие люди живут без сценариев. ќни должны посто€нно принимать автономные самосто€тельные решени€.

    ”чение о неосознаваемом плане жизни, о жизненном сценарии в современном обществе особенно важно и необходимо. ¬едь разрушение традиций может переживатьс€ как "культуральный шок". Ќа самом деле это в 1917 году мы резко изменили маршрут движени€. “еперь мы так же резко пытаемс€ вновь вывернуть на широкую и ровную дорогу.

    —егодн€, когда старые ожидани€ и традиции отброшены, возникают новые сценарии Ётот процесс чаще болезненный, реже при€тный. » он крайне важен дл€ прогресса личности, семьи, всего общества в целом.

    ѕриведем пример рождени€ нового сценари€. ќпишем “ать€ну, наблюдающуюс€ нами 33 года. “еперь ей 58 лет. ќна пенсионер, в прошлом врач.

    “ать€на родилась третьим, самым младшим в семье ребенком. –одители - простые люди, занимались сельскохоз€йственным трудом. Ёто были скрытные люди, стремившиес€ не выносить сор из избы

    ћама мечтала, чтобы дети хорошо учились, получили высшее образование и жили в городе Ёта незаметна€ и часто грустна€ женщина содержала дом в пор€дке и во всем подчин€лась отцу.

    ќтец был властным, своевольным, часто грубым. ќтец хотел сына.

    ѕервого ребенка они назвали ¬ерой. ќтец прин€л первенца-дочь хорошо. —читал ее будущей н€нькой и ожидал сына. ¬торого ребенка назвали Ќадежда. ќтец отнесс€ к ее рождению с некоторым напр€жением. ¬скоре после рождени€ второго ребенка началась война, и отец был призван на фронт.

    —амым важным событием в жизни этой традиционной сибирской семьи было то, что глава семьи вернулс€ домой с фронта инвалидом. ¬ госпитале ему ампутировали обе ноги. Ёта высока€ ампутаци€ привела к тому, что он с трудом мог перемещатьс€. Ѕольшую часть времени проводил на кровати.

    Ѕудучи человеком стеничным и упорным, он все же насто€л на рождении наследника. √оворил, что жена будет рожать, пока не родит сына.

    –одилась девочка, которую назвали “ать€на Ёто им€ может переводитьс€ как устанавливающа€, определ€юща€, назначающа€ “олько реализовывать себ€, согласно своему имени, она будет в далеком будущем. ј пока эта миниатюрна€ и очень ладна€ крошка с из€щной фигуркой и забавным личиком вызывала злобу отца ≈е вина состо€ла в том, что она не мальчик “ать€на оказалась самым младшим ребенком в семье.

    ќтец посто€нно лечилс€. ¬ семье только и говорили о его здоровье. —амыми авторитетными дл€ семьи людьми стали медицинские работники ќтец подолгу собиралс€ поехать в районный центр к врачу «атем его увозили » привозили назад в хорошем или плохом настроении.

    ¬рачи были далеко ј в их селе был единственный медицинский работник - фельдшер. ќтец все больше выпивал. ћать пр€тала от него спиртное высоко, на шкафу, под потолком. “огда отец ставил лавку, ведро, тазик, на тазик кастрюлю и доставал бутылку ѕь€ным он был шумным и грубым “ать€ну не любил и часто бранил ее

    —емь€ с маленькими детьми без мужчины-кормильца жила трудно. » когда нужно было разрешить какие-то важные проблемы. починить дом, заготовить дрова на зиму, вспахать огород - отец переставал вставать с постели ѕриглашали фельдшера ќна выслушивала жалобы отца, шла в правление колхоза и договаривалась о помощи семье инвалида.

    ќтцу сразу же становилось лучше. ќн вновь начинал пить и дебоширить ѕрипугнуть и утихомирить его можно было, только пообещав пожаловатьс€ врачам в районе - ведь они, в его представлении, могли лишить его группы инвалидности ћать в такие дни плакала и причитала, обраща€сь к дочер€м "’очу, чтобы вы выучились, жили в городе, а мужь€ ваши не пили".

    —тарша€ сестра, получив неполное среднее образование, переехала в районный центр, где работала и училась ќна стала инженером, успешно вышла замуж, родила двух мальчиков, поселилась с семьей в закрытом военном городке.

    —редн€€ сестра стала врачом ќна вышла замуж за преуспевающего комсомольского работника, родила сына и дочь и переезжала с мужем из города в город, где он занимал заметные посты в советско-партийной номенклатуре. ¬ той и другой семье родители и дети были здоровы до зрелого возраста ћужь€ алкоголем не злоупотребл€ли.

    ѕо-другому сложилась жизнь “ать€ны ¬ школе она училась очень старательно “олько вот способностей часто не хватало ѕоэтому начина€ с четвертого класса она начала пропускать учебные дни по болезни, именно когда проводились контрольные по нелюбимым ею предметам —таршие сестры, отличницы учебы, стремились помочь ей, занимались с нею, защищали ее интересы

    ѕо мере отъезда сестер отец становилс€ все более невыносим ¬с€чески демонстрировал отрицательное отношение к младшей дочери. »менно она была виновата в том, что ему плохо ј ее чувство очень большой вины и страх перед отцом постепенно перерастали в ненависть » “ать€на решила уехать из семьи.

    ќна поступила в медицинское училище. ¬ училище готовили медицинских сестер и фельдшеров Ќа фельдшерском отделении учитьс€ было труднее и дольше. “ать€на поступила именно туда ”читьс€ было трудно. Ќа практике в лечебных учреждени€х каждый больной мужчина напоминал ей отца.

    ќна распределилась в пригород большого города –аботала фельдшером, жила в общежитии ” нее было совсем мало друзей, и молодые люди не очень-то обращали на нее внимание “ак продолжалось два года.

    ќтпуск “ать€на проводила у родителей в деревне ќтец вел себ€ по-прежнему буйно и непримиримо. “олько теперь он был в руках “ать€ны ќна лечила его импортными лекарствами, привезенными из города ќтцу становилось лучше, затем у него возникали осложнени€, про€вл€лись побочные действи€ лекарств » он все больше нуждалс€ в помощи “ать€ны ≈й нравилась ее все возрастающа€ власть

    “от отпуск привел к еще одному важнейшему событию в ее жизни ¬ своей деревне она встретила “олика ћолодой человек отслужил в армии, теперь училс€ в институте в городе, где работала “ать€на, и общежити€ их были по соседству ”дивительно, как они не встретились до сих пор ¬едь ему, сельскому парню, было совсем одиноко в большом городе, в престижном учебном заведении

    ќни начали встречатьс€ “олик оказалс€ очень способным, добродушным, здоровым, работ€щим и самосто€тельным молодым человеком, и “ать€на очень бо€лась потер€ть его ¬скоре они поженились —вадьба была скромна€, студенческа€, как у всех Ќочью, когда все разошлись и “ать€на легла в постель, она увидела тень приближающейс€ фигуры мужа. —обрав всю свою ненависть к отцу, она с презрением сказала "ј ты-то куда лезешь, в семейных трусах, и ноги худущие, как спички'"

    ¬ эту ночь “олику не удалось продемонстрировать свои мужские достоинства. ”тром “ать€на была строгой, молчаливой, холодной и отчужденной. “олик был наполнен чувством вины и собственной несосто€тельности. ¬ этот день у него разболелась голова, и тут “ать€на целиком переменилась ќна начала лечить его, заботитьс€ о нем. Ѕыл поставлен диагноз "мигрень" и назначено длительное лечение.

    “еперь дл€ того, чтобы получить расположение жены, нужна была головна€ боль. — той поры приступы мигрени оставили “олика только один раз, на курорте ¬прочем, это отдельный эпизод, предмет нашего дальнейшего рассмотрени€.

    „ерез год у них родилс€ мальчик. —ына назвали  олей.

    Ќаход€сь в отпуске по уходу за сыном, “ать€на задумалась о несоответствии уровн€ образовани€ ее и мужа. ћуж заканчивал престижный институт по престижной профессии ≈му прочили блест€щую карьеру ученого. ј она всего лишь фельдшер Ёто важно и достаточно дл€ жизни в деревне, а здесь большой город. —может ли она сохранить семью? » “ать€на принимает решение учитьс€ на врача

    ѕоступить в институт удалось с первого раза ¬ то врем€ были созданы особо благопри€тные услови€ поступлени€, да и обучени€, дл€ людей, имеющих среднее специальное образование и стаж работы.

    ”читьс€ и в училище-то было трудно, а теперь, в медицинском институте.. Ќевысокие способности, насколько это было возможно, замен€лись дисциплинированностью и особым прилежанием ¬прочем, во врем€ зачетов и экзаменов часто приходилось прибегать к испытанному способу - болеть » все же удавалось учитьс€, скрыва€ свои трудности и €вную несосто€тельность по многим предметам. ¬прочем, так учились многие студенты, имевшие среднее медицине кое образование и стаж практической работы

    —о значительными трудност€ми институт был закончен ¬переди были вроде бы спокойные годы работы.

    “ать€на формировала себе свой собственный образ - заботливого и опытного врача. ¬от только из всех возможных диагнозов у пациентов она выбирала самые т€желые. —ообщала об этом родственникам. », назнача€ большие дозы лекарств, часто получала осложнени€. ¬ св€зи с этим к ней все чаще предъ€вл€лись претензии со стороны администрации поликлиники.  оллеги ее не любили. ѕоэтому ей приходилось мен€ть места работы. ј в конфликтных ситуаци€х надолго уходить на больничный.

    —ын рос послушным, тихим мальчиком, хорошо училс€ в школе, у него по€вились друзь€, а потом и девушка. “ать€на переживала, что он отдал€етс€ от нее. ћуж успешно делал карьеру. ќн очень много работал и приходил домой совсем поздно. Ётот добрый, скромный, способный и трудолюбивый мужчина редко выражал свои чувства, только улыбалс€. “ать€на переживала, что и он отдал€етс€ от нее. », что особенно важно, с ее точки зрени€ они начали отставать от знакомых в уровне материального благополучи€. ¬ то врем€ различи€ в материальном благополучии выражались весьма незначительно.  акими-то простыми новыми вещами, престижными книгами, мебелью. » все же это было весьма заметно и значимо дл€ людей.

    “ать€на начала ощущать себ€ никому не нужной, неудачницей. » пошла по привычному дл€ себ€ пути. ќна заболела. «аболела серьезно и т€жело. ≈е обследовали, лечили в стационарах различного профил€. ¬едущие светила медицины пытались установить ей диагноз. Ќекоторое врем€ это не удавалось. «атем был установлен окончательный диагноз - рассе€нный склероз. Ёта страшна€ весть облетела весь большой город, точнее, всех знакомых и коллег. –ассе€нный склероз - страшное заболевание нервной системы, которое начинаетс€ медленно, исподволь, приводит к нарушени€м движени€, в первую очередь со стороны ног, к слабоумию и завершаетс€ смертью.

    “ать€на плохо ходила. ќна лежала на белоснежной постели. ≈е квартира си€ла чистотой. ќбед был приготовлен. ќна говорила тихим голосом и смотрела с укором.

    —ын много времени проводил возле матери. ќн рассталс€ со знакомой девушкой. ћуж также стал раньше приходить с работы. ≈го головные боли усилились, пришлось назначить большие дозы сильнодействующих лекарств. » “ать€на лечила его. ј при малейших сбо€х начинала давать ему много лекарств. » становилась спокойной, доброй и уравновешенной, только когда лечила сына. “ать€на часто говорила, что от нерегул€рного питани€ возникает €звенный колит кишечника, мелочно опекала сына. ћаксимально ограничивала его свободу и самосто€тельность. Ќесколько раз обследовала его желудочно-кишечный тракт.

     огда у  оли по€вились первые кров€нистые выделени€ из заднего прохода, “ать€на сразу же начала его интенсивно лечить, назнача€ множество лекарств. «аболевание прин€ло хроническую форму. » теперь  ол€ был накрепко прив€зан к дому. ќн был лишен возможности отсутствовать дома более четырех часов, должен был питатьс€ по часам. ћало что изменилось в жизни  оли, когда он с красным дипломом окончил институт и пошел работать в престижное учреждение. ќн не мог задержатьс€ на работе, ведь тут же по€вл€лась его т€жело мать и гл€д€ с укором на всех, начинала расставл€ть кострюльки и баночки дл€ кормлени€ сына. Ёто было трудно перенести.

    ¬прочем, бесконечно долго так продолжатьс€ не могло. » “ать€на начала подбирать невесту  оле. ѕригласили девушку из семьи врачей. ќна понравилась “ать€не и не понравилась  оле. «атем были еще две попытки знакомства, но девушка каждый раз по какой-то причине не устраивала маму или сына, тогда как отец всегда оставалс€ нейтральным. » отношени€ с девушками прерывались.

    ¬рем€ шло. Ќаконец, пригласили выпускницу медицинской академии из профессорской семьи. ќна пригл€нулась  оле и вызвала тревогу у его мамы. “ать€на тогда подавила свою тревогу, тем более что семь€ невесты ей очень нравилась

    »так, молода€ женщина прин€ла  олю от “ать€ны. » вскоре вдруг за€вила, что настаивает на отдельном проживании. Ќе желает, чтобы свекровь вмешивалась в их жизнь и, более того, даже бывала у них дома.

    “ать€на слегла с т€желым приступом рассе€нного склероза.   ее постели пришли все, включа€ мать и отца невестки. ” јнатоли€ резко обострилась мигрень, у  оли - €звенный колит кишечника. » только эта молода€ упр€ма€ женщина отказывалась навещать свекровь Ѕолее того, она высказывала мысль, что такое т€желое заболевание не может продолжатьс€ более п€тнадцати лет.

    јнатолий, не без руководства жены, к тому времени стал заслуженным человеком, генеральным директором большого учреждени€. ќн смог получить квартиру дл€ молодоженов, и они стали жить отдельно. ¬скоре в этой семье по€вилс€ сын, затем еще сын.

    ѕрошло еще несколько лет “ать€на по-прежнему активно лечила мужа и сына. ” мужа от интенсивного лечени€ развилс€ токсический гепатит - новое заболевание, требующее лечени€. —ын разрывалс€ между женой и матерью, и его здоровье не улучшалось. “олько когда старший внук “ать€ны пошел в школу и она все же насто€ла, что он будет приходить к ней обедать, состо€ние здоровь€ сына несколько улучшилось “еперь ему позвол€лось приходить к матери один раз в день, чтобы забирать сына.

    “ать€на вышла на пенсию. “еперь она всю себ€ посв€тила зан€тию своим здоровьем, здоровьем мужа, сына и внука..

    “аким образом, т€желое ранение отца привело к формированию трагического сценари€ у младшей дочери и меньше повли€ло на формирование сценари€ старших дочерей. —удьбы старших сестер “ать€ны сложились более счастливо. —ценарий старший сестры сформировалс€ до ранени€ отца, и она выполн€ла родительский наказ: хорошо училась, жила в городе, муж ее не пил. —ценарий средней сестры формировалс€ уже под вли€нием болезни отца. » она стала врачом ќна также хорошо училась, жила в городе и муж ее не пил. —ценарий “ать€ны формировалс€ полностью под вли€нием нового состо€ни€ отца. ќна стала медицинским работником, научилась управл€ть людьми при помощи своей болезни ќна научилась мстить им - провод€ лечение. “ать€на ненавидела мужчин за то, что отец хотел видеть ее мальчиком. ≈й трудно было жить в большом городе, трудно было учитьс€ “ак ранение и инвалидность отца привели к формированию трагического сценари€ у дочери, родившейс€ после его возвращени€ с фронта.

    јнализ сценариев - кропотливый, увлекательный и эффективный труд  огда вы приближаетесь к завершению анализа сценари€ пациента, можете сказать ему: " огда ваши проблемы будут решены, потребности удовлетворены, а цели достигнуты, как вы будете выгл€деть, достигнув своих целей? „то вы скажете и как будет звучать ваш голос9 ¬ойдите внутрь этого образа ѕочувствуйте сейчас то, что будете чувствовать тогда! ”дастс€ ли вам ощутить удовлетворение, спокойствие, умиротворенность?"

    «десь нами представлен один из вариантов технологии самореализуемых пророчеств. “о, что человек себе пророчествует, с чем соглашаетс€, что окрашивает положительными эмоци€ми, то и свершитс€. ƒл€ этого человек сконцентрирует значительную часть своей энергии, других личностных ресурсов и будет осознанно и бессознательно стремитьс€ к достижению цели.

    —амореализуемые пророчества - это один из вариантов конструировани€ будущего. »х закреплением и контролем реализации может служить дневник будущего, когда клиент записывает в дневнике те событи€, которые должны произойти.

    —егодн€, когда разрушаютс€ многие старые сценарии, рождаютс€ новые, особенно важно разбиратьс€ в принципах и механизмах их формировани€. — целью упор€дочени€ анализа сценариев жизни удобно пользоватьс€ сценарийным анамнезом, статусом и проверочным списком результатов терапии. » прежде чем мы приведем краткие варианты данных инструментов с краткими же комментари€ми каждой позиции, хочетс€ процитировать ƒ. –она (1998).

    ќн считает, что, когда мы с трудом установили свой парус и обнаружили изменение направлени€ ветра, то и мы должны изменитьс€. ћы должны снова подн€тьс€ на ноги и переставить парус так, чтобы снова вести корабль в направлении нашего свободного выбора. "”становка паруса", то есть то, как мы думаем и как мы реагируем, обладает намного большей способностью разрушить нашу жизнь, чем любые невзгоды, которые нам встречаютс€. “о, насколько быстро и ответственно мы реагируем на несчастье, намного важнее, чем несчастье само по себе.