¬ход   арта сайта
¬.ё. «авь€лов ЁЋ≈ћ≈Ќ“ј–Ќџ… ”„≈ЅЌ»  ƒ»јЌјЋ»«ј > Ў»«ќ‘–≈Ќ»я

Ў»«ќ‘–≈Ќ»я

    ѕри патопсихологическом исследовании больных шизофренией обнаруживаютс€ своеобразные, диагностически значимые, изменени€ мышлени€, перцептивной де€тельности и аффективно- личностных свойств. ѕро€влени€ психической патологии при этом нос€т суммарный характер, они не могут быть адресованы к одной из сфер психической де€тельности, поэтому в их описании мы будем часто прибегать к характеристике результатов исследовани€, получаемых с помощью той или иной методики, в первую очередь максимально валидных, в диагностике шизофренического процесса. ¬ то же врем€ следует отметить, что практически не существует методик, которые €вл€лись бы совершенно диагностически не значимыми при исследовании больных шизофренией. Ќапример, крива€ запоминани€ 10 слов по типу "плато" при отсутствии клинически определ€емого снижени€ пам€ти €вл€етс€ косвенным признаком наличи€ аффективно-личностных изменений по шизофреническому типу.

    »скажение процесов обобщени€ и отвлечени€ у больных шизофренией особенно легко вы€вл€етс€ при исследовании методикой классификации. –аспределение карточек на группы
    производитс€ больными чрезмерно обобщенно, без св€зи с реальным содержанием €влений,
    либо же по несущественным, необычным, неадекватным признакам. ѕриводим примеры
    выполнени€ задани€ по методике классификации больными шизофренией.

    Ѕольна€ ј. провела классификацию, руководству€сь скончани€ми написанных на карточках слов. “ак, в одну группу она объединила мак, жук, в ƒругую - морковь, гусь,
    тетрадь, лошадь. ќтдельные группы она подобрала по количеству букв в словах: пила, рыба, коза, слон.

    Ѕольна€ ѕ. при классификации выделила следующие группы: живые существа женского и
    мужского пола: грибы, неодушевленные предметы мужского, женского и среднего рода:
    растени€ мужского, женского и среднего рода; предметы, имеющие лишь множественное число; людей мужского и женского пола..

    ¬о втором случае нагл€дно видно игнорирование больной существенных св€зей, вс€
    классификаци€ проведена ею в основном по грамматическому принципу. ¬есы и часы
    оказываютс€ случайно в одной группе, но не потому, что они €вл€ютс€ измерительными
    приборами, а в св€зи с грамматическими особенност€ми этих слов. ¬ основе классификации, проведенной больной ѕ., не лежит кака€-то едина€ система. Ѕольна€ одновременно применила дл€ классификации несопоставимые критерии.

    Ќередко больные шизофренией при классификации минуют первый этап выполнени€ задани€ и сразу же дел€т все карточки на две (жива€ и нежива€ природа) группы.
    ѕо характеру проведени€ классификации больными шизофренией нередко можно судить о
    нарушени€х у них целенаправленности мышлени€, привод€щих к непродуктивности мыслительной де€тельности, хот€ выполнение отдельных достаточно сложных заданий
    свидетельствует, что интеллектуальный уровень у них не снижен. ѕримером этого €вл€етс€ приведенна€ выше классификаци€, построенна€ на несопоставимых критери€х. ќб этом же свидетельствует проведение классификации на разных уровн€х обобщени€ - нар€ду с достаточно обобщенными нередко на основе выделени€ абстрактного признака группами
    остаетс€ множество единичных, не рубрифицированных карточек ("»х ни с чем объединить
    нельз€, они сами по себе"- говорит больной).

    ѕри выполнении заданий по методике исключени€ больные также производ€т обобщение
    по несущественным, формальным признакам.

    Ѕольной Ћ. объедин€ет в одну группу ножницы, катушку и трубку - "все они имеют
    сквозные отверсти€, а наперсток имеет лишь входное отверстие". ќн же объедин€ет весы, очки и часы и исключает термометр - "по принципу общности отношений деталей. ¬есы при
    воздействии факторов внешней среды могут колебатьс€, у очков можно передвигать ушки, а часы имеют заводной механизм".

    Ћегкость актуализации "слабых", чрезмерно обобщенных признаков обнаруживаетс€, когда больному шизофренией предъ€вл€ют карточку, где изображены далекие друг от друга предметы. «доровые обследуемые в таких случа€х либо отказываютс€ выполнить задание,
    говор€, что эта карточка не содержит изображений трех предметов, которые можно было бы обобщить, либо дают обусловленно-формальное решение ("если вы настаиваете, то можно так... но это неправильно"). Ѕольные шизофренией в этих случа€х легко производ€т обобщение и отстаивают правильность решени€ задачи. “ак, например, предъ€вл€етс€ карточка, на которой нарисованы роза, €блоко, шуба, книга.

    Ѕольной —.: "–оза, €блоко и книга имеют листь€".
    Ѕольной ќ.: "≈сли в грамматике разбиратьс€, то книга, роза, и шуба женского рода, а
    €блоко - среднего рода".

    ѕри исследовании методикой исключени€ нередко у больных шизофренией обнаруживаютс€ €влени€ разноплановости мышлени€. ќдно и то же задание больной выполн€ет в нескольких вариантах (иногда один из них правильный). ѕри этом предпочтение какому-либо решению не отдаетс€. “ак, больна€ ѕ. одно и то же задание решает дво€ко: "ћожно объединить
    монету, будильник и карманные часы и выделить стенные часы, так как они граненой формы. ј можно выделить монету-это все часы по производству, а это деньги. ¬се зависит от постановки вопроса. ≈сли по форме - то первое решение, а по производству - второе".

    Ѕольной ∆. объедин€ет в одну группу солнце, керосиновую лампу и свечу и исключает
    электрическую лампочку. ѕри этом он рассуждает следующим образом: "Ёлектрическа€
    лампочка слишком пахнет цивилизацией. ÷ивилизаци€ убила все, что оставалось в человеке хорошего. ¬ообще-то, нет надобности исключать ни один из этих предметов, но, руководству€сь подтекстом, € исключил электрическую лампочку.  роме того, в ней нет очевидности горени€, накала нити. »наче были бы какие-нибудь лучи подрисованы. “аким образом, здесь могут быть два плана: первый-субъективно-индивидуальный, а второй - обусловленный необходимостью конкретного ответа на пр€мой вопрос". «адание, требующее обобщени€ измерительных приборов, больной решает так: "«десь могут быть три плана. ѕервый план - € исключаю очки. ѕри этом руководствуюсь нежеланием слепоты духовной. ќчки - это символическа€ согласованность, свидетельствующа€ о слепоте. ¬торой план - при рассмотрении с позиций человеческой необходимости использовани€ в быту - нужны все четыре предмета. ≈сть и третий план - все эти предметы, кроме весов, €вл€ютс€ более единичными, цельными по своей природе". Ёти €влени€ разноплановости наблюдаютс€ и при обследовании больных шизофренией другими экспериментальными методиками, предполагающими целенаправленную и последовательную де€тельность (например, соотношение пословиц с фразами), так как разноплановость-про€вление нарушени€ целенаправленности мышлени€ (Ѕ.¬. «ейгарник, 1958).

    —лучайные, неадекватные ассоциации обнаруживаютс€ в пиктограммах больных шизофренией. —ледует отметить, что методика пиктограмм вы€вл€ет нарушени€ ассоциативного процесса часто тогда, когда они еще остаютс€ незаметными при исследовании другими методиками.
    ћетодика пиктограмм требует от обследуемого умени€ уловить общее в слове и рисунке,
    хот€ значение слова само по себе шире, чем то, что можно изобразить рисунком, и значение рисунка шире, чем слова, они должны лишь в какой-то части совпадать (√.¬. Ѕиренбаум, 1934; Ѕ.¬. «ейгарник, 1958; ј.–. Ћури€, 1962). ќбнаруживаемые при исследовании методикой пиктограмм у больных шизофренией расстройства соотнесени€ абстрактно-смысловых и предметно-конкретных компонентов аналитико-синтетической де€тельности можно расценивать как результат нарушени€ взаимодействи€ сигнальных систем. Ётим же можно объ€снить и то обсто€тельство, что дл€ больных шизофренией неравнозначными оказываютс€ предметный и словесный варианты методики исключени€.

    ѕри исследовании методикой пиктограмм больных шизофренией нередко отмечаетс€ своеобразна€ легкость, с которой они подбирают образы дл€ опосредовани€. ѕиктограммы,
    особенно к словам абстрактного содержани€, не представл€ют дл€ них такой трудности, как дл€ больных с интеллектуальной недостаточностью вследствие органического поражени€ мозга.

    ѕо √. ¬. Ѕиренбаум (1934), они отображают характерную дл€ мышлени€ этих больных "пустую" символику-это не присуща€ здоровым способность абстрагировать (высшее про€вление психической де€тельности), а вычурный, формальный способ искаженного отражени€ действительности, обусловленный аутизмом больного шизофренией.
    —.¬. Ћонгинова (1972) разработала четкую систематику наблюдающихс€ у больных
    шизофренией при исследовании методикой пиктограмм образов, избираемых дл€ опосредовани€. “ак, выдел€етс€ выбор образов, неадекватный по содержанию. —юда относитс€ выбор весьма отдаленного от заданного слова образа, например к слову "справедливость" - стакан с водой. ƒалее к этой группе пиктограмм —. ¬. Ћонгинова относит пустой, выхолощенный, бессодержательный выбор, например использование дл€ пиктограмм точек, линий.

    ѕри этом дл€ опосредовани€ избираетс€ образ, лишенный сам по себе какого бы то ни
    было содержани€. ¬ыбор на основе актуализации чувственного впечатлени€, например к слову "разлука" - темный квадрат ("“емный квадратик - это олицетворение печали, разлука обычно сопровождаетс€ печалью. “емный цвет соответствует настроению, которое бывает при разлуке"). ѕиктограммы по созвучию: "отча€ние" - чайник. —.¬. Ћонгинова выдел€ет также пиктограммы, построенные с учетом какого-то фрагмента, обычно неудачно выбранного конкретной ситуацией, например к слову "надежда"-скамейка (" огда надеютс€, то об€зательно ждут. —то€ ждать неудобно").

    ¬торую, характерную дл€ больных шизофренией, группу пиктограмм, по —.¬. Ћонгиновой, составл€ют основанные на неправильном выборе с потерей целенаправленности действи€. «десь - множественный тип выбора, когда дл€ опосредовани€ избираютс€ образы нескольких предметов, конкретный выбор с расплывчатостью и с символическим объ€снением, например к слову "разлука"- стена, мусорное ведро и человек ("—тена, мусорное ведро и человек сидит на этом ведре, обхватив голову, и думает, что снова один, „еловека, как ненужную личность, бесполезность его существовани€, можно ассоциировать с мусором... —тена-символ одиночества..."); стереотипность выбора, когда дл€ создани€ совершенно различных пиктограмм используетс€ один и тот же узкий набор образов.

    Ѕ.√. ’ерсонский (1982) установил тесную св€зь между характером пиктограмм и психическим состо€нием больных шизофренией. ¬ состо€нии обострени€ отмечаетс€ резкое
    снижение числа адекватных образов, смещение стереотипной установки, употребление букв.
    Ќеадекватные ассоциации наблюдаютс€ и в ассоциативном эксперименте. –ечева€ реакци€
    в этих случа€х св€зана не со словом-раздражителем, а с каким-нибудь посторонним
    раздражителем (зрительным, звуковым). јтактическа€ речева€ реакци€ вообще не обусловлена наличием конкретного внешнего раздражител€.

    ” больных шизофренией в словесном эксперименте нередки низшие, примитивные (по ј.√. »ванову-—моленскому, 1928) речевые реакции: эхолалические, отказные, по созвучию.
    ѕричем количество их обычно возрастает с течением процесса. »ногда удаетс€ обнаружить
    соответственно содержанию бреда наличие неиндифферентных словесных раздражителей. ѕри
    воздействии их оказываетс€ заметно увеличенным латентный период, речева€ реакци€ многословна, отражает бредовые переживани€ больного. “ак, при ипохондрической форме
    шизофрении такими неиндифферентными раздражител€ми оказываютс€ названи€ болезней и
    внутренних органов, в которые больные проецируют испытываемые ими непри€тные ощущени€.
    ¬ ассоциативном эксперименте нередко обнаруживаетс€ и своеобразное изменение воспри€ти€ слов больными шизофренией. —лова дл€ них приобретают множественное значение в св€зи с различной трактовкой их составных элементов. ¬ этих случа€х можно говорить о расшатывании смысловой структуры слова (патологический полисемантизм, по ћ.—. Ћебединскому, 1938). ѕримером этого может служить следующа€ ассоциативна€ пара в
    словесном эксперименте: мужество - холост€к.

    — преобладанием случайных, несущественных ассоциаций, с актуализацией "слабых"
    признаков предметов и €влений св€заны и наблюдающиес€ у больных шизофренией €влени€
    бесплодного мудрствовани€ - резонерства. ¬ результате специального патопсихологического исследовани€ “.». “епеницына (1965) описала структуру резонерства. ѕсихологический анализ позволил автору установить наличие в структуре резонерства следующих компонентов: слабость суждений (выхолощенность ассоциаций, потер€ целенаправленности, соскальзывани€); непременное услови€ возникновени€ резонерства - аффективные изменени€, про€вл€ющиес€ в в неадекватности выбора предмета обсуждени€, в претенциозно-оценочной позиции больного и склонности к большим обобщени€м по поводу относительно незначительных объектов суждени€. »з аффективных изменений “.». “епеницына выводит и такую особенность резонерства, как многоречивость, указыва€, что это следствие неадекватной позиции больного к
    ситуации. ќтсюда же и многозначительность и своеобразный неуместный пафос высказываний.

    ћы уже приводили образцы резонерских суждений больных шизофренией, наблюдающихс€ при
    выполнении ими заданий по методикам исключени€, пиктограмм. ќсобенно легко вы€вл€етс€
    резонерство методикой определени€ пон€тий. ¬от примеры такого рода резонерских формулировок:

    ѕальто - предмет элегантности, котора€ подчеркивает вкус нос€щего.  роме того, иногда
    пальто защищает от холода и атмосферных вли€ний.

    ƒружба - это ассоциаци€ нескольких взаимно одинаково развитых людей. ¬ противном
    случае они, если дружащие наход€тс€ в неодинаковой стадии развити€ своего интеллекта, не будут друг друга понимать, и дружба превратитс€ в недружелюбие.

    ¬ыступает резонерство и при объ€снении больными смысла прочитанных рассказов. ¬от
    как был пон€т больным рассказ " олумбово €йцо":

    " олумб, прежде чем отправилс€ в экспедицию, все предварительно взвесил: ибо самое
    трудное - это подготовка к экспедиции, а не свершение. „то касаетс€ €йца, то теоретически оно не может сто€ть вертикально, так как разбитое €йцо - это уже не €йцо. ƒело в том, что €йцо - это иде€ путешестви€. »деи бывают разные - осуществимые и неосуществимые. ѕоставив €йцо вертикально,  олумб продемонстрировал согражданам превращение идеи неосуществимой в осуществимую".

    ѕредставл€ет интерес понимание больными шизофренией переносного смысла пословиц.
    ѕри уже выраженном шизофреническом дефекте скрытый смысл пословиц оказываетс€ дл€
    больных недоступным - пословица трактуетс€ формально. ѕримеры этого:

    - ќдин в поле не воин.- ќдному в поле скучно. яблоко от €блони недалеко падает.-
    яблоко, как и все в природе, подчин€етс€ закону Ќьютона о всемирном прит€жении. Ќе все то золото, что блестит.- «олото €вл€етс€ золотом среди металлических изделий, а уголь среди истопных. Ќефть - тоже золото, только черное.

    ќднако нередко (при относительно меньшей выраженности шизофренического дефекта)
    больные, опериру€ прежним жизненным опытом, дают правильное толкование пословиц. ¬ этих случа€х результативным €вл€етс€ соотнесение пословиц с фразами. Ќар€ду с правильными обнаруживаютс€ ошибочные решени€, часто по формально-лексическому сходству, например:

    Ќе все то золото, что блестит.- ’удожник сделал статуэтку с позолоченной головой.
    ÷ыпл€т по осени считают.-÷ыпл€та вырастают к осени.

    »ногда отсутствует и формальное сходство между пословицей и фразой. ќбъ€снение
    больными своего решени€ задани€ оказываютс€ паралогическим, резонерским. “ак, больной ќ. отнес к пословице "ѕлохую овцу из стада вон" фразу "≈сли сам отрезал неправильно, не следует винить ножницы". ћотивирует он это следующим образом: "Ёти две фразы,
    характеризующиес€ однотипностью отношени€ к объекту. ѕлохую овцу удал€ют из стада. ј
    если отрезал неправильно, то в досаде отбрасывают в сторону ножницы. «десь однотипным
    €вл€етс€ то, что объект, который удал€етс€, виноват".

    ќбычно соотношение пословиц и фраз позвол€ет вы€вить и разноплановость - к одной и той же пословице больные относ€т несколько фраз и ни одной из них не отдают предпочтени€, каждый вариант решени€ они считают правильным.

    ¬ тех случа€х, когда такие ошибочные суждени€ единичны, эпизодичны, можно говорить
    о соскальзывани€х. —оскальзывани€ наблюдаютс€ у больных шизофренией при их относительной сохранности. Ѕ.¬. «ейгарник (1962) относит соскальзывани€ к нарушени€м
    логического хода мышлени€ и характеризует их следующим образом: правильно реша€ какое-
    либо задание или адекватно рассужда€ о каком-либо предмете, больные неожиданно сбиваютс€ с правильного хода мыслей по ложной, неадекватной ассоциации, а затем вновь способны продолжать рассуждение последовательно, не исправл€€ допущенной ошибки.

    Ёти соскальзывани€ внешне напоминают наблюдающиес€ при астенических состо€ни€х
    €влени€ непоследовательности суждений. ќднако у больных шизофренией ошибочные суждени€ возникают вне св€зи с истощаемостью, они обусловлены своеобразным нарушением
    ассоциативного процесса, большей частью не корригируютс€ исследующим. ƒаже при
    разъ€снении обследуемому, как следовало бы выполнить задание, он по-прежнему отстаивает свое решение, привод€ резонерские, паралогические мотивировки.  роме того, у больных шизофренией не удаетс€ уловить определенной св€зи между степенью трудности задани€ и по€влением ошибочных суждений.

    —оскальзывани€ легче обнаруживаютс€ при исследовании методиками, содержащими множество примерно одинаковых по трудности заданий (классификаци€, исключение,
    образование аналогий и т. д.). “ак, правильно выполн€€ задани€ по методике исключени€, обследуемый внезапно в одном из примеров объедин€ет катушку, трубку и наперсток и исключает ножницы ("по продолговатости, по выт€нутости трубки"). ѕоследующие более трудные задани€ он выполн€ет правильно.  огда исследующий показывает ему правильное решение, обследуемый говорит, что можно это задание выполнить по-разному, и отстаивает свое ошибочное суждение. » при отнесении фраз к пословицам у больных шизофренией также нередко наблюдаютс€ соскальзывани€, примеры которых приводились выше.

    ѕредставл€ют интерес исследовани€ перцепционной де€тельности больных шизофренией.
    ѕроведенные экспериментально-психологические исследовани€ (ё.‘. ѕол€ков, 1965: ё.¬. »ванников, 1965; ».≈. Ѕогданов, 1965) показали, что при шизофрении обнаруживаютс€
    нарушени€ воспри€ти€, про€вл€ющиес€ в своеобразных особенност€х опознани€ зрительных
    образов в услови€х неполной информации - рисунков с неполными контурами изображени€,
    либо нечетких, расфокусированных при проекции на экран, изображений.

    ћы совместно с ≈.—. ¬айнманом (1970) исследовали опознание зрительных образов больными шизофренией при другом построении опыта, когда задание с самого начала
    представл€ет обследуемому возможность выдвижени€ тех или иных гипотез, менее ограниченных заданными услови€ми, менее предопределенных уже имеющейс€ зрительной
    информацией. “акое построение эксперимента позвол€ет более полно проанализировать течение познавательных процессов во времени и их зависимость от логического стро€ и
    целенаправленности мышлени€.

    ¬ св€зи с этим была избрана предложенна€ ј.ћ. ѕарачевым (1965), построенна€ по принципу игры "ћорской бой" методика логического решени€ задачи опознавани€ цифр, при
    которой удаетс€ судить о последовательности рассуждений, о характере логической, операционной стороны мыслительных процессов при познавательной де€тельности. ѕолучены
    данные, свидетельствующие о наличии при шизофрении расстройств познавательной де€тельности, характер и степень выраженности которых зависели от глубины психического дефекта, нарушений мотивационного компонента поисковой де€тельности. ќтмечались выраженные нарушени€ логического стро€ де€тельности - необычные ходы объ€сн€лись соображени€ми симметрии или чередовались в шахматном пор€дке. ƒостигнутый успех недостаточно учитывалс€ в дальнейшей поисковой де€тельности. »ногда отмечались нецелесообразные, нецеленаправленные ходы даже тогда, когда была уже известна больша€
    часть искомой цифры. Ќемотивированные ходы носили характер соскальзывани€ на более низкий уровень выполнени€ задани€. ¬ыдвигались лишенные реальных оснований гипотезы. ¬ отдельных фрагментах цифр улавливались сугубо формальные особенности. Ќапример, увидев в найденном им фрагменте цифры 5 сходство с бумерангом, больной надолго отвлекалс€ от выполнени€ задани€ и рассуждал о происхождении бумеранга и о веро€тной возможности его обнаружени€ в таблице.

    ќтношение больных к опыту свидетельствует об определенном эмоциональном снижении.
    ќтсутствуют соответствие между количеством полученной информации и положительными
    эмоциональными реакци€ми, а также отрицательные эмоциональные реакции на стадии опыта, характеризующейс€ увеличением количества возможных гипотез. ” части больных в процессе опыта все же отмечалось некоторое эмоциональное оживление за счет эмоций.

    –ассуждени€ больных в процессе опыта нос€т характер резонерских, отличаютс€ многословием, отсутствием содержани€, отрывом от реальной ситуации. „асто больные в своих рассуждени€х привлекают категории высшей математики, философские, хот€ выполнение задани€ этого не требует.

    ѕолученные данные демонстрируют наблюдающиес€ у больных шизофренией расстройства такой стороны познавательной де€тельности, как логический ход анализа и оценки информативности стимулов при опознавании зрительных образов. ѕричем эти расстройства
    тесно св€заны с характерными дл€ больных шизофренией нарушени€ми мышлени€ и аффективно-личностными нарушени€ми.

    ƒл€ диагностики шизофрении важно исследование эмоциональных про€влений обследуемого. ’арактеристика эмоциональной сферы больных в клинике обычно €вл€етс€ результатом субъективной оценки врачом поведени€ больного и его взаимоотношений с окружающей средой. ¬ св€зи с этим пон€тно значение возможности объективно регистрировать в патопсихологическом эксперименте эмоциональные расстройства у психически больных, в
    первую очередь у больных шизофренией. ќсобенно трудно бывает оценить эмоциональность
    больных с еще не сформировавшимс€ грубым эмоциональным дефектом, при нерезко выраженных €влени€х эмоционального уплощени€ ("неопределенный тип аффекта", по я.ѕ.
    ‘румкину и ».я. «авил€€скому, 1970).

    ¬печатление об эмоциональных особенност€х обследуемого складываетс€ в процессе самого экспериментально-психологического исследовани€, даже без применени€ специальных методик. ѕри этом учитываетс€ характер установлени€ контакта с обследуемым, его отношение к ситуации исследовани€, интерес к оценке исследующим его решени€. Ѕольные шизофренией часто безразлично относ€тс€ к патопсихологическому исследованию, замечание исследующего о неправ.ильности избранного модуса решени€ заданий не вли€ет на дальнейшую де€тельность больного. Ёмоциональные расстройства, нар€ду с искажением процесса обобщени€, играют определенную роль в том, что ошибочные суждени€ больных шизофренией в эксперименте не корригируютс€.

    ¬ диагностике шизофрении психиатры большое значение придают отношению больного к
    болезни, его личностной позиции в этом плане. ¬ы€снению отношени€ к болезни в значительной мере способствует исследование самооценки по методике “. ƒембо и —.я.
    –убинштейн. ƒл€ больных шизофренией характерно определение своего места по шкале
    здоровь€ у ее полюсов. ќбычно - это полюс абсолютного здоровь€, и в беседе больные
    мотивируют такое свое решение тем, что считают себ€ здоровыми психически и физически. "я совершенно здоров,- говорит больной я.,-а в больнице € нахожусь из-за мамы. ¬от ее и спрашивайте о ее здоровье. ќчевидно, она-то и больна". »ногда самооценка относитс€ к противоположному полюсу, например при ипохондрической форме шизофрении и при некоторых вариантах бреда физического воздействи€, протекающего с сенестопати€ми. «десь самооценка мотивируетс€ болезненными представлени€ми о своем физическом здоровье. ќднако особенности самооценки определ€ютс€ не только доминирующим психопатологическим синдромом, но и стадией его развити€. “ак, на начальном этапе ипохондрического симптомообразовани€, когда испытываемые больным телесные ощущени€ особенно дл€ него актуальны, это приводит к признанию себ€ соматически больным. ѕри значительной давности течени€ процесса, когда оенестопатически-ипохондрические ощущени€ смен€ютс€ ипохондрически-бредовыми трактовками и тер€ют свою аффективную значимость, мы встречаемс€ и с самооценкой другого рода. Ќапример, больной ќ. мотивирует свое решение при исследовании самооценки следующим образом: "я здоров. ¬ свое врем€ состо€ние моего здоровь€ определ€ла флотска€ комисси€. я был значкистом √“ќ. “ак что в отношении духовно-
    физического состо€ни€ здоровь€ € не считаю себ€ больным. ѕравда, у мен€ легкие поражены туберкулезом и сгнили, но это условно. «доровье человека - это его истори€".

    Ќаблюдаетс€ и размещение отметки самооценки в других точках шкалы, обозначающее
    некую "компромиссную" позицию больного. “ак, больной ѕ., располагает отметку между
    полюсом и серединой шкалы и мотивирует это следующим образом: "ћнение врачей и мое о
    моем состо€нии расход€тс€. ¬озможно, мо€ нервна€ система и подвергалась заболеванию в
    прошлом. ¬едь со мной работала кибернетическа€ машина, а это не всегда проходит гладко- не все выдерживают. ѕоэтому и отбирают дл€ работы с кибернетической машиной людей с наиболее устойчивой нервной системой. “а.к вот, с точки зрени€ врачей, это, возможно, и считаетс€ болезнью, но € придерживаюсь другого мнени€, € совершенно здоров". “аким образом, и в этом случае мы имеем дело с кажущейс€ "компромиссностью" личностной позиции больного и отсутствием у него сознани€ болезни.

    ¬ определенной степени об аффективно-личностных нарушени€х можно судить по результатам методик, направленных на изучение характера ассоциаций. ѕри этом больше
    данных удаетс€ получить при пользовании методиками, менее жестко определ€ющими решение задани€, т. е. содержащими элементы проективности (словесный эксперимент, пиктограммы).

     ак правило, набор слав-раздражителей дл€ этого должен включать слова, насыщенные
    эмоциональным содержанием (печаль, счастье, страх, любовь и т. д.). ќсобенно показательны в этом аспекте результаты обследований больных шизофренией методикой пиктограмм. »збираемые больными дл€ опосредованного запоминани€ образы оказываютс€ лишенными эмоционального содержани€, а их св€зь со словом-раздражителем мотивируетс€ больными порезонерски, с учетом не столько существенных, сколько "слабых" признаков. ѕримером этого могут служить следующие пиктограммы: к слову "печаль" - развернута€ книга ("в книге –окуэлла  анта есть печаль, сомнени€, мирова€ скорбь"), к слову "героический поступок"- стрела ("€ думаю о войнах древности"), "счастье"-две параллельные вертикальные линии ("счастье может быть полным только вдвоем"), "дружба"-папиросы ("есть такие папиросы "ƒружба"), "сомнение" - часы с одной стрелкой ("сомневаюсь в их правильности").

    ќбнаружение таких пиктограмм позвол€ет прийти к заключению о наличии эмоциональных
    изменений иногда даже в тех случа€х, когда при обычном клиническом исследовании их трудно уловить.

    ѕри обследовании больных шизофренией по методу –оршаха (Ћ.‘. Ѕурлачук, 1979) отмечаетс€ их своеобразно обобщающий подход к интерпретации слабоструктурированного
    материала. ѕри этом наблюдаетс€ значительное уменьшение количества "стандартных" форм, объ€сн€емое т€готением этих больных к созданию неадекватного целого, к "необычному" обобщению. ѕримеры таких ответов: "какой-то сплав" (табл. 1), "собачье м€со" (табл. 1).

     оррел€том этих особенностей в мышлении можно считать искажение процесса обобщени€.
    ‘актически отсутствуют кинестетические интерпретации, их количество даже меньше, чем у больных эпилепсией.

    ѕро€влением выраженных эмоциональных изменений, эмоциональной тупости в эксперименте €вл€етс€ отсутствие каких-либо цветовых интерпретаций. Ќередки абсурдные ответы типа "похоже на чужую собственность" (табл. VII). ¬ интерпретаци€х больных шизофренией встречались неологизмы, в некоторых случа€х интерпретаци€ относилась больным к себе, например: "это человек, у него почки на месте, где у мен€ желудок" (табл. III). Ќередки интерпретации "растительного" содержани€, когда больной интерпретирует изображение как какое-либо растение: "цветок, который € выращиваю" (табл. VIII).

    ѕри исследовании по методу ¬артегга (ј.“. „ередниченко, 1975) у больных шизофренией
    обнаруживалось недостаточно аффективно-адекватное отношение к ситуации исследовани€.
    Ќередко больные принимались рисовать, не дослушав инструкцию, либо игнорировали ее.
    –исунки носили фрагментарный, нередко символический характер. ќтмечалась диспропорциональность отдельных деталей рисунка. ” некоторых больных рисунки никак не
    соотносились со знаком- образцом. ѕри этом отмечались стереотипии (при выраженном
    психическом дефекте). »нтерпретаци€ рисунков носит формально-резонерский характер. “ак, больной  . почти без св€зи с заданными знаками рисует неправильный четырехугольник. Ётот рисунок он называет "ѕища богов".

    „асто в квадратах бланка у больных шизофренией встречаютс€ обусловленные их
    бредовыми переживани€ми надписи, содержащие неологизмы, бессмысленные аббревиатуры.
    Ќередко больные продуцируют плоские, совершенно лишенные объемности, неоконченные изображени€. “акого рода незавершенный (по ѕ. ».  арпову, 1926, "с невы€сненной формой") рисунок представл€ет отдельные штрихи, линии, части геометрических
    фигур и т. д.

    Ќа рисунках апатичных больных линии едва заметны, рисунок получаетс€ бледным,
    невыразительным.

    ѕо данным Ё.ј. ¬ачнадзе (1972), больные шизофренией используют дл€ своих рисунков
    в основном блеклые тона. ѕри исследовании методом ¬артегга больные пользовались цветными карандашами, однако раскрашивали изображенные на рисунке предметы часто неадекватно: руку - в €рко-красный цвет, звезду-в черный и т. п. “ак же, как и при исследовании по –оршаху, у больных шизофренией отмечалось значительное снижение частоты по€влени€ "стандартных" признаков.

    —ущественные результаты в исследовании личностно-аффективных особенностей больного обнаруживаютс€ при предъ€влении картинок, отличающихс€ сюжетной незавершенностью и большой эмоциональной насыщенностью. — этой целью могут быть использованы репродукции картин, специально подобранные фотографии, некоторые рисунки из набора “ј“ (далеко не все рисунки этой серии-обладают дл€ обследуемых перечисленными выше свойствами). ѕо наблюдени€м Ќ.  .  и€щенко (1965), больные шизофренией при исследовании с помощью этих рисунков либо ограничиваютс€ перечислением элементов рисунка, либо дают формально-абстрактную его характеристику, нередко оторванную от конкретного содержани€.  ак правило, отсутствует субъективное отношение к содержанию рисунка, стремление как-то интерпретировать его содержание, не выдел€етс€ эмоциональный
    подтекст.

    ¬ качестве примера приводим описание картины художника ћаковского "ќбъ€снение":
    Ѕольной Ќ.: "ћолодой человек пришел к девушке. ќчевидно, кака€-то сцена. ѕо всей
    видимости, семейна€ драма или интрижка".
    Ѕольной ѕ.: "ћолода€ чета в музее".

    “акой же характер нос€т и описани€ больными шизофренией специальных рисунков серии
    “ј“:
    Ѕольной Ќ.: "∆енщина сидит, пассивно задумавшись" (табл. 8FG).
    "ћальчик думает активно: он над скрипкой сидит" (табл. 1).
    Ѕольной Ќ.: "–вение человека к свету из темной комнаты" (табл. 14).
    Ѕольной ¬.: "∆енщина сидит у окна" (табл. 8FG).
    "Ћенивый парень. –азве можно так с инструментом сидеть. »скусство нужно любить" (табл. 1).

    ѕриведенные примеры не во всем однородны. Ќекоторые рассказы по рисункам лаконичны, вы€вл€ют присущий больным подход. ƒаже без просьбы исследующего больной как бы дает общую оценку показываемого рисунка, его рассказ сводитс€ к резюмирующему впечатлению. ¬ то же врем€ больной ¬. дает несколько возможных версий развити€ сюжета по картине, кажда€ из них лишена эмоционального подтекста, позицию рассказчика можно охарактеризовать как созерцательную. “акой вариант ответа в методиках на исследование мышлени€ свидетельствует о разноплановости его. —ледует отметить, что и разноплановость мышлени€, по нашим наблюдени€м, отмечаетс€ у больных шизофренией с
    выраженным эмоциональным дефектом.

    ¬ рассказах некоторых больных отмечаетс€ обща€ стереотипна€ установка при описании
    разных картинок, например, больной Ќ. все рисунки анализирует с точки зрени€активности или пассивности изображенных на них персонажей.

    Ќесколько отличаютс€ результаты исследовани€ методикой “ј“ больных шизофренией,
    осложненной алкоголизмом (¬. ћ. Ѕлейхер, “. ћ.  расовицка€, 1980). јтипичность протекани€ шизофрении в этих случа€х, по мнению большинства исследователей-клиницистов, заключаетс€ в меньшей выраженности личностного ущерба, в относительной сохранности эмоциональной сферы. ” больных шизофренией, осложненной алкоголизмом, рудиментарны такие основные шизофренические симптомы, как аутизм и эмоциональна€ тупость, нередко у них про€вл€етс€ своеобразна€ синтонность, относительно сохранна практическа€ приспособл€емость. Ёти клинические особенности были подтверждены экспериментальными данными. ѕри исследовании методикой “ј“ у этих больных отмечалась известна€ эмоциональна€ сохранность, у них не наблюдались характерные дл€ больных шизофренией с такой же давностью заболевани€, но без алкогольной патопластики, лаконично-формальные "застывшие" сентенции. ¬ то же врем€ в рассказах по рисункам “ј“ проецировались болезненные переживани€ больных, особенно бредового характера. “ак, по таблице, на которой изображены двое сосредоточенных мужчин - пожилой и молодой, больной составл€ет рассказ, лейтмотивом которого €вл€етс€ тема заговора. ¬ рассказах находило отражение отношение к ним больного- беспечно-эйфоричное или, наоборот, брюзгливо-недовольное. ќтдельные суждени€ больных носили характер резонерских, однако в целом определение рисунка через краткую резонерски- формальную сентенцию не наблюдалось. Ћексика обследуемых включала характерные дл€ страдающих алкоголизмом колоритные жаргонные слова, что иногда придавало рассказу налет алкогольного юмора.

    “аким образом, исследование обнаруживало своеобразный сложный "сплав" личностных свойств, присущих как шизофрении, так и алкоголизму, при известном см€гчении первых.

    “.Ќ. Ѕо€ршинова (1975) обнаружила при исследовании методом “ј“ у больных в€лотекущей шизофренией своеобразное в сюжетах рассказов по мере течени€ заболевани€: от совершенно конкретного рассказа - к шаблонной стандартной последовательности определенных действий и далее к лишенному причинно-следственных
    св€зей рассказу.

    Ёмоциональное снижение у больных шизофренией обнаруживаетс€ и при предъ€влении им юмористических рисунков. „увство юмора €вл€етс€ одной из наиболее сложных, обобщенных форм эмоциональных про€влений, вы€вл€ющих личностные свойства человека, его отношение к ситуации (—. Ћ. –убинштейн, 1940, 1976). Ќарушени€ чувства юмора у больных шизофренией св€зываютс€ со своеобразным расщеплением интеллекта и эмоций (ј.—. ѕознанский, ¬.¬. ƒезорцев, 1970).

    Ќаиболее рано нарушаетс€ юмористическое отношение к жизненным ситуаци€м, не €вл€ющимс€, по —.Ћ. –убинштейну, "претенциозно-юмористическими". ¬ известной мере это
    св€зано с недостаточной самокритичностью и про€влени€ми аутизма. ќтносительно длительное врем€ более сохранным оказываетс€ воспри€тие-€вно юмористической продукции, например карикатур.

    Ќарушени€ чувства юмора при шизофрении достаточно разнообразны. ¬ р€де случаев они
    нос€т парциальный характер-отдельные юмористические рисунки интерпретируютс€ правильно, тогда как другие воспринимаютс€ формально, поверхностно. ѕри значительной
    выраженности психического дефекта расстройства чувства юмора нос€т более общий характер.

    ќднако и в этих случа€х больные по стилевым особенност€м рисунка могут правильно определить его жанр, но они не улавливают комизм ситуации. »сход€ из определени€ жанра рисунка и пыта€сь его интерпретировать как юмористический, больные нередко в качестве комических воспринимают детали и элементы сюжета, в действительности индифферентные в этом плане.

    ќсобые затруднени€ у больных шизофренией вызывают серии рисунков, дл€ правильного
    развити€ сюжета в которых требуетс€ известна€ ретроспекци€, перекомпановка отдельных
    фрагментов в соответствии с цельностью сюжета, что может быть объ€снено изменением
    мотивационного аспекта процесса воспри€ти€. ¬оспри€тие лишаетс€ своей целенаправленности.

    ¬ описани€х юмористических рисунков часто вы€вл€ютс€ те же особенности, что и при
    построении сюжета по рисункам “ј“: формально-оценочный подход, резонерски комментирующий характер суждений, иногда - разноплановость мышлени€. »х про€влению
    способствует стимул€ци€ исследующим позиции личностного смысла в де€тельности больного.

    ѕриводим характерное описание больным шизофренией серии. юмористических рисунков
    Ѕидструпа, в которой изображаетс€ уснувший под деревом и хохочущий во сне человек, а
    впоследствии вы€сн€етс€, что причиной этого была корова, лизавша€ его п€тки и щекотавша€ его:

    "’а-ха-ха!  орова лижет самодовольному мужчине  акой-то неизвестный мужчина подошел к дереву, разделс€, повесил и лег отдыхать. –азз€вил рот и при€тно зевает. ј затем он
    задремал. ”лыбаетс€, а вот уже с сарказмом, иронично. √лупо улыбаетс€. в состо€ние
    блаженства и ему корова лижет п€тку. Ёто ирони€ над образом жизни бездельников".

    Ёту же серию рисунков описывает другой больной:
    " акой-то незнакомый мне человек решил отдохнуть. ¬от и лег он под деревом, на лоне
    природы. ≈му приснилс€ смешной сон, разные комичные вещи, очевидно, он видел. ¬от и
    сме€лс€ поэтому. ¬друг он почувствовал, что что-то мешает ему спать. ѕроснулс€ и видит, что это корова подошла. ѕодошла и лижет п€тку. Ёто его и разбудило. ’очешь отдохнуть и выспатьс€-посмотри сначала, где ты лег отдыхать".

    ¬ р€де случаев больной относительно правильно улавливает развитие сюжета в серии
    юмористических рисунков, но на вопрос исследующего - какой смысл вложен в этот рассказ - можно услышать резонерски-формальные ответы: "≈сли уж пасешь коров, то не спи в рабочее врем€"; "—обралс€ на охоту, выспись заранее". ƒругой больной, уловив сюжет рассказа в этой серии рисунков, нивелирует его эмоциональный подтекст общим контекстом рассказа: "«агорать пришел человек и решил заодно отдохнуть, поспать. ”снул. ¬о сне ему что-то почувствовалось при€тное. «атем - все сильнее. ѕроснулс€ € оказалось, что корова лижет ему п€тки. ¬идимо, это был хоз€ин пасущегос€ р€дом стада коров".

    »зменение личностной позиции у больных шизофренией обнаруживаетс€ и при исследовании уровн€ прит€заний-де€тельность их характеризуетс€ безразличным отношением к результатам, к положительной или отрицательной оценке исследующим выполнени€ задани€.
    ¬ выборе больными последующих заданий мало отражаютс€ результаты предыдущего этапа.
    Ёти же особенности вообще характеризуют де€тельность больных шизофренией в ситуации
    патопсихологического исследовани€. ÷енные данные дл€ характеристики личностных
    особенностей больных шизофренией дает методика ћћ–I. Ўизофренический бред не имеет
    эквивалента в данных проводимого с помощью методик типа функциональных проб патопсихологического исследовани€. Ќаш опыт свидетельствует о том, что при психологическом исследовании у больных параноидной шизофренией обнаруживаютс€ лишь
    характерные дл€ шизофрении вообще расстройства мышлени€ и аффективно-личностной сферы.

    ¬ы€вление в ассоциативном эксперименте неиндифферентных, аффективно-значимых и
    отражающих бредовые переживани€ больного слов-раздражителей не может считатьс€
    достаточно надежным критерием. »сключение составл€ют данные, полученные с помощью
    опросника MMPI. ѕрофиль личности при параноидной шизофрении характеризуетс€
    повышением показателей по шкалам 8, 6 и 4.

    »спользу€ в диагностике шизофрении психологические личностные опросники типа
    MMPI, следует помнить, что получаемые с их помощью данные нельз€ рассматривать
    самосто€тельно, без их соотнесени€ с результатами, полученными при патопсихологическом исследовании методиками типа функциональных проб. Ёто убедительно показано исследовани€ми ј.ј. √оштаутаса (1972), изучавшего применение личностных опросников в диагностике параноидной шизофрении и отметившего, что показатели по шкалам играют важную роль в обобщенных оценках групп больных, но они потенциально недостаточны дл€ целей индивидуальной нозологической психодиагностики.

    ќпросник MMPI может быть полезен и дл€ вы€влени€ диссимул€ции бреда. ƒл€ таких
    больных характерно следующее: усредненный профиль выше средне-статистической нормы (70 “-баллов) по шкалам 6 и 8 и снижен по шкалам 1,9 и 0. ѕредставл€ют интерес обнаруживаемые при анализе профил€ €влени€ личностной дисгармонии - из данных опросника вытекает парадоксальное сочетание отгороженности со склонностью к установлению широких социальных контактов ("аутизм наизнанку").

    Ќаши наблюдени€ показывают, что диссимул€ци€ бреда может про€вл€тьс€ в профиле
    личности по MMPI и иначе, в зависимости от степени выраженности дефекта и в известной мере от ситуационных установок.

    ѕриводим собственное наблюдение.
    Ѕольной –. Ќе работает 4 года, хот€ к врачам не обращалс€ и пенсии не оформил. Ѕез
    специальной подготовки усиленно занимаетс€ изыскани€ми в области математики и философии.

    ћать заставил уйти к брату на другую квартиру, но живет на ее иждивении. ѕоступил в
    больницу, так как требовал от милиции прин€ть меры к живущим выше сосед€м, которые €кобы в определенном ритме стучат в его потолок, чтобы "вывести из равновеси€ его эмоциональную систему", ѕрофиль личности (рис. 17) характеризуетс€ сочетанием снижени€ показателей по шкалам 8 и 0 (отрицание аутистических установок) с €вным стремлением к диссимул€ции по оценочным шкалам (F- = -23). ѕодъем по шкале 4 может рассматриватьс€ как тенденци€ представить €вное бредово-аутистическое поведение в качестве психопатического.

    ¬ некоторых случа€х при обследовани€х больных с диссимул€цией бреда отмечаетс€
    значительное количество утверждений, оставленных ими вовсе без оценки. ”чет этих,
    вызывающих у больного опасени€ разоблачени€, утверждений дает совершенно другую кривую профил€ личности (J. Bartoszewski,  . Godarowski, 1969).

    ѕатопсихологическое исследование с помощью методик типа функциональных проб вы€вл€ет у больных шизофренией негативные расстройства мышлени€, что играет особенно важную роль дл€ диагностики шизофренического процесса. ќни об€зательны дл€ шизофрении, а
    вы€вление их одним лишь клиническим методом затруднено, особенно на ранней стадии
    заболевани€ и при формах, протекающих без продуктивной симптоматики.

    ¬ насто€щее врем€ концепци€ €кобы характерного дл€ шизофрении снижени€ мышлени€ с
    абстрактного на конкретный уровень и возникающего в св€зи с этим познавательного дефицита ( . Goldstein, 1939, 1941, 1942, 1946) не поддерживаетс€ большинством психиатров и психологов. ѕолученные  . Goldstein данные трактуютс€ не как результат затруднений в формировании пон€тий, а как следствие присущих больным шизофрений необычных, нестандартных суждений. Ѕолее попул€рна концепци€, рассматривающа€ расстройства мышлени€ при шизофрении как результат нарушени€ селективности, избирательности информации (N. Cameron, 1938;. L. J. Chapman, 1961; R. W. Payne, 1959, и др.). Ќарушени€ селективности информации в мышлении больных шизофренией св€зываютс€ с расширением круга признаков предметов и €влений, привлекаемых дл€ решени€ мыслительных задач.

    Ѕольные шизофренией в качестве актуальных используют критерии, не имеющие реальной
    значимости. ¬ыделение в процессе мышлени€ необычных признаков предметов и €влений и
    игнорирование их конкретных признаков рассматриваетс€ как чрезмерна€ гиперассоциативность "смысловой свободы".

    Ќаиболее широкое распространение дл€ обозначени€ психологической природы мышлени€ больных шизофренией приобрело пон€тие "overinculusion" (сверхобобщение, сверхвключение), которое характеризуетс€ (N. Cameron, 1938) как невозможность дл€ больного удержатьс€ в определенных заданных смысловых границах, как результат расширений условий мыслительной задачи.

    ѕолученные в рамках этой концепции данные подтверждаютс€ многочисленными исследовани€ми, в том числе и нашими (¬.ћ. Ѕлейхер, 1976, 1983), однако, как заметил ё.‘. ѕол€ков (1974), гипотеза о нарушении избирательности информации в св€зи с недостаточностью фильтрации, расширени€ в процессе мышлени€ смысловых границ €вл€етс€
    лишь констатацией полученных фактов по чисто внешней характеристике, без достаточного
    объ€снени€ их природы. Ќарушени€ селективности информации при шизофреническом мышлении рассматриваютс€ ё.‘. ѕол€ковым как результат нарушений актуализации прошлого опыта.

    ѕредставл€ет интерес сравнение данных, получаемых при исследовании больных шизофренией с помощью методик классификации и исключени€. ќбе эти методики в серии
    опытов, проводимых ё.‘. ѕол€ковым и соавторами, были отнесены к методикам, в которых
    максимально используетс€ прошлый опыт.  ак нам представл€етс€, нет экспериментально-
    психологических методик, которые не опирались бы на прошлый жизненный опыт, различаютс€ же они главным образом степенью вербализации, абстрактности, большей или меньшей предопределенностью модуса де€тельности обследуемого инструкцией экспериментатора, длительностью де€тельности в услови€х проблемной ситуации - €вл€етс€ ли она прин€тием разового суждени€ или носит характер последовательных, взаимосв€занных суждений, вытекающих одно из другого.

    ћетодики исключени€ и классификации при обследовании больных начальной шизофренией дают различные результаты, причем разница эта €вно зависит от различи€ в степени детерминированности решени€ задани€ его условием, большей или меньшей определенности инструкции, объема и длительности мыслительной де€тельности. ѕредметный вариант методики классификации допускает значительно большее количество возможных решений, процесс выдвигани€ тех или иных решений и их коррекции более длителен, инструкци€ к ней отличаетс€ меньшей определенностью, чем в предметном варианте методики исключени€.

    –езультаты патопсихологического исследовани€ мы сопоставл€ли с клинической квалификацией обследованных больных шизофрении.

    Ќаибольшее количество ошибочных решений заданий по шизофреническому типу (искажение обобщени€, соскальзывани€, разноплановость, одновременное сосуществование различных уровней обобщени€ и использование различных параметров критериев, согласно которым стро€тс€ суждени€), в начальной стадии заболевани€ отмечалось при исследовании по методике классификации, тогда как задани€ на исключение эти больные выполн€ли большей частью правильно. ѕри выраженном шизофреническом дефекте результативность использовани€ обеих методик дл€ обнаружени€ шизофренических расстройств мышлени€ как бы уравнивалась. Ёто позвол€ет говорить о различной валидности указанных методик в начальной стадии шизофрении.

    “аким образом, валидность той или иной методики дл€ определенного психического заболевани€, ее диагностическа€ значимость не могут характеризоватьс€ без учета стадии его течени€. ”равнивание валидности обеих методик при наличии существенного эмоционально- волевого дефекта дает основани€ дл€ трактовки наблюдавшихс€ нами €влений как результата изменений в эмоционально-волевой сфере больных шизофренией, в первую очередь в св€зи с нарушени€ми мотивации.

    –оль мотивации в осуществлении мыслительной де€тельности общеизвестна. Ћ.—. ¬ыготский (1934) писал о том, что за мыслью стоит аффективна€ и волева€ тенденци€. ќн говорил о мотивационной сфере нашего сознани€, котора€ охватывает влечени€, интересы, побуждени€, аффекты и эмоции.

    ¬ выполнении экспериментально-психологического задани€ в известной мере условно можно видеть про€влени€ внешней и внутренней мотивации. ¬нешн€€ мотиваци€, вли€юща€ на де€тельность обследуемого, в значительной мере св€зана с характером поставленной перед ним задачи и четкостью инструкции, которые существенно предопредел€ют результаты выполнени€ задани€. ¬нутренн€€ мотиваци€ больше отражает аффективно-личностные свойства обследуемого и может рассматриватьс€ как результат опосредовани€ р€да внешних условий, мотивов в онто- и филогенезе.

    ѕримен€€ диалектико-материалистическую концепцию детерминизма к анализу психических €влений, —. Ћ. –убинштейн (1957) указывал, что внешние причины действуют через внутренние услови€, которые сами формируютс€ в результате внешних воздействий.

    ¬нутренн€€ мотиваци€ в норме и патологии характеризуетс€ неразрывным единством
    побудительной и смыслообразующих функций в психической де€тельности человека, служит их отражением.

    —равнение результатов, полученных с помощью методик классификации и исключени€ у
    больных с разной степенью выраженности психического дефекта, т. е. различающихс€ по
    степени углублени€ редукции энергетического потенциала, показывает, что в услови€х
    выполнени€ задани€ по методике классификации пон€тий роль внешней мотивации значительно меньше, чем внутренней. ƒе€тельность больного меньше детерминируетс€ инструкцией исследующего, чем при исследовании методикой исключени€.  роме того, при классификации он встречаетс€ со значительно большим, чем при исключении, объемом информации. ѕри четкой предопределенности услови€ми эксперимента де€тельности больного исследующий в какой-то мере компенсирует недостаточность внутренней мотивации. Ётим и объ€сн€етс€ относительно лучший результат при исследовании методикой исключени€ больных с нерезко выраженным личностным дефектом и значительно более легкое вы€вление у них расстройств мышлени€ с помощью методики классификации. — прогрессированием амотивационных изменений инструкци€ исследующего уже не может выполн€ть прежнюю роль корректора мыслительной де€тельности больного, что и находит свое отражение в уравнивании диагностической значимости обеих методик.

    ¬ известной мере это обсто€тельство сближает описываемую особенность диагностической валидности методик классификации и исключени€ с принципом проективного подхода к исследованию личностных свойств, так как речь здесь идет об использовании неоднозначной мотивации при отсутствии строго извне определенной детерминированности
    де€тельности. ѕроективность психологического метода исследовани€ понимаетс€ как результат опосредовани€ через внутренние услови€ и включени€ в образ внешнего мира установок, тенденций личности и мотиваций, вход€щих в число "внутренних условий" (¬.ћ. Ѕлейхер, Ћ.‘. Ѕурлачук, 1978). ќ правомерности такого понимани€ фактора проективности и его роли в степени валидности некоторых патопсихологических методик при шизофрении свидетельствует и то, что личностно-аффективные особенности больных шизофренией значительно легче обнаруживаютс€ с помощью проективных по своему характеру рисунков типа “ј“, чем при предъ€влении больному достаточно завершенных сюжетно и однозначно понимаемых рисунков.

    —казанное выше дает основани€ дл€ определени€ расстройств мышлени€ при шизофрении в общем клинико-психологическом аспекте как синдрома амотивационного мышлени€. ќ. Maller (1978) в клинике шизофрении выдел€ет амотивационный синдром, которому отводит
    центральное место в развитии патологического процесса, подчеркива€ его генетическую
    обусловленность и зависимость от функционировани€ ретикул€рной формации и гипоталамуса.

    јмотивационный синдром, по ќ. Maller, включает нарушени€ побуждений, мотивации.

    јмотивационное мышление - про€вление в мыслительной де€тельности больных шизофренией более общих патогенетических механизмов (редукци€ энергетического потенциала, амотивационный синдром). ќтража€ сущность шизофрении как процессуального заболевани€, амотивационное мышление также характеризуетс€ процессуальной прогредиентностью, привод€щей в конце концов к глубокому исходному состо€нию, распаду мышлени€. ¬ чистом виде амотивационное мышление наиболее четко представлено при простой форме шизофрении и €вл€етс€ негативным, непродуктивным психическим расстройством, однако снижение уровн€ мотивации никогда не идет только путем количественного убывани€ функции. ѕри этом наблюдаютс€ дисгармонии личности, которые и обусловливают наличие таких выделенных клиницистами вариантов мышлени€, как аутистическое, резонерское, символическое, паралогическое.

    ќпределение шизофренического мышлени€ как амотивационного вовсе не умал€ет роли
    нарушений селективности информации в механизмах его протекани€. „астным вариантом такой информации €вл€етс€ и измененна€ актуализаци€ прошлого опыта. ћожно думать, что
    механизмы амотивации и нарушени€ селективности информации тесно взаимосв€заны.

    ѕервичную роль здесь играет механизм снижени€ уровн€ мотивации, нарушение избирательности информации €вл€етс€ его производным. ќ.  . “ихомиров (1969) прослеживает этот процесс, который может быть представлен трем€ звень€ми.

    ѕервое звено - нарушени€ мотивационной сферы. ќни неизбежно привод€т к нарушени€м личностного смысла. Ћичностный смысл - это то, что создает в норме пристрастность человеческого сознани€ и придает определенную значимость €влени€м, измен€ет в воспри€тии человека сущность, значение этих €влений (ј. Ќ. Ћеонтьев, 1975). ¬ыбор
    значимых дл€ человека признаков, предметов и €влений, т. е. селективность информации,
    определ€етс€ личностным смыслом, который эти предметы или €влени€ приобретают дл€ того или иного индивидуума. ” больных шизофренией личностный смысл предметов и €влений часто не совпадает с общеприн€тыми и обусловленными реальной ситуацией знани€ми человека о них. “аким образом, нарушени€ личностного смысла при шизофрении, при которых уравниваютс€ стандартные и нестандартные информативные признаки или даже последним отдаетс€ предпочтение, €вл€ютс€ вторым звеном психологического механизма расстройств мышлени€. ќни неизбежно ведут к возникновению третьего звена - собственно нарушений селективности информации. ћожно думать, что такое трехзвеньевое, или трехфакторное, представление о структуре шизофренического мышлени€ €вл€етс€ наиболее полным и соответствует клинико-психологическим наблюдени€м.

    Ќарушени€ мотивации, личностного смысла и селективности информации лежат в основе
    определенных клинических про€влений. — этим механизмом, по крайней мере с двум€ первыми его звень€ми, св€заны нарастающее эмоциональное снижение и изменени€ мышлени€
    диссоциативного типа. ћожно предполагать, что в зависимости от того, какое звено больше пострадало, в клинической картине шизофрении наблюдаетс€ больша€ выраженность того или иного типа расстройства мышлени€. Ќапример, с изменени€ми мотивации преимущественно св€зана апатическа€ редукци€ мышлени€. ѕреобладающа€ выраженность нарушений личностного смысла св€зана с расстройствами мышлени€, в основе которых лежит изменение личностной позиции больного (аутистическое и резонерское мышление). ¬ св€зи с нарушени€ми селективности информации отмечаетс€ паралогическое и символическое мышление, а в тех случа€х, когда можно думать о дополнительном участии фактора кататонически измененной психомоторики, мы наблюдаем разорванность мышлени€ и шизофазию. “акое разделение в известной мере условно, схематично, но точно так же нередко в клинической практике психиатры испытывают затруднени€ в однозначном определении синдрома расстройств мышлени€ и пользуютс€ такими определени€ми, как паралогически-символическое, аутистически-резонерское мышление и т. п.