¬ход   арта сайта
¬.ё. «авь€лов ЁЋ≈ћ≈Ќ“ј–Ќџ… ”„≈ЅЌ»  ƒ»јЌјЋ»«ј > ¬¬ќƒЌјя Ћ≈ ÷»я. Ћекци€ N 2

¬¬ќƒЌјя Ћ≈ ÷»я. Ћекци€ N 2

    "ѕредлагаю назначить нашего руководител€ управл€ющим демократией"
    Ќ. овальска€, участница тренинговой группы 31.10.98 г.ќмск.

    —оветска€ психотерапи€
    ѕсихотерапи€ - социально зависима€ область. “оталитарное общество не поощр€ло индивидуальные различи€, а стремилось создать унифицированного человека, судьба которого определ€лась бы спущенными сверху инструкци€ми и догмами. » психотерапи€ в этом обществе нужна была особа€: проста€, пон€тна€, материалистическа€ и легко тиражируема€.

    ¬ 1966 году в ћосковском ÷ентральном институте усовершенствовани€ врачей была открыта кафедра психотерапии. ≈е заведующим стал профессор ¬.≈. –ожнов.

    Ќа базе кафедры в последующем был сформирован ¬сесоюзный центр психотерапии.  афедра и центр занимались в основном гипнозом, аутогенной тренировкой, рациональной и групповой психотерапией.

    ÷ентру удалось сформировать у населени€ и даже у врачей представление, что в психотерапии нет ничего интересного и важного, кроме клинической психотерапии. ≈му удавалось не допускать в профессиональную среду информацию о множестве других методах психотерапии, получивших распространение в мире.

    ћосковска€ и Ћенинградска€ школы
    —ложивша€с€ школа психотерапии называлась ћосковской. ќна соответствовала заказу тоталитарного общества. ј такое общество в любой стране всегда подавл€ет разнообразие психотерапии. Ќесмотр€ на это, в недрах ћосковской школы складывались новые, авторские направлени€ психотерапии. Ќапример, развива€ концепцию эмоционально-стрессовой психотерапии, во ¬сесоюзном ÷ентре развивалась клиническа€ терапи€ духовной культуры.

    »ной точки зрени€ придерживались ученые, принадлежавшие к Ћенинградской школе психотерапии ћногие из них работали в Ќаучно-исследовательском психоневрологическом институте им ¬.Ќ Ѕехтерева и развивали идеи ¬ Ќ ћ€сищева. «десь избегали гипноза и занимались личностно-ориентированной психотерапией, причем как индивидуальной, так и групповой Ќа базе этой школы в последующем сложилс€ ¬сероссийский ‘едеральный научно-методический центр по психотерапии и медицинской психологии

     роме двух главных, официальных школ, развивались и другие направлени€ в психотерапии. —реди них в первую очередь "ћетод интенсивной психотерапевтической жизни" доктора ј ≈ јлексейчика из ¬ильнюса и "—пасительный круг" доктора ћ.Ќ ћалкина из Ќижнего Ќовгорода

    ѕрименительно к сегодн€шнему дню уже не точно говорить о ћосковской и —анкт-ѕетербургской школах психотерапии и в ћоскве, и в —анкт-ѕетербурге существует множество психотерапевтических начинаний, направлений, концепций, коллективов и групп.

    ћы живем в неверо€тное врем€, когда истори€ делаетс€ каждый день, пр€мо у нас на глазах и зачастую с нашим участием ¬ большой мере это касаетс€ и психотерапии. »з всех медицинских специальностей, зан€тых психическим здоровьем, психотерапи€ претерпела наибольшие изменени€

    ¬ведение врачебной специальности "ѕсихотерапи€"
    ќтсчет эпохи новейшей психотерапии в ———– можно начинать с 1985 года. ¬ этом году в результате усилий ¬сесоюзного центра по психотерапии был издан известный приказ є 750 ћинздрава ———– по психотерапии, в ———– впервые по€вилась специальность врача-психотерапевта

    ¬ышла в свет книга профессора Ѕ.ƒ  арвасарского "ѕсихотерапи€" ¬ нашей официальной, профессиональной литературе наконец-то по€вились описани€ современных западных методов психотерапии. » это было не огульно критическое описание, как раньше ¬ книге научно излагались концепции и подходы, приводились факты

    —пециалисты и общественность нашей страны начинают с восторгом знакомитьс€ с западными методами психотерапии “еперь это уже очное знакомство, знакомство из первых рук   нам приезжает целый р€д западных специалистов, среди которых и весьма известные Ѕолее того, многие наши профессионалы выезжают за рубеж

    Ќаше открытие мировой психотерапии
    Ќаиболее значительные €влени€ прошедших лет- разрушение системы здравоохранени€ ———– и освоение отечественными специалистами современных методов зарубежной психотерапии ¬ большей степени западной, в меньшей - восточной

    «а истекшие тринадцать лет произошли событи€, последстви€ которых таковы разочарование специалистов в отечественной психотерапии, бурное вторжение зарубежных, в основном западных, концепций, методик и техник; размежевание и автономное развитие специалистов республик, регионов, отдельных направлений психотерапии, выход психотерапии за рамки медицины; интерес к познанию психотерапии широких слоев профессионалов и парапрофессионалов, формирование негосударственных структур, зан€тых психотерапией, центров и общественных организаций в области психотерапии.

    Ќовый этап: приказ N 294 ћ« –‘ "ќ психиатрической и психотерапевтической помощи"
    30 окт€бр€ 1995 года вышел приказ N 294 ћинистерства здравоохранени€ –оссии "ќ психиатрической и психотерапевтической помощи". ќн по-новому определ€л роль и место отечественной психотерапии в здравоохранении ¬ нем, по сути дела, психотерапевт рассматриваетс€ как врач-психиатр.

    Ќо если, по свидетельству профессора ¬айса, в ‘едеративной –еспублике √ермании "психотерапи€ стала осью психиатрической терапии, вокруг которой группируютс€ соматотерапи€, социотерапи€ и реабилитационные программы", то у нас это привело к тому, что к психотерапии общество начало относитьс€ как к психиатрии. ѕравда, у психотерапии не было причин дл€ той социальной критики, которой подвергалась психиатри€. » пока тень "пороков" психиатрии не в полной мере легла на психотерапию.

    —ама же психотерапи€ была зан€та освоением новых методов и технологий.

    Ќаиболее интенсивно освоение новых методов началось в —ибири “ам отсутствовали сложившиес€ школы "советской психотерапии", да и административные ограничени€, по идеологическим мотивам, были менее последовательны. Ётот своеобразный взрыв на востоке страны характеризовалс€: демократичностью, экспансией во внеклиническую среду и интересом передовой интеллигенции к психотерапии; убеждением, что концепции €вл€ютс€ порождением своего времени, но многие техники психотерапии с ними не св€заны и даже прослеживаютс€ с древних времен; резким опережением практики по сравнению с теорией

    ¬ регионах без глубоких профессиональных традиций, без сковывающих профессиональных сообществ особенно €рко про€вл€лись увлечени€ новыми методами. ќни принимали характер моды, поветри€, болезни.

    “рансактный анализ и нейролингвистическое программирование
    ¬тора€ половина семидес€тых и восьмидес€тые годы открыли трансактный анализ Ёта мировоззренческа€ концепци€ в нашей стране пришла из диссидентского движени€ ѕредставители технической интеллигенции переводили и распростран€ли книги Ё. Ѕерна ќни, по пон€тным причинам, интересовались философской стороной концепции. ¬ последующем врачи и психологи увлеклись анализом взаимодействий как новой возможностью лечени€ психических расстройств и коррекции психологических проблем. ѕозже других профессионалов к трансактному анализу обратились педагоги.

    ¬ некоторых профессиональных кругах трансактный анализ занимал ведущее место среди заимствованных методов психотерапии до середины восьмидес€тых годов. ќн составил основу профессионального мировоззрени€ многих практикующих терапевтов, а в последующем и педагогов.   этому времени вы€вились не только многие его достоинства, но и недостатки.   недостаткам прежде всего относ€тс€ длительность анализа, важность глубокого личностного включени€ терапевта в работу, недостаточный набор специальных терапевтических техник, необходимость длительной профессиональной подготовки терапевта

    ¬прочем, в последние годы отмечаетс€ новый рост интереса к трансактному анализу, этому уже успевшему стать классическим подходу в психотерапии »нтересна его концепци€ детского развити€, понимание мира. —егодн€ на русский €зык переведены почти все классические работы “рансактный анализ представл€етс€ необходимой частью образовани€ терапевта, необходимым методом терапии и, наконец, мировоззрением специалистов, работающих в нашей стране. ¬ажно, что последователи концепции трансактного анализа охотно взаимодействуют со сторонниками других направлений терапии, даже критически настроенными и конкурентно активными ¬ дальнейших лекци€х мы подробно остановимс€ на теории и практике трансактного анализа

    ¬ середине восьмидес€тых годов специалисты, пытавшиес€ получить литературу по трансактному анализу, котора€ хранилась лишь в секретных спецхранах самых больших библиотек, наткнулись на работы по неиролингвистическому программированию (ЌЋѕ)

    — того дн€ до начала эпидемии ЌЋѕ прошло только два года. —толь короткое врем€ понадобилось дл€ освоени€ этого метода и перевода основных источников литературы.

    Ѕурна€ активность, энтузиазм и неверо€тна€ работоспособность группы молодых психотерапевтов и любителей в Ќовосибирске привели к быстрому распространению "мифа ЌЋѕ" и его техник в различных регионах страны. „ем меньше тот или иной регион имел традиций в области психотерапии, чем активнее внедр€лось ЌЋѕ, тем больший успех имел этот метод. ЌЋѕ безоговорочно и с энтузиазмом прин€ла значительна€ часть молодежи, начинающей свое образование по специальности, но мало кто из состо€вшихс€ профессионалов.

    ¬изиты в —Ўј, в страну основоположников и видных де€телей ЌЋѕ, резко увеличили попул€рность этого метода у нас ¬месте с тем они показали, что основанное на €зыковых, поведенческих и других культурных традици€х нейролингвистическое программирование в англо€зычных странах и странах русского €зыка - очень разные методы. » если там научные перспективы этого метода во многом исчерпаны, то у нас они обширны

    –еволюционный дух метода, жесткий критический подход к другим вариантам психотерапии, манипул€тивна€ направленность привели к определенной изол€ции специалистов по ЌЋѕ в субкультуре психотерапии. ƒа и сами специалисты развиваютс€, претерпева€ жестокие кризисы формировани€

    ѕротивопоставление ЌЋѕ другим методам психотерапии, его задиристость и критическа€ настроенность постепенно станов€тс€ второстепенными. ћногие приверженцы метода, ранее демонстрировавшие большой энтузиазм, сегодн€ создают свои авторские методики, включа€ в них и ЌЋѕ.

    — нашей точки зрени€, нейролингвистическое программирование - прекрасный метод скорой психотерапевтической помощи. Ќе только очень быстрый, но и очень эффективный. ѕосле оказани€ скорой помощи часть пациентов вовсе не нуждаетс€ в контактах с терапевтами, другим необходима терапи€ иными методами.

    “ер€ющее попул€рность ЌЋѕ было потеснено голотропным дыханием.  азалось, этот метод может вызвать новый бум и всеобщее увлечение. ќднако этого не произошло. ƒл€ см€гчени€ метода, с сохранением его эффективности, специалисты начали активно использовать "свободное дыхание", ребефинг. ћногие создают свои авторские программы на основе своего профессионального и личностного опыта.

    ƒругим методом, получившим достаточно широкое распространение, €вл€етс€ гештальт-терапи€. ” нас не было столь высокой волны увлечени€ гештальт-терапией, кака€ прослежена в «ападной ≈вропе, но данный подход достаточно быстро зан€л свою довольно обширную нишу.

    Ќадо отметить, что последние годы неуклонно растет попул€рность психотерапии по ћилтону Ёриксону, психодрамы, телесно ориентированной терапии. ¬новь становитс€ попул€рным психоанализ. ѕрезидент –оссии в 1996 году даже издал специальный указ о развитии психоанализа » особенно важно то, что на основе западных методов создаютс€ авторские подходы. ќдним из них €вл€етс€ созданный нами метод кристаллизации проблем. ќ нем будет прочитана специальна€ лекци€

    ќбраз ѕсихотерапии глазами жителей страны.
    ¬ последующие годы освоением новых методов активно зан€лись и государственные, и негосударственные учебные структуры по всей стране. ¬ числе методов, приобретших стабильную попул€рность можно назвать, гештальт-терапию, групп-анализ, нейролингвистическое программирование, психодраму, психосинтез, телесно ориентированную психотерапию, трансперсональную психотерапию, трансактный анализ, психоанализ

    ј в представлении широких слоев населени€ образ психотерапии, сложившийс€ в советскую эпоху и исчерпывавшийс€ гипнозом, в последнее дес€тилетие повсеместно дополнилс€ антиалкогольным кодированием, а в некоторых регионах еще и нейролингвистическим программированием

    «а истекшее дес€тилетие психотерапевтам не удалось сформировать полноценный рынок услуг в своей области ƒействительно, наиболее распространенные формы патологии эпохи - реакции адаптации на стресс, реактивные состо€ни€, неврозы, зависимости, психосоматические заболевани€. ј врачи эпохи- парапсихотерапевты (экстрасенсы, целители, колдуны). ѕо свидетельству директора ¬осточно-≈вропейского института психоанализа профессора ћ ћ. –ешетникова, объем денежных средств, проход€щий через парапсихотерапевтов, сравним с бюджетом всех учреждении системы ћинистерства здравоохранени€.

    ¬ажно отметить, что психотерапи€ оказалась не подготовленной дл€ работы в новых услови€х. Ќе готовыми оказались и кадры, и организационные структуры.

    ќбщественные организации в психотерапии - –ѕј и ѕѕЋ
    ¬ дев€ностые годы возникли новые общественные организации в области психотерапии ѕрежде только в ќбществе психиатров была —екци€ психотерапии. ƒа некоторые отдельные направлени€ психотерапии создавали свои сообщества —реди них можно назвать ¬сесоюзную ассоциацию трансактного анализа. јссоциацию эриксоновской психотерапии и нейролингвистического программировани€.

    ¬ 1994 году состо€лс€ учредительный съезд –оссийской ѕсихотерапевтической јссоциации (–ѕј).

    Ёта общественна€ организаци€ объединила врачей-психотерапевтов и некоторую часть медицинских психологов большинства регионов –оссийской ‘едерации. ќна очень тесно сотрудничает с ¬сероссийским центром психотерапии ћинистерства здравоохранени€ –оссии. ”частвует в разработке приказов и других методических материалов ћинистерства здравоохранени€. –азвивает сотрудничество с зарубежными партнерами. јктивно занимаетс€ научно-исследовательской и педагогической работой.

    –ѕј несомненно €вл€етс€ наиболее крупным в –оссии общественным объединением врачей-психотерапевтов, тесно св€занным, а часто и слитым с государством.

    ¬торой заметной общественной структурой €вл€етс€ открыта€ в 1996 году ѕрофессиональна€ ѕсихотерапевтическа€ Ћига (ѕѕЋ). ќна объедин€ет специалистов в области психотерапии. „леном лиги может стать каждый, кто использует психотерапию в своей профессиональной де€тельности. ѕѕЋ входит в ≈вропейскую јссоциацию ѕсихотерапии (≈јѕ). ќна €вл€етс€ зонтичной организацией (единственным официальным представителем) ≈јѕ на территории –оссии.
    ќсновные направлени€ де€тельности ѕѕЋ:

    раздел€ет положени€ —трасбургской декларации по психотерапии. ј значит, признает психотерапию отдельной, самосто€тельной профессией
    содействует развитию и поддержанию творческих и деловых отношений внутри лиги, с другими лицами и организаци€ми, с зарубежными партнерами и международными организаци€ми.
    занимаетс€ научными исследовани€ми в области психотерапии. —обирает и обобщает опыт научно-практических разработок в области психотерапии, в том числе полученный членами ѕѕЋ. ќрганизует съезды, конференции, семинары в –оссии и за рубежом. «ащищает профессиональные интересы членов ѕѕЋ. ѕредпринимает усили€ по распространению цивилизованной психотерапии.
    пропагандирует психотерапию, в том числе в средствах массовой информации.
    содействует формированию в обществе цивилизованного рынка услуг в области психотерапии. —оздает рабочие места дл€ психотерапевтов. «анимаетс€ издательской де€тельностью и распространением профессиональных изданий. »здает библиотеку психологии и психотерапии.
    занимаетс€ образовательной де€тельностью в области психотерапии и смежных областей. –еализует большие образовательные проекты с сертификатами ѕѕЋ, сертификатами ≈вропейской јссоциации ѕсихотерапии, сертификатами супервизоров ѕѕЋ. ѕроводит обучение специалистов в регионах, в ћоскве, за рубежом. ≈вропейские сертификаты психотерапевта выдаютс€ через ѕѕЋ.
    объедин€ет усили€ ведущих российских и зарубежных специалистов в области образовани€. ѕубликует перечень учреждений и отдельных профессионалов, признаваемых ѕѕЋ компетентными дл€ реализации образовательных программ ѕѕЋ.
    объедин€ет специалистов, профессиональные группы и общественные организации.
    ¬нутри ѕѕЋ ее члены объедин€ютс€ по интересам к отдельным направлени€м психотерапии и в секции по професси€м.

    оценивает вклад организаций и отдельных де€телей в развитие психотерапии, в сохранение и развитие психологического здоровь€ и награждает их медал€ми и дипломами ѕѕЋ. ѕо данным направлени€м ввод€тс€ номинации: "—пециалист года", "ќрганизаци€ года".
    —редства ѕѕЋ формируютс€ из вступительных и членских взносов, добровольных и целевых взносов, доходов от образовательной и возможной предпринимательской де€тельности.

    ѕѕЋ и –ѕј имеют значительные отличи€. ÷ели и задачи обеих общественных организаций во многом совпадают. ј вот пути достижени€ их значительно розн€тс€. –ѕј стремитс€ достичь поставленных целей, двига€сь сверху вниз по социальной лестнице ѕѕЋ совершает обратный путь - снизу вверх.

    ѕервый подход можно назвать государственным ¬торой - персональным, или личностным

    √осударственный подход предполагает примат интересов государства над личностью. –азрабатываютс€ различного рода документы, регламентирующие де€тельность профессионалов и развитие профессии в обществе ƒанные документы внедр€ютс€ через государственную властную вертикаль Ёто позвол€ет упор€дочить профессиональную де€тельность специалистов ќказывать на них вли€ние по государственным каналам

    ѕри втором, персональном подходе прежде всего учитываютс€ интересы каждой отдельной личности специалиста Ћичность готовитс€ таким образом, чтобы она могла адаптироватьс€ в услови€х нестабильного государства ¬се подходы и формирующие программы внедр€ютс€ через отдельно вз€тых профессионалов. » если подразумеваетс€, что "государственники" берут на себ€ ответственность за действи€ государства, то "персональщики" должны отвечать за отдельных подготовленных ими профессионалов "√осударственники", начина€ возведение здани€, главное значение придают проекту и строительству крыши, тогда как "персональщики" - отдельным, добротным элементам будущего здани€: кирпичам, трубам, другим конструкци€м, которые будут пригодны и необходимы при строительстве разных зданий  роме названных организаций, во многих республиках, кра€х и област€х возникают региональные общественные организации »х может быть несколько ќдна может объедин€ть врачей-психотерапевтов, друга€ - психологов

    ¬озможны организации по направлени€м психотерапии »звестны объединени€ гипнологов, специалистов в области трансактного анализа, нейролингвистического программи ровани€, арт-терапии и другие Ёто небольшие объединени€ с коротким периодом активной жизни и низким уровнем юридической защищенности

    ¬ажно отметить, что ѕѕЋ стремитс€ к сотрудничеству со всеми объединени€ми психотерапевтов.

    ѕервый этап новейшей истории психотерапии, переходный от советского к современному, постсоветскому периоду, длилс€ двенадцать лет. ќн завершилс€ в 1998 году II съездом –оссийской психотерапевтической ассоциации и изданием "ѕсихотерапевтической энциклопедии" под редакцией профессора Ѕ.ƒ.  арвасарского. Ёто уникальное, первое в российской и мировой практике издание. ќно посв€щено российским психотерапевтам, описывает состо€ние отечественной психотерапии и наше понимание истории и состо€ние мировой психотерапии. «авершением первого этапа была и учредительна€ конференци€ с правами съезда ѕрофессиональной ѕсихотерапевтической Ћиги.

    ¬торой этап современной психотерапии в –оссии
    Ётот этап характеризуетс€: заметным снижением интереса к ней со стороны врачей и парапрофессионалов, некоторым разочарованием специалистов в эффективности западных подходов в наших услови€х; возобновлением интереса к отечественным теори€м и методам психотерапии; развитием отечественных школ психотерапии; стремлением профессионалов к консолидации; началом формировани€ цивилизованного рынка услуг в области психотерапии в обществе, формированием партнерских отношений психотерапии с психиатрией, наркологией, с другими смежными област€ми медицины, а также с психологией и педагогикой.

    —нижение интереса обусловлено как насыщением психотерапевтической информацией, так и иными открывшимис€ за рамками психотерапии возможност€ми воздействи€ на психику.

    ћеханическое перенесение западных подходов в наши услови€ привело к разочарованию в их эффективности. ¬месте с тем адаптаци€ р€да методов приводит к их укоренению в нашей культуре. ¬озобновл€етс€ интерес к отечественным концепци€м и практикам психотерапии. ќсобенно таким, которые учитывают зарубежные достижени€. ¬ызвано это тем, что они адаптированы к менталитету советского человека ј он мен€етс€ очень медленно. ѕроцесс изменени€ будет происходить на прот€жении нескольких поколений.

    —вобода получени€ информации, публикаций, практики приводит к формированию р€да школ в различных регионах постсоветского пространства. »м предстоит длительное выживание в услови€х жесткой конкуренции с уже сформировавшими и зан€вшими свои ниши концепци€ми и методами.

    —воего решени€ ждет и проблема использовани€ лекарств, в частности при тех формах патологии, где доминирующим лечением традиционно €вл€етс€ психотерапи€. —егодн€ здесь преобладают крайние подходы. ќдни врачи используют только психотерапию, совершенно отказавшись от лекарств. ƒругие используют только лекарства, полностью игнориру€ психотерапию. ¬ первом случае лечение становитс€ весьма трудоемким и длительным. ¬о втором, когда больные пресыщаютс€ транквилизаторами, антидепрессантами и нейролептиками, лечение неэффективно. ќно часто протекает с осложнени€ми и побочными действи€ми от препаратов, да и дорого стоит.

    ¬ажно сбалансированное лечение с минимальным использованием лекарственных средств. ќсобый интерес здесь вызывают биологически активные добавки. ѕо нашим данным, они особо эффективны в сочетании с психотерапией и редко имеют побочные действи€, ограничивающиес€ аллергическими реакци€ми. ѕсихотерапи€ в этих ситуаци€х позвол€ет мобилизовать ресурсы организма. ѕозвол€ет сконцентрировать их на процессе саногенеза. ѕодробно на использовании биологически активных добавок мы остановимс€ в лекци€х, касающихс€ помощи при зависимост€х и психосоматических расстройствах.

    —тремление профессионалов к консолидации вызвано осознанием общих интересов, необходимостью выживани€ в медицинской среде и конкуренции с непрофессионалами.

    «десь обнаружились два подхода.  роме традиционно конкурентных отношений, набирает силу стремление психотерапевтов инкорпорировать в свои р€ды лучших парапрофессионалов. Ќа II съезде –оссийской ѕсихотерапевтической јссоциации в июне 1998 года была подтверждена позици€, согласно которой –ѕј занимаетс€ психотерапией как областью врачебной практики и объедин€ет наиболее подготовленных психотерапевтов, генетически св€занных с психиатрией. —о своей стороны, ѕрофессиональна€ ѕсихотерапевтическа€ Ћига рассматривает психотерапию как отдельную гуманитарную профессию. ѕсихотерапевтами смогут стать лучшие из тех, кто сейчас €вл€етс€ парапрофессионалом. ƒл€ этого им необходимо получить специальное образование по программе ≈вропейского сертификата психотерапевта.

    ќба данных подхода наход€т свое отражение и на международном уровне, их параллельное развитие двух подходов в психотерапии составит основное своеобразие второго этапа новейшей истории психотерапии.

    ¬ажно также, чтобы в области психотерапии создавались и активно функционировали общественные организации с различными парадигмами психотерапии. Ќасто€тельной необходимостью представл€етс€ и широкое вхождение отечественной психотерапии в международные профессиональные сообщества.

    ќбъединение профессионалов само по себе уже создает услови€ дл€ зарождени€ рынка услуг. ¬месте с тем формирование такого рынка - процесс, несомненно, длительный. », что особенно важно, в современных услови€х только профессиональные объединени€ способны развивать такой рынок в обществе.

    Ќам предстоит больша€ просветительска€ и образовательна€ работа по формированию достойного образа психотерапии в обществе. «десь можно выделить три основных уровн€ работы: дл€ всего общества; дл€ тех, кто работает с людьми; дл€ профессионалов в области психотерапии.

    » хот€ услови€ жизни и работы в нашей стране мен€ютс€ так быстро, что единственной посто€нной характеристикой нашего времени €вл€ютс€ посто€нные изменени€, второе дес€тилетие развити€ современной психотерапии, несомненно, принесет свои особые плоды, даст незаур€дные результаты. Ёто делает оптимистической оценку насто€щего и ближайшего будущего. Ќашим представлени€м об этом посв€щена заключительна€ лекци€ данной книги.