¬ход   арта сайта
¬.ё. «авь€лов ЁЋ≈ћ≈Ќ“ј–Ќџ… ”„≈ЅЌ»  ƒ»јЌјЋ»«ј > —“–” “”–ј Ћ»„Ќќ—“». Ћекци€ N16

—“–” “”–ј Ћ»„Ќќ—“». Ћекци€ N16

    ѕон€тие структуры личности
    „еловек, не прошедший подготовки по трансактному анализу, обычно актуально осознает только одну часть своей личности, счита€ именно ее всей своей личностью. „асто осознаетс€ еще одна часть личности, которую называют внутренним голосом. –еже человек сообщает, что он как личность слышит два внутренних голоса. «десь личность имеет уже три составл€ющие.

    ¬ трансактном анализе личность человека на первом уровне анализа подраздел€етс€ на три части. »менно троична€ классификаци€ в науке часто оказываетс€ наиболее продуктивной и успешной.

    ¬ыдел€етс€ Ёкстеропсихическое (–одительское) состо€ние, Ќеопсихическое (¬зрослое) состо€ние и јрхеопсихи-ческое (ƒетское) состо€ние.  ажда€ часть представл€ет собой способ про€влени€ части нашей личности, совокупность св€занных друг с другом моделей поведени€, мыслей, чувств, желаний.

    “еперь о каждом из них по пор€дку.
    –одительское состо€ние
    —огласно представлени€м трансактного анализа, каждый человек в первые годы своей жизни запечатлел в психике внешние авторитетные фигуры своего окружени€. Ёто прежде всего родители, прародители, образы из волшебных сказок и многое другое, в зависимости от опыта данного человека. ќсобое место занимают авторитарные фигуры вождей и кумиров. ј когда эти кумиры позже были низвергнуты с пьедесталов, в нашем сознании на их местах остались зи€ющие пустоты. Ёта составл€юща€ психики, складывающа€с€ из внешних вли€ний, называетс€ –одительское состо€ние, или просто –одитель.

    –одительское состо€ние представл€ет собой внешнюю, авторитарную реальность детских лет человека, фиксировавшуюс€ в психике. ≈го основные функции состо€т в сохранении традиций, сбережении опыта прежних поколений. ќно €вл€етс€ хранителем этических норм, морали.

    –одительское состо€ние ответственно за автоматические решени€ и действи€, когда не нужно или нет времени думать. ” этого состо€ни€ есть мнени€ и решени€ на все случаи жизни. ”веренность –одительского состо€ни€ успокаивает человека. ’орошо сформированное –одительское состо€ние позвол€ет эффективно действовать в качестве родителей своих детей. Ёто состо€ние несет в себе родительские инстинкты. ≈го достаточно легко распознать.

    ’арактерны мимические и пантомимические признаки –одител€, его мимика и жесты. “ипичные про€влени€ состо€т в хмур€щемс€ лбе, поджатых губах, качании головой, указующем персте, руках, сложенных на груди, на бедрах, в заламывании кистей рук.  роме того, существует множество других про€влений, свойственных конкретным люд€м. “ипична€ мимика и характерные жесты накапливаютс€ в семь€х и передаютс€ из поколени€ в поколение.

    ¬прочем, –одительское состо€ние характеризует не только мимика. ” него есть и типичные словесные обороты. ќни часто содержат категоричные суждени€ "всегда", "никогда", "ни за что на свете".

    ћногие оценивающие слова говор€т о –одительском состо€нии человека. “акие, как: "глупый", "капризный", "нелепый", "отвратительный".

    ƒл€ –одител€ типичны приказы, содержащие такие за€влени€, как "должен", "об€зан", "необходимо". »ли же более м€гко - советы "€ бы на твоем месте", "здесь лучше поступить так..." и многие другие.

    »спользование пословиц и поговорок также €вл€етс€ характерным про€влением –одительского состо€ни€. ≈му часто просто не нужно думать - можно использовать готовые пословицы и поговорки. ќни накоплены народной мудростью нескольких поколений на все случаи жизни. ¬от только жизнь этих поколений была совсем другой. ¬прочем, –одительское состо€ние это особенно не беспокоит.

    –одительское состо€ние, в свою очередь, не однородно. ћожно выделить два основных его про€влени€: ѕоощр€ющий –одитель и  арающий –одитель.

    јнализ –одительских команд показывает, что у многих людей карающее –одительское состо€ние значительно более развито, чем поощр€ющее

     арающий –одитель охотно, с удовольствием и в любое врем€ готов примен€ть по полной программе свои карательные возможности и неохотно, в€ло и малозаметно использует поощрени€ “о есть он очень настроен раздавать пинки. » совсем не настроен на поглаживани€. Ёта часть родительского воспитани€ реализуетс€ путем –одительских запретов

    ѕоощр€ющий –одитель награждает, балует, потворствует ≈го часть воспитани€ реализуетс€ путем –одительских разрешений

    «апреты и разрешени€ представл€ют собой весьма сильно действующие родительские послани€ ¬ традиционном воспитании запретов бывает великое множество, а вот разрешений совсем мало

    ≈сть два основных родительских вли€ни€ на человека ѕр€мое вли€ние проводитс€ под девизом "ƒелай как €'". » косвенное вли€ние, которое реализуетс€ под девизом: "ƒелай не как € делаю, а как € велю делать'"

    –одительское состо€ние стремитс€ доминировать и подавл€ть другие состо€ни€ ¬едь оно несет в себе мудрость поколений и поэтому считает, что все знает „ем менее развита личность человека, тем больше ему это удаетс€. » если представить, что –одительское состо€ние целиком заполн€ет всю психику, полностью подавл€€ другие состо€ни€, то такой человек будет отличатьс€ следующим

    Ёто суровый, посто€нно напр€женный человек, строгий к себе и окружающим ќн всегда живет и будет жить по строго установленным правилам, тщательно соблюдать традиции, моральные нормы Ѕудет стремитьс€ все и везде контролировать ¬се новое будет воспринимать подозрительно, недоверчиво и даже враждебно. „аще всего он вовсе не будет воспринимать новое

    “акой человек хорошо адаптируетс€ в традиционном обществе и совершенно беспомощен в эпоху перемен Ёти люди желают друг другу: "Ќе дай тебе Ѕог жить в эпоху перемен'" Ёта древн€€ китайска€ пословица особо любима ими.

    —амым частым вариантом их приспособлени€ €вл€етс€ попытка оставатьс€ в старом, стабильном обществе, создава€ дл€ себ€ специальную нишу » пусть все труднее удерживатьс€ в прошлом, и пусть все больше усилий необходимо дл€ сохранени€ достигнутого - они идут на все издержки, преодолевают все преграды

    “акой человек часто не понимает, а еще чаще просто отказываетс€ понимать, что вокруг уже многое изменилось. ≈сть множество возможностей, а они живут в старой реальности ѕрилагают максимум усилий, чтобы приспособить мир к себе, скорее даже к своим иллюзи€м. “акой человек обретает –одительское качество жизни

    ¬ажно проанализировать все обсто€тельства, прежде чем принимать решени€ о выводе такого человека за пределы реальности его доминирующего –одительского состо€ни€

    –одительское состо€ние весьма неоднородно ќно состоит из р€да доминирующих, авторитетных фигур детства Ќадо сказать, что у людей, которые воспитывались бабушками и дедушками, информаци€ в –одительском состо€нии особенно устарела ќни зачастую дезадаптированы в обществе.

    ¬ажно отметить, что когда человек обучаетс€ прислушиватьс€ к своему –одительскому состо€нию, то может услышать много разных, узнаваемых голосов » их беседы далеко не всегда нос€т мирный характер. –асслышать эти голоса, проанализировать содержание их бесед - значит многое пон€ть в собственном –одительском состо€нии ћожет быть, даже разрешить некоторые свои проблемы и освободить свой внутренний мир от голосов, посто€нно повтор€ющих одно и то же

    ¬ тех услови€х, когда –одительское состо€ние полностью блокировано и не функционирует, человек лишаетс€ этики, моральных устоев и принципов, родительского инстинкта

    “акой человек больше не обращаетс€ к мудрости, накопленной веками ќн живет, потака€ своим желани€м ћожет активно пользоватьс€ вновь получаемой информацией. ¬ из мен€ющихс€ услови€х он создает приспособленную к ним, каждый раз обновленную этику и мораль ¬ литературе указываетс€, что именно такие люди могут состо€тьс€ в качестве известных политических де€телей или главарей мафии

    ¬зрослое состо€ние
    „еловек не закрыт дл€ мира  аждый из нас посто€нно получает, накапливает, обрабатывает и хранит информацию из внешнего мира, собственного организма, собственной психики ћыслит и принимает решени€ в соответствии с поступившей информацией, приспосабливаетс€ к измен€ющемус€ миру

    » все это делаетс€ с помощью части психики, получившей наименование ¬зрослого состо€ни€, или просто ¬зрослого

     роме того, развитое и компетентное ¬зрослое состо€ние может стать координатором, осуществл€ющим посредничество между другими составл€ющими психики человека „аще всего это достигаетс€ при помощи специальной психотерапии

    ¬зрослое состо€ние имеет свои характерные, узнаваемые черты и характеристики

    ¬ мимике оно про€вл€етс€ глубокомысленной концентрацией внимани€ на процессе мышлени€, в заинтересованности человека, изучающего окружающее ¬зрослый сосредоточенно собирает информацию ќн рассматривает, прислушиваетс€ »спользует возможности всех своих анализаторов », что особенно и принципиально важно, ¬зрослое состо€ние в отличие от других способно развиватьс€ в течение всей жизни человека

    —ловарь ¬зрослого построен без предубеждени€ к реальности и состоит из пон€тий, при помощи которых можно объективно измерить, оценить и выразить объективную и субъективную реальность Ёто существительные, глаголы и другие части речи, которые объедин€ет то, что все они ли шены предубеждени€ к реальности Ќапример, такие, как "способный", "экономный", "конструктивный" » вопросительные слова" "ѕочему?", "„то?", "√де?", " огда?", " ак?" и тд

    »менно ¬зрослое и только ¬зрослое состо€ние технологично ќно отвечает за то, как достичь поставленной цели, как добитьс€ желаемого результата

      сожалению, эта часть ¬зрослого состо€ни€ у многих людей, живущих в нашей стране, развита слабо, ведь наша национальна€ черта - иррационализм "Ќаша жизнь - таинственный природный процесс!" ћногое совершаетс€, исход€ из принципов' "ћало ли что", " ак бы чего не вышло", "ј вдруг", "јвось да небось" Ѕолее того, наши национальные реликвии - ÷арь- олокол, ÷арь-ѕушка - формы, лишенные содержани€ — точки зрени€ технологий они представл€ют собой производственный брак. Ќаша культура не технологична » только развитие ¬зрослого состо€ни€ сможет привести нас к успеху в области технологий ¬прочем, технологии в нашей жизни пока имеют малое значение.

    ¬ случае преобладани€ ¬зрослого состо€ни€ с полным подавлением других составл€ющих психики человек становитс€ рациональным, объективным, способным просчитать наиболее адаптивное поведение Ёто очень сухой и очень рациональный человек

     онечно, самое главное в жизни - уверенно ответить себе на вопросы' что мы совершили и какими мы стали? “акой человек легче других приспосабливаетс€ к измен€ющейс€ действительности. » вместе с тем он лишаетс€ моральных и этических ценностей и убеждений

     роме того он тер€ет способность испытывать многие эмоции и радоватьс€ жизни Ёто часто приводит к тому, что человек, при всей его кажущейс€ успешности, тер€ет интерес к жизни ј смысл жизни лишь хорошо осознаетс€ и выражаетс€ словами, однако вместе с тем тер€ет свою привлекательность

    ¬ м€гких случа€х это приводит к пассивности прежде результативных людей ј в крайних случа€х - к саморазрушающему поведению и даже к самоубийствам внешне успешных и преуспевающих людей “акие люди обретают ¬зрослое качество жизни

    ¬зрослое состо€ние не развиваетс€, когда за человека все решени€ принимают другие.

     огда ¬зрослое состо€ние блокировано и не функционирует, человек живет в прошлом. ќн не способен осознать измен€ющийс€ мир ≈го поведение колеблетс€ между эпизодами бесшабашных развлечений и самого строгого соблюдени€ пуританского образа жизни ≈го –одительское состо€ние стремитс€ к контролю над ƒетским » часто это ему удаетс€.

    ј когда ƒетское состо€ние вырываетс€ на свободу, это приводит к эксцессу. –одительское вновь обретает власть. Ёто ведет к раска€нию и воздержанию “акой человек тер€ет возможность посто€нного тестировани€ реальности ј его странное поведение может вызвать у окружающих подозрени€ о наличии психических проблем.

    »так, кроме –одительского и ¬зрослого есть еще ƒетское состо€ние

    ƒетское состо€ние
     аждый человек прежде был ребенком, и все мы родом из детства.

    ƒетское состо€ние представл€ет собой зафиксировавшуюс€ внутреннюю реальность детства каждого человека ≈го желани€, стремлени€, страхи, радости, удовольстви€, ча€ни€ и заблуждени€ » многое другое, что заполн€ло психическую жизнь ребенка. ≈го функции' опрометчивые поступки, порывы, любопытство, чувства и эмоции, интуитивное творчество.

      ƒетскому состо€нию относ€тс€ и основные влечени€ человека: пищевое, половое, самосохранение. ѕоскольку ранние реакции человека на внешний и внутренний мир не могут быть выражены в словах, а выражаютс€ мимикой, движени€ми, вегетативными и соматическими про€влени€ми, постольку именно эти про€влени€ особенно важны дл€ понимани€ ƒетского состо€ни€.

    –ебенка €рко характеризуют гримасы, надутые и дрожащие губы, всхлипывани€, высокий хнычущий голос, зака-тывание глаз, хихиканье, смех, выражение восторга, страха и даже ужаса, ерзанье, ковыр€ние пальцем в носу и шмыга нье носом ƒл€ ƒетского состо€ни€ типичны пожимание плечами, потупленный взор, улыбка, застенчивый наклон головы, высокий, хнычущий голос

    √олосовые про€влени€ нос€т как вербальный, так и не вербальный характер Ёто лепет, междомети€, шутки, прибаутки, поддразнивани€, сленг, некоторые ругательства, "матерки", кл€твы. ¬ ƒетском состо€нии пон€ти€ часто используютс€ в превосходной степени "огромный", "обжиратьс€".

    ƒетскому состо€нию нужна безопасность, определенность, уверенность, защищенность

    ¬ ƒетском состо€нии человек верит, что он благодар€ своей беспомощности может заставить других решать его проблемы Ѕеспомощность может стать формой насили€, направленного вовне „еловек игнорирует свои способности решать проблемы. —вои усили€ направл€ет на все более настойчивые попытки заставить окружающих делать это за него. “акие попытки могут облачитьс€ в форму психосоматических симптомов и заболеваний, нервных срывов и расстройств или злоупотреблени€ средствами, вызывающими зависимость.

    ƒетское состо€ние выбирает из окружени€ людей дл€ общени€ и манипулировани€ ими » важно помнить что товарищей, друзей, врагов, супругов, любовников выбирает в основном наше ƒетское состо€ние

    ” него зачастую есть три базовых веровани€ в свое бес смертие, в неотразимость своего очаровани€, во всемогущество своих мыслей и чувств Ёти веровани€ лишь частично осознаваемы » они обеспечивают некоторую защищенность »м противосто€т страхи, угрозы смерти, собственной ущербности и бессили€

    ¬ случае полного преобладани€ ƒетского состо€ни€, когда два других полностью подавлены, человек становитс€ чувственным, радостным, беззаботным ≈го жизнь превращаетс€ в череду простых удовольствий ќн живет и действует бездумно и безответственно “акой человек растрачивает все свои ресурсы и склонен попадать во вс€кие непри€тные дл€ себ€ ситуации

    Ќаход€сь в ƒетском состо€нии, человек склонен преувеличенно воспринимать свои проблемы ¬ернее, каждую проблему человек в ƒетском состо€нии может оценивать как трагедию и катастрофу. ѕри встрече с трудност€ми ƒетское состо€ние выдает бурю эмоций и чувств ј лишившись способности к автоматическому, бездумному реагированию с одной стороны и к логическому мышлению - с другой стороны, такой человек склонен попадать в ситуации повышенной веро€тности серьезных проблем и даже гибели Ёти люди обретают ƒетское качество жизни

    ¬ тех же ситуаци€х, когда ƒетское состо€ние блокировано и не функционирует, человек лишаетс€ многих простых радостей и удовольствий ќн лишен основных влечений Ёто мрачный, консервативный, все просчитывающий тип, который даже собственным успехам не радуетс€

    „астичное блокирование и вытеснение ƒетского состо€ни€ приводит к запрету на воспоминани€ детского периода жизни и вытеснению их

    ƒетское состо€ние украшает нашу жизнь, делает ее интересной и разнообразной

    —амо ƒетское состо€ние не однородно. ќно про€вл€етс€ в двух вариантах: —понтанный –ебенок и ¬оспитанный –ебенок. —понтанное состо€ние - это природный –ебенок во всем его естественном очаровании ѕриродный –ебенок при дает теплоту и оба€ние личности человека. ќн бо€злив »м владеет первичный страх неожиданного нападени€ и страх оказатьс€ покинутым

    »менно со —понтанным –ебенком св€зано такое важное дл€ всего трансактного анализа пон€тие, как ћарсианский взгл€д на мир.

    ћарсианский взгл€д на мир - это взгл€д предельно наивный, самый простой, буквальный, не от€гченный какими-либо об€зательствами или апперцепцией ƒл€ него характерно ћарсианское мышление и ћарсианские умозаключени€. ѕричем все, что говоритс€ и пишетс€ должно быть пон€тно ребенку в возрасте не старше шести-семи лет.

    ѕриведем пример.

    ’орошо одета€, солидна€ дама пришла на прием к психотерапевту. ќна попросила об обеспечении полной конфиденциальности встречи «атем сообщила, что ее брат - сильно пьющий человек ≈го лечили, только это совсем не помогло, да и не может помочь Ќедавно она услышала, что есть такое лекарство, которое "вшиваетс€ в мышцы, это больно » человек ходит с этим лекарством, а если выпивает, то может умереть Ёто лекарство трудно достать я готова заплатить сколько надо ј вы вшейте моему брату сразу три таких препарата"

    ѕсихотерапевт немного помолчал, а затем пр€мо и жестко спросил" "«а что же вы так ненавидите своего брата, что желаете, чтобы € убил его9" ∆енщина начала громко рыдать. Ќемного успокоившись, она сообщила, как брат компрометирует их семью, ее саму, ее мужа, детей, и как она чувствует себ€ виноватой перед братом

    Ётот ћарсианский вопрос положил начало успешной семейной психотерапии

      ћарсианскому взгл€ду мы еще вернемс€, привод€ в пример жизненный сценарий  расной Ўапочки

    ѕриродный –ебенок часто скрыт и про€вл€етс€ в фантази€х человека. ¬оспитанный –ебенок прошел через социализацию, различные формы воспитани€ » представл€ет собой продукт социальных воздействий

    „аще всего нам приходитс€ иметь дело с адаптированным –ебенком —понтанный ребенок раним и беззащитен.  роме того, он пакостлив и безрассуден ѕоэтому многие люди позвол€ют себе про€вл€ть —понтанного –ебенка только в ситуаци€х, когда ему не грозит опасность и он не скомпрометирует их в обществе

    ѕодвод€ итог сказанному, надо отметить, что –одительское состо€ние складываетс€ в течение первых лет жизни и содержит в себе внешнюю реальность жизни человека. ќно живет устаревшими догмами и пытаетс€ нав€зать заимствованные суждени€ ƒетское состо€ние также складываетс€ в течение первых лет жизни и содержит в себе внутреннюю реальность первых лет жизни.

    —одержание –одительского и ƒетского состо€ний устарело. Ќаход€сь в –одительском состо€нии, мы сознательно и неосознанно контролируем, опекаем и наказываем свое ƒетское состо€ние ¬ ƒетском состо€нии мы допускаем необдуманные импульсивные поступки, основыва€сь на дологическом мышлении, а главным образом - просто на капризе и желании.

    » только у развитой личности между –одителем и –ебенком стоит ¬зрослый ќн посредничает между ними.

    ¬зрослое состо€ние развиваетс€ в течение всей жизни. ќно стремитс€ оценить и классифицировать ситуации, подчинить жизнь логическим схемам.  омпетентное ¬зрослое состо€ние принимает решени€, изучив ситуацию, осмыслив полученную им информацию и сведени€, содержащиес€ в –одительском и ƒетском состо€нии » качество решений зависит от того, насколько хорошо информирован ¬зрослый и насколько он способен выбирать и анализировать информацию, содержащуюс€ в –одителе и –ебенке

    –одительское и ƒетское состо€ни€ могут существовать совершенно раздельно. ќни не об€зательно противопоставлены друг другу, а часто попросту не осознают друг друга.

    —труктурирование времени
     аждое состо€ние по-своему относитс€ ко времени.

    ƒетское состо€ние мало способно самосто€тельно структурировать свое врем€. ќно нуждаетс€ во внешней помощи и руководстве. ƒетское состо€ние не ценит врем€ и может беспечно расходовать его. —читает, что его врем€ бесконечно. Ѕолее того, часто уверено в возможности времени течь в обе стороны, как вперед, так и назад. Ёто как кино или видеопленка - их можно отмотать назад и прокрутить снова бесконечное число раз.

    –одительское состо€ние живет в прошлом: ведь известно, что тогда и "хлеб был вкуснее, и сахар слаще, и вода мокрее". » прожитое прошлое имеет особо важное значение. Ёто важный опыт и золотой запас нашей личности.

    ¬зрослое состо€ние умеет ценить врем€. ƒл€ него это улица с односторонним движением и река, в которую нельз€ войти дважды. ¬зрослое состо€ние оценивает и измер€ет временные затраты. »менно ¬зрослый контроль позвол€ет нам оптимально структурировать свое врем€. ѕричем выдел€ютс€ два варианта в структурировании времени: часовое и целевое.

    ѕри часовом структурировании человек живет по расписанию, исход€ из затрат времени. Ќаиболее дисциплинированные люди ежедневно по часам расписывают свой день.

    ѕри целевом структурировании времени люди действуют в соответствии с поставленными цел€ми, не обраща€ внимани€ на временные затраты. “акие люди достигают основных своих целей. „асто они признают себ€ важными персонами и ломают временные графики других людей. ” людей, живущих по правилам часового времени, они могут вызывать недоверие.

     ак уже сказано, только ¬зрослое состо€ние способно оптимально структурировать врем€ зрелого человека. Ќаши цели и амбиции в прошлом принесли нам сегодн€шние результаты.

    ѕо мнению ƒ. –она (1998), если наши сегодн€шние награды не впечатл€ют, значит, наши прошлые успехи тоже были невелики. » если наши сегодн€шние усили€ малы, то будущее вознаграждение будет также невелико ≈сли мы достаточно разумны, чтобы вкладывать опыт прошлого, и достаточно мудры, чтобы "заимствовать" возбуждение и вдохновение из нашего будущего, то опыт прошлого и вдохновение будущего начинают работать на нас сегодн€.  онечный результат, который мы предвидим, руководит нами в наших сегодн€шних усили€х, делает достижени€ лучшего будущего неизбежным завершением.

    —ила будущего - это особа€, неверо€тна€ сила. ќна наполнена энергией, побуждающей нас делать все то, что мы можем делать.

     акую часть нашего будущего мы действительно видим и верим всем сердцем, что сумеем этого достичь? ƒостаточно ли €сна эта картинка в нашем сознании и в нашей душе, чтобы поднимать нас с постели каждое утро и заставл€ть нас засиживатьс€ допоздна каждую ночь?

    ћы рискуем потер€ть нашу собственную мечту под вли€нием пессимизма тех людей, которые не раздел€ют наших устремлений - больше работать, чтобы лучше жить и эффективно выполн€ть ту работу, котора€ дает возможность лучше жить. “ак считает ƒ. –он.

    ¬ажно понимать, что каждому состо€нию присуще свое мышление, свои чувства, свое поведение.

    —егодн€ особенно важна адаптивность и гибкость личности. јдаптивность - функци€ в основном ¬зрослого состо€ни€. ќна требует осторожности, дипломатичности, терпимости. √ибкость - это способность пожертвовать частью своих ожиданий, довольствоватьс€ менее полным их удовлетворением. јдаптивный и гибкий человек проводит свои действи€ м€гко и терпеливо. ќн делает, что требуетс€, что нужно сейчас. ќн переходит из ¬зрослого состо€ни€ в ƒетское и стараетс€ миновать –одительское, которое может все испортить.

    » все мы посто€нно переходим из одного состо€ни€ в другое.

    ¬прочем, люди предпочитают определенные состо€ни€. ќдни много времени наход€тс€ в –одительском состо€нии, другие - во ¬зрослом, третьи - в ƒетском  аждое состо€ние приносит свои результаты, свои при€тные переживани€.

    Ќекоторые избегают находитьс€ в каком-то одном из состо€ний или даже в двух. “акие люди значительно обедн€ют свою жизнь. » когда им удаетс€ прислушатьс€ к своим внутренним диалогам, то они слышат только один или два голоса.  огда же удаетс€ услышать три равноправных голоса, это уже свидетельствует о том, что личность человека достаточно развита и готова к автономности.

     атексис - психическа€ энерги€
     огда одно состо€ние увеличиваетс€ по своей интенсивности, другие уменьшаютс€ с целью компенсации, поскольку общее количество катексиса остаетс€ прежним.  атексис - прин€тое пон€тие, обозначающее психическую энергию.

    Ќекоторые люди могут иметь некоторое количество активного катексиса во всех трех состо€ни€х личности одновременно. » тогда они неверо€тно быстро переход€т из одного состо€ни€ в другое. »ногда даже складываетс€ впечатление, что такие люди одновременно наход€тс€ сразу в двух или даже трех состо€ни€х своей личности.

    „еловек может ощущать те состо€ни€, в которых в данный момент есть катексис.

    “аким образом, мы остановились на анализе структуры личности первого уровн€. –азработаны также структуры личности второго и третьего уровней. Ёто сложные конструкции. » наш дидактический опыт свидетельствует о том, что к изучению структуры следующего пор€дка следует переходить только тогда, когда полностью усвоена более проста€ структура. Ќаша терапевтическа€ практика показывает необходимость работать в структуре первого пор€дка до тех пор, пока это приносит результат.  огда дл€ решени€ проблем пациента необходим анализ структуры второго, а затем третьего пор€дка, только тогда мы переходим к ним. ѕреждевременный переход к структурам второго и третьего пор€дка приносит непонимание и путаницу как в учебном, так и терапевтическом процессах. Ёто приводит к особому эклектичному подходу, когда только частично используютс€ возможности знани€ уровней структуры личности.

     онечно, человек не только слушает свой внутренний голос или голоса. ќн часто общаетс€ с другими людьми. » анализ общени€ составит материал следующей лекции по трансактному анализу.